Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Путешествие по сказкам
Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные:
- учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;
- закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;
- закрепить навыки детей пересказа сказок;
- расширить словарный запас;
- закрепить названия русских народных сказок.
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русским народным сказкам;
- формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, мнемотаблицы по сказкам, конверты с загадками, письма.
Предварительная работа:
чтение русских народных сказок;
рассматривание иллюстраций;
игры – инсценировки по русским народным сказкам.
Ход занятия:
Под музыку «Маленькая страна» дети входят и встают полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости (дети здороваются). Дети, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли к нам, что бы посмотреть какие вы смышленые, отзывчивые, дружные, какие вы умнички, как много вы уже знаете и умеете.
Воспитатель: Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна Детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, но туда можно попасть на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим.
Воспитатель: Дети, любите ли вы сказки? (Ответы детей). Я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (Дети рассуждают, высказывают свои предположения). Смотрите, вместо одной из страниц письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок). Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка (Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).
Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку).
Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какая она красивая! Кто на ней изображен? (Дети рассматривают и называют героев сказок).
Воспитатель: «Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги!» Здесь еще одно письмо, на конверте написано: «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки. Проводится игра «Помогите!». Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).
«Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»)
«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)
«Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)
«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)
«Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка»)
Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят! А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками).
Воспитатель: Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка)
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей.
(Царевна-лягушка)
Жила на свете сирота,Хаврошечкой звалась она.С работой управлялась ловко,Ведь помогала ей коровка.За ней следили три сестры.Назовите, кто они?
(Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка.)
Вёдра он послал на речку,Сам спокойно спал на печке.Спал он целую неделю.А зовут его (Емеля)
Конь бежит, земля дрожит,
Из ушей огонь валит,
Из ноздрей дымище –
·
Вот так конь-конище!
И могу из «лопуха»
Сделать принца-жениха!
Я ведь вещая каурка!
Кто же я? (Сивка-бурка)
Воспитатель: Молодцы, дети! Вот нашлась еще одна страница. Кто на ней изображен? Клубочек зовет нас вперед (Дети идут и садятся за столы).
Воспитатель: Чтобы лучше искать оставшиеся страницы, давайте с вами потренируем наши глазки (Проводится гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок).
Воспитатель: А вот и следующее задание. И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, разбросала все картинки на маленькие части! Как разобраться, где какая сказка не знаю! Поможем, ребята? (Проводится игра «Разрезные картинки». Дети называют героев и сказку, из которой этот герой. Находим еще одну страницу).
Воспитатель: Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!
Физкультминутка «Баба Яга».
В темном лесе есть избушка
Стоит задом наперед,
В той избушке есть старушка
Бабушка - Яга живет.
У нее глаза большие,
Дыбом волосы стоят.
Ух, и страшная какая
Наша бабушка Яга.
Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов идти дальше. Предлагаю вам поиграть. Игра называется «Персонажи беседуют». Предлагаю вам шапочки персонажей, а вы покажете нам отрывок из сказки.
(Шапочки: Царевна-лягушка и Иван-царевич («Царевна-лягушка»); Морозко и Настенька («Морозко»); Хаврошечка и корова («Хаврошечка»).
«Царевна-лягушка»
Иван-царевич: С утра я по лесу хожу,
Стрелу свою не нахожу,
А здесь уже почти болото,
Стрелу нашел, наверно, кто-то.
Царевна-лягушка: Я стрелу свою поймала
И из лап не выпускала,
Все ждала, когда придешь,
Меня замуж позовешь.
Иван-царевич: Как женюсь я на лягушке,
Засмеют друзья-подружки.
Повезло, так повезло.
Ох, женюсь я всем назло.
Царевна-лягушка: Что Иванушка не весел?
Что головушку повесил?
Приходи на склоне дня,
Заберешь с собой меня.
«Морозко»
Морозко: Верные слуги – снежные вьюги,
Заметите все пути,
Чтобы в чащу не пройти
Не конному, не пешему,
Не леснику, не лешему.
(Поднимает посох).
В этом посохе сила сильная, морозильная.
Кто живой его коснется,
Тот навеки не проснется (появляется Настенька).
Морозко: Откуда такое чудо-юдо?
Настенька: Из дома.
Морозко: А тепло ли тебе, девица?
Настенька: Тепло, дедушка.
Морозко: И теперь тепло тебе, красавица?
Настенька: Тепло, дедушка.
Морозко: Хорошая ты, девица, неперечливая. На вот тебе шубу, лапушка! Да пойдем в терем мой, отогреешься.
«Хаврошечка»
Крошечка – Хаврошечка: Коровушка – матушка, меня бьют, журят,
Хлеба не дают, плакать не велят.
А теперь еще мачеха
Хочет гнать меня из дому,
Если только до вечера, я работу не сделаю.
Корова: Ладно – ладно, ничего.
А велели – то чего?
Крошечка – Хаврошечка: Велено до вечера
Связать пять пар носков.
Корова: Тут и делать нечего – твой урок готов.
Влезешь в правое ушко мне,
Вылезешь в другое –
Видишь, крошка, как легко
Мы справились с бедою.
Воспитатель: Вот и еще одна страница нашлась! Осталось еще несколько страниц, и мы сможем собрать нашу книгу. Но и здесь не обошлось без проделок Бабы Яги, посмотрите, во что она превратила ваших любимых героев. Сумеем расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получим еще одну страницу! (Моделирование сказок: «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Три медведя». Дети называют сказку, героев, кратко пересказывают содержание сказки). Вот и еще одна страница! Кто изображен? Изображены те персонажи, которых мы с вами расколдовали.
Воспитатель: Вот и еще одна страница! Кто изображен? Изображены те персонажи, которых мы с вами расколдовали. Почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница. Клубок наш не знает, где она находится. На этот раз нам поможет сам Могучий Ветер, который разбросал страницы. Я знаю один способ, как позвать его. Давайте станем друзьями ветра, и потихоньку подуем, позовем его. (Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»).
Воспитатель: Пока мы с вами играли, Могучий Ветер сам принес нам последнюю страницу. Кто на ней изображен? Вот и нашлись все страницы нашей книги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». (Дети выполняют вместе с воспитателем).
Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители!
Воспитатель: Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит (дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115