Подготовка к сочинению по картине П. П. Кончаловского Сирень в корзине
ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ П. П. КОНЧАЛОВСКОГО «СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ»
Цели урока: 1. дать понятие натюрморта; подготовить учащихся к художественному описанию натюрморта; формировать умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства;
2. создавать условия для развития творческих способностей учащихся; пространственного мышления, речи, памяти;
3. способствовать воспитанию доброжелательности, уважения мнения других, любви к родному языку.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Новый материал.
1. Чтение учителем стихотворения М. Бекетовой «Сирень».
Вставал обыкновенный вешний день,Парил туман, заря траву косила,И вспыхнула лиловая сиреньС какой-то неосознанною силой.Она раскрылась робко, не спеша,Застенчиво и неохотно вроде,И вдруг пошла, пошла, пошлаСмеяться и бурлить, как в половодье.
- Нравится вам, ребята, сирень? Посмотрите, какая изумительная, восхитительная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная она. Ею нельзя не восхищаться. Она притягивает к себе взоры поэтов и композиторов своей лёгкостью, неповторимостью, а художников – своими яркими красками.
2. - А вы знаете, почему она так называется – сирень? Давайте послушаем с вами одну древнегреческую легенду.
Если верить древнегреческой легенде, то молодой Пан - бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву - сирень.
- Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному описанию сирени, которую нарисовал Петр Петрович Кончаловский.
3. Сообщение о художнике.
Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956 гг.) Более тысячи произведений написал за свою жизнь П. П. Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.
4. Словарно-орфографическая работа.
Натюрморт – от франц. “натюр” - природа + “морт” - мертвый. Буквально “мертвая природа”.
Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.
Кончаловский был признанным мастером этого жанра.
5. Знакомство с натюрмортами художника.
Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. П. П. Кончаловский говорил, что в “цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще”. Особенно Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть красок и аромат соцветий. Кончаловский говорил: “Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы”.
6. Беседа по картине.
- Сейчас я предлагаю вам рассмотреть натюрморт Кончаловского «Сирень». Не правда ли, на вас сразу же пахнуло весной? (Верно, мы как-то сразу почувствовали дыхание весны; особенно приятно видеть такую прекрасную сирень зимой, когда за окном снег; в классе стало теплее и уютнее; сирень, изображённая на картине, напомнила нам о весне, о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах.)
- Прослушайте отрывок из пьесы П. И. Чайковского “Фея сирени” из балета “Спящая красавица” и скажите: созвучно ли настроение музыки и картины?
- Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?
- Какого цвета, каких оттенков сирень? (В центре букета - большая ветка белой жемчужной сирени. Рядом с ней грозди бледно - розового и лилового цвета. Верхушку букета обрамляют пышные тёмно - красные грозди, а между ними виднеются белые, голубоватые фиолетовые ветки). - С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки).
- Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному. (Душистая, пахучая, благоухающая.)
- Опишите грозди сирени. (Гордые, мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые.)
- Листочки какие? (Листья на ветках выглядят по - разному. Внизу и вверху слева они тёмно - зелёные; в середине и справа - светло - зелёные с золотистым оттенком.)
- С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная.)
- Какие сравнения можно подобрать к этому замечательному букету? (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.)
- Опишите корзину, в которой находится сирень? (Небольшая корзина тёмно-коричневого цвета, верхняя часть её скрыта свисающими гроздьями сирени и листьями).
- А почему художник выбрал для сирени корзину, банку, а не какую-нибудь роскошную, дорогую вазу? («Внимание должно быть заострено именно на прекрасном букете, а не на том, в чём он стоит»).
- Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой? (Да, конечно. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им).
- Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Трудно назвать человека, который не любил бы эти изумительные цветы. Прекрасная душистая сирень воспета многими писателями и поэтами. Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский.
Учитель читает стихотворение «Сирень» Всеволода Рождественского.
Прогремела гроза, прошумела,Затихая, грохочет вдали.Золотые лучи, словно стрелы,Сквозь клокастые тучи прошли.
Воздух полон прохлады и тени.Встала радуга светлым венцом.И тяжелые гроздья сирениНаклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе По откосу сбежать наугад,Окунуться в душистое море,Захлебнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловыхВдоль ограды кустов разрослосьВетку тронешь – дождем лепестковымОсыпается мокрая гроздь.
В легкой капельке, свежей и чистой,Отразился сверкающий день,И в саду каждой веткой росистойТоржествующе пахнет сирень.
- Какие прилагательные употребляет поэт для описания сирени? (Гроздья у сирени тяжёлые, мокрые; ветка росистая; цветы белые, тёмно-лиловые; сиреневый сад для поэта – это душистое море, осыпающиеся лепестки – лепестковый дождь).
И поэт, и художник изображают один и тот же предмет – сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски. Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжёлые грозди сирени после грозы, её благоухание – весь этот сверкающий день. Сирень художника мы видим. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”.
7. Составление плана сочинения
Вариант плана учитель может дать в готовом виде, но возможно и составление его вместе с учащимися на уроке. Примерный вариант плана может быть таким.
ПЛАН
I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов.
II. Чудесный букет сирени:
1. цвет;
2. гроздья;
3. листья;
4. корзина.
III. “В букете все живет, цветет и радуется”.
III. Итог урока.
- Я думаю, сегодня на уроке все побывали в сиреневом саду и нарвали мысленно большой букет сирени, возможно, такой, какой изображен на картине П. П. Кончаловского.
IV. Домашнее задание.
Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом.
Пример сочинения учащего по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». Передо мной картина П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». Наверное, никто из художников не написал столько полотен с изображением цветов, сколько создал их П. П. Кончаловский. Самым любимым его цветком была сирень. На картине изображен свежесрезанный роскошный букет сирени. Видно, что грозди у сирени тяжёлые, душистые, от них идёт ароматный запах.
Автор на своей картине изобразил сирень разных цветов и оттенков: лиловую, тёмно-красную, белую, розоватую. В центре букета - большая ветка белой жемчужной сирени. Рядом с ней грозди бледно - розового и лилового цвета. Верхушку букета обрамляют пышные тёмно - красные грозди. Они как веер, а между ними виднеются белые, голубоватые фиолетовые ветки. Листья на ветках выглядят по - разному. Внизу и вверху слева они тёмно - зелёные; в середине и справа - светло - зелёные с золотистым оттенком. Корзина сплетена из ивовых прутьев. Она как - будто обнимает и поддерживает ветки сирени.На заднем плане картины серо-коричневый с желтоватым оттенком фон. На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им. Такую прекрасную картину не мог написать равнодушный к природе человек. Видно, что художник очень любит родную природу, восхищается её щедростью и красотой.
15