Психологическая разработка по индивидуальной траектории развития обучающихся начальной школы «Учимся общаться»

Лицей «Спектр» города Тореза





Психологическая разработка по индивидуальной траектории развития учащихся начальной школы
«Учимся общаться»

Номинация: «Психолого-педагогическая коррекционная и развивающая работа с детьми начальной школы»









Практический психолог
высшей категории
лицея «Спектр» г. Тореза
Козюменко Татьяна Васильевна












Торез, 2016
Пояснительная записка

Общение – основная форма человеческого бытия. Оно является источником и условием жизнедеятельности людей и обусловлено жизненной необходимостью.
Вступая в общение друг с другом, люди преследуют определенную цель: сделать другого человека своим единомышленником, добиться от него признания, понравиться ему, предупредить, предостеречь от необдуманного поступка, договориться о чем-то и др.
Одним из условий успешного общения человека с другими людьми является воспитанность его эмоциональной сферы, проявляющаяся в умении сопереживать другому, чувствовать чужую боль, чужие радости как свои.
Занятия разработаны на основании запроса учителя 2 класса и направлены на развитие навыков позитивного стиля общения, умение слышать и слушать одноклассников, учитывать их интересы, склонности, способности, сплоченности коллектива.
Занятие длится 35-40 минут, один раз в неделю.

Цели:
приобретение коммуникативных навыков и умений, необходимых для успешного обучения;
осознание учениками, о том, что каждый человек неповторим, индивидуален;
формирование желания высказывать свое мнение, доказывать его на основе фактов и событий;
умение слышать окружающих, давать оценку их точке зрения по различным действиям;
развивать умение самостоятельно проявлять активность в общении, сотрудничать с ровесниками;
умение работать в группе, принимать решения.

Задачи занятий:
развитие коммуникативных навыков, умений;
формирование социального доверия;
формирование адекватной самооценки учащихся;
развитие словесного запаса, общей осведомленности;
развитие познавательных процессов;
формирование толерантной модели общения;
способствование сплочению классного коллектива;
формирование навыков общения, взаимодействия, товарищеских отношений.


Занятие № 1

Цель: создать благоприятные условия для совместной работы, вызвать у детей желание общаться, быть активными, снять общее и мышечное напряжение, поднять эмоциональный статус ребенка.

Упражнение «Знакомство».
Дети становятся в круг. Один ученик держит в руках игрушку «ладошку», называет свое имя и говорит «Я люблю», при этом проговаривая, что он любит делать. После этого передает «ладошку» соседу, называя его имя.

Упражнение «Зеркало».
Дети объединяются в пары. Им нужно по очереди за 1 минуту повторить мимику, движение, чувства и настроение товарища. Потом обменяться ролями. Обсуждение: легко ли быть зеркалом другого человека?

Упражнение «Кто быстрее».
Ребята делятся на 2 команды. Передают мяч за спиной в одну сторону, а потом в другую. Выигрывает та команда, которая быстрее это сделает.

Упражнение «Дракончики».
Дети стоят в кругу, вытянув одну руку вперед. Учитель двигается по внутреннему кругу, дотрагивается до каждой ладошки, при этом произносит «Летели дракончики, ели пончики. Сколько пончиков, столько и дракончиков». На последнем слове, ребенок должен убрать руку, чтобы учитель не дотронулся до нее. Если не успел, садится на свое место.
Игра продолжается до последнего участника.

Работа в тетрадях
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Дети рисуют круг и проводят лучики. В кругу ученик пишет свое имя, а на лучиках – свои положительные качества. После этого каждый ученик презентует свой ответ. Учитель подводит итог: качества могут повторяться у детей, все люди разные, но нас объединяет то, что мы находимся в одном коллективе и должны слышать и уважать друг друга.

Упражнение «Цветовой барометр настроения».
Ученик в тетради показывает на сколько понравилось занятие - провести полоску цветным карандашом: красный – очень понравилось; оранжевый – понравилось; желтый – хорошо; синий – не понравилось; фиолетовый – очень не понравилось.

Прощание «Улыбка друг другу».
Ученики поворачиваются друг другу и дарят улыбку.
Занятие № 2

Цель: создать благоприятную атмосферу для общения, эмоциональную настройку на игру, снятие физического напряжения, умение работать в группе.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто».
Учитель произносит словосочетания «Поменяйтесь местами те, кто любит сладкое; те, у кого есть кошка; те, кто любит играть в футбол и др.»
При этом дети меняются местами друг с другом к кому это относится.

Упражнение «Презентация соседа».
Каждый участник называет имя своего соседа справа и жестами показывает, что, по его мнению, он лучше всего умеет делать. Группа внимательно наблюдает и отгадывает.
Учитель подводит итог, как мы знаем друг друга.

Упражнение «Пойми меня».
Дети стоят в кругу. В центр круга выходит один из участников, закрывает глаза. При этом одновременно все ученики произносят любое слово, после этого ведущий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Упражнение «Съедобное – несъедобное».
Учитель бросает мяч каждому ученику, называя какой-либо предмет. Съедобное – ученик ловит мяч, несъедобное – отбрасывает. Если сделал ошибку – садится на свое место. Игра продолжается до последнего участника.

Упражнение «Мы и наш класс»
Класс делится на группы по принципу «лето, осень, зима, весна». Каждая группа садится за одну парту и выполняет задания «Эмблема класса» на листе А4. Каждая группа презентует свою работу.
Учитель подводит итог.

Упражнение «Пирамида»
Дети становятся в круг, кладут рука на руку в центр круга, сооружая «пирамиду» из рук. Одновременно произносят: «Мы дружные, смелые, ловкие, умелые», подбрасывая руки вверх.

Прощание
Дети стоят кругом, взявшись за руки и прощаются со словами:
«Ты и я, я и ты,
Все мы друзья – навсегда!».
Занятие № 3

Цель: создание положительного настроения группы, сотрудничества друг с другом, атмосферы доверия для эффективной работы.

Упражнение-приветствие.
Ученик держит в руках игрушку «солнце». Называет свое имя, имя соседа справа и передает «солнце» ему со словами «Я хочу с тобой дружить».

Упражнение «Я чудесный мастер».
Ученики становятся в круг. По очереди каждый находится в центре круга и рассказывает о своем таланте и умениях «Я хорошо пою, вышиваю, танцую, рисую,». В ответ на каждое высказывание, все вместе произносят «Это замечательно!» и одновременно поднимают вверх большой палец.

Упражнение «Массаж».
За учителем дети идут по классу между партами, при этом гладят спину друг другу (телесный контакт). Сделав один круг, на втором ученик садится на свое место.

Упражнение «Лестница».
Ученик в тетради рисует 10 ступенек по вертикали. На одной из ступенек он должен поставить себя «Я», а на других расположить имена своих одноклассников.
Учитель подводит итоги.

Упражнение «Тучки».
В тетрадях нарисовать несколько тучек и в них расположить имена одноклассников, с кем тебе тяжело общаться. Выяснить с учителем пути их преодоления.

Упражнение «Зеркало».
Ребята поворачиваются друг к другу лицом. Им нужно по очереди за 1 минуту повторить мимику, движение, чувства и настроение товарища. Потом обменяться ролями.
Обсуждение: легко ли быть зеркалом другого человека?

Упражнение «Цветовой барометр настроения».
Ученик в тетради показывает на сколько понравилось занятие - провести полоску цветным карандашом: красный – очень понравилось; оранжевый – понравилось; желтый – хорошо; синий – не понравилось; фиолетовый – очень не понравилось.

Прощание
Дети по очереди говорят друг другу разнообразные слова прощания.
Занятие № 4

Цель: создать благоприятную атмосферу в классном коллективе для дальнейшей работы, снятие эмоционального напряжения, выработать положительное отношение друг к другу.

Упражнение «Кто я?».
Ученики становятся в круг. Передавая игрушку друг другу, ученик называет свое имя и отвечает на вопрос «Кто я?» (ученик, дочка, сын, мальчик, девочка, внук, внучка, спортсменка, певица, ).

Упражнение «Поменяйтесь местами».
Учитель произносит словосочетания «Поменяйтесь местами те, кто любит читать; те, у кого есть лучший друг; те, кто сегодня сказал родителям «Доброе утро» и др. При этом дети меняются местами друг с другом к кому это относится.

Упражнение «Цветные ладошки».
Мы будем с вами двигаться по классу. По цветовому сигналу учителя, который произносит и показывает: «красная ладошка» - прыгать; «желтая ладошка» - бежать; «зеленая ладошка» – приседать; «синяя ладошка» – ходить, высоко поднимая колени.

Упражнение «Кто это?».
Ученики становятся в круг. Ведущий ученик стоит в центре круга, закрыв глаза. Кто-то из ребят говорит «Я», ведущий должен угадать кто это. Если угадал – дети хлопают в ладоши и ведущий меняется.
Обсуждение: легко ли было угадать одноклассника?

Упражнение «Дракончики».
Дети стоят в кругу, вытянув одну руку вперед. Учитель двигается по внутреннему кругу, дотрагивается до каждой ладошки, при этом произносит «Летели дракончики, ели пончики. Сколько пончиков, столько и дракончиков». На последнем слове, ребенок должен убрать руку, чтобы учитель не дотронулся до нее. Если не успел, садится на свое место.
Игра продолжается до последнего участника.
Упражнение «Бинго».
Детям раздаются вырезанные из бумаги силуэты человека. В центре силуэта ученик пишет свое имя, на голове - мечту, на правой руке - увлечение, на левой - любимую книгу, на правой ноге - страхи, на левой - место отдыха. Каждый ученик зачитывает, что написано на силуэте. После каждого выступления – аплодисменты одноклассников. Учитель подводит итог выполненного упражнения.
Прощание «Улыбка друг другу».
Ученики поворачиваются друг другу и дарят улыбку.
Занятие № 5

Цель: развивать чувство поддержки группы и автономности, уникальности каждого ученика, умение высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению окружающих.

Упражнение «Я рад тебя сегодня видеть».
Ученик держит в руках игрушку «цветок». Называет свое имя, имя соседа слева и передает «цветок» ему со словами «Я рад тебя сегодня видеть».

Упражнение «Найди себе пару».
Необходимо подготовить карточки с названием животных (по две карточки на каждое животное). Каждый ученик, получив карточку, должен найти себе пару без слов, с помощью жестов, мимики, движений. Найдя пару, становится рядом, пока все не найдут свое «животное».
Обсуждение: легко ли было без слов выполнить это задание.

Упражнение «Имя и движение».
Дети становятся в круг. Каждый ученик произносит свое имя и делает какое либо движение – головой, руками, ногой, всем телом. Весь класс повторяет имя и движение.
Выполняют все ученики по очереди.

Упражнение «Четыре стихии».
Дети стоят в кругу. Ведущий объясняет инструкцию:
«Земля» - опустить руки вниз;
«Вода» - вытянуть руки вперед;
«Ветер» - поднять руки вверх;
«Огонь» - выполнять круговые движения кистями рук, вытянув их вперед.
Кто ошибся, садится на свое место. Игра продолжается до последнего участника.

Упражнение «Мое имя в рисунке».
Работа выполняется в тетрадях. Дети рисуют свое имя, таким образом, они выражают свое отношение к себе с помощью цветных карандашей.
Презентация своих работ.

Прощание «Пожелание на сегодняшний день».
Каждый ученик высказывает всем присутствующим пожелание на сегодняшний день.
Занятие № 6

Цель: способствовать осведомлению уникальности личности каждого ученика, видеть положительные элементы в каждом однокласснике, способствовать сплочению коллектива.

Упражнение «Приветствие».
Дети становятся в круг. Передавая игрушку (любая мягкая) соседу слева, ученик называет его имя и говорит «Мне в тебе сегодня нравится»

Упражнение «Моя салфетка».
Дети становятся в круг спиной к центру. Все участникам раздается по листу бумаги. Ведущий: «Сверните лист бумаги пополам, оторвите левый угол. Сверните еще раз, оторвите правый угол. Сверните еще раз, оторвите левый угол. Сверните еще раз, оторвите правый угол».
После этого разверните свои листы и разровняйте их. Посмотрите внимательно на свои и другие, есть ли одинаковые салфетки.
Учитель подводит итог: «Каждый из вас особенный, неповторимый. Все вы получали одинаковую инструкцию, но выполняли все по-разному. Это упражнение подчеркивает вашу индивидуальность. Нет двух одинаковых салфеток – нет двух одинаковых учеников».

Упражнение «Пойми меня».
Дети стоят в кругу. В центр круга выходит один из участников, закрывает глаза. При этом одновременно все ученики произносят любое слово, после этого ведущий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Упражнение «Австралийский дождь».
Участники двигаются по кругу цепочкой и повторяют движения ведущего.
«В Австралии поднялся ветер (ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь (ведущий щелкает пальцами).
Дождь усиливается (ведущий хлопает ладонями по верхней части тела).
Начинается настоящий ливень (ведущий хлопает по бедрам).
А вот и град – настоящая буря (ведущий топает ногами).
Но вот буря утихает (ведущий хлопает по бедрам).
Дождь утихает (ведущий хлопает ладонями по верхней части тела).
Редкие капли дождя падают на землю (ведущий щелкает пальцами).
Тихий шелест ветра (ведущий трет ладони).
Солнце! (руки вверх)».
Когда начинается движение по второму кругу, участники садятся за парты, когда проходят свое рабочее место.

Прощание «До свидания».
Дети жестами и улыбкой прощаются друг с другом.
Занятие № 7

Цель: вырабатывать умение презентовать себя, видеть положительные качества у себя и окружающих, способствовать дальнейшему сплочению группы, создание атмосферы доверия для эффективной работы.

Упражнение «Приветствие».
Дети становятся в круг, по очереди каждый использует разные формы приветствия, называя свое имя и черту характера.
Например: «Добрый день! Я веселая Юля!».

Упражнение «Комплимент».
По кругу дети передают мяч друг другу, называют свое имя, имя соседа, и произносят: «Я хочу с тобой дружить потому что».

Упражнение «Цветные ладошки».
Мы будем с вами двигаться по классу. По цветовому сигналу учителя, который произносит и показывает:
«красная ладошка» - прыгать;
«желтая ладошка» - бежать;
«зеленая ладошка» – приседать;
«синяя ладошка» – ходить, высоко поднимая колени.

Упражнение «Кто сказал?».
Дети становятся в круг. Из группы выбирается один ученик, ему завязывают глаза. К нему подходит один из участников группы и говорит:
«Ты мой голос не узнаешь,
Кто говорит, не угадаешь!»
Тот, у кого завязанные глаза, должен угадать, кто это сказал. Игра продолжается с каждым из учеников.

Упражнение «Пять добрых слов».
Участники делятся на группы по принципу: «роза, мак, ромашка, тюльпан». Объединившись в группы, каждый участник обводит свою ладонь на листе бумаги, подписывает свое имя. Листы передаются по кругу, и каждый из участников пишет на одно из пальцев какую либо положительную черту характера его владельца, пока лист не вернется к хозяину «ладони».
Листы собирает ведущий, зачитывает записи, а группа должна угадать кому они принадлежат. После окончания упражнения – аплодисменты всем участникам.

Прощание.
Дети повернувшись друг к другу лицом - берутся за руки. Каждый ребенок по очереди поворачивается к своему соседу слева и улыбается ему. Потом берет улыбку в ладони и осторожно передает ее всем ученикам.
Занятие № 8

Цель: способствовать умению работать в группе, развивать у ребенка мыслительные операции анализа и синтеза, научить ребенка узнавать предметы по заданным признакам, сравнивать их, находить общее и различия, умение использовать свои интеллектуальные способности для выполнения заданий.

Упражнение «Приветствие».
Передавая друг другу мягкую игрушку, ученик называет имя своего соседа слева и произносит: «Я хочу с тобой работать в группе».
Ученики делятся на 2 группы. Каждая группа берется за руки и произносит слова: «У нас все сегодня получится хорошо».

Задания выдаются по группам, отводится время для его выполнения. Группа придумывает для себя название.

После завершения заданий, дети представляют свои ответы.

Подводятся итоги, которая из групп правильно и оригинально выполнила задания.
Участникам групп произносятся комплименты, аплодисменты всем.


Прощание «Закончи фразу».
Зеленеет даже пень,
Когда услышит (Добрый день)

Не видел друга триста лет
Быстрей скажи ему (Привет)

Каждое слово для людей
Имеет большое значение,
На прощание всем скажи (Пока, до свидания, до встречи,)

Задания для I группы

Упражнение 1. «Отгадай загадку».

Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт. (Жук)


Упражнение 2. «Сравнение»:

Чем отличаются:
Осень, весна.


Упражнение 3 . «Сравнение»:

Чем похожи и отличаются числа каждой пары:
5 и 50
17 и 170.


Упражнение 4. «Логическая задача»:

Сережа на дорогу от дома до школы тратит 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вдвоем с сестрой? (10 минут).


Упражнение 5. «Змейка»:

Составить слова по данной модели (могут быть свои варианты)
А - - - - - аромат
- А - - - - калоша
- - А - - - краски
- - - А - - лопата
- - - - А - каштан
- - - - - А голова
- - - - А - стакан
- - - А - - бумага
- - А - - - травка
- А - - - - павлин
А - - - - - ананас


Задания для II группы


Упражнение 1. «Отгадай загадку».

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель - (ежик)


Упражнение 2. «Сравнение»:

Назвать общие признаки:
Ромашка, василек.


Упражнение 3 . «Сравнение»:

Чем похожи и отличаются числа каждой пары:
6 и 60
42 и 420.


Упражнение 4. «Логическая задача»:

Бревно распилили на 4 части. Сколько сделали разрезов? (3 разреза)


Упражнение 5. «Змейка»:

Составить слова по данной модели (могут быть свои варианты)
А - - - - - аромат
- А - - - - калоша
- - А - - - краски
- - - А - - лопата
- - - - А - каштан
- - - - - А голова
- - - - А - стакан
- - - А - - бумага
- - А - - - травка
- А - - - - павлин
А - - - - - ананас

Занятие № 9

Цели: умение чувствовать свои эмоции и эмоции окружающих, передавать положительные эмоции друг другу и принимать их, уметь показывать невербально приятные эмоции.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто».
Учитель произносит словосочетания «Поменяйтесь местами те, у кого сегодня хорошее настроение; те, кто сегодня получил хорошую оценку; те, кто сегодня улыбнулся одноклассникам; хочет иметь много друзей в классе и др.» При этом дети меняются местами друг с другом к кому это относится.

Упражнение «Приветствие».
Дети становятся в круг. Передавая друг другу букетик цветов, участник называет имя соседа и желает ему хорошего настроения.

Упражнение «Эмоция по кругу».
Эмоция – это переживание человека своего отношения к миру и людям. Радость, грусть, страх, обида, гнев, удивление. С помощью мимики передать по кругу эмоцию, а участники должны угадать что это. Задание выполняет каждый из участников.

Упражнение «Любители сладкого».
Учитель: «Кто любит мороженое?». Те, кто любит, становится в центр комнаты, взявшись за руки, постепенно присоединяются те, кто любит шоколад, изюм, сладкий крем, торт и др., пока все участники не станут в одну цепочку. Тогда учитель берет последнего ученика за руку и начинает «наматывать» всю группу – плести цепочку. Когда все «намотаются», необходимо минуту постоять, чтобы почувствовали все вместе, прислушались к этому чувству и тогда разошлись. Обсуждение ощущений.

Упражнение «Подарок - жестом».
По кругу каждый ученик своему соседу справа делает подарок на невербальном уровне – жестами показывает, что он хочет подарить. Участник должен угадать свой подарок, если необходимо, группа помогает.

Упражнение «Чем мы похожи».
Дети размещаются по кругу. Учитель приглашает в середину круга кого-то из детей, подчеркивая подобность себе по какому-либо общему признаку (Оля, выйди ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос, рост, глаза, мы жители Земли). Ребенок выходит и приглашает другого участника. Упражнение длится, пока все не окажутся вместе в одном круге. Вывод: все мы похожи. Мы группа, единый коллектив.
Прощание.
Прощаясь, дети стараются вспомнить как можно больше слов прощания.
Занятие № 10

Цели: настроить группу на сотрудничество, создание атмосферы доверия и поддержки для выполнения эффективной работы в коллективе.

Упражнение-приветствие «Улыбка по кругу».
Дети становятся в круг, берутся за руки. Каждый ребенок по очереди поворачивается к своему соседу слева и улыбается ему; потом «берет» улыбку в ладони и аккуратно передает ее другому участнику.

Упражнение «Загадки».
Тот, кто отгадает загадку, получает приз – аплодисменты участников.
Золотое решето, черных домиков полно;
Сколько черных домков, столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
Ни окошек, ни дверей,
Полна горница людей. (Огурец)
Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены.
И стоит новый дом, на столбе золотом (Колос)

Упражнение «Птица-рыба-зверь».
Дети стоят в кругу и по очереди повторяют «Птица-рыба-зверь». Когда ведущий хлопает в ладоши, тот, кто последним произнес слово, должен назвать определенную птицу, рыбу или зверя. Тот, кто сделал ошибку, садится на свое место. Упражнение продолжается до последнего участника.

Упражнение «Подарки от вашего сердца»
У каждого участника на парте лежит вырезанное сердце из цветной бумаги. Ученик на сердце рисует что-то свое, доброе: улыбку, взгляд, радость, любовь, рисунок, то, что он хочет подарить всему классу.
На доске расположено большое сердце. Каждый ученик прикрепляет «свое сердце» на доску и объясняет, что он дарит. Учитель подводит итог того, что получилось на «большом сердце».

Упражнение «Цветовой барометр».
Ученик в тетради показывает на сколько понравилось занятие - провести полоску цветным карандашом: красный – очень понравилось; оранжевый – понравилось; желтый – хорошо; синий – не понравилось; фиолетовый – очень не понравилось. Обсуждение окончания занятия.

Прощание.
Дети становятся в круг, по очереди прикладывают руки к своему сердцу и говорят пожелание для всех других участников.








13PAGE 15


13PAGE 141415