Конспект классного часа на тему Опасности, которые нас окружают. подготовила учитель Шулика Марина Владимировна
Тема: Опасности, которые нас окружают.
Цели и задачи:
рассмотрение ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни;
обобщение знаний детей по правилам поведения в экстремальных ситуациях, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Звучит песня Е. Крылатова «Крылатые качели»
– Ребята, как вы думаете, почему этой песней мы начинаем свой классный час? (Эта песня о весне, апреле, детстве, качелях – любимой игре детей).– А какие правила безопасности надо соблюдать, качаясь на качелях?– В какие еще игры вы любите играть на улице? (Кататься на велосипеде, на роликах, прыгать через скакалку, в прятки, в догонялки, с мячом и т.д.)– Бывает ли так, что кто-то получает травму во время игры? Из-за чего это происходит? (Ответы детей)
II. Опасности могут возникнуть в любой момент. Они вокруг нас. Любой предмет окружающей среды может быть опасен для жизни человека. Но мы учимся предвидеть эти опасности, по возможности избегать их. Ведь народная мудрость гласит: « Берегись бед, пока их нет!»Мы подготовили специальный фоторепортаж для нашего классного часа. Посмотрим, какие же опасности могут встретиться по дороге в школу, в школе, во время игр, во дворе дома и т.д. (Демонстрируются фотографии. На них запечатлены дорога до школы, где нет тротуара; канава; открытый канализационный люк, высокие турники.– Какую опасность представляет каждый из этих объектов? (Ответы детей)
III. Каждый человек любит свой дом. Дома мы отдыхаем, занимаемся любимыми делами, поэтому стараемся окружить себя удобствами, полезными предметами. А сколько электроприборов придумал человек! Перечислим некоторые из них. В этом нам помогут загадки.
У него большой живот,А совсем не бегемот.Хобот—нос приподнял он,Но, однако же, не слон.И пыхтит он через носНа плите как паровоз.(Ответ: Чайник)Кормит домШкаф со льдом.(Ответ: Холодильник)Ветер южный,По хозяйству нужный.(Ответ: Фен)То назад, то вперёдХодит бродит пароход.Остановишь — горе!Продырявит море!(Ответ: Утюг)Через поле и лесок подается голосок.Он бежит по проводам —Скажешь здесь, а слышно там. (Ответ: Телефон)Вот так дом: Одно окно,Каждый день В окне—кино.Живет в нем вся Вселенная,А вещь — обыкновенная.(Ответ: Телевизор)Ходит—бродит по коврам,Водит носом по углам.Где прошел — там пыли нет,Пыль и сор — его обед.(Ответ: Пылесос)– А какую опасность они представляют? (Ответы детей)– Обращаться с электричеством надо уметь!– Чего ни в коем случае нельзя делать? (Ответы детей)
- Послушайте стихотворные правила.
Папа и мама сынишку бранят,К розетке ему подходить не велят:“Запомни! Что злой и опасный, как зверь,Ток электрический прячется в ней!”
Если ты пошёл гулятьИли друга провожать,Закрывая в доме дверь,Всё ли выключил, проверь!
Телевизор и компьютерНаши верные друзья,Только мокрыми рукамиПрикасаться к ним нельзя!
Задымился если вдругЭлектрический утюг,Что ты должен сделать, детка?Вынуть вилку из розетки.
Чтобы с тобой не случилась беда,За провода не берись никогда.Правило это помни, дружок!Не любит шутить электрический ток!
IV. Мы с вами пришли к выводу, что оставлять без присмотра электроприборы нельзя. Может возникнуть пожар. Что еще является причиной пожара? (Ответы детей)
Разведение костров без взрослых.
Повреждение электрического провода, короткое замыкание.
Зажигание свечей на елках.
Загадки-предостерегалки:
Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я огня сестричка – маленькая … (спичка)
Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)
Он для всех опасен нас, называют его … (газ)
– Какие правила пожарной безопасности необходимо хорошо знать и строго соблюдать, чтобы избежать пожара? (Ответы детей, учитель подводит итоги).
V. «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения! »
– Идут на улице люди – на работу, в магазины, в библиотеки. А вот у ребят кончились уроки в школе, и они направились домой.
Викторина. (Ребята заранее разделены на 2-3 команды. Каждой команде по очереди задаются вопросы, на которые надо ответить как можно скорее. Если команда затрудняется ответить, право хода переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает жетон)Вопросы.
- При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (Зеленом).
- Как называется часть улицы, предназначенная для пешеходов? (Тротуар).
- Чьими сигналами должен руководствоваться пешеход, если на перекрестке, рядом со светофором, стоит регулировщик? (Регулировщика).
- Что такое проезжая часть? (Это часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств).
- Где безопасно переходить проезжую часть? (пешеходный переход, подземный, надземные пешеходные переходы, пешеходная дорожка “зебра”).
- В каком порядке расположены сигналы светофора сверху вниз? (красный, желтый, зелёный)
- Что обозначает красный свет светофора? (стоп) - Что обозначает желтый свет светофора? ( внимание) - Человек , совершающий пешком движение по улице.(пешеход) - Проезжая часть дороги с твердым покрытием.(шоссе) - С какого возраста дети могут ездить на велосипеде по шоссе? (с 14 лет) - Обозначенное место для перехода проезжей части улицы. (переход) - Кого мы называем пассажирами? (людей, которые едут в транспорте)
- Можно ли разговаривать с водителем во время движения? Почему? (нет, чтобы не отвлекать водителя)
- Можно ли во время проезда в транспорте высовываться из окна? (нет)
- Можно ли вставать ногами на сиденье? (нет)
- Можно ли ходить по автобусу во время движения? (нет)
- Можно ли в автобусе громко разговаривать, петь? (нет)
Учитель помогает сделать вывод: несоблюдение правил дорожного движения влечет за собой тяжелые последствия.
VI. В старину, когда еще не было никаких учебников, дети узнавали о том, как вести себя в опасной ситуации из сказок.
Вспомните сказку « Волк и семеро козлят» (не открывай дверь чужим).
« Колобок» (чрезмерное доверие незнакомцам).
«Лиса и кувшин» (прежде чем что-то сделать, подумай).
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (слушайся старших)
Правила поведения с незнакомцами
Старайся избегать разговоров. Если говоришь – будь вежлив.
Не садись в машину к незнакомцу.
Не играй по дороге из школы домой.
Не играй в темное время на улице.
Не рассказывай чужим людям о своей семье, о соседях.
Не впускай незнакомых людей в квартиру.
Если потерял ключ – скажи об этом родителям.
VII. В наше время есть специальные службы, которые приходят на помощь людям, попавшим в беду. По каким телефонам надо звонить в экстренных случаях?
Пожар мы быстро победим, позвонив по 01.
Если видишь: на дороге случилась беда – незамедлительно звони по 02.
Стало плохо человеку – ты не медли, не реви.Ведь помочь ему сумеешь, позвони, набрав 03.
Коль почувствовал запах газа в квартире,К телефону беги и звони 04.
IX. Подведение итогов занятия. Заключительное слово учителя
– Классный час мы сегодня посвятили рассмотрению ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жизни. А также повторили правила обращения с электроприборами, правила пожаробезопасности, дорожного движения, подвижных игр на улице, общения с незнакомцами, поведения во время наводнения.Нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека.