Проект урока географии по развитию универсальных учебных действий обучающихся с использованием исследовательской деятельности для 8 класса по теме: «Географическое положение России»


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГБОУ ДПО «Институт развития образования Свердловской области»
Кафедра естественнонаучного и математического образования
Проект урока географии по развитию универсальных учебных действий обучающихся с использованием исследовательской деятельности для 8 класса по теме: «Географическое положение России»
Вариативный модуль «Подготовка педагогов к сопровождению исследовательской и проектной деятельности обучающихся в процессе реализации ФГОС» (108 ч.)
Составитель:
учитель географии
МКОУ ООШ №40
Гафурова Э.Р.
Екатеринбург, 2012
Пояснительная записка
Актуальность темы связана с переменами, происходящими в современном обществе, требующими ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающими государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Цель: Разработка конструкта урока по географии, в соответствии с ФГОС
Задачи:
Познакомиться с нормативными документами ФГОС
Разработать конструкт урока по географии на тему: Географическое положение России
Организовать деятельность учащихся в соответствии ФГОС ООО
Предполагаемый результат: сформированное представление о разработке конструкта урока по географии, разработка конструкта по теме урока
Тема: Географическое положение России
Класс: 8
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
1.Образовательная: способствовать формированию представления о физико-географическом положении России, познакомить учащихся с историей открытия и исследования территории;
2. Развивающая: формирование умений характеризовать физико-географическое положение по типовому плану, устанавливать причинно- следственные связи, решать проблемные задачи, продолжить формирование умения работать с картами;
3.Воспитательная: учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации, развивать навыки работы в коллективе, в парах.
УМК:
-учебник: В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе «География России» 8-9 класс, 1-ая книга, М.: Дрофа; 2010 г..- атлас: География России 8-9 кл. - М.: Дрофа; 2012.
- рабочая тетрадь: География России.8 кл./В.И. Сиротин.-М.: Дрофа; 2012.
Оборудование:
- настенные карты: физическая карта мира, физическая карта России
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения характеризовать природные комплексы.
Метапредметные:
Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений, в частности умения характеризовать природные комплексы.
УУД:
Развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, презентацию с помощью ТС и ИТ;
Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.
Предметные:
Формирование представления об особенностях географического положения России;
Развитие умений работы с географической картой и использования карты как одного из «языков» общения;
Формирование навыков нахождения, использования и презентации географической информации.
Этапы урока Деятельность учителя Виды деятельности учащихся Результат
познавательная коммуникативная регулятивная 1.Организационный момент Проверяется готовность учащихся Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место 2.Изучение нового материала.
Чтение наизусть учителем отрывка стихотворения «Россия»
Задается проблемный вопрос:
Почему Россия территория контрастов? Чем можно определить природные особенности территории?
Корректирует тему и цели урока. Анализируют,
доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Решают проблемную ситуацию
Строят речевые высказывания Исследуют условия учебной задачи
Формулируют тему и цели урока
Запись учащимися темы урока в тетради
3.Сообщение нового материала -Рассказ учителя о территории России Добавляют известные факты 4.Выполнение практической работы
-Беседа с учащимися по вопросам
-Организация работы с атласами
-Практическая работа: «Определение ГП России»
- Подведение итогов пр. работы
Работают с атласом по определению ГП.
Обобщают полученные знания
Отвечают на поставленные вопросы
Дополняют ответы товарищей
Управляют своей деятельностью
Осуществляют самоконтроль
Заполнение рабочего листа
5. Изучение истории исследования территории - Рассказ об истории исследования территории
- Организация работы в группах
- Контролирует работу учащихся в группах - Рассказ об истории исследования территории
Работа в парах по заполнению таблицы – навык сотрудничества
Инициативность в заполнении таблицы Заполненная учащимся таблица по своему исследованию
6. Стадия осмысления
Организует объединение результатов работы выполненной на уроке.
Вернемся к началу урока, к вопросу «Почему Россия территория контрастов?» Можем ли мы дать конечный ответ? Мы продолжим изучение природы материка и только тогда сможем объяснить это высказывание. Дополняют знания по отчетам других групп.
Слушают, записывают Слушают отчеты товарищей
Рефлексия своих действий Заполненная учащимся таблица
IV. Закрепление нового материала Учитель совместно с учащимися делает вывод о географическом положении России Выполняют логические операции: сравнивают и обобщают Контролируют и корректируют ответы товарищей Заполненный рабочий лист
V.Итог урока
1.Саморефлексия
2. Домашнее задание Диалоговое общение
(методика незаконченное предложение: сегодня я узнал, что …, мне больше всего понравилось)
Объяснение домашнего задания
Учащиеся по цепочке продолжают предложение
Рефлексия своих действий
Учащиеся записывают домашнее задание