Урок географии по теме Гидросфера Земли

Гидросфера Земли
Программа Начальный курс географии Герасимова Т. Г., Неклюкова Н. П. – М.: Дрофа, 2002.
28 урок
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о водной оболочке Земли, ввести понятия: гидросфера, Мировой океан, моря, заливы, проливы; развивать умения работать с картой; формировать умение составлять характеристику географического положения моря с использованием карт атласа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Научно-методическое содержание урока. Гидросфера – водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши (поверхностные и подземные). Мировой океан разделен на 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Моря, заливы, проливы – части Мирового океана. Моря внутренние и окраинные.
Ведущие понятия: гидросфера, Мировой океан, океаны, моря, заливы, проливы.
Геономенклатура: моря: Балтийское, Берингово, Красное, Баренцево, Карское, Лаптевых, Чукотское, Восточно-Сибирское, Японское, Средиземное, Черное, Мраморное;
Заливы: Финский, Мексиканский;
Проливы: Магелланов, Гибралтарский.
Технологическая карта урока
Тема, класс, программа, тип урока, оборудование
Предметно-информационная составляющая образованности
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности
Ценностно-ориентационная составляющая образованности
Продуктивная деятельность

Гидросфера Земли
Программа Начальный курс географии Герасимова Т. Г., Неклюкова Н. П. – М.: Дрофа, 2002.
28 урок
Тип урока: урок изучения нового материала. Геономенклатура: моря: Балтийское, Берингово, Красное, Баренцево, Карское, Лаптевых, Чукотское, Восточно-Сибирское, Японское, Средиземное, Черное, Мраморное;
Заливы: Финский, Мексиканский;
Проливы: Магелланов, Гибралтарский.
представлений о водной оболочке Земли, ввести понятия: гидросфера, Мировой океан, моря, заливы, проливы; Гидросфера – водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши (поверхностные и подземные). Мировой океан разделен на 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Моря, заливы, проливы – части Мирового океана. Моря внутренние и окраинные.
Ведущие понятия: гидросфера, Мировой океан, океаны, моря, заливы, проливы.
развивать умения работать с картой; формировать умение составлять характеристику географического положения моря с использованием карт атласа.
Осознание значения воды на Земле, природосообразного использования водных ресурсов
работать с картой; характеристика географического положения моря с использованием карт атласа.
В тетради записаны основные понятия. Построена круговая диаграмма соотношения основных частей гидросферы.
На контурной карте обозначена географическая номенклатура


Этап урока
Организационно-технологический блок
Деятельность учителя
Деятельность учащихся.

1 Организационный
Организация деятельности детей, проверка готовности к уроку, ознакомление детей с целью урока. Словесные методы
Учитель организует деятельность детей
Концентрируют внимание на изучаемом материале

2. Изучение нового материала с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

































Первичное закрепление новых знаний и умений






Практическое задание с использованием[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
представлений о водной оболочке Земли, ввести понятия: гидросфера, Мировой океан, моря, заливы, проливы; Гидросфера – водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши (поверхностные и подземные). Мировой океан разделен на 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Моря, заливы, проливы – части Мирового океана. Моря внутренние и окраинные.
Словесные методы, демонстрация карт, практическая работа.
Учитель вводит понятие гидросфера. Гидросфера – водная оболочка Земли. Используя знания детей о гидросфере, полученные в 5 классе, и опираясь на конспект схему 5 класса делается вывод о том, что Мировой океан главная часть гидросферы. В 5 классе в курсе природоведения изучалось понятие гидросфера и говорилось о составных частях гидросферы. Составлялась схема: 96% Мировой океан; 2 % ледники; 2 % подземные воды; 0,2 % поверхностные воды используемые человеком и вода в атмосфере.
Из за того, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в непрерывной связи.
Мировой океан состоит из 4 океанов. Каких?

А также более мелких их частей: морях, заливах, проливах. На карте показываются примеры морей. Моря бывают внутренние и окраинные.
Чем они отличаются?

Что такое гидросфера? Из каких частей она состоит? Какая часть гидросферы является главной? Из каких частей состоит Мировой океан? Назовите океан у которого все границы южные. Чем отличаются внутринние моря от окраинных?
В контурной карте: на карте полушарий обозначить указанную номенклатуру. К учащимся испытывающим затруднения учитель подходит индивидуально.
Проложите маршрут кругосветного путешествия так, чтобы оно проходило через все океаны.
Нанесите на контурную карту границы всех океанов. Обозначьте границы выделяемого некоторыми учеными Южного океана.
Составьте описание одного из океанов




Составьте описание одного из морей


Актуализируют знания полученные в 5 классе, записывают определение гидросферы в тетрадь. Совместно с учителем формируют вывод.













Вспоминают круговорот воды в природе. Делают рисунок в тетради.



Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский
Следят по карте за рассказом учителя. Определения записывают в тетрадь.
Находят отличительные признаки.


Отвечают на вопросы в быстром темпе.






Выполняют задание используя атлас, карту на доске, список номенклатуры.












1. Географическое положение.
2. Размеры.
3. Преобладающие глубины.
4. Максимальная глубина.
5. Виды хозяйственной деятельности людей в океане
1. К какому океану относится.
2. В какой части океана находится, между какими меридианами и параллелями.
3. В каком направлении вытянуто, на сколько километров.
4. Берега каких материков омывает.
5. Острова и полуострова.
6. Какими проливами соединены с океаном или другими морями
7. Преобладающая и максимальная глубина.

3. Домашнее задание
Закрепление знаний полученных на уроке
Параграф 23. с 68 учебника.
Записывают домашнее задание в дневник.


На заметку учителя (дополнительные сведения) – экологизация курса.
С ТРЕВОГОЙ О ВОДЕ
Один из парадоксов нашей жизни заключается в том, что люди проявляют самое варварское отношение к тому минералу, который более всего нужен для жизни к воде. Без неё невозможны никакие жизненные процессы. Человек чрезвычайно остро ощущает нарушение водного баланса: потеря влаги на 68% от веса тела вызывает тяжёлое состояние, близкое к обморочному. Потеря 10% влаги вызывает психическое расстройство, галлюцинации, нарушение глотательного рефлекса (у больного густеет кровь, и сердце, будучи не в силах проталкивать её по сосудам, останавливается). Где мало воды на многие тысячи километров протянулись степи, а там, где её нет царит пустыня.
Нет такой отрасли хозяйства, которая могла бы функционировать без воды. Незаменима она и в быту. Без неё не мыслимы приготовление пищи, личная гигиена. В населённых пунктах вода главный санитар, который удаляет нечистоты, очищает улицы от пыли и грязи. Благодаря своим свойствам вода универсальна. Она непременный участник всех технологических процессов, наиболее надёжный и дешёвый теплоноситель, ею греют, но ею же и охлаждают. Вода источник энергии и переносчик грузов.
Широкая гладь озёр и водохранилищ, спокойное течение реки, волнующееся море, ледники горных долин, ослепительные снежные вершины гор не будь их, насколько бы обеднел лик Земли.
И как это ни печально, люди делают немало, чтобы уничтожить это чудо природы.
Многим знакома такая картина: дети, собирая всё, что попадётся под руку, бросают в воду. И никто их не останавливает. Когда они подрастают и становятся взрослыми, в воду уже летят не палки и не камни, а автомобильные покрышки и всякая рухлядь. Ну а те, кто стоит во главе заводов, фабрик и других предприятий, стараются сбросить в воду все отходы своего производства. И никто в это время не думает о том, что вода не только среда жизни для рыб и водных животных, но и непременное условие сохранения жизни на Земле.
Мы пытаемся узнать о многих жизненных причудах, а вот об основе жизни на земле воде и экологии подавляющее большинство людей практически не имеют элементарного понятия. Тратятся миллиарды рублей на строительство водохранилищ, каналов, сомнительных скоростных дорог, но не находится несколько сотен или хотя бы десятков тысяч рублей на просвещение и образование народа в области экологии.
Наше отношение кН20
Во все времена люди использовали реки, озёра и моря для сброса в них сточных вод. И практически повсеместно до начала XX века это не вызывало особого беспокойства. Солнце, воздух и растворённый в воде кислород обеспечивали самоочищение водоёмов. Ещё несколько десятилетий назад можно было наблюдать, как загрязнённые воды через 2030 км от какого-нибудь города становились чистыми и пригодными для нужд человека. Однако те времена, когда объём загрязнений был сравнительно невелик и водоёмы с ним успешно справлялись, к сожалению, канули в вечность. Рост многомиллионных городов, бурное развитие промышленности, энергетики, водного транспорта, увеличение добычи различных ископаемых, рост орошаемого земледелия привели к загрязнению не только ручьёв, небольшие рек и озёр, но и морей и даже океанов. При жизни нынешнего поколения людей исчезла иллюзия о неисчерпаемости водных ресурсов на планете Земля. Самоочистительная способность водоёмов оказалась не в состоянии перерабатывать все сброшенные в них сточные воды. Такие крупные водные артерии, как Рейн, Сена, Темза, Тибр, Миссисипи и многие другие, превратились в сточные канавы. В угрожающем положении оказались некоторые участки Волги, Днепра и больших озёр нашей страны. Стало ясно, что всякое дальнейшее промедление подобно смерти, и настал час решительных действий.
Источники загрязнения
Крупнейшие индустриальные страны мира весьма своеобразно подошли к наведению порядка на внутренних водоёмах. С одной стороны они разработали ряд мероприятий и вложили крупные средства для предотвращения или ликвидации загрязнений своих водоёмов, с другой стали переводить наиболее вредные предприятия в развивающиеся страны. Это помогло улучшить ситуацию, но никоим образом не разрешило проблему в целом, так как началось катастрофическое загрязнение рек в странах третьего мира, а следовательно, и Мирового океана.
Основными виновниками этого являются предприятия топливно-энергетического комплекса, металлургии, химии и нефтехимической, лесной и бумажной, легкой и пищевой промышленности а также сельскохозяйственное производство. В водоёмы поступают нефтепродукты, фенолы, соединения железа, сульфатов, хлоридов. С сельскохозяйственных угодий значительное количество соединений фосфора, азота и ядохимикатов.
Использование населением Средней Азии некачественной воды явилось главной причиной того, что заболеваемость брюшным тифом сегодня превышает российские показатели в Таджикистане в 15 раз, в Туркменистане в 10, в Узбекистане в 3-4 раза.
Доля промышленности и предприятий коммунального хозяйства в загрязнении водных объектов России составляет около 7080%. Наиболее распространённым и повсеместным источником опасности являются нефтепродукты. Например, одна тонна нефти, попадая в водоём, растекается по поверхности, равной 12 км2. Особенно сильные бедствия народное хозяйство терпит во время различных аварий, при добыче и транспортировке нефти.
Тепловые и атомные электростанции, потребляющие огромные количества воды, сбрасывают её в сильно подогретом виде. Это приводит к нарушению термического, гидрохимического и гидробиологического режимов.
Существенным, а в ряде регионов и основным источником загрязнения внутренних водоёмов являются коммунальные стоки. В их составе, наряду с фекальными водами, содержится много вредных соединений, сбрасываемых предприятиями пищевой промышленности, автомобильного транспорта, общественного питания, торговли. Они опасны тем, что содержат особо опасные для здоровья человека яйца гельминтов, а также болезнетворные микробы и вирусы. Помимо этого стекает значительное количество нефти, органических и других специфических продуктов.
В отличие от бытовых и промышленных ливневые стоки не подвергаются очистке и несут в водоёмы все загрязнения с городских территорий, особенно в периоды весеннего снеготаяния, интенсивных и продолжительных дождей.
Крупнейшим источником поступления в реки и водоёмы загрязняющих веществ является поверхностный сток с сельскохозяйственных угодий. Здесь можно встретить частицы почвы, органические вещества (гумус), удобрения, пестициды, вредные микроорганизмы. Из внесённых на склоновые земли удобрений вымывается до 20% азота, 25% фосфора и 1070% калия. Поскольку стоки с полей невозможно пропустить через очистные сооружения, опасность загрязнения вод удобрениями и пестицидами трудно переоценить.
Животноводческие комплексы и фермы. Они, как правило, располагаются на берегах водоёмов и при отсутствии жижесборников и навозохранилищ их отходы смываются дождями или же просто спускаются в воду. Ежегодно сбрасывается примерно 1 млрд. отходов, что соответствует по степени загрязнённости бытовых вод от городов с суммарной численностью населения около 300 млн. человек.
Немало наносит вреда и водный транспорт. Очень часто нефть попадает в водоёмы при её перевозке танкерами. Аварии на реках и морях приводят к неисчислимым бедствиям, губят флору и фауну, нарушают условия водоснабжения населённых пунктов и выводят из строя пляжи.
Многие реки, преимущественно в северной части нашей страны, загрязняются при сплаве леса, особенно молевом. До 10% брёвен тонут, древесина, медленно разлагаясь, поглощает кислород и отравляет воду фонолами и другими вредными веществами. Рыбному хозяйству такой сплав приносит колоссальный ущерб.
Не менее губительны загрязнения атмосферы. Газообразные выбросы, растворяясь во влажном воздухе, выпадают на поверхность земли в виде кислотных дождей (иногда на расстоянии многих сотен километров от мест их зарождения). От них особенно сильно страдают озёра и леса. Многие водоёмы становятся мёртвыми.
И, наконец, гидротехнические сооружения. За регулирование стока рек и создание водохранилищ привело к существенному замедлению водообмена. Так, его скорость на Волге уменьшилась примерно в 10 раз. А это явилось одной из причин массового развития сине-зелёных водорослей, так называемого "цветения воды", что наносит значительный ущерб населению и хозяйству, поскольку нарушает условия водоснабжения, вызывает замор рыбы, загрязняет воду в районах пляжей.
Обеспечение безопасности водопользования
В водном законодательстве Российской федерации в основе наиболее распространённых гигиенических критериев качества воды лежат следующие требования:
вода, используемая населением для питьевых и других целей, должна соответствовать физиологическим потребностям человека по органолептическим свойствам (запах, привкус, окраска) и солевому составу; быть безвредной и безопасной при её использовании.
Охрана водных ресурсов от загрязнения это проблема, решение которой связано с большими трудностями как в научно-техническом, так и в организационном и финансовом плане.
В России первые указы об охране воды были изданы Петром I. Людям, засорявшим воды р. Невы и других рек Петербурга грозила ссылка на каторжные работы. В 1719 году был издан указ, согласно которому за один сброс балласта с кораблей виновные подвергались штрафу, повторная провинность вела к конфискации корабля.
Охране вод законодатели уделяли внимание и в последующие годы. Так, в семидесятых и восьмидесятых годах XX столетия был принят ряд постановлений об охране Волги и Урала, Каспия, Байкала, Азовско-Черноморского и Балтийского бассейнов. Их суть заключалась в запрете сброса сточных вод, уменьшении количества вредных веществ, создании водоохранных зон, очистке сточных вод, интенсификации процессов самоочищения в водоёмах.
Однако положение остаётся тяжёлым. Поэтому вполне оправдано то большое значение, которое в наши дни придаётся разработке и внедрению эффективных методов очистки сточных вод, а также обезвреживанию водопроводной воды.
Наиболее совершенные очистные сооружения обеспечивают освобождение сточных вод от органических загрязнений только на 85 90% и лишь в отдельных случаях на 95%, поэтому и после очистки необходимо 6 12 кратное, а в ряде случае и большее разбавление их чистой водой для сохранения нормальной жизнедеятельности водных экосистем.
Какой же выход? Надо создавать предприятия с замкнутым циклом. Они должны многократно использовать воду и сами очищать её от загрязняющих веществ. В промышленности водооборот составляет около 75% от общего потребления воды. В чёрной металлургии, нефтепереработке и нефтехимии свыше 80%. В коммунальном хозяйстве страны в обозримой перспективе объём коммунально-бытовых сточных вод возрастёт в 7-8 раз, поэтому вовлечение их в оборотное водоснабжение как для технического водоснабжения промышленных предприятий, так и для коммунальных целей становится важной водохозяйственной проблемой.
В сельском хозяйстве требуется ускорить проведение противоэрозионных мероприятий, создать пестициды, которые бы разлагались в течение 13 недель без сохранения ядовитых остатков в культуре. До решения же этих вопросов необходимо ограничить сельскохозяйственное использование прибрежных зон вдоль водотоков или не применять на них пестициды.
Для защиты от загрязнения надо принять следующие меры: ввести плату за сброс сточных вод; создать комплексные схемы водопотребления, водоотведения и очистки сточных вод;
установить автоматизированный контроль за качеством воды.
На большие возможности государств в этой области указывают работы по очистке Великих озёр в США и Рейна в Германии. Так, например, антропогенный пресс на Рейн в конце 60-х начале 70-х годов нашего столетия был таков, что река превратилась в сточную канаву. Её нередко называли "романтической клоакой Европы". В течение последних 20 лет благодаря целеустремлённым действиям, в первую очередь, инженеров, а также значительным капиталовложениям удалось настолько улучшить качество воды, что Рейн из отрицательного символа превратился в положительный. Существенное улучшение качества воды привело к тому, что число видов мелких животных за эти годы возросло с 27 до 88. Произошло заметное качественное улучшение рыбного стада.
Сбрасывание нечистот в воду, которую мы используем для питья, приготовления пищи, личной гигиены, не назовёшь иначе, как чудовищной дикостью. И если мы всем миром в самое ближайшее время не поймём этого и не покончим с этой дикостью, то она покончит с нами.



о воде.pptу