Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф
Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе
Тема: «Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф».
Цель для учителя: создать условия для знакомства учащихся со звуками [ф], [ф’] и буквами Ф, ф.
Цель для учащихся: усвоить, что звуки [ф], [ф’] обозначаются буквами Ф, ф, научиться давать характеристику звукам [ф], [ф’], работать со схемами слов с изученными звуками, читать слоги и слова с изученными буквами.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма урока: смешанный урок с применением интерактивных упражнений.
Опорные понятия, термины: звук, буква, слог, слово, ударение.
Новые понятия: буква «эф», звуки [ф], [ф’].
Формы контроля: ответы детей на поставленные вопросы, чтение вслух, выполнение упражнений в устной и письменной форме.
Оборудование к уроку: Агаркова Н.Г. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука: 1 класс/ Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; под ред. М.Л. Каленчук. - М.: Академкнига/ Учебник, 2011 год; компьютер, звуковые колонки, проектор, экран, видео «Ёлочка», запись песни «Маленькой ёлочке»; магнитная доска; таблица «Алфавит», азбука с рисунками; рисунок Ёлки; 3 разноцветные звезды со смайликами; новогодние шары с буквами Ф, ф, звуками [ф], [ф’] и их обозначениями; подготовленные детьми бумажные игрушки для ёлки; напечатанные слоговые схемы; карточки с буквами, условными обозначениями звуков; печатный материал для упражнения «Буква потерялась»; снежинки со слогами; слайды со словами дл упражнения «Волшебная палочка».
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Результат
1.Организационный момент
- К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придёт.
Вся пушистая, в иголках.
А зовут ту гостью
- Ребята! А ёлка не только к вам домой в гости придёт. Она и в класс к нам сегодня пришла. (Появляется рисунок)
- Здравствуй, Ёлка!
- Как думаете, почему я решила пригласить лесную красавицу к нам в гости?
- А что такое Новый год?
- Каким бывает настроение у людей в этот праздник?
- Из предложенных звёзд со смайликами выберите ту, которая больше других соответствует новогоднему настроению.
(учитель помещает выбранную детьми звезду на верхушку ёлки)
(дети стоят, затем присаживаются)
- Ёлка!
(дети здороваются)
- Потому что скоро Новый год, а ёлка – главный символ этого праздника.
(ответы детей)
- Весёлым, радостным.
(дети выбирают звезду со смеющимся смайликом)
Личностные (мотивация к обучению и познанию)
Позитивный настрой на работу
2.Постановка темы и цели урока
- Посмотрите, какой необычный наряд у нашей Ёлочки. Как думаете, почему Ёлка так странно сегодня нарядилась?
- Верно, чтобы подсказать нам, чем мы будем сегодня заниматься. С какими звуками познакомимся?
(учитель показывает указкой на шары с условным обозначением звуков)
- А кто может назвать эти звуки?
(учитель показывает указкой на шары с [ф], [ф’])
- А какими буквами на письме обозначаются эти звуки?
(учитель показывает указкой на шары с буквами Ф, ф )
- Откройте страницу 70 в «Азбуке». Сформулируйте цель нашего урока.
- Чтобы добиться цели, нужно, как всегда, стараться работать дружно, активно, правильно. А что же будет делать наша гостья?
- А вот и не угадали. Ёлка будет нам помогать добиваться цели.
(дети отвечают)
- Согласными, глухими, один из которых твёрдый, другой мягкий.
- [ф], [ф’].
- Эф заглавная и строчная.
(дети открывают страницу 70)
- Познакомиться со звуками [ф], [ф’] и буквами Ф, ф.
(высказывания детей)
Регулятивные (умение удерживать цель деятельности до получения ее результата)
Личностные (готовность открыто выражать свою позицию на уроках)
Чётко определённая тема урока и его цель
3.Актуализация опорных знаний
- Чтобы наш урок прошёл бодро, начнём с буквенной зарядки. В роли учителя будет
(учитель называет ребёнка, который будет показывать буквы у доски в азбуке с рисунками)
(один ребёнок в азбуке с рисунками на доске поочерёдно показывает изученные буквы, остальные с места называют их)
Коммуникативные (умение слушать друг друга)
Регулятивные (умение видеть ошибку, оценить результат своей деятельности)
Подготовка к работе над новым материалом
4.Чтение звуковых моделей, выделение новых звуков, обозначение их буквами
- Обратимся к первому звуковому домику. Назовите звуки, которые в нём «живут».
- Какой звук «скрывается» под квадратом?
- Какое слово вам это подсказало?
- Произнесите первый звук в слове ещё раз!
- Что вы можете о нём сказать?
- Почему вы так решили?
- Назовите звуки, которые «живут» во втором звуковом домике.
- Какой звук «скрывается» под квадратом?
- Какое слово вам это подсказало?
- Произнесите первый звук ещё раз!
- Что вы можете о нём сказать?
- Почему вы так решили?
- Какими буквами на письме обозначаются звуки [ф], [ф’]?
- Почему букв две?
- Найдите место букв Ф, ф в «Алфавите». Покажите и назовите их «соседей».
(учитель вызывает двух человек, которые выполнят задание у доски).
- Теперь откройте страницу 127 в «Азбуке» и сделайте то же самое.
(дети называют)
- Звук [ф].
- Фокус.
(дети произносят)
– Звук [ф] - согласный, глухой, твёрдый.
(дети отвечают)
(дети называют)
- Звук [ф’].
- Фикус.
(дети произносят)
- Звук [ф’] – согласный, глухой, мягкий.
(дети отвечают)
- Буквами Ф, ф.
(дети объясняют)
(вызванные дети показывают и называют)
(все дети выполняют то же задание на странице 127 в «Азбуке»)
Познавательные (умение работать со звуковой моделью слова, умение давать характеристику звукам, находить место буквы в алфавите)
Регулятивные (умение удерживать цель деятельности до получения ее результата)
Личностные (готовность открыто выражать свою позицию на уроках)
Регулятивные (умение видеть ошибку, оценить результат своей деятельности)
Дана характеристика новых звуков, определено место новой буквы в алфавите
5. Работа в парах. Упражнение «Буква спряталась»
(учитель раздаёт карточки для парной работы)
- На карточках, которые вы получили, среди других букв несколько раз встречаются буквы Ф, ф. Обведите все, которые видите.
- Сколько раз встретились с буквами Ф, ф?
(дети выполняют задание в парах)
- 4.
Познавательные (умение находить нужную букву среди других)
Коммуникативные (умение сотрудничать в группе при решении учебных задач)
Регулятивные (умение удерживать цель деятельности до получения ее результата, умение видеть ошибку, оценить результат своей деятельности)
Закреплён в памяти образ новых букв
6. Чтение звукобуквенных моделей. Игра «Печатная машинка»
- Возвращаемся на страницу 70 в «Азбуке». Какие звуки «живут» в первом звукобуквенном домике?
- Какое слово они образуют?
- Какой звук ударный?
- Какие буквы нужны, чтобы напечатать это слово?
(учитель раскладывает на столе буквы)
- Соберите это слово из букв!
- Слово! Разделись на слоги!
- Какие звуки «живут» во втором звукобуквенном домике?
- Какое слово они образуют?
- Какой звук ударный?
- Какие буквы нужны, чтобы напечатать это слово?
- Соберите это слово из букв!
- Слово! Разделись на слоги!
(дети работают на странице 70 в «Азбуке»)
(дети называют)
- Фартук.
(дети отвечают)
(дети называют)
(дети первого ряда поочерёдно выходят, берут нужную букву и становятся так, чтобы получилось необходимое слово)
(дети раздвигаются так, чтобы получилось 2 слога)
(дети называют)
- Филин.
(дети отвечают)
(дети называют)
(дети второго ряда поочерёдно выходят, берут нужную букву и становятся так, чтобы получилось необходимое слово)
(дети раздвигаются так, чтобы получилось 2 слога)
Познавательные (умение работать со звукобуквенной моделью слов, воспроизведение буквенной модели слова)
Коммуникативные (умение сотрудничать в группе при решении учебных задач)
Регулятивные (умение удерживать цель деятельности до получения ее результата, умение видеть ошибку, оценить результат своей деятельности)
«Напечатаны» слова с новой буквой
7. Оздоровительная минутка
- Скоро Новый год! А какой праздник без веселья и танцев. Ёлочка хочет с вами потанцевать.
(учитель включает видео)
(дети танцуют с Ёлочкой)
Коммуникативные (умение общаться со сверстниками)
Отдохнули
8.Чтение слогов с новыми звуками. Упражнение «Придумай слово»
- Ребята! Вы заметили, что наша Ёлочка пришла не одна, а в окружении снежинок. А на них слоги. Сначала будут такие. Расшифруйте, какие.
(учитель представляет детям слоговую схему для обратных слогов)
- Прочитайте слоги.
(учитель на доске поочерёдно переворачивает снежинки со слогами)
- Расшифруйте вторую схему.
(учитель представляет детям слоговую схему для прямых слогов со звуком [ф] )
- Прочитайте слоги.
(учитель на доске поочерёдно переворачивает снежинки со слогами)
- Расшифруйте третью схему.
(учитель представляет детям слоговую схему для прямых слогов со звуком [ф,,] )
- Прочитайте слоги.
(учитель на доске поочерёдно переворачивает снежинки со слогами)
- А теперь прочитайте слоги друг другу в «Азбуке» на странице 70.
- А сейчас каждый ученик с понравившимся слогом назовёт слово.
(дети расшифровывают схему)
(дети читают слоги хором)
(дети расшифровывают схему)
(дети читают слоги хором)
(дети расшифровывают схему)
(дети читают слоги хором)
(дети читают слоги друг другу в «Азбуке»)
(дети называют слова)
Познавательные (умение читать слоги с новой буквой, подбирать слова с выбранным слогом)
Регулятивные (умение удерживать цель деятельности до получения ее результата, умение видеть ошибку, оценить результат своей деятельности)
Прочитаны слоги, подобраны слова
9.Чтение слов с новыми звуками. Упражнение «Волшебная палочка»
- Пришла пора читать слова с буквой ф. На странице 71 в «Азбуке» они вас уже ждут.
- А теперь черёд волшебной палочки, которая уже похозяйничала в словах. Ваша задача назвать, что изменилось.
(учитель на экране представляет детям слова парами)
(дети вслух поочерёдно читают слова по строчкам)
(дети поочерёдно сначала читают слова парами, а потом сравнивают)
Познавательные (умение читать слова с новой буквой, находить различия)
Коммуникативные (умение выполнять работу по цепочке)
Регулятивные (умение удерживать цель деятельности до получения ее результата, умение видеть ошибку, оценить результат своей деятельности)
Прочитаны слова, установлены различия
10. Игра «Узнай слово»
- Какой же Новый год без загадок. Я загадала слово. Посмотрите на его звуковую схему.
(учитель представляет схему слова)
- Одна подсказка: это слово написано на странице 71 в «Азбуке» на розовой полоске. Назовите слово.
- А почему я загадала именно его?
(дети анализируют схему)
- Мир.
(дети отвечают)
Познавательные (умение устанавливать соответствие между звуковой и буквенной моделью слова)
Регулятивные (умение удерживать цель деятельности до получения ее результата)
Личностные (готовность открыто выражать свою позицию на уроках)
Угадано слово по его звуковой модели
11. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Ребята! Наш урок подходит к концу. Нужно подводить итог. А поможет нам наша Ёлочка и её необычный наряд.
- С какими звуками должны были познакомиться?
- Что вы о них узнали?
- Какими буквами они обозначаются?
- А кто может сам на секундочку «превратиться» в букву ф?
- А давайте все попробуем стать «буквами ф».
- Как считаете, мы достигли цели урока?
- Как думаете, Ёлочке понравилось у нас? Почему так думаете?
- Конечно, понравилось. Вы ведь очень старались. По-моему, самое время подарить Ёлочке свои подарки.
(учитель включает песню «Маленькой ёлочке»)
- Теперь наряд у Ёлочки стал красивее. Она улыбается всем нам своей верхушкой. Давайте и мы улыбнёмся ей в ответ.
- Наша Ёлочка будет гостить у нас до самого Нового года. И мы её ещё не раз порадуем. А в новогодний праздник обязательно найдём под ней подарки. Спасибо за урок!
(дети отвечают)
(дети отвечают)
(дети отвечают)
(желающий ребёнок выходит к доске и «превращается» в букву ф)
(дети выполняют задание)
(дети отвечают)
(дети отвечают)
(дети «вешают» на ёлочку бумажные игрушки)
(дети улыбаются Ёлочке)
(дети поднимаются)
Регулятивные (умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности)
Личностные (адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе, готовность открыто выражать свою позицию на уроках)
Сделан вывод о том, добились ли цели. Проанализирована деятельность на уроке. Описаны перспективы
15