Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения как основа формирования коммуникативной компетенции младших школьников
Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №19 г.Белгорода имени В.М.Казанцева
Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения как основа формирования коммуникативной компетенции младших школьников
Обобщение опыта работы
Учителя высшей квалификационной категории
Тихоновой Светланы Николаевны
Белгород
2010
Содержание
1.Информация об опыте . ..15
2.Технология опыта 8-18
З.Результативность опыта ..19-20
4,Библиографический список ..21
5.Приложение к опыту.22
Тихонова Светлана Николаевна
1 Информация об опыте
1.IФормулирование темы опыта
Система уроков русского языка и литературного чтения одна из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников, помогающие развивать речь учащихся. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников
Все это обусловливает выбранная нами тема: «Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения как основа формирования коммуникативной компетенции младших школьников».
1.2 Условия возникновения и становления опыта
Возникновение опыта связано с тем, что работая на протяжении двадцати лет учителем начальных классов, мы знаем, с каким трудом детям дается
чтение и письмо, как плохо они понимают прочитанное, особенно научно- популярные тексты. Знаем, что они не умеют слушать, следить за мыслью говорящего, выделять в высказывании главную информацию. Знаем, как несовершенна их собственная устная и письменная речь.
Автора опыта заинтересовала проблема развития речи младших
школьников, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма). Так возникла идея о повышении уровня речевого развития
младших школьников, об усовершенствовании их речевых умений и навыков
во всех четырёх видах речевой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения.
Тихонова Светлана Николаевна
1.3 Актуальность опыта
Актуальность опыта состоит в формировании у учащихся начальной
школы основ коммуникативной компетенции.
Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).
Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции это уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
владеть способами совместной деятельности в группе, приемаiи действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
создавать и воспринимать тексты продукты речевой деятельности. Дети 68 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства. ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослым. В то же время именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения
коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Таким образом, налицо противоречие между потребностью общества в коммуникативно-компетентных личностях, способных к самоадаптации и самореализации в социуме, и недостаточным вниманием к формированию
Тихонова Светлана Николаевна
соответствующих компетенций в образовательном процессе, в урочной иво внеурочной деятельности.
Возникает противоречие между необходимостью повышения речевого развития учащихся и недостаточной технической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения. Одним из путей речевого развития младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения нам видится совершенствование способов практической деятельности.
1.4.Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих развитию речевой компетенции младших школьников , словаря детей, овладение богатствами родного языка, а так же умственным, нравственным, эстетическим развитием.
1.5 Длительность работы над опытом
Работа над опытом была разделена на несколько этапов:
1 этап: -начальный :октябрь 2006 -январь 2007г.
2 этап:- основной: январь 2007- май 2009г
З этап : заключительный сентябрь -октябрь 2009г.
Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор
диагностического материала и выявление уровня сформированности речевых
компетенций у детей 1 «Б» класса МОУ СОШ 19 имени В.М.Казанцева. г.Белгорода.
На формирующем этапе была проведена работа с использованием
различных методов и приемов по развитию речевых способностей на уроках русского языка и литературного чтения:
-учебные задания связанные с работой над словарем, словосочетанием и предложением
-учебные задания связанные с работой над текстом
-учебные задания на развитие связной речи, устного пересказа и письменного изложения
Тихонова Светлана Николаевна
-учебные задания по развитию речи в связи с подготовкой к сочинению и изложению
-учебные задания пог предупреждению и устранению речевых ошибок.
диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранных методов и приемов для решения обозначенной педагогической проблемы.
1.6 Диапазон опыта
Представленный опыт работы является единой системой «урок русского языка -урок литературного чтения -внеклассная работа -коррекционные занятия с логопедом и психологом»
1.7 Теоретическая база опыта
Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры.
Как отмечает Р. С. Немов, «с поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности
принадлежит особая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения». Расширяется сферы и
Тихонова Светлана Николаевна
содержание общения младших школьников с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний.[1 1, кн.2, 134)
«Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило
непосредственны. Часто это речь-повторение, речь- назьивание; преобладает
сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь», - высказывается в
своих трудах психолог Л. Зеньковский. [6, 87]
Тихонова Светлана Николаевна
Однако школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. Передача рассказов, вывод и формулировка правил строится как монолог. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речью. [16, 146)
«Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемьте детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запаса’: слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще», - рекомендуют
С. Н. Карпова, Э. И. Труве. [8, 46]
Исходя из выше сказанного следует, что письменная речь младшлi школьника беднее, чем устная. Однако, при правильном развитии речи ребенка, эта разница быстро пропадает.
1.8 Новизна опыта
Новизна опыта состоит в комбинировании элементов известных методик и технологий нацеленных на развитие речи учащихся. Кроме того автором разработаны алгоритмы для работы над устной речью, алгоритмы для чтения текстов с различными дидактическими заданиями, алгоритмы речевого поведения в ролевых играх.
Тихонова Светлана Николаевна
ll.Технология описания опыта
Целью педагогической деятельности является развитие уровня речевых компетенций младших школьников.
Данная цель требовала решения следующих задач:
воспитание произносительной культуры речи учащихся с учетом
фонетических закономерностей языка, усвоение норм и правил выразительного чтения;
лексическая работа, обеспечивающая обогащение словарного запаса учащихся и требующая определенных знаний из области лексики и фразеологии языка, а так же из области лексической стилистики;
работа над предложением и словосочетанием, в основе которого лежит глубокое и систематическое изучение грамматики, раскраивающей законы связи слов и строения предложений, а также усвоение норм синтаксической стилистики;
развитие навыков связной устной и письменной речи.
В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речью
При решении поставленных задач применялись следующие методы:
1. Изучение психологической
литературы по поставленной
проблеме.
2. Психолингвистическая диагностика развития речи учащихся.
З .Качественная и количественная обработка результатов анкеты и опроса.
Предметом исследования являются учащиеся 4 ((Б» класса МОУ СОШ !Г919 имени В.М.Казанцева г.Белгорода
для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе начальной школы. Этапы работы в рамках данной системы:
1) диагностический;
Тихонова Светлана Николаевна
2) коррекционно-развивающий;
3) контрольный.
диагностический этап осуществлялся педагогом и Коррекционно-развивающий проводиться учителем (в внеурочной деятельности ) и логопедом ( индивидуальные и групповые занятия) Контрольный осуществляется учителем и завучем школы.
1 .Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики уровней сформированности речевых компетенций с использованием методик Фотековой и Елецкой, а также методики выявления активного и пассивного словарного запаса По Р.Немову (методика определения понятий, Методика выяснение пассивного словарного запаса, Методика определения ригидности словарного запаса)[ Количественная и качественная обработка результатов исследования представлена в таб. .1,2,3, 4]
Результаты диагностики выявили следующее:
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
говорение
25%
70%
5%
Слушание и понимание
15%
75%
10%
чтение
35%
60%
5%
письмо
45%
50%
5%
Таким образом, в ходе анализа результатов изучения исходного состояния сформированности речевых компетенций определилась необходимость
повышения уровня речевого развития младших школьников, усовершенствование их речевых умений и навыков во всех четырёх видах речевой деятельности. на уроках русского языка и литературного чтения 2. Коррекционно-развивающие упражнения проводились учителем на уроках русского языка и литературного чтения.
Тихонова Светлана Николаевна
Для успешного усвоения учащимися правописания словарных слов использовались :предметные перфокарты, сюжетные картинки, этимологический словарь, карточки с материалом для упражнений в написании этих слов
Начиная со второго класса все слова, предусмотренные программой для каждого класса, группировались по примерным темам: «Животные и птицы», «Орудия труда и машины», «Поле, сад, огород», «Названия людей и профессий», «Родина» и др. Тематически учащиеся лучше запоминают слова словарика, составляют с ними предложения и небольшие связньие тексты.
Работа по «Словарю» не только обогащает и активизирует запас слов ребёнка, но постепенно формирует понятие о языке. В процессе работы со «Словарем» учащиеся , практически, без единого правила иди научного определения, при минимальном количестве терминов познакомились со следующими системообразующими свойствами лексики:
со способностью слова иметь постоянное значение;
с многозначностью слов;
с антонимическими отношениями в лексике;
с синонимическими отношениями в лексике;
со связью между синонимическими и антонимическими рядами
со способностью многозначного слова иметь синонимические и антонимические ряды по каждому из его значений; со способностью слов иметь оттенки значений, количественные
качественные со способностью слова наиболее полно выявлять своё значение в речи, тексте, в процессе выражения мысли и соответственного поиска, выбора слова;
со способностью слова к созданию новых значений переносных, иносказательных, «разовых» (окказиональных).
Наиболее естественная форма, в которой реализуется коммуникативная функция речи диалог. Поэтому работу по совершенствованию
Тихонова Светлана Николаевна
коммуникативно-речевой культуры первоклассников я начала с организации работы малыми группами: сначала парами.
Вначале формирование групп проводилось по симпатиям, а со временем с помощью социоигр: «Найди пару по цвету глаз, по разрезным открыткам, по сказочным героям». Работа в паре научила детей слушать и слышать другого. давать и принимать советы, работать дружно в едином темпе. Этому способствовало и совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, игра с одним мячом.
дети в малых группах работали по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи друга». В малых группах ребята учились объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.
Неотъемлемой частью работы по совершенствованию коммуникативно-речевой культуры младших школьников является и обогащение речи ребенка такими словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении, то есть введение в активную речь формул речевого этикета. Это позволяет воспитывать внимательное, вдумчивое отношение
ребенка к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации.
Во втором классе на первый план вышло создание ситуаций, при которых общение приобретает деловой характер. Этому способствует организация детей в группах, где развиваются взаимоотношения, позволяющие перейти к сотрудничеству, деловому разговору( группы могут быть как постоянные
так и сменного состава). Дети обсуждали намерения, планы, каким образом выполнить то или иное действие, задание.
Широко использовались в работе приемы группового чтения, инсценировки. сочинения по заданной рифме, которые развивали терпеливое и уважительное отношение к сверстникам.
Далее дети получили представления о типах текста (повествование, описание, рассуждение), о жанровых разновидностях.
Тихонова Светлана Николаевна
Подготовкой к самостоятельному связному рассказу, монологу служит и словарная работа, и чтение, и пересказ, и беседы, и составление предложений.
Задача которая стояла перед педагогом создавать такие речевые ситуации. чтобы школьники чувствовали пользу от своих рассказов, сообщений, чтобы речь для них стала не просто учебным упражнением, а самовьтражения, предметом радости и гордости. Например:
1. Мы составляем диалог для начала телепередачи « Доброе утро, первоклашки!»
2. Что и как произнесут наши герои?
З. К нам приехали школьники из другого города. Как мы их поприветствуем?
4. Что покажем на экскурсии по школе и что скажем?
5. Мы зрители обмениваемся в классе впечатлениями о кинофильме.
б. Мы побывали в городском музее. Нам очень понравилась выставка.
7. Мы захотели поделиться впечатлениями об увиденном, рассказать своим друзьям так, чтобы они тоже захотели побывать в музее.
8. «Хорошо быть облаком летучим». Ты облако. Ты летишь...
9. Ты сосулька, которая весной просыпается раньше людей.
10. Мы готовимся к конкурсу на лучший устный рассказ в классе, учимся у героя кинофильма «Как я однажды» говорить интересно. выразительно, обращаясь к слушателям.
11. В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Красная Шапочка, и жил-был Серый Волк. И они были большими друзьями. Расскажи, как это случилось.
12.Напиши письмо президенту.
Главное - провести детей через систему коммуникативно-речевых задач от аналитических к конструктивно- созидательным. При этом необходимо развивать у детей умение ориентироваться в речевой ситуации, учитывая задачу общения, чтобы выбрать оптимальные для данных обстоятельств языковые средства.
Тихонова Светлана Николаевна
Использование межпредметньгх связей на уроках русского языка способствует эффективному формированию коммуникативной компетентности младшего школьника. Формирование коммуникативной компетентности младшего школьника способствует развитию его как языковой личности. {З;14]
В системе работы по развитию языковой компетенции учащихся нами были проведены следующие уроки:
Лингвистические уроки (на протяжении всего курса обучению
русскому языку в начальной школе)
Уроки обучения написанию изложений. (24 классы)
Уроки обучения написанию сочинений. (24 классы)
Уроки анализа и редактирования письменных работ учащихся. (3 4
классы)
На лингвистических уроках проводятся следующие ВИДЫ работ, способствующих развитию языковой компетенции учащихся:
1. Изучение орфоэпии и ее практической направленности:
орфоэпический анализ слов, подбор рифмовок.
2. Изучение норм построения словосочетаний и предложений (синонимическое сопоставление словосочетаний и фразеологических оборотов, усвоение синтаксической роли и структуры предложения)
З. Расширение словарного запаса:
- работа со словарями (антонимов, синонимов, словообразовательным, этимологическим, природным и другими); (приложение5)
- выполнение заданий по этимологии слова.
4.Анализ готового текста (лингвистический анализ текста, творческие упражнения по развитию языкового чутья и образного мышления)
5 .Обучение выразительному чтению (речевая разминка, прослушивание образцов речи, тренинги по выразительному чтению).
б .Обучение пересказу текста (выделение ключевых слов, составление плана, совершенствование умений пересказа описательньгх текстов
Тихонова Светлана Николаевна
На начальном этапе на уроках по развитию речи ведется подготовительная работа (лингвистические уроки), введение в тему «Текст». Сравниваются звуки, части слова, отдельные предложения и текст. Учащиеся самостоятельно подходят к выведению признаков текста учатся различать текст и не текст, наблюдают за смысловой цельностью текста. Вводится понятие «заголовок».
Следующим этапом является формирование умения подбирать заголовок, формулировать основную мысль текста, умение определять ошибки в подборе данных заголовков (эти навыки формируются не сразу у всех учащихся т.к. умение анализировать, делать выводы базируется на индивидуальных особенностях развития психических процессов учащихся).
Постепенно дети учатся различать части текста. Составлять тексты по данному заголовку началу или концовке.
Особым этапом в работе над текстом является редактирование: поиск нарушения последовательности и записи правильного варианта.
Учащиеся учатся различать абзацное деление текста, знакомятся с понятием «абзац», как микротемой текста.
Важным этапом в работе с текстом является составление плана выделение микротем и объединение их ключевой фразой. А также составление текста по данному готовому плану (умение определить тему текста, подобрать заголовок).
Уже во втором классе ребята знакомятся с типами текстов (текстописание, текст-рассуждение, текст-повествование), их характерными особенностями. Формируется навык -умения различать типы текстов Лингвистические уроки предваряют написание сочинений и изложений, И только в третьем классе начинается следующий этап: подготовка к написанию изложений и сочинений. Постепенно формируются умения обобщать сведения, необходимые для написания изложения (тип текста, смысловая цельность, абзацы, план)
Тихонова Светлана Николаевна
После изучения темы «Строение предложения» учащимся предлагается научиться писать письма. Работа ведется постепенно и планомерно:
изучается структура письма, корректируются данные письма, дети пишут собственные письма.
Варианты написания могут быть разнообразными:
- ученикам параллельного класса, друг другу, учителю,
- герою произведения,
- вымышленному лицу. и т.д.
От имени героя произведения детям может написать учитель, а учащиеся редактировать.
Ученикам предлагается написать телеграммы, открытки, приглашения. В четвертом классе работа с письмом усложняется: вводится понятие «постскриптум».Ребята учились писать изложения и сочинения, используя выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворения и другие средства художественной выразительности. А также писать сочинения-повествования, сочинения- рассуждения, сочинения-описания.
И начинается работа над новыми видами текста: монолог, диалог. дети работают над исправлением речевых ошибок в высказываниях.
Работа с изложением тоже выходит на новый этап: изложение текста от З-го лица и изложение с элементами сочинения.
Особую значимость в работе по развитию речи представляет урок анализа и редактирования письменных работ учащихся.
Основные задачи таких уроков развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в содержании, построении текста и отдельньтх предложений, в употреблении слов, а также развитие тех коммуникативно-речевых умений, формирование которых являлось задачей урока.
Основные этапы урока анализа сочинений:
1. Постановка проблемы, сообщение темы и задач урока.
2. Общая оценка выполненных работ, их анализ.
Тихонова Светлана Николаевна
- детям говорится о том:
- как раскрыта тема и основная мысль сочинения, отобран и систематизирован материал, соблюдены границы темы;
- какова структура сочинений, какие варианты построения высказываний выбраны учащимися (от третьего или от первого лица написаны сочинения; отношение пишущего к предмету речи выражено во вступительной или в заключительной части; каковы способы соединения частей текста; высказывания составлены по плану, созданному коллективно в классе или по собственному плану, и т.д.);
- каково языковое оформление сочинений.
З. Ознакомление с лучшими сочинениями учащихся, т.е. с сочинениями, в наибольшей степени соответствующими задачами развития речи, поставленными на данном этапе обучения.
4. Учителем или авторами сочинений читаются не только всё сочинение, но и его фрагменты (удачные начало и концовка, точное и выразительное описание предмета речи картины, умелое и уместное использование
изобразительно- вьиразительные средства речи, отражение собственного отношения к предмету высказывания и т.д.).
5. Организация дифференцированной работы по редактированию сочинений, работа над ошибками.
6. Индивидуальная работа по совершенствованию текста.
Работа может быть начата в классе и продолжена дома. Наилучшим результатом такой работы, на наш взгляд, является создание второй редакции текста сочинения, за которую и будет ставиться отметка, это формирует у детей умение исправлять допущенные ошибки, создавать более совершенный текст. .(приложение З)
Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками.
Она проводится по усмотрению учителя в зависимости от уровня развития класса и потребностей данного этапа обучения.
Урок, основанный на деятельностном подходе к обучению, может быть:
Тихонова Светлана Николаевна
линейным (работа с каждой группой по очереди);
мозаичным (включение в деятельность той или иной группы в зависимости от уровня учебной деятельности);
активно-ролевым (с подключением учащихся всех уровней к ребятам с высоким уровнем активности);
комплексным (совмещение всех вариантов)
Главный критерий урока - включенность в учебную деятельность всех учащихся на уровне потенциальных возможностей.
Учитель становится организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности, действия которого сводятся к следующему:
- объяснение цели предстоящей работы,
- разбивка учащихся на группы,
- контроль за ходом групповой работы,
- попеременное участие в работе групп, но не навязывание своей точки зрения, как единственно возможной, а побуждение к активному поиску,
- подведение итога (после отчета групп), выводы и анализ типичных ошибок,
- оценивание работы учащихся. [101
- Важную роль на подобных уроках играют процесс обучения, место ученика в этом процессе, его эмоциональный комфорт и необходимость построить систему обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. В связи с этим считаем целесообразным использование дифференцированного обучения, которое способствует развитию духовного потенциала личности школьника, строится на принципе природосообразности, согласно которому учитель в своей деятельности руководствуется факторами естественного природного развития ребенка, постепенно поднимал каждого на более высокий уровень.
111/РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОГIЪIТА
для того чтобы проверить эффективность работы над формированием
навыков устной и письменной речи у учащихся был проведен эксперимент.
1. Констатирующий эксперимент.
Тихонова Светлана Николаевна
Задача: Выявить качество знаний учащихся по этому вопросу.
Содержание: .учащимся предлагается написать мини-сочинение на тему «Зимние забавы»
Результаты: после проверки работ мы видим, что ребята допустили следующие ошибки:
1.1. Лексико-стилистические:
а) повтор одних и тех же слов (Ребята вышли во двор, и я тоже вышел.);
б) употребление слова в несвойственном ему значении в результате незнания нормативности употребления языковых единиц.
(Я лопатой ложил (клал) в коробку снег.);
в) неумение ограничить литературное слово от просторечного. (стали вступать (наступали), кидаться снегом (бросать));
1.2. морфолого-стилистические:
а) нарушение управления;
б) неудачный порядок слов в предложении (Я прокатился на санках, была сильная скорость).
Таковы основные типы ошибок, встречающиеся чаще в работах учащихся.
В результате работы были получены следующие результаты:
Всего писало (чел.)- 28
Без ошибок (чел.)- 8
2 ошибки (чел.)- 10
4 ошибки (чел.) 10
НЕ справилось(чел.) - О
Качество знаний 78%
Вывод: следует больше уделять внимания работе по развитию навыков устной и письменной речи на примере изучения глагола.
2. Обучающий эксперимент.
Задачи: пополнение и развитие словаря учащихся; развитие речи детей, углубить знание учащихся о глаголе (лексическое значение); продолжить
Тихонова Светлана Николаевна
наблюдение над употреблением глагола в прямом и переносном значении; вести работу над дикцией, артикуляцией звука.
Содержание: При изучении темы была проведена система упражнений, при работе над антонимами Варианты индивидуальных заданий, предлагавшихся учащимся (см. в Приложении 2).
З. Контрольный эксперимент.
Задача: Проверить характер знаний учащихся по интересующему
нас вопросу.
Содержание: Написание изложения по коллективно составленному плану.
Задание:
После пожара.
На лесной вырубке случился пожар. Люди погасили огонь.
Лесник стал обходить вырубку. Вдруг он услыхал тихий плач. Около
пенька лежал колючий комочек. Правый бок обуглился. Зверек привалился к холодной земельке. По иголкам протянулись две влажные полоски. Ежик плакал.
Лесник взял беднягу домой. Он смазал бок пахучей мазью. Еж больше не стонал. Лесник покормил ежа из пипетки молочком. К вечеру он вынес больного на свежий воздух. Зверек сладко уснул под шелест дождя в моховой постельке. Теперь дело пойдет на поправку.
Слова для справок: обуглился, привалился, пипетка.
В результате эксперимента были получены следующие результаты:
3 «б»
Всего писало (чел.) 28
Без ошибок (чел.) -5
2 ошибки (чел.)--12
3-4 ошибки (чел.)- 11
Не справилось(чел.)- О
Тихонова Светлана Николаевна
Качество знаний (%) 71%
Мониторинг качества знаний по русскому языку
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Результаты административных срезовых работ
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников
играет большую роль в образовательном процессе:
Во-первых, она влияет на успешное усвоение письменная речи, чтение. А это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития
лексической, грамматической и стилистической сторон речи - как устной, так и письменной.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе
Тихонова Светлана Николаевна
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
В четвертых, коммуникативная компетентность - совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.
дальнейшее совершенствование коммуникативной компетенции младших школьников необходимо осуществлять на следующей ступени целостной образовательной системы. Таким образом, продолжится процесс приближения школьника к современному речевому идеалу выпускника
школы, который бы умел передать информацию, поддержать беседу, установить контакт и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь.
Список литературы
1.Александрова О.Статья «Проблема воспитания речевой
(коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку.»
iшр://аеп-а-апеш.пi/рае.р1iрагiiс1ес. 153
2. Агафонова, И.Н.канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Статья «Развитие коммуникативной компетентности учащихся»
Ьр ://,у’/цгосI/гц/IтIеIоаiI(i/гц/
3.. Быстрова Е.А. Культуроведческий аспект преподавания русского языка в
национальной школе II Рус. словесность. - 2001. - ЗЧ 8.
4. Ветрова В. В. Ребенок и его психологическое здоровье.- М.: Пед. об-во
России, 2000. - 192 с.
5. Денисова С.А, г. Новосибирск. Статья «Развитие субъектов образовательной деятельности посредством формирования ключевых компетенций». Iшр ://аеп-а-сiпепi.гп/рае .рiiрагiiсiе- 122
6. Зельманова Л.М. Работа по развитию связной речи на основе стабильных учебников /1 Рус. язык в школе. - 1994. - ! 2.
7. Мурина Л.А. Проблема формирования коммуникативной компетенции школьников. Рус. язык и литература. -2001. - ! 1.-С. 10-14.
8 Мильгром В.В., учитель начальных классов МОУ СОШ .IЧ7 г. Екатеринбург, Статья «Формирование коммуникативной компетенции при обучении русскому языку в начальной школе» !/ Интернет- журнал IIЭйдосi
9 Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент
личностно-ориентированного образования» 1/ Народное образование. 2003. - Х2. С.58-64.
10. Богданова Галина Николаевна МОУ СОШ К10 г.Белгорода «Развитие языковой компетенции младших школьников» ( из опыта работы)
Тихонова Светлана Николаевна,
Приложение
Примерное целеполагающее планирование
"Уроков общения"
Месяц
Основные цели занятий
Примерное количество занятий
Сентябрь
Создание условий для более полного знакомства детей между собой, самопознания, самопринятия и самоуважения, познания и принятия других людей (одноклассников), уважения к ним.
Развитие представлений об обращении как коммуникативном умении
2
Октябрь
Развитие умения сотрудничать в паре.
Развитие коммуникативных умений приветствия и прощания
2
Ноябрь
Развитие умения сотрудничать в команде. Продолжение развития самоуважения и уважения к другим.
Развитие целеустремленности, ориентированности на достижение успеха
2
Декабрь
Обогащение понимания эмоций детьми.
Продолжение развития самопонимания и самоуважения, понимания и уважения к другим
2
Январь
Продолжение обогащения понимания детьми эмоций.
Продолжение развития умения сотрудничать с другими, развитие умения управлять (командовать) и подчиняться
2
Февраль
Развитие стрессоустойчивости, нетревожности
2
Март
Профилактика и коррекция завышенной самооценки.
Продолжение развития уважения к другим и позитивных межличностных отношений.
Развитие оптимизма
2
Апрель
Продолжение развития самопонимания и самоуважения, понимания и уважения к другим.
Продолжение развития целеустремленности, умения ставить цели и достигать их
2
Май
Чему мы научились за год
1
Тихонова Светлана Николаевна
Урок русского языка
Тема урока: Повторение по теме Имя существительное(урок- КВН в 4 классе)
Цели: создать условия для закрепления знаний учащихся по теме «Имя существительное»;повысить интерес к изучению родного языка; используя игровые методы и приемы продолжить работу над развитием речи учащихся, формированию коммуникативной компетенции; продолжить работу по развитию умения работать в паре.
Ход урока
1.Организациооный момент
Слово учителя. Ребята, Наше занятие пройдёт в форме КВНа.
Мы повторим изученный материал по темеИмя существительное». У нас будут три команды и жюри.
Разминка.
Работают все члены команд
. « 5слов»
Чья команда быстрее составит 5 слов из слова «игрушка».
«Хитрый суффикс».
Выделите суффиксы там, где они есть.
(Выдаются карточки со словам:замок,теремок,лесок,песок,курок,жирок,мирок,листок,приток.)
2кто скорее»
Вспомните число имён существительных. Распределите слова в две колонки:
1 существительные только во множественном числе;
2 существительные как во множественном, так и в единственном числе.
1-я команда. Брюки, башмаки, грабли, косы, вилы, весы, гири, посевы, всходы, дебри.
2я ко м а н да. ,дверцы, хлопоты, заботы, качели, карусели, котлеты, пельмени, недра, сливки, сокровища.
З- я ко м а н да. Расспросы, вопросы, споры, встречи, проводы, игры, шахматы, плоскогубцы, щипцы.
«Будь Внимателен».
)> Сигнальные карточки с чередующимися буквами О и Е В руках капитанов.
Каждое слово ставите в родительный падеж во множественное число, думаете, какая гласная пишется в суффиксе, и поднимаете соответствующую карточку. Капитаны первыми работают с сигнальными карточками, а затем передают следующему члену команды и т. д. Жюри засчитывает правильные ответы.
Книжка (е), доска (о), тарелка (о), земля (е), овца (е), лодка (о), просьба, иголка (о), игра, банк (о), петы (е), волна, девочка (е), игла, сосна (е), арка (о), искра, водокачка (е), норма, сказка (о), пушка (е), игрушка (е), урна, скакалка (о).
«Музыкальные слова».
> Придумайте слова, в которых были бы названия одной или двух нот, например, чередование. (Фамилия, сирена, антресоль, доля, домик, перемирие, премия, фанфары, мигрень, помидор, домино, сирень.)
«Одним словом».
) Назовите одним словом.
Комиссия, решающая вопрос о присуждении награды на соревнованиях. (Жюри.)
Артист, объявляющий номера программы и занимающий публику между номерами.
(Конферансье.)
Подземная железная дорога. (Метро.)
Условия , по которым один из спорщиков обязан что- либо ВЫПОЛНИТЬ В случае выигрыша. (Пари.)
Музыкальное произведение, составленное из популярных мелодий. (ГIопурри.)
Кушанье из размятых или протертых овощей. (7Гюре.)
Ансамбль из трех исполнителей. (Трио.)
Нижняя часть самолёта, служащая для его передвижения по аэродрому при взлёте и посадке. (Шасси.)
«Кто больше??>
Назовите к словам синонимы.
Зачинщик ссор и драк. (Забияка, задира, драчун.)
Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам. (Зевака.)
Тот, кто первым вмешивается в разговор или дело, чтобы выслужиться перед кем-нибудь. (Выскочка.)
Тот, кто любит сладости. (Лакомка, сластёна.)
Грубый, невоспитанный человек. (Невежа)
Бездельник, лентяй. (Лежебока.)
Необразованный, малосведущий человек. (невежда.)
Безобидный, тихий человек. (Тихоня.)
«Окончанию>.
) Выделите окончания в существительных. домов, столов, голов, коров, , основ, городов, мостов. Степей, кожей, шей, батарей, ушей, лошадей, юношей, друзей)
Заполните пустые клетки буквами, чтобы получились двенадцать существительных в именительном падеже, в единственном числе.
С
Т
С
Т
С
Т
С
Т
С
Т
С
Т
С
Т
С
Т
С
Т
С
Т
С
Т
С
Т
(Лист. мост, пост, рост, наст .куст. ласт. аист, шест. жест)
«перекресток»
-Заполните пустые клеточки буквами так, чтобы в горизонтальных рядах можно было прочитать слова.(Олово, порог, проза. город. озеро)
О
О
О
О
О
О
О
О
О
«по местам»
-расставьте слова парами с О и с Ё
Лягуш..нок-кош..лка
Трещ..тка-защ..лка
Ч..рный-галч..нок
Ш..пот-ш..рох
Крюч..к-отч..т
Рубаш..нка-туш..нка
«перевертыши»
Превратите « волка » в «лису».В каждом ряду можно менять одну букву в существительном в именительном падеже.
в
о
л
к
л
и
с
а
(Волк-полк-пола-порапара-папа-лапа-липа-лиса)
Загадки.
Какой вид художественного произведения обозначается именем человека? (Роман.)
В какой клетке не держат птиц и животных? (В тетрадной)
По Дороге, по пути
Весело качу.
А с конца меня прочти Нож я наточу.
(Колесо оселок.)
Задачу ты решишь свободно:
Я небольшая часть лица.
Но ты прочти меня с конца Во мне увидишь, что угодно.
(Нос сон.)
Могу зимой тепло доставить И дать прохладу летом в зной, Но, если буквы переставить, Футбольный мяч надуешь мной.
(Сосна насос.)
((Колесо».
> Составьте из данных букв имена существительные в именительном падеже единственном числе.
к
о о
с л
Е
(Лес, село, колос, осел, сокол, сок, .лоск , кол, соло, лесок, око, колесо, оселок)
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Тихонова Светлана Николаевна
Зачет по теме «Имя существительное»
(2 класс , 2 полугодие, « Программа Школа России»)
Цель: Обобщить знания об именах существительных; формировать умения выбирать верный ответ на вопрос; группировать слова по значимым признакам.; умение писать имена собственные.
1 вариант
1.Прочитай и закончи предложение.
Слова, которые отвечают на вопрос кто? или что? И обозначают предметы, явления природы называются ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Прочитай и распредели слова на две группы.
Малыш, море, зуб, корова, дождь, гора, тётя, ребята.
Кто? что?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3.Прочитай существительные и определи их число. Распредели по группам.
Дубы, стрела, гараж, раки, волна, орешки.
Множественное число единственное число
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.Придумай и запиши по два существительных каждого рода.
М.р. Ж.р С.р Об.р
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.Закончи предложение
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, рек, морей- это имена ------------------------------------------------------------------------------------------------------------,
которые пишутся с -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
6.Придумай и запиши:
Города:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Реки:-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Клички животных::------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Имена:-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тихонова Светлана Николаевна
Проверочная работа
по теме: Парные звонкие и глухие согласные
(2 класс)
Цель: проверить умения учащихся находить в тексте и правильно писать парные звонкие и глухие согласные; умение подбирать проверочные слова
1 вариант №1. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы; запишите проверочные слова.
Бере-.., дру.-., абрико-.,
пло-..,проруь-., сугро.-..,
холо.-., морко.ь-
№2 Прочитайте, вставьте пропущенные буквы; запишите проверочные слова.
Ло жш ка-., грядтка-, рыбпка-..,
шапбка-.., гласзки-.., шупбки -..
№3 Запишите слова изменив их так ,чтобы они заканчивались на парный звонкий –глухой согласный.
Трусливый-.дождливый-..,
молодой-, хороший-.
№4* Вставь пропущенные буквы и запиши транскрипции слов.
Медве..ь- ..
Са.-..
Моро-.
Тихонова Светлана Николаевна
Словарно-орфографическая работа
к сочинению по картине Б.М. Кустодиева «Масленица»
1.Эпиграф к сочинению
а)Вас на Масленицу ждем! б) Скоро масленицы бойкой
Встретим масленым блином, Закипит широкий пир!
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
в) Все заботы бросьте,
Приходите в гости,
Прямо к нашему крыльцу
К нам на Масленицу.
г) Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
д) Масленица, приходи, приходи,
Радость нам с собой принеси.
2.Слова –помощники
Масленица: широкая, радостная, игривая.
Блины: с пылу с жару, румяные, пахучие, масляные.
Небо: изумрудно-зеленое, золотые, розовые облака.
Сани: расписные, весёлые, игривые, разноцветные.
Кони: в колокольцах и бубенцах.
Снег: рыхлый, «маслится»-т.е. тает, дорога снежная, ухабистая.
Настроение: восторг, восхищение, ликование, праздничное, веселье, приподнятое, бодрое, игривое, шутливое, шаловливое, жизнеутверждающее, оживлённое, чудное, великолепное.
Гулянье, балаганы. торговые ряды.
Гармонь, шарманка, игривые переборы, звонкий переклик.
План написания сочинения.
1.Как называется картина ,которая находиться перед тобой? Кто её автор? Что ты о ней знаешь?(2-3 предложения)
2.Что ты видишь на заднем плане? Опиши .(3-4 предложения)
3.Что ты видишь на переднем плане? Опиши.(5-6 предложений)
4.Какие чувства и настроения вызывает у тебя эта картина?(4 предложения)
5.Твое отношение к картине.(3 предложения)
Тихонова Светлана Николаевна
Приложение3
Русский язык Тихонова С.Н.
Тема урока: Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Масленица».
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством Бориса Михайловича Кустодиева, формировать у детей личностное отношение к процессу восприятия картины, умение писать сочинение на основе модели определённого типа текста (в данном случае повествования),внимательно рассматривая картину, обращать внимание на её изобразительные средства.
2. Способствовать развитию умения правильно употреблять имена существительные в речи, обучать детей навыкам словесного иллюстрирования.
Тип урока: комплексного- применения знаний и способов речи.
Ход урока
I. Организационный момент
Вспомните, какие православные праздники праздновала вся Россия в январе месяце?
Какие праздники вы любите? Чем они вам запомнились?
II. Актуализация знаний
Среди древнерусских праздников особо любимых русскими людьми Масленица. Это праздник, который «провожает зиму». Масленица длится целую неделю и приходится на ту пору зимы, когда наступают оттепели, с крыш капает капель, день начинает увеличиваться, холод постепенно отступает.
Масленицу называли разными именами: широкая, развеселая, честная. Существовало поверье, если на масленицу не будет потех и веселья, то жить придется в горькой беде. Поэтому пекли блины с маслом и сметаной, оладьи, ходили друг к другу в гости, катались на лошадях в разукрашенных или укрытых коврами санях, одевались в яркие наряды. В городах устраивались шумные балаганы. Да ещё приговаривали:
(Дети проговаривают следующие фразы и стихи
«Приходи, весна, с радостью, с великой милостью.
Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.
Кончилась твоя власть, зима! Весна на пороге».
Ребята, а что вы знаете о праздновании масленицы в России? (Выслушать ответы детей).
III. Постановка темы урока
Сегодня на уроке мы напишем сочинение по картине Бориса
Михайловича Кустодиева «Масленица».
. V. Знакомство с репродукцией с картины
Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина?
Какие чувства хотел выразить художник в этой картине?
Что вы видите на этой картине?
Что вас в ней заинтересовало?
Какие краски являются главными на этом полотне?
1Рассказ о художнике и его творчестве
Борис Михайлович родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Здесь мальчик
получил первые яркие представления о быте и правах провинциального
купечества. Закончил духовною семинарию. И после этого поступил в Академию тожеств в Петербурге. Его учителями были И.Е.Репин, В. Г. Перов,
А. Крамской. Наиболее известны его картины : «Балаганы», «Московский трактир», «Красавица», «Купчиха за чаем», «Степан Разин» и другие.
Он рисовал маслом, писал акварелью, вырезал гравюры, выполнял иллюстрации, эскизы для театральных декораций.
Даже будучи прикованным к кровати параличом ног, он создавал картины.
Среди них: «Купчиха», «Девушка на Волге», «Городок»,«Христосование»Масленица».
^2. Анализ содержания картины «Масленица»
Что изобразил художник на переднем плане?
Каким образом развлекаются люди?
Каково выражение лиц у людей?
На фоне чего изображено катание?
Художник нам показал истинный облик русского города и русской
природы.. Сцена масленичного катания показывает необычайно гармоничный образ красоты национального русского праздника. Картина захватывает своей широтой. размахом, радостной расцветкой красок.
Какие цвета преобладают на картине?
Опишите небо. Каким вы его видите?
Для изображения города какие цвета избрал художник?
Что изображено в левой части картины?
Почему на картине так много фигур людей?
Катят на встречу друг другу сани. И кажется , что слышен задорный смех, весёлые приветствия, перезвон колокольчиков на красочно украшенной упряжки лошадей. Медные бляшки сбруй сверкают на солнце. Лоснятся упругие, сильные и красивые спины лошадей. Они бодро, весело и резво бегут по сугробам и холмам.
Жанровые и пейзажные элементы здесь тесно связаны друг с другом. Русские красавицы берёзки лёгким облачком возвышаются над зданиями городка. Их серебристые украшение подчёркивает значимость и красоту куполов церквей.
Местом для своих забав дети избрали косогор, над которым простёрли свои нежные ветви берёзы.
Стаи птиц, потревоженные шумным праздником, кружат над городом. Завороженным взором хочется смотреть и смотреть на зимний пейзаж.
VII. Написание сочинения по самостоятельно составленному плану
Слова для справок: восторг, восхищение, ликование, праздничное, веселье, приподнятое, бодрое, игривое, шутливое, шаловливое, жизнеутверждающее, оживлённое, чудное, великолепное.
Дополнительное задание', написать своё отношение к изображённому и перечислить, какие чувства вызвала у вас картина.
Итоги урока
Что бы вам хотелось сказать в конце нашего урока?
Какую роль сыграли имена существительные в вашем сочинение?
Домашнее задание: дописать сочинение.
Подготовительная работа к написанию сочинения
по картине И. И. Левитана «Золотая осень»
План составления рассказа
1. Что изображено на картине.
2. Что изображено на переднем плане.
3. Что изображено на заднем плане.
4. Колорит картины.
5. Моё отношение к картине.
План написания текста
1.Чья картина лежит перед тобой?
2.Какое время года изображено на этой картине?
3.Какое небо?
4.Какая река?
5.Какие деревья?
6.Какая трава?
7.Какое поле?
8.Какие краски использовал художник при написании этой картины?
9.Какое настроение вызывает эта картина?
10.Понравилась ли тебе эта картина? Почему?
Материал к сочинению
Небо: голубое, с белыми облаками, чистое.
Река: неширокая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением.
Деревья: жёлтые, золотые, разноцветные, нарядные, пёстрые, красивые.
Трава: сухая, жёлтая, бурая.
Поле: широкое, раздольное, зелёное, свежее, как бархатный мягкий коврик.
Деревушка: маленькая, дальняя.
Тихонова Светлана Николаевна
Русский язык Тихонова С.Н.
(2 класс)
Тема: Безударная гласная в корне слова
Тип урока: комплексного применения знаний и способов действия
Цель:1.Создать условия для формирования у учащихся представлений о способах проверки безударной гласной в корне;
2.Продолжить работу над формированием навыков проверки безударных гласных с помощью подбора родственных слов;
3.Содействовать развитию орфографической зоркости и навыкам грамотного письма;
4.способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления.
Ход урока
1.Психологический настрой учащихся на работу на уроке
Сядьте ровно, повернитесь,
И друг другу улыбнитесь
Каждый даст свою ладошку
И потрёт её немножко
Мы друг друга уважаем
Никого не обижаем
А) пальчиковая гимнастика
Что такое, что мы слышим,
Это дождь стучит по крыше
А теперь пошёл быстрей
И по крыше бьет сильней.
Наши руки разогнём,
вверх ладони повернём,
Пальцы на себя потянем,
Выгибать запястья станем
Чтобы нам разжечь огонь,
Трем ладонью о ладонь
Вдруг ладошка заискрить
И бумажка загорится.
2.Актуализация знаний и способов действий.
У: (проверьте, правильно ли вы сидите.)
-Посмотрите внимательно на сочетание букв, элементов, петель. Начиная с первого элемента повторите узор не отрывая руки.
Оалкосмос
Д: Здесь зашифровано слово космос
У: Запишите новое словарное слово КОСМОС ,поставьте ударение. Какую гласную мы должны запомнить при написании.
А что означает это слово?
Д:(дети высказывают свое мнение)
У: Давайте прочитаем ,что записано в словаре .
КОСМОС (греч. космос - вселенная), то же, что Вселенная, - мир в целом, бесконечный во времени и в пространстве и бесконечно разнообразный по формам.
У: Придумайте , однокоренные родственные слова с корнем космос.
космический, космонавтика, космонавт, космолет, космодром.
Запишите слова, выделите корень .Дайте толкование полученных слов.
Что еще общего во всех этих словах? Что ещё вы можете сказать об этих словах.
Д: Безударная гласная в первом слоге.
У: Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока
Д: Безударная гласная в корне слова.
3. Работа над темой урока.
1.У: Сегодня на уроке мы будем говорить не только о безударной гласной в корне, но и о космосе. А почему?
Д: 12 апреля -День Космонавтики.
У: Придумаем и запишем предложение с любым из записанных слов. Сделаем его полный грамматический разбор.
Космический корабль отправляется в интересное путешествие
( полный разбор предложения у доски учащимися)
У: А что вы знаете о космосе?
Д: Сообщения детей.
А)04.октября 1957. С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя "Спутник", которая вывела на околоземную орбиту Первый в мире искусственный спутник Земли. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества. Б) 12.апреля .1961. Этот день стал днем торжества человеческого разума. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной. Ракета-носитель "Восток" вывела на околоземную орбиту советский космический корабль "Восток" с советским космонавтом Юрием Гагариным.
В) Пуском первого в мире космического пилотируемого корабля руководили Главный конструктор Сергей Павлович Королев. ФИЗМИНУТКА
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты
На какую захотим
На такую полетим
Но в игре один секрет
Опоздавшим места нет
2. Игра «ассоциации»
У: Какие слова у вас ассоциируются со словом космос?
Д: Ракета, космонавт, планета, звезда, собака, Луна, Марс, галактика, полёт, корабль, станция, спутник, земля , летать.
У: Назовите слова с безударной гласной в корне?
Д: Ракета, космонавт, планета, звезда, корабль. СОБАКА, земля, летать.
У: А почему вы назвали слово собака?
Д: 19.августа 1960 был запущен Второй корабль-спутник типа "Восток", с собаками Белка и Стрелка на борту. 20.августа 1960 Белка и Стрелка благополучно возвратились на Землю. Впервые в мире живые существа, побывав в Космосе, возвратились на Землю.
У: На какие группы можно разделить эти слова?
Д: На слова с проверяемой безударной гласной в корне . и на слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
(работа. по цепочке, )
КОРАБЛЬ КОСМОНАВТ-космос
СОБАКА ЗВЕЗДА- звёзды
ПЛАНЕТА земля- земли
РАКЕТА летать-полёт
У: Подберите проверочные слова к словам второго столбика.
Вывод: Если безударную гласную нельзя проверить то её написание нужно запомнить или посмотреть в словаре. Чтобы проверить написание безударной гласной нужно подобрать проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение.
4.Закрепление
А)Самостоятельна дифференцированная работа в парах по учебнику.
1вариант с.75.упр.29 первая строка(слова в синих рамках)
2 вариант с.75 упр.29 вторая строка ( слова в красных рамках)
Б)Задание повышенной трудности: напишите два слова с безударной гласной проверяемой ударением. и два слова с безударной гласной не проверяемой ударением.
Г) У доски два человека подбирают гнезда к словам с безударной гласной в корне разных частей речи.
Корм-кормить-кормовой
Свет-светлый-светить
В) Индивидуальная работа слабых учащихся по карточкам.(повторение пройденного материала).
У: (выборочная проверка выставление оценок)
5.Подведение итогов .Рефлексия .
У: О чем мы говорили сегодня на уроке?
Что узнали нового?
Д: Ответы детей
Сегодня на уроке мне было..
Сегодня на уроке мне понравилось .
Я думаю ,что этот урок был..
УЁВ наши дни наука и техника идут вперёд настолько быстро, что порой намного обгоняют даже мечты писателей –фантастов.
В будущем люди научаться строить ещё более современные космические корабли станции, которые отправятся в экспедиции к далеким планетам. Может быть., среди капитанов звёздных кораблей будешь и ты, мой друг желаю тебе счастливых космических стартов и доброй встречи с друзьями на родной Земле.(дети прикрепляют свои звездочки на плакат)
13PAGE 15
13PAGE 14515
Root Entry