Конспект урока грамоты в 1 классе ТемаБуква Ж-ж и звук ж


Русская грамота 1 класс
Тема урока: Звук [ж] и буквы Жж, Жж.
Цель урока: Познакомить с буквой Ж.
Задачи урока:
Обогатить словарный запас словами со звуками и буквой Ж; знать и уметь связывать звук [ ж] с буквой Ж, писать и читать слоги, слова с данной буквой ; формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений;
Развить связную речь, работать над развитием речи, памяти, внимания, мышления, фонематического слуха, воспитывать интерес к чтению; закрепить знания о правописании заглавной буквы
Воспитывать стремление в получении новых знаний, самостоятельность, настойчивость.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Структура урока: модульная
Методы обучения: аналитико-синтетический метод, его современный вариант -слогофонемный.
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий;
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый;
Оборудование: наглядность, ТСО, «Букварь», « Пропись №2», цветные карандаши, «Буквоежки»
Ход урока.
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Я приветствую всех вас и наших гостей на нашем уроке.
Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок, покажем нашим гостям , чему мы научились.
2. Повторение пройденного. Актуализация знаний-«Мозговой штурм»
На какие две группы можно разделить все буквы ,которые мы изучили?
(на гласные и согласные)
- Какие гласные вы знаете? Назовите.
- Какие согласные вы знаете? Назовите.
- «Повторение букв»
На наших уроках часто бывают гости и сегодня один из них перед уроком немного пошалил: буквы снежинками закидал и сам за снежинками спрятался. Ему там холодно и неуютно. Испугался наш гость. Боится нам показаться ,давайте мы ему поможем .Выполняя задания, будем освобождать из снежного плена нашего героя. А в конце урока узнаем, кто же пошалил у нас сегодня перед уроком и испортил наши буквы.
Давайте-ка соберем буквы.
А о и у
м л Г Д Р п
При помощи веера дети показывают «полубуквы».
Игра «Наборщик».
Не только буквы он испортил, но и рассыпал слова . Давайте составим слова .
За ра Зи на зо ла зу бы кор зи на зон тик зи ма3.Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
Сегодня наш гость принес на урок нам новый звук и новую букву ,а вот какую мы сейчас узнаем.
4.Работа с новым звуком.
Задание от нашего гостя.
1. Назовите одинаковый звук в словах:
ежиснежинка баклажаны ежевика жирафы журавль
(Слайды)
-Какой одинаковый звук услышали?
Как вы думаете, звук [ж] гласный или согласный? Почему?
Звонкий или глухой?
Твердый или мягкий?
Хлопайте в ладошки всякий раз, когда услышите звук [ж] в словах:
ножницы, цапля, кожура , чемодан, замок ,стрижи, лиса, мыши, ужин, щит, жители
---Первое задание для нашего гостя мы выполнили и одну снежинку убираем.
5.Звукобуквенный анализ
-Продолжаем работать. Раскрасим схемы в Прописи.
1. Звуковой анализ слов, выделение звука [ж]: жаба ,лыжи, жук.
Составление звуковой схемы слов.
Где находится звук [ж]?( В начале и середине слова).
К какой группе звуков относится звук [ж]? К согласным, твердым.
Где может стоять этот звук в слове? (В начале слова, в середине слова).
Какой жук нарисован в нашей Прописи? (слайд)
Жук –олень. Почему так называется? Что вы знаете об этих жуках?(рассказ учеников)
Жук-олень уже давно внесен в Красную книгу . Их и раньше было не так уж много, а сейчас и подавно. Причем основную опасность для этих жуков представляют даже не люди, а птицы. Рогачей ловят вороны, соколы , совы. Грозные «рога» служат жуку вовсе не для охоты на других насекомых, а для «рыцарских турниров» с себе подобными.
Слайд
---Убираю вторую снежинку от гостя.
6.Выделение печатных букв Ж ж; их рассматривание в Букваре;
работа с «Буквоежкой».
-Хотите узнать какой буквой обозначается звук[ж]?
1.Рассматривание буквы в «Букваре» и на слайде .-Посмотрите на печатную заглавную и строчную буквы Ж ж.
Название - жэ. Рассмотреть синий квадратик, в «Букваре» на котором написана буква ж. Почему синяя? (Обозначает твердость согласного звука.)(слайд)Буква же-звук ж согласный, твердый ,звонкий ,парный.
2.На что похожа буква ж ?(ответы детей)
Ж имеет столько ножек,
Словно буква ползать может.
Ей бы крылышки впридачу,
Полетела бы на дачу!
В. Степанов
Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском,
Сноп пшеницы на меже
Превратиться в букву Ж!
(показ картинки)
4. Подобрать слова с Ж .(слайд)
5.Работа по запоминанию графического облика буквы: нахождение места буквы , складывание буквы из палочек .
6. Раскрашивание «Буквоежек»
---Убираю еще третью снежинку.
Динамическая пауза.
Вышли уточки на луг:Кря, кря, кря.Полетел зеленый жук:Ж - ж - ж.Гуси шеи выгибалиКлювом перья расправляли.Зашумел в пруду камыш:Ш - ш - шИ опять настала тишь.
Такая активная была наша физминутка, что еще одна снежинка упала.
----Убираю четвертую снежинку.
7.Чтение
-А теперь давайте почитаем слоги с новой буквой.
1.Слайды .Чтение по слайду.
жа жу жи жо
2.Работа по «Букварю»: чтение слогов и слов с новой буквой хором .
3.Прочитать слог -назвать слово с данным слогом: жа- жаба, жу- жуки, жо- рожок, жи-лыжи. коллективно.
4.Чтение слогов и слов в столбиках, см. «Букварь».-хором, по рядам
----Снежинку убираем –гостя освобождаем.
8.Письмо письменных букв Жж в Прописи.
1.Показ на доске
Сравнивание печатной и письменной букв Жж, Жж, они выставляются на слайде, сравниваются между собой: что общего, в чем отличие?Знакомство с письменными буквами: строчная ж и прописная Ж.
Учитель дает образец написания буквы ж .
2Буква ж прописывается ручкой а)в воздухе (все вместе)
б)Письмо мокрой кисточкой.
3.Безотрывное письмо строчной буквы ж.
Электронная физминутка для глаз. «Снежинки»
4.Безотрывное письмо заглавной буквы Ж: обводка буквы, письмо по образцу.
5.Прописывание слогов .9.Дополнительное задание.
Чтение и анализ текста.
«Лужок»
Читают сильные дети.
Кто пришел на лужок?
Кто кружит ?
Кто жужжит?
А кто шипит?
----Открываю снежинку и освобождаем нашего гостя.

10.Рефлексия
--Кто же пошалил у нас в классе? Жук! А он какой? Он добрый .Ему у нас очень понравилось.
Какую он нам букву принес сегодня. Он оставляет нам свою любимую букву Ж. Он желает вам только добра ,улыбок и удачи в учебе.  На память вам жук дарит свой портрет. К сожалению, цветной бумаги не было, поэтому портрет черно-белый. Закрасьте те части, в которых есть буква Ж. Если не ошибётесь, у вас получится цветной портрет жука и вы увидите какой разной может быть буква Ж.Если не понравилось на уроке-то закрасьте красным цветом, если понравилось- зеленым.
Что было интересным на уроке?
Что новое узнали?
Какие новые слова сумели прочитать?
Кому понравилось читать слов