Конспект урока географии на тему: Географическое положение России.

План –конспект урока
Тема урока: "Географическое положение России. Россия – самое большое государство в мире»
Учитель: Ахмедова Назани Бедирхановна.
МКОУ «Хивская СОШ им. Манафа Шамхалова»
Класс: 8.
Предмет: география
Межпредметные связи: история, литература, обществознание
Форма проведения урока:  урок-дискуссия
Тип урока: урок изучения нового материала.
Время проведения:  (45 минут)
Учебник: И.И.Баринова. География России. Природа. Москва. Дрофа.2002 г.
Цель урока: определить особенности физико-географического положения страны; оценить их значение для природы, развития хозяйства и жизни населения; сформировать знания о территории, омывающих морях, береговой линии, интересных точках России;
закрепить практическое умение учащихся работать с географическим атласом, учебником, контурной картой;
продолжить работу, направленную на воспитание чувства любви к родной стране.
Оборудование к уроку: учебник, контурная карта, презентации: «Крайние точки России», «Природа России», «Интересные объекты России» , настенные карты « Физическая карта России», « Политико-административное деление России»,компьютер, проектор.
Ход урока:
сообщение темы, цели урока и мотивация учебной деятельности;
подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
ознакомление с новым материалом;
первичное осмысление и закрепление изученного;
постановка задания на дом;
подведение итогов урока.
1.Ребята, сегодня свой урок я хочу начать словами поэта:
Как велика, моя страна Как широки её просторы! Озёра, реки и поля Леса и степь, и горы. Раскинулась моя страна От севера до юга. Когда в одном краю весна, В другом снега и вьюга. В Москве ложатся спать сейчас, Луна глядит в оконце. Дальневосточник в тот же час Встаёт, встречая солнце. Н. Забила
Одновременно идет показ слайдов (показ слайдов об уголках России, о достопримечательностях )
2.Учитель: О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
Ответы детей ( о России, о нашей Родине)
Учитель: правильно, ребята. Записывайте в тетрадях тему урока:
"Географическое положение России.
Россия – самое большое государство в мире»
Учитель: На сегодняшнем уроке мы поработаем по плану (написаны на доске):
Особенности физико-географического положения России.
Государственная граница России
Интересные объекты на карте России
Что же является главным богатством страны?
Итак, начнём.
3. Особенности физико-географического положения России.
Учитель: Давайте вспомним план изучения географического положения страны, который использовали в 7 классе (запись в тетради):
название, площадь (Россия, 17,1млн.км.кв- первое место в мире)
в каких частях света по отношению к экватору и нулевому меридиану, на каком материке, в каких частях света(Евразия, Европа и Азия, в северном, восточном и западном полушариях)
крайние точки(северная: материковая- м.Челюскин, островная- Земля Франца Иосифа, о. Рудольфа, м. Флигели; южная- г. Базардюзю; восточная: материковая- м. Дежнева, островная- о. Рудольфа; западная- Куршская коса Балтийского моря)
моря, океаны, омывающие нашу страну (моря Северного океана: Белое, Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно- Сибирское, Чукотское; моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское; Атлантического – Чёрное, Азовское, Балтийское; море внутреннего стока- Каспийское)
климатические пояса (арктический субарктический, умеренный, субтропический)
очертания береговой линии ( сильноизрезанная, много заливов и полуостровов)
(Используя план, атлас, ответы учащихся и помощь учителя, составляем рассказ о физико-географическом положении России. Одновременно на контурной карте подписывают крайние точки России, моря и океаны, омывающие Россию, границу между Европой и Азией)
А сейчас, ребята, найдем на карте государственную границу России ( найти на карте государственную границу России),
и пользуясь учебником , ознакомимся с понятиями: «государственная граница и её виды», «территориальные воды», «состав территории государства», выписать основные термины в тетрадь.
Обратите внимание: Россия имеет наибольшее число пограничных государств.
Учитель: Показать государства, граничащие с Россией (подписать их на контурной карте и указать столицы этих государств) Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР, Япония, США.
4.Закрепление:
С каким государством Россия имеет самую протяжённую границу (Казахстан,7200км), а с каким самую маленькую ( Северная Корея, 17км)
Перечислить государства, имеющие с Россией только морскую границу ( Япония, США)
5. Учитель: А сейчас приступаем к самой интересной части нашего урока
Самые, самые . объекты на карте России (показ на « Физической карте мира»)
самый большой остров Сахалин
самый большой полуостров Таймыр
самый большой архипелаг Новая Земля
самое большое и глубоководное море Берингово
самое маленькое и мелководное море Азовское
самая длинная река Обь ( с Иртышом)
самая полноводная река Енисей
самое пресноводное море Балтийское
самое чистое море Чукотское
самое холодное море Карское
самое глубокое озеро Байкал
самое большое по площади озеро Каспийское
самоё тёплое море Чёрное
самые высокие горы Кавказские
самая высшая точка г. Эльбрус
самые низкие горы Хибины
самые высокие приливы Пенжинская губа ( залив Шелихова Охотского моря)
самый высокий действующий вулкан Ключевская сопка
самые длинные горы Уральские
самое низкое место Прикаспийская низменность
самое холодное место город Оймякон
(показ интересных объектов на карте России)
Сегодня на уроке мы с вами хорошо поработали и познакомились с особенностями физико-географического положения нашей Родины. Давайте чуть- чуть отдохнем, а потом сделаем выводы
(физкультминутка)
5.Учитель: Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Дети делают выводы: Россия- самое большое государство в мире.+
Россия богата природными ресурсами.+
У России много стран- соседей.+
На территории России много интересных
природных объектов.+
Россия – северная страна.---
Учитель:
Оцените в чём преимущества и недостатки географического положения России. Найдите плюсы и минусы. Оцените, как влияют особенности России на развитие народного хозяйства. Работа в парах.(3-5 минут)

Дополнительные интересные вопросы:
На Земном шаре имеется шесть материков. Каким материкам по своей площади Россия уступает(Евразия, С. Америка, Африка, Ю. Америка), а какие материки она по площади превосходит(Австралию, Антарктиду)
Какая часть России расположена в западном полушарии (п-ов Чукотка,восточная)
Протяжённость России с севера на юг и с запада на восток (атлас России)
Какой остров, принадлежащий России, находится в двух полушариях, причём западная его часть расположена в восточном полушарии, а восточная – в западном полушарии.
Где на территории России находится обелиск с надписью «Центр Азии» (домашнее задание)
Помимо России, какие государства расположены в двух частях света: Европе и Азии (домашнее задание)
Россия- самая северная среди крупнейших стран мира. Назвать страны- лидеры по территории и показать на карте.(домашнее задание)
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с особенностями физико-географического положения нашей Родины и можем сказать : Мы гордимся своей страной, мы богаты природными ресурсами, но самое главное богатство- это вы, ваши братья, сестры, родители, соседи и все, все народы, населяющие территорию России. Ведь недаром в известной песне
говорится:
Я, ты, он, она! Вместе - целая страна, Вместе - дружная семья! В слове "мы" - сто тысяч "я", Большеглазых, озорных, Чёрных, рыжих и льняных, Грустных и весёлых - В городах и сёлах! Над тобою солнце светит, родина моя. Ты прекрасней всех на свете, родина моя! Я люблю, страна, твои просторы, Я люблю твои поля и горы, Сонные озёра и бурлящие моря Нас много, нас больше 100 национальностей и народов, мы должны жить дружно, а для этого мы должны быть здоровыми. И физически, и духовно. Назовите мне черты духовно здорового человека(дети перечисляют).
Молодцы, спешите делать добрые дела и для себя, и для окружающих.
Ребята, у вас должен был возникнуть вопрос: Если наша страна такая богатая, то почему в нашей стране не все люди живут богато?
Ответ на этот вопрос дал еще давным- давно Дмитрий Иванович Менделеев:
« Мы- бедны, потому что богаты»
Причина: Природные ресурсы нашей страны используются нерационально. Новые месторождения находятся в северных районах. Что же делать?
1. Строить дороги к новым месторождениям
2. Нужны квалифицированные кадры
3. Необходимо использовать новые технологии.
А для этого нужно учиться хорошо и работать во благо нашей Родины!
Желаю вам быть здоровыми и умными ! Дерзайте!
6. Спасибо всем, дневники на стол следующие учащиеся..
Домашнее задание: § учебника, отработка умений показа географические объекты на карте России. Оцените в чём преимущества и недостатки географического положения России. Найдите плюсы и минусы.( Записи в тетради)
Используемая литература:
1. Учебник:  И.И.Баринова. География России. Природа. Москва. Дрофа.2002 г.
2.Интернет ресурсы: 7 travel.ru; Russia – photo.ru; ru.wikipedia org.; geograf – portal.ru.
3. Методкнига. Н.Л. Галеева,Н.Л.Мельничук.
Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии.
Москва. 2007 г.










13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315