Урок по географии на тему Географическое положение России (8 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сретенская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка
урока географии в 8 классе
по теме
«Географическое положение (ГП) России»
(технология развития критического мышления)
Работу выполнила учитель географии

Соловьева Елена Васильевна
село Сретенское
2015
Аннотация
Методическая разработка урока географии по теме: «Географическое положение России» предназначена для обучающихся 8 класса. На уроке используется технология развития критического мышления через чтение текста, которая включает в себя и работу с картами атласа.
Одна из основных целей технологии развития критического мышления - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя.
Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. Основу модели развития критического мышления составляет трехфазный процесс: стадия вызова – стадия осмысления – стадия рефлексии.
На стадия вызова настраиваю учащихся на достижение целей урока или его отдельного этапа. Им предлагаю вернуться к уже накопленным знаниям по предложенной теме, даю возможность проанализировать свои мнения или чувства относительно какого-то вопроса, связанного с целями обучения.
На стадии осмысления содержания учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен урок. Они активно конструируют новую информацию, и сами отслеживают этот процесс, устанавливают связи между полученными и ранее усвоенными знаниями. Именно на стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом – индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом.
На стадии рефлексии учащимся предлагаю проанализировать только что пройденный ими процесс усвоения нового содержания и само содержание. На данной стадии предоставляю возможность оценить каждому ученику себя и товарищей в плане получения знаний: проанализировать процесс, методы и приемы, которые использовались при обучении: определить область, где требуется дополнительная работа.
Технология развития критического мышления предполагает определенную последовательность стадий, конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Именно этот единый процесс и есть основа и цель технологии развития критического мышления.
Тема урока: «Географическое положение (ГП) России»
Цели урока:
Образовательные: сформировать представление о ГП России, расширить и закрепить полученные ранее знания о России, совершенствовать работу с картами и учебником, используя новую технологию;
Развивающие: развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;
Воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности.
Тип урока: Урок изучения новых знаний и умений.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.
Технология развития критического мышления.
Оборудование:
Учебник: Баринова И.И. География России. Природа.8 кл.- М.: Дрофа. 2013 год.
Атлас географический 8 класс
физическая карта России
Таблица «Что я знаю о ГП России, что хотел бы узнать, что нового я узнал о ГП России».
Раздаточный материал: лист № 1, лист № 2
Мультимедийный проектор
Презентация

Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность учеников
I.Организационный момент.
Приветствую учеников.
Добрый день, ребята!
Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.
А какое настроение у вас, ребята?
Предлагаю показать тот цвет, который соответствует настроению учащихся на листе № 1.
Приветствуют учителя.

Используя цветодневник (цветовой дневник настроения)
Отмечают цвет соответствующий своему настроению на листе № 1 (Приложение 1) на начало урока:
Настроение Цвет
Восторженное Красный
Радостное Оранжевый
Приятное Жёлтый
Спокойное Зелёный
Грустное Синий
Тревожное Фиолетовый
Унылое Чёрный
II. Стадия вызова
1. Классу демонстрирую слайд России.
Слушают. Смотрят слайд.
Формулируем тему урока. Сегодня мы будем изучать географическое положение нашей страны России.
Записывают число и тему урока.
2. Предлагаю таблицу - Лист № 2
Знаю Хочу узнать узнал
3. Предлагаю выполнить задание:
Впишите в первую колонку таблицы всё, что вы знаете о ГП России.
Предлагаю обменяться информацией в парах, дополнить или отбросить лишнее.
Предлагаю коллективно обсудить собранную информацию.
4. Предлагаю выполнить задание:
Заполните вторую колонку самостоятельно
Учащиеся изучают данные таблицы
Знаю Хочу узнать узнал
Выполняют задание
Вписывают в первую колонку таблицы всё, что они знают о России.
Что я знаю о ГП России
Находится на материке Евразия.
Располагается в северном, восточном и западном полушарии.
Самое крупное по площади государство мира.
Омывается 3 океанами.
Столица Москва.
Граничит со многими странами.
На территории много полезных ископаемых.
Протекают крупные реки.
Много равнин.
Обмениваются информацией в парах, дополняют или отбрасывают лишнее.
Коллективно обсуждаем собранную информацию.
Заполняют самостоятельно вторую колонку таблицы.
Чтобы бы я хотел узнать о ГП РФ
Крайние точки и их координаты.
Какие океаны омывают Россию.
Площадь РФ
Протяженность России с севера на юг и с запада на восток в километрах и градусной мере.
Государства, которые граничат с Россией.
Особенности ГП.
Какие государства имеют сходное ГП с Россией.
5. Предлагаю выполнить задание:
На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели урока:
Учащиеся формулируют цели урока на основе содержания колонки:
Определить координаты крайних точек, протяженность России с севера на юг и с запада на восток, площадь России.
Выяснить, какие государства граничат с Россией.
Выяснить особенности ГП России.
Узнать, какие государства имеют сходное ГП с Россией.
III. Стадия осмысления
1. Предлагаю выполнить самостоятельную работу, которая включает:
ИНСЕРТ (Чтение с пометками)
Заполнение таблицы (3 колонка)
Работа с контурной картой и картами атласа
Для выполнения данной работы у вас на столах есть инструктивные карточки (Приложение 2)
1) Прочитайте текст с пометками на полях учебника (с. 6-12)
V- знаю
+ - узнал новое
- - думал иначе
! – очень важно запомнить
2) Заполните третью колонку таблицы на листе № 2, работая в малой группе.
3) Выполните задание по атласу и карте (Приложение 2)
2.Предлагаю провести проверку выполнения заданий
3. Первичное закрепление.
Для проверки знаний и понимания нового материала предлагаю проверочную работу.
(Приложение 3) Внимательно слушают задание
Изучают инструктивные карточки (Приложение 2)
Читают текст на (с.6-12), делают пометки на полях: V, +, -, !
Заполняют на листе № 2 третью колонку (узнал)
Работают в малой группе по три человека Результаты записывают в таблицу:
Что я узнал нового на уроке о ГП РФ.
1.Крупнейшее государство мира, площадь территории – 17, 1 кв. км.
2. Крайние точки:
Сев. (материковая) – м. Челюскин
Сев. (островная) – м. Флигели
Южная – г. Базардюзю
Западная – коса Гданьского залива в Балтийском море
Восточная – м. Дежнёва
Восточная – о. Ратманова
3. Россию омывают моря трех океанов.
4. Протяженность с севера на юг (по меридиану 100 градусов в.д.)
с запада на восток (по параллели 60 градусов)
5. Россия граничит со странами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша (Калининградская область), Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР.
6. Особенности ГП:
- располагается в двух частях света: Европе и Азии;
- занимает самую большую площадь;
- 20% страны находится за северным полярным кругом.
Выполняют задание по атласу и карте (Приложение 2)
Обозначили на карте: крайние точки, государственную границу.
Отчитываются о выполнении заданий.
Отвечают на вопросы.
Дают правильный ответ:
1. США, Япония
2. Канада, Оттава; США, Вашингтон
3.Казахстан
Стадия рефлексии
1.Предлагаю соотнести полученные результаты со своими запросами перед началом изучения темы.
2.Предлагаю составить синквейн.
3.- Наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, какое настроение у вас сейчас?
Предлагаю показать тот цвет, который соответствует настроению учащихся на листе № 1 (приложение 1) Учащиеся анализируют по таблице полученные знания со своими запросами перед началом изучения темы.
Составляют синквейн.
1 – ГП России
2 – крупнейшее, протяженные
3 - граничит, омывается, находится
4 - превосходит другие страны мира по площади
5-могущественное
Отмечают цвет соответствующий своему настроению на листе № 1 (приложение 1) на конец урока.
IV. Домашнее задание
Сообщаю и объясняю правила выполнения домашнего задания 1. Подготовить сообщение
на тему «Что я еще знаю о ГП России»,
2.Творческое задание: составить кроссворд о ГП, границах РФ.
V. Итог урока.
Выставление оценок.
Предлагаю учащимся оценить свою работу на уроке.
Анализирую оценки. Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
Выставляют оценки в дневники.
(Приложение 1)
Лист № 1 Цветодневник учащегося
(Ф.И.О.)_______________________________________
Настроение Цвет Начало урока Конец урока
Восторженное Красный Радостное Оранжевый Приятное Жёлтый Спокойное Зелёный Грустное Синий Тревожное Фиолетовый Уныние Чёрный (Приложение 2)
Инструктивная карточка
1) Прочтите текст, сделайте пометки.
2) Заполните таблицу лист № 2 (3 колонку).
3) Выполните задание по атласу и карте:
Задание 1. Выделить в тексте (с.6-12) особенности ГП России.
Задание 2.Подпишите на контурной карте крайние точки и определите их координаты.
Задание 3. Обозначьте на контурной карте государственную границу.
(Приложение 3)
Проверочная работа
1. Какие государства имеют с Россией только морскую границу.
2. Эти государства имеют сходное с Россией географическое положение. Какие это государства, укажите их столицы.
3. Эта страна имеет с Россией самую протяженную сухопутную границу. О каком государстве идёт речь?