Конспект итогового занятия по художественной литературе в старшей группе: «Путешествие по русским народным сказкам»


МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №22 «Рябинушка» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников.
Конспект итогового занятия по художественной литературе. «Путешествие по русским народным сказкам»
Старшая группа.
Воспитатель: Резниченко Н.ВI кв. категории.
2014 год.
Цель: Систематизировать знания русских народных сказок, закрепить название данных сказок. Воспитывать любовь к русскому фольклору.
Задачи: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений.
Формировать у детей закреплять умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев).
Развивать у детей воображение в динамической паузе.
Продолжать развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
Закреплять умение у детей участвовать в драматизации, передавать художественные образы героев.
Воспитывать любовь к произведениям художественной литературы, к родному языку.
Оборудование: сундук, коврик, клубочек, конверты с заданиями, макет яблони с яблоками, корзина, пазлы, маски (петушок, курочка, свинья), корзина с цветами.Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, оформление выставки в книжном уголке, загадывание и разгадывание загадок, придуманных вместе с детьми; придумывание сказок рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Драматизация сказок «Кот лиса и петух», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка». Показ сказок с помощью настольного театра. Настольные игры «Сложи сказку» (пазлы по сказкам); дидактические игры «Угадай сказку», «Кто лишний».
Ход занятия.
Звучит музыка «В гостях у сказки», дети заходят в зал, останавливаются.
Воспитатель: Посмотрите дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети, мы с вами знаем очень много сказок и сегодня отправимся в путешествие по русским народным сказкам.
Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она…чудесная; есть волшебство, то …волшебная; есть добро, то …добрая; есть радость, то … радостная; есть загадки, то …загадочная; есть мудрость… мудрая. Скажите, что значит «русские народные» сказки? Почему они так называются?
Дети: Их сочинил русский народ.
Воспитатель: А если их написал сказочник, автор, то, как они называются?
Дети: Такие сказки называются авторскими.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, я сегодня пришла рано утром в детский сад, а у нас в группе, на столе стоит сказочный сундучок. Давайте посмотрим с вами вместе, что же там внутри? Звучит музыка « Дзинь …» и открывается сундук с помощью лески. Раздается голос: «Здравствуйте ребята и Надежда Викторовна! Я Царевна Прекрасная. Заточил меня в замке Кощей Бессмертный и не отпускает. Я очень хочу вас увидеть дети, если вы меня спасете. Возьмите с собой клубок, он вам поможет в пути. (Из сундучка достаю клубок).
Воспитатель: Ребята, а вы хотите найти Василису Прекрасную? Освободить ее?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого нам нужно попасть в сказку и выполнить все задания, которые встретятся на нашем пути. А для того, чтобы в сказку попасть, нужно быть нам умными, внимательными, быстрыми, дружными. Справитесь?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, на чём мы можем попасть в сказку? (Ответы детей).
- Ребята, я, кажется, придумала. У меня есть волшебный ковёр. На нём мы и отправимся в своё сказочное путешествие. (Достаю ковёр, расстилаю его).
- Ребята, но просто так ковёр не полетит. Нам с вами нужно сказать волшебные слова. Как вы думаете, какие волшебные слова можно сказать?
Дети: Крабле – крабле бум; Трах тибидох; Абра кадабра, крекс - пекс - фекс.
Воспитатель: Давайте встанем на ковёр и дружно скажем с вами: «Раз, два, три, ковёр, лети!»
- А сейчас давайте закроем глазки и представим, как мы летим с вами высоко-высоко, над лесами, над горами, над городами, деревнями. А вот уже видна сказочная страна… Мы с вами приземляемся, открываем глазки.
- Вот мы и в сказке. Смотрите тропинка, идем по тропинке, не сворачивайте.
Ой, ребята как же нам узнать, куда идти? У нас есть волшебный клубочек, он нам подскажет. Клубочек, покажи нам путь-дорожку! (Звучит музыка «Дзынь..», воспитатель катит колобок, направляя в сторону дома.)
- Ой, ребята, где это мы оказались? Здесь, в этом домике кто-то живет? Давайте встанем удобно и посмотрим. Звучит музыка. Выходят дети показывают отрывок сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Пеструшка: Милый Петенька, послушай,
Я гуляла в огороде
И слыхала, что в народе
Говорят: мол, поспешишь –
Всех на свете насмешишь.
Так что, Петя, не балуй, потихоньку зерна клюй.
(Угощает Петушка зернами. Петушок быстро клюет зерна, давится и падает.)Ведущий: Но Петух поторопился,
Ел бобы да подавился…
(Подходит к Петушку, окликает: «Петя! Петя!»
Вот лежит он и не дышит,
Словно неживой: не слышит,
Не кричит, не шелохнется…
А Хавроньюшка смеется…
Хавронья (указывая на Петушка, ехидно смеется).
Ха – ха – ха! ДоторопилсяДо того, что подавился!
Пеструшка (строго):
Прекрати, Хавронья, смех!
Над бедой смеяться грех.
Тут нельзя стоять в сторонке.
Побегу-ка я к Аленке.
Дети встают все вместе, кланяются, уходят, снимают маски и встают с детьми.
Воспитатель: Как называется эта сказка?
Дети: «Петушок и бобовое зернышко».
Воспитатель: Ребята, какой был Петушок в этой сказке?
Дети: торопливый, непослушный, не умел вести себя.
Воспитатель: А какая была курочка?
Дети: заботливая, любящая, внимательная, трудолюбивая, умная.
Воспитатель: Скажите дети, как нужно кушать?
Дети: спокойно, не торопиться.
Воспитатель: Молодцы дети, справились с заданием. Пойдем дальше. Клубочек волшебный дорогу нам покажи. (Катится клубок к яблоне).
Смотрите, дети яблонька. А яблочки на ней спелые. Из какой сказки эта яблонька?
Дети: «Гуси – лебеди».
Воспитатель: Оказывается, ребята, на яблоньке висят яблоки, они не простые, на них загадки. (Выходят дети, срывают яблоки и загадывают загадки по очереди).
Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца! ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» ).
Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка
В скорлупе ореха девочка спала
Какая же девочка в цветке жила? (Дюймовочка).
Колотил да колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом. («Лиса и журавль»).
У всех женушки, как жены,
У него лягушка
Но в итоге будет рад этому Ванюша. («Царевна – лягушка»).
О жадной старухе рассказ наш пойдет.
А жадность, ребята к добру не ведет
И кончится дело все тем же корытом
Не новым, а старым, конечно разбитым. (Сказка о рыбаке и рыбке).
Воспитатель: Молодцы дети с этим заданием вы тоже справились. Идем дальше. Клубочек указывай нам дорогу. Смотрите речка, а через речку мост. Пройдем по мостику осторожно, не толкаться, чтоб в речку не упасть.
- Ой, ребята мы пришли еще в одну сказку. (Стоят ведра, в одной из них щука). Как вы думайте, какая эта сказка?
Дети: «По щучьему велению».
Воспитатель: Правильно. Емеля куда – то подевался? Дети Емеле нужно наносить воды. Поможем?
Дети: Да.
Воспитатель: встаньте удобно, смотрите и выполняйте. (Проводится динамическая пауза).
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием мы справились. Смотрите дети, какая замечательная полянка с цветами и корзинка. Тропинка наша заканчивается. (Воспитатель берет корзинку в руки). Интересно кто же ее оставил? Как вы думайте? (Красная шапочка). Берет и нюхает цветы. Ах, как они вкусно пахнут. Дает понюхать детям. Посмотрите, в корзинке у красной шапочки лежит задание для нас, Кощей Бессмертный положил, хотел нас запутать. Сложное задание, подумайте и отвечайте. Я вам буду называть слова, а вы назовите из какой сказки эти слова.
Царь, три сына, стрела, болото («Царевна лягушка»).
Отец, мачеха, три дочери, фея, туфелька («Золушка»).
Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка («Дюймовочка»).
Злая мать, дочь и падчерица, дед Мороз (Морозко).
Воспитатель: Умницы, сказки вы назвали правильно. Смотрите, в корзинке лежат фишки разноцветные, давайте каждый из вас возьмет. Интересно, для чего они нам? Держите фишки, вдруг они нам пригодятся. Ой, ребята посмотрите, у Кощея Бессмертного все перемешалось в замке, перебились все зеркала нужно их собрать. Иначе Кощей Бессмертный не отпустит Василису Прекрасную. Я поняла, нам с вами нужно посмотреть на фишки и найти свой цвет, встать и собрать картинки. Дети это последние трудное задание, но нам необходимо его выполнить быстро и правильно, мы встретимся с Василисой Прекрасной. Дети складывают картинки и называют сказки.
Звучит музыка. Появляется Василиса Прекрасная.
Василиса Прекрасная: «Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы. Спасибо вам большое за то, что вы меня спасли, не побоялись Кощея Бессмертного. Вы справились со всеми его заданиями. Вы такие умные, смелые и сильные, что он даже боится с вами тягаться. Кощей отпустил меня, благодаря вам». Ребята за то, что вы меня спасли, я вам дарю книгу. Вы знаете, как обращаться с книгой?
Дети: Не рвать, брать чистыми руками. Листочки листать аккуратно. Если порвалась, нужно ее починить. Книгу нужно беречь, она рассказчик для человека.
Воспитатель: Ребята, мы с вами Василисе помогли. Она пойдёт в своё царство. Звучит музыка, Василиса Прекрасная уходит.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень постарались и спасли Василису Прекрасную. Молодцы! Давайте вспомним, какие сказки сегодня встретились нам на пути? («Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению»). Какие это сказки? (Русские народные). А нам с вами пора возвращаться назад в группу. Давайте снова встанем все на наш ковёр-самолёт. (Закрываем глазки, говорим волшебные слова, включаем музыку, представляем, как летим обратно. Приземляемся.)- Вот мы и прилетели. Ребята, вы так хорошо потрудились, устали, наверно. Сейчас можете отдохнуть. Пойдемте играть в группу.