Конспект занятия с использованием ТРИЗ в старшей группе Путешествие по сказкам К. Чуковского


Негосударственное образовательное учреждение
ДЦ «Акварель»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием ОТСМ-ТРИЗ
Тема: "Путешествие по сказкам Корнея Чуковского"
Составила: Сабурова Светлана Александровна
Дата проведения: 18.11.15
г. Новосибирск , ул. Сибиряков-Гвардейцев 27/1
2015г.

Перечень литературы;
                                                                                               
С.И. Гии. «Занятия по ТРИЗ в д/саду»
Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов-на-Дону, 1993г. -32с.
Русские сказки, сборник в обработке О.А. Богдановой, Ленинград, 1991г.
Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Изд.2,-Ульяновск,1991г.-92г.
Сидорчук Т.А. «воображаем, размышляем, творим»
Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/под ред. Б.Б. Финкенштейн-сп6.:Детство- ПРЕСС,2003г.
     
Цель: Закрепление знаний сказок К.Чуковского и их названий.
Задачи: Развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные. Закреплять умение составлять сказки морально этического плана с помощью алгоритма. Придумывать слова-рифмы.
Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
Воспитывать у детей желание быть здоровыми, вести здоровый образ жизни
Материалы и оборудование:  Сундучок с предметными картинками Предварительная работа: чтение сказок  К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Придумай рифму, «Сочини сказку»
 Ход занятия
Воспитатель. Ребята сегодня мы с вами поговорим о здоровье,
- А что нужно делать чтобы быть здоровым?
- А какие вы знаете сказки о здоровье? («Айболит», «Мойдодыр», «Федорино Горе»
Воспитател ь А сейчас я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие по этим сказкам.
Путешествовать в страну сказок, я возьму с собой того, кто назовёт мне слова наоборот:
- Чистый - грязный
- Полезный - вредный
- Больной - здоровый
- Веселый - грустный
- Сытый - голодный
- Сладкий – кислый
Молодцы ребята, много слов разных знаете, а теперь отправляемся в путешествие (играет музыка, дети идут за воспитателем)
Дети наталкиваются на сундучок
Воспитатель. Ребята посмотрите, что это? Давайте посмотрим, что внутри
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там?
Воспитатель А тут предметные картинки. Давайте рассмотрим их (утюг, скалка, медный таз, блюдце, корыто, чашка) Как вы думаете из какой сказки все эти объекты?
Воспитатель Вы правы все эти объекты из сказки «Федорино горе»
Воспитатель.   Я вам предлагаю поиграть в игру «хорошо-плохо»
Молодцы ребята.
-Ребята, что в этой сказки могло плохо повлиять на здоровье Федоры? Молодцы теперь отправляемся дальше (играет музыка)
Воспитатель посмотрите кто встретился на нашем пути мальчик грязнуля, из какой он сказки? (Мойдодыр)
Давайте вспомним какие объекты помогли мальчику стать чистым (щетки, мыло, мочалка, гребешок, вода) а теперь попробуем придумать рифму к некоторым из объектов.(мочалка – галка, палка, выручалка, скакалка ; щетка- трещетка)
А теперь немного отдохнем:
Умываться мы умеем Моем руки, моем шею Мы помылись, как большие. Вот, мы чистые какие! 
Воспитатель ребята посмотрите мальчик стал чистым, теперь мы можем отправляться дальше. А про какую сказку мы с вами еще не поговорили?
Ответы детей: «Айболит»
Воспитатель Молодцы                                                                                        
Воспитатель Кого лечил Айболит? Как он помогает героям сказки? Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Давайте с вами как настоящие сказочники сочиним сказку про здоровье
Поможет нам сочинить сказку наш алгоритм:
 С чего начинается сказка ?(с зачина)
Выбираем место, где будут происходить события (медицинский кабинет)
Выбираем героев сказки (3-4 неодушивленных объекта, типичные для этого места)
Наделить объекты свойствами или чертами характера человека
Описывается жизнь этих объектов в данном месте
Описание случая
Составляется монолог от имени каждого героя по отношению к случившемуся
Выводим жизненные правила (пословица)
Придумываем название сказки
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот и закончилось наше путешествие по сказкам.
Что вам особенно запомнилось? Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок.