Конспект урока ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. Тема урока: Согласные глухие звуки [к] и [к], отличающиеся по признаку мягкости–твёрдости. Буквы К, к


Драч Анжелика Викторовна, учитель начальных классов
МБОУ «Оконешниковская средняя общеобразовательная школа»

Технологическая карта урока

1. Тема урока. Согласные глухие звуки [к] и [к'], отличающиеся по признаку мягкости–твёрдости. Буквы К, к
2. УМК «Перспективная начальная школа»
3. Предмет: Обучение грамоте и письму. Чтение.
4. Класс: 1
5. Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
6. Представление о результатах:
Личностные: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
частной задачи.
Метапредметные: Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять самоконтроль по образцу.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия;
задавать вопросы;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные: познакомить с глухим, мягким и твёрдым звуком [к] и [к'], ;
формировать умение читать слоги, слова, тексты с буквой -К.





Этап урока
Цель
Управляющая деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Результат

1.Самоопределение к деятельности
Включение учащихся в учебную деятельность
Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
и на уроке не зевайте.
-Прочитайте девиз нашего урока.











Читают.
«Учитесь тайны открывать».
Коммуникативная
Деловой настрой на урок.
Готовность ученика к уроку.

2. Введение в тему.
Целеполагание
( Работа с учебником)
Воспроизвести ЗУН, доступные для построения нового способа действия.
Откройте учебник (стр.63)
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
-Кто изображён на первой картинке?
-Произнесём чётко это слово

- Что вы можете сказать о модели этого слова?
- Обратите внимание
на первой звук в этой модели слова? Что вы можете сказать о нём?

-Кто изображён на второй картинке?
- Произнесём чётко это слово.
- Что вы можете сказать о модели этого слова?
- Обратите внимание
на первой звук в этой модели слова? Что вы можете сказать о нём?

- Какими звуками отличаются модели этих двух слов?

.





- Дайте полную характеристику первому звуку в слове КОТ
- Дайте полную характеристику первому звуку в слове КИТ






- Кот

(проговаривание хором, самостоятельно) ккоот
- Слово КОТ состоит из трёх звуков, гласный звук -о-

- Первый звук согласный, т.к. обозначен в виде квадрата. Звук [к] – согласный, потому что воздух из лёгких проходит с преградой, не поётся, как у гласных.

-Кит

(проговаривание хором, самостоятельно) ккиит

- Слово КИТ состоит из трёх звуков, гласный звук -и-
- Первый звук согласный, т.к. обозначен в виде квадрата.
- Звук [к']– согласный, мягкий, т.к. находится в слиянии с гласной -и-

- В модели слова КОТ нет запятой в первом звуке, значит звук – твёрдый, ещё он находится в слиянии с гласной -о-.
А в модели слова КИТ есть запятая, которая указывает на мягкость согласного звука и находится в слиянии с гласной -и-, которая указывает на мягкость предшествующего согласного.
- Это твёрдый согласный звук; он ещё глухой, т.к. нет точки в модели первого звука.

- Это мягкий согласный звук; глухой, т.к. нет точки в модели первого звука.









Регулятивная
Оценивают правильность выполнения задания.

Познавательная
Ориентироваться в учебной книге.

Личностные:
умения слушать и слышать собеседника






Характеризовать (устно) звук.

3. Постановка учебной задачи.
Выявить причину затруднения, поставить цель урока.
- Давайте определим тему нашего урока.
-Чему мы должны научиться на уроке?


-Изучим новые звуки [к] и [к'];
-Узнаем, какие буквы их обозначают.
-Научиться читать слоги и слова с новыми буквами.
Познавательная
Ориентироваться в учебной книге.
Регулятивная
Ставить учебную задачу.
Коммуникативная
Учащиеся хором читают тему урока.
Осознание проблемы.

4.Первичное закрепление.

Построение учащимися нового способа решения учебной задачи и формировать способности к её выполнению.
- Мы с вами узнали, что буква -Ка- выполняет две работы. Назовите их, глядя на их модели.



-Конструирование буквы «К» (работа с наборным полотном)
- Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас все получится!

Рассмотрим следующие иллюстрации в книге.
- Прочитаем слова по моделям звуков и по буквам.
- Объясните значение этих слов.

-Что обозначают голубые дуги под словом?

-Как будем читать первый ярус в моделях?

- Прочитаем слово по буквам, используя второй ярус модели – буквенный.
-Дайте характеристику первому звуку в этом слове.

-Прочитаем первый ярус во второй модели
- Прочитаем слово по буквам, используя второй ярус модели – буквенный.
-На что указывает голубая дуга под моделью этого слова?
-Дайте характеристику первому звуку в этом слове.

(Аналогочный разбор слова КАРТА)

[к] и [к']
- Первая работа буквы К- обозначать глухой твёрдый согласный звук;
- Вторая работа буквы К- обозначать глухой мягкий согласный звук.

(Дети в парах, держась за руки, произносят слова хором вслух)
- Мы – умные!
- Мы – дружные!
- Мы – внимательные!
- Мы – старательные!
- Мы отлично учимся!
-Все у нас получится!





-Куст, кедр, карта
-Куст- многолетнее древесное растение с ветвями, начинающимися от земли.
-Кедр –хвойное дерево.
-Карта- чертёж поверхности Земли.

- Это слоги.
- В модели первого слова дуга указывает на один слог. (проверяем хлопком).
- Мы будем протягивать каждый звук чётко сливая со следующим звуком [кккууусстт]

-КУСТ


- Звук [к] согласный глухой твёрдый




- [к'к'эээдр]


-КЕДР


- В модели слова -КЕДР дуга указывает на один слог. (проверяем хлопком).



- Звук [к'] согласный глухой мягкий

Коммуникативная
Работа в парах,
планирование учебного сотрудничества со сверстниками
Познавательная
моделирование
Регулятивная
планирование последовательности действий
Личностные:
- оценивать свою деятельность









Регулятивная
Ставят новые учебные задачи.

Коммуникативная
Формулируют собственное мнение и позицию!
Личностные:
- умения слушать и слышать собеседника


Познавательная
Работа с иллюстрацией и моделями учебника.





Физминутка



Личностные: 
учиться переключаться на другой вид деятельности
.


6. Включение в систему знаний, повторение.
Усвоение нового способа действий.







Определить работу гласных букв
- С какой буквой сегодня познакомились?
- Докажите, почему буква К обозначает два звука [к] и [к']
-Какие открытия мы сделали?


- Откроем ещё одну тайну русской азбуки
Чтение слогов и слияний по учебнику
-Объясните, почему слоги разделены на определённые столбцы

- Буквой К


- Буква К обозначает парные по твёрдости-мягкости звуки.
- Мы сделали открытие, что звуки [к] и [к'] образуются с помощью голоса; звуки помогают различать слова;



- 1 столбец составлен из слияний гласный + согласный звук
- 2 столбец- из слогов согласного твёрдого звука + гласный звук;
- 3 столбец - из слогов согласного мягкого звука + гласный звук;
(чтение столбцов в парах)
Регулятивная
Выполняют учебные действия в громко-речевой и умственной форме.
Коммуникативная
Читают слоги соседу. Личностные:
- умения слушать и слышать собеседника


Усвоение нового правила.



Работа с книгой (стр. 64)
Чтение слогов, слов с учителем (чётко проговаривая , соблюдая ударение)
Объяснение трудных слов в учебнике.
Чтение про себя, в парах (затем вслух).
Познавательная Ориентироваться в учебной книге. Выполняют
задание, применяя новое правило.




Активизировать мыслительные процессы.
Работа с текстом (стр. 64) «Соседи Кондрата» ( по методике Н.М. Лавровой) упражнение «Буксир»
1 вариант
Учитель читает.
Учитель внезапно останавливается на каком–либо слове и повторяет его.

Либо 2-вариант Учитель во время чтения может заменять слова близким по значению.
- Что обозначают часы на страницах учебника?
- Прочитали первую скороговорку.








Дети одновременно читают с учителем
Дети должны также остановиться на этом месте. Учитель выборочно проверяет, учеников, кто не следил тот не знает где остановились)


- Ученики обязаны заметить это искажение и подать сигнал.

Чтение текста детьми.

- Скороговорка

Учащиеся произносят её в ускоренном темпе





Познавательная Ориентироваться в учебной книге.


6. Самостоятельная работа
с самопроверкой по эталону.
Применение нового знания, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.
Игра «Кто самый внимательный». - Среди набора букв найдите букву, с которой сегодня познакомились и подчеркните её
Индивидуальные карточки
ПКОСМУЦКНЛАЫЖКНЬ
ЦЁЩКПАВЛКЭХНЕМКХ
УРКТЛАВЫФШКТОЮЧК


Коммуникативная
Работа в парах (взаимопроверка);
оценивать работу одноклассников.

Самостоятельное оперирование новым знанием.

7. Рефлексия деятельности.

Подвести итог урока, рефлексию деятельности всего класса.
- Вернемся к девизу нашего урока.
-Какие тайны мы узнали сегодня на уроке?
- Оцените свою работу в дневнике.
- Завершается урок.
Он пошёл ребятам впрок? Постарались всё понять? Учились тайны открывать?
Ответы полные давали? На уроке не зевали?Спасибо за урок.
«Учитесь тайны открывать»

Буква К обозначает парные по твёрдости-мягкости звуки.
- Мы сделали открытие, что звуки [к] и [к'] образуются с помощью голоса; звуки помогают различать слова





Регулятивная
Оценивают свою деятельность на уроке при помощи шкалы.
Соотношение цели урока с результатом деятельности.

Анализ каждого ученика результата собственной деятельности.


15