Тема по самообразованию Двигательная активность младших школьников на уроках физической культуры и во внеурочное время


Двигательная активность младших школьников
на уроках физической культуры и во внеурочное время.
Учитель физической культуры
МАОУ СОШ №4 с УИОП АГО
Гришина Татьяна Васильевна
«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли.
Оставаясь в покое, я почти не могу думать;
необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться»
Ж.Ж.РуссоI. Введение. Одной из важнейших естественных потребностей организма человека является двигательная активность. Она формирует структуру и функции человеческого организма. В ходе длительного эволюционного развития человека сложилась тесная связь между двигательными функциями и деятельностью внутренних органов. В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме. Улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствует развитию умственной деятельности. Особенно важно это в детском подростковом возрасте, когда происходит активное физиологическое и психологическое развитие ребёнка.
Над этой темой я работаю второй год, тема мной выбрана неслучайно: в последние годы, в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин, у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82- 85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя).
Последствия недостаточной двигательной активности
Недостаточная двигательная активность, гиподинамия школьников особенно вредна для растущего организма. Она приводит к так называемой гипотензии (ослабление или замедление движений), которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника, привести к снижению функциональной активности многих органов и систем:
- Наблюдается недостаточность сердечно - сосудистой системы: сила сердечной мышцы и её размеры уменьшаются, ухудшается кровообращение, снижается артериальное давление, сердечная мышца и тонус сосудов ослабляются, происходит застаивание крови в сосудах, ухудшается снабжение тканей кислородом (гипоксия).
- Ухудшается дыхание, уменьшается амплитуда дыхательных движений, уменьшается жизненная ёмкость лёгких, развивается одышка.
- Снижаются мышечная сила, работоспособность, выносливость организма, появляются прослойки жировой ткани, нарушается осанка и координация движений, суставы перестают двигаться, все ткани опорно- двигательного аппарата начинают болеть: связки становятся жёсткими, мышцы теряют способность сокращаться, гиалиновый хрящ суставов истончается и замещается костью, а кости теряют механическую прочность – т.е. опорно-двигательный аппарат быстро стареет.
- Наблюдается ухудшение работы пищеварительной системы, происходит задержка пищи, что приводит к запорам.
- Нарушается обмен веществ, снижается интенсивность и скорость обменных процессов, (нарушения в балансе белков, жиров, углеводов, воды, солей), повышается масса тела.
- Падает умственная работоспособность, ухудшается внимание, память, мышление и другие психические процессы, нарушается сон, повышается эмоциональная возбудимость и склонность к стрессам.
- Снижается репродуктивная способность, повышается вероятность застоев в органах малого таза, нарушение полового созревания, трудности при вынашивании плода у женщин.
- Ухудшается состояние органов чувств, особенно зрительного анализатора и вестибулярного аппарата, снижается мышечная чувствительность, ухудшается координация движений.
- Снижается контроль нервной системы за процессами обмена веществ клеток, что ведёт к снижению иммунитета и устойчивости к различным заболеваниям.
- Повышается утомляемость, вялость, плохое самочувствие, усталость в течение дня.
Даже у младших школьников произвольная двигательная активность (ходьба, игры) занимает только 16 - 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 - 3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим

Свою работу над темой по самообразованию я начала:
1) с изучения групп здоровья своих воспитанников, вместе школьным врачом мной была составлена таблица учащихся, отнесённых к подготовительной и специальной медицинским группам, а также освобождённых от уроков физической культурой. В этой таблице отражены заболевания моих подопечных, противопоказания и ограничения в выполнении физических упражнений, рекомендации по каждому заболеванию
(таблица прилагается)
2) с анализа физической подготовленности учащихся
Показатели физической подготовленности на начало прошлого 2012-2013 учебного года были таковы:
высокий уровень – 6,3%
средний уровень – 65,8%
низкий уровень – 27.9%
(папка с показателями уровня физической подготовленности учащихся прилагается)
3) с тщательного изучения особенностей и потребностей психофизического развития обучающихся.
Опираюсь на методику В.В. Воронковой, методом наблюдения с первых дней обучения была проведена работа по выявлению детей с разной степенью моторности (подвижности)
I уровень - высокий, составила группа обучающихся детей большой подвижности. Эти дети наиболее активны и энергичны как в процессе уроков, так и на переменах, а в ходе организационных и самостоятельных подвижных игр чаще являются лидерами. Вместе с тем нередко им бывают свойственны высокая реактивность и конфликтность поведения.
II уровень – средний, составили дети с наиболее ровным, спокойным поведением. Они эмоциональны, самостоятельно активны, чаще сами инициаторами игр. Движения их обычно уверенные, чёткие, целенаправленные.
III уровень – ниже среднего, составили малоподвижные дети. Они выбирают деятельность, не требующую большого пространства, меньше находятся в движении.
IVуровень- дети с низкой подвижностью. Эти обучающиеся пассивны, вялы, быстро устают. Они обычно держаться в стороне от активных игр и больше тяготеют к спокойным играм, выбирают деятельность, не требующую большого пространства, меньше находятся в движении.
Проанализировав уровень физической подготовленности учащихся, изучив особенности и потребности их психофизического развития, для себя сделала вывод: что нужно работать над развитием двигательной активности и укреплением физического здоровья моих воспитанников.
А так как мои воспитанники - ученики младшего школьного возраста, лучше всего это делать через игру.
Целью моей работы над данной темой является:
Создание условий для развития двигательной активности и укрепления физического здоровья у детей младшего школьного возраста средствами подвижных игр.
Для реализации данной цели передо мной стоят задачи:
1. Содействовать гармоническому развитию и всесторонней
физической подготовленности учащихся.
2. Осуществлять коррекцию по отклонению в физической подготовленности
детей.
3. Повысить двигательную активность, интерес, инициативу и
самостоятельность школьников младшего школьного возраста при
проведении подвижных игр.
4. Воспитывать культуру общения через игровую деятельность.
Планируемый результат: 1. Положительная динамика физической подготовленности
учащихся.
2. Рост двигательной активности детей во внеурочной
деятельности.
3. Бесконфликтное общение школьников при проведении
командных мероприятий.

Глава 2. Игра – важнейший инструмент двигательной активности младших школьников.
Являясь неотъемлемым компонентом оздоровительной среды, игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни. Использование игр способствует изменению мотивов поведения, развитию новых источников развития познавательных сил, повышению самооценки школьников, развитию воображения, установлению дружеских отношений в детском коллективе, а самое главное -способствует развитию и коррекции двигательной активности младших школьников.
Работая учителем физической культуры с 1982 года, я стала чаще задавать себе вопрос:
- Каким быть человеку в XXI веке, который сейчас сидит за партой?
- Что тревожит в нём сегодня?
- Какими бы хотелось увидеть детей через два десятилетия? Всматриваясь в лица обучающихся мучительно ищешь ответы на непростые вопросы:
- Как изжить пассивность на уроке?
- Как увлечь?
- Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза и, открылась, навстречу тебе душа?
- Как учительское «надо» превратилось в ученическое «хочу»?
- Как повлиять на обучающегося усилиями его самого?
- Как воспитывать с таким уровнем багажа знаний, совести, чтобы не стыдно было перед родителями, коллегами и, наконец, перед обществом.
Современная школа стремиться подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Цель не в том, чтобы обучающий знал как можно больше, а в том, чтобы умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, но не единственной, в которую вовлекаются обучающиеся. Не исчезает и игровая деятельность, она лишь принимает свои специфические задачи. Особенность игровой деятельности в том, что в ней успешно усваивается содержание учебной деятельности.
Подвижные игры способствуют нормальному формированию и развитию организма и укреплению здоровья детей. В подвижных играх дети производят разнообразные движения во всевозможных вариантах и сочетаниях. При хорошем руководстве и правильной дозировке эти движения способствуют развитию различных крупных и мелких мышц тела, увеличивают гибкость и подвижность в суставах, активизируют деятельность сердца и лёгких, укрепляя эти важнейшие внутренние органы, содействуют улучшению обмена веществ в организме.
Считаю, что игра способствует не только развитию двигательной активности детей, но и помогает сплотить детский коллектив, включить в активную работу детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх мне лучше удаётся узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет мне найти правильные пути воздействия на каждого из учеников. И, что тоже важно игры сближают меня с детьми, помогают устанавливать с ними более тесный контакт.

Глава 3. Методика проведения игр.
Свои уроки подвижных игр я стараюсь проводить в свободной непринуждённой форме. Слежу за тем, чтобы при проведении подвижных игр каждый ребёнок мог хорошо видеть и слышать меня. Достижение поставленной цели на уроке во многом зависит от доходчивости объяснения правил игры, поэтому стремлюсь быть краткой и логичной в объяснении игры. Сразу, перед началом игры, сообщаю название игры, роль играющих и их места расположения, последовательность игры и её цели. Чтобы лучше ребята усвоили игру, сопровождаю свой рассказ показом, к которому привлекаю помощников. Естественно более подробно приходится рассказывать о ходе игры, когда дети знакомятся с нею впервые. На последующих уроках напоминаю лишь основные моменты.
Для успешного проведения игры нужно назначить водящего (здесь дети используют считалочки, которые они готовят заранее – это может быть одним из домашних заданий)
(папки с работами учащихся прилагаются)
Далее нужно выбрать капитанов, выделить помощников и распределить играющих на команды. Игру начинаю по условному сигналу (свисток, хлопок в ладоши). Перед подачей сигнала проверяю, все ли школьники поняли условия игры и заняли исходное положение.
Немаловажное значение имеет судейство подвижных игр. Игра потеряет свою педагогическую ценность, если внимательно и строго не следить за выполнением её правил.

Со своими воспитанниками повторяем правила честной игры:
- Только честная игра равных, иначе победа неинтересна.
- Достойно переживайте поражение, не злитесь, не лезьте с кулаками на того, кто,
по- вашему, виноват в поражении.
- Если выиграли – радуйтесь, но не задавайтесь.
- Научите других тому, что умеете сами.
- Сами учитесь у других.
- Если что–то не получается, будьте терпеливы, и обязательно добьётесь успеха.
- Учитесь на своих ошибках.
- Никогда не унывайте при неудачах.
К судейству стараюсь привлекать и самих учеников (освобождённых от уроков), тем самым формирую у них навыки самостоятельного проведения игр.
Заканчиваю игру тогда, когда дети ещё не переутомились, проявляют к ней интерес, когда их действия полноценны и эмоциональны.
За 1-2 минуты до окончания игры предупреждаю участников об ее окончании, т.к. неожиданная остановка часто вызывает отрицательную реакцию у детей.
При подведении итогов игры учитываю не только быстроту, но и качество выполнения заданий. К разбору привлекаю учащихся - это способствует развитии наблюдательности, приучает их критически мыслить, повышает сознательность, дисциплину, укрепляет товарищеские взаимоотношения.
В своей педагогической деятельности я использую различные методы, формы, принципы, технологии. Но чаще применяю игровой метод (взаимопомощь, соперничество, взаимоотношения, эмоциональность, изменчивость ситуаций, самостоятельность, активность, проявление и развитие физических способностей, волевых и моральных качеств для достижения успеха), соревновательный метод (сопоставление сил, раскрытие функциональных и психических возможностей учеников), игровую технологию (её важной функцией является то, что она - первооснова спорта, способствует освоению учащимися «Школы движений», включающей весь комплекс жизненно – важных навыков, в мир спорта ребёнок входит играя).
Мастерство педагога, проводящего игру, заключается в умелом преподнесении игры детям и в удачном использовании методических приёмов, обеспечивающих воспитывающий и оздоровляющий характер игры. Многое здесь зависит также и то такта самого педагога.
Ни одну игру нельзя провести по заранее составленным стандартным рецептам или по шаблонной схеме. Чтобы хорошо провести подвижную игру, недостаточно знать её содержание и методику. Только глубоко прочувствовав игру, побыв в роли рядового участника и поняв, чем он «живёт» в игре, педагог может устанавливать с играющими необходимый контакт. Этот контакт и является залогом успеха проведения игры. Подвижная игра должна проводиться с тем «огоньком», который так знаком каждому педагогу, любящему детей.
Для успешного проведения игр мною созданы сборники подвижных игр для каждого класса, в котором собраны все игры для данной параллели, распределены чётко по четвертям и по урокам. Этими сборниками успешно пользуются дети при проведении игр, если нужно вспомнить правила и варианты подвижных игр, сборники всегда под рукой, они всегда находятся в спортивном зале.
(сборник подвижных игр для учащихся 1 классов прилагается)
Глава 4. Двигательная активность, как необходимое условие гармоничного развития личности.

Ни одно лекарственное средство не заменит двигательную активность человека, и медицина не защитит организм, который не будет достаточно двигаться.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательные явления, возникающие у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, — это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность, соблюдение двигательного режима в повседневной жизни.
Со своими воспитанниками обязательно знакомимся с двигательным режимом. Он в основном складывается из:
- утренней физической зарядки;
- подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры;
- занятиях в кружках и спортивных секциях;
- прогулок перед сном;
- активного отдыха в выходные дни;
- занятий физическими упражнениями и спортом.
Мои подопечные умеют составлять свой режим дня, стараются выполнять все его режимные моменты.
(папка с работами учащихся по теме «Режим дня» прилагается)
Также обязательно знакомимся с двигательным объёмом самостоятельной работы (домашними заданиями). Рекомендуемый объём самостоятельной работы для учащихся разработан для каждого класса, в него входят физические упражнения и виды деятельности, обязательно указана дозировка нагрузки. Эта информация размещена на спортивном стенде и доступна каждому ребёнку.
(рекомендуемый объём самостоятельной работы для учащихся 4 –ых классов прилагается)
Большую педагогическую ценность для развития двигательной активности и повышения интереса к занятиям физической культурой имеют формы внеклассной работы. Большое место в своей деятельности уделяю проведению мероприятий в рамках форума «Здоровое поколение» фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Главное назначение этих мероприятий – нести детям радость и развитие двигательной активности школьников. И везде, где есть игра, бьёт ключом здоровая, радостная детская жизнь. Это хорошо понимают сегодня те, кто успешно решает педагогические задачи:
1.Содействие развитию двигательной активности, укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему, физическому развитию учащихся.
2. Организация здорового отдыха и досуга детей.
3. Воспитание и развитие организаторских навыков у школьников.
4. Углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных на уроках физической культуры.
Очень важно вызвать у детей интерес к этим мероприятиям, которые проводятся в игровой форме. На праздниках обязательно присутствуют гости, они поддерживают играющих словами, плакатами: «Шайбу!», «Молодцы!», «Так держать!», «Ай да мы!» и т.д. Большую роль имеет оформление зала, это поднимает настроение у детей. Постоянно подводится итог, анализ этих мероприятий, жюри объявляет результаты, счёт показывается на табло.
Среди моих воспитанников популярностью пользуются такие игровые мероприятия как:
- «Чемпион класса»
- «День личных рекордов»
- «Волшебная скакалка»
- «Спортлото»
- «Снайперы баскетбола»
- «Весёлые состязания»
- Турнир рыцарей
- Богатырские потешки - «Самая, самая, самая…»
- «Путешествие в страну Игр»
- «Карусель подвижных игр»
- Первенство игры «Охотники и утки»
- Первенство игры «Городки» и т.д.
Благодаря этим мероприятиям увеличился рост двигательной активности детей во внеурочной деятельности. Только за I полугодие этого учебного года мои воспитанники приняли участие в 11 соревнованиях школьного уровня (941 участие) и 27 детей
в 3 соревнованиях городского уровня. И что немало важно при проведении командных мероприятий мои воспитанники научились бесконфликтно общаться друг с другом, уважая и соблюдая правила на спортивной площадке.
(мониторинг участников форума «Здоровое поколение» за I полугодие 2013-2014 учебного года прилагается)
В своей работе большое внимание уделяю организации двигательной активности школьников во внеурочное время, а именно занятиям в спортивных секциях и кружках, работаю в тесном контакте с тренерами города, способных и желающих заниматься детей стараюсь показать тренерам или советую детям в какую спортивную секцию и где можно посещать.
В I четверти спортивные секции и кружки посещали 128 моих воспитанников, это 55.8%,
а во II четверти – 134 человека (58%)
Результаты урочной и внеурочной деятельности отражены в мониторинге учащихся и педагога.
В мониторинге учащихся заложены не только индивидуальные листы достижений (двигательные умения и навыки по разделам программы), а также отслеживаются УУД, контрольные точки, учёт внеклассной деятельности и достижения учащихся.
(мониторинг учащихся и педагога прилагается)
Большое значение проведению подвижных игр уделяю не только на уроках и спортивных праздниках, но и на переменах между уроками, во время прогулок в группах продлённого дня. Считаю, что:
1. Игры в составе уроков выполняют общевоспитательные и оздоровительные задачи в соответствии с программой по физическому воспитанию.
2. На переменах между уроками игры помогают организовывать здоровый и активный отдых.
3. На школьных мероприятиях игры оживляют программу, делают её более разнообразной и интересной.
4. Проведение подвижных игр во время прогулок создают благоприятные возможности для воспитания психофизических качеств, а также для совершенствования и проверки навыков в беге, прыжках, метании и др.
Особое значение уделяю самостоятельным занятиям играми, которые проводятся в порядке воспитательной работы на детских площадках в режиме удлинённого школьного дня, в выходные дни и в период школьных каникул. И когда я вижу, что мои воспитанники умеют себя организовать самостоятельно на игру, вовлечь в неё других, горжусь ими, обязательно с ними играю, но только в роли игрока. И мне очень приятно, когда дети приглашают меня принять участие в их играх, стараюсь им в этом не отказывать.
Результаты внеклассной деятельности отражены на слайдах.
Глава 5. Влияние двигательной активности на физическое развитие младшего школьника.
Благотворное влияние двигательной активности на здоровье
- Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают работу желез внутренней секреции: щитовидной железы, половых желез, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
- Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышцы сердца сокращаются сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию.
- Физические упражнения повышают потребность организма в кислороде, в результате чего увеличивается «жизненная ёмкость» лёгких, улучшается подвижность грудной клетки, что способствует профилактике заболеваний органов дыхания.
- Занятия физическими упражнениями и подвижные игры также вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение, поэтому ребёнок, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям, играм.
Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъём. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоническому физическому и умственному развитию детей, развитию координации движений, двигательной активности, укреплению и сохранению здоровья. Организуя образовательный процесс, я учитываю возрастные, физические и психологические особенности учащихся, а также уровень их физического развития. При оценивании ориентируюсь на относительные показатели детской успешности, то есть сравниваю сегодняшние показатели ребёнка с его собственным вчера.
В прошлом 2012-2013 учебном году мои воспитанники приняли участие в сдаче норм физкультурного комплекса ГТО, 59,2% учащихся выполнили нормы
(положительная динамика +2,5% в сравнении в 2011-2012 учебным годом)
58% моих воспитанников посещают городские спортивные секции
(положительная динамика +10,9% в сравнении в 2012-2013 учебным годом)

Всё это, несомненно, является непременным условием достижения полученных результатов. Весной 2013 года уровень физической подготовленности моих воспитанников был таков:
высокий уровень - 15,3%
средний уровень - 75,7%
низкий уровень – 9%
(положительная динамика +18,9% в сравнении с осенью 2012года)

Таким образом, считаю, что мною были созданы условия, позволившие получить положительный результат:
- индивидуально – личностный подход в обучении;
- создание ситуации успеха каждому ребёнку;
- формирование ключевых компетентностей;
- учёт физических способностей и физического развития ребёнка;
- своевременный анализ своей деятельности;
- использование различных педагогических технологий;
- применение коррекционных методов работы
и самое главное - целесообразная двигательная активность на уроке и внеурочное время
В своей работе я столкнулась с проблемами.
Проблема формирования жизненно - важных двигательных умений и навыков, опыта двигательной деятельности.
Проблема формирования познавательной мотивации у учащихся.
В дальнейшем буду искать новые пути решения этих проблем, чтобы достичь больших положительных результатов моей педагогической деятельности.
Дальнейшую свою деятельность необходимо спланировать следующим образом:
Направления Содержание деятельности
1. Работа по развитию двигательной активности и коррекции отклонений в физической подготовленности учащихся - Продолжить работу по развитию двигательной активности и физических способностей у учащихся;
- Продолжить мониторинговую деятельность по физической подготовленности учащихся, внеклассной деятельности
2. Создание необходимого психологического настроя учащихся на анализ собственных результатов (самооценка) - Создание ситуации успеха;
- Проявление интереса к личности ребёнка;
- Оказание помощи, внимания, поддержки;
- Дать возможность проявить себя.
3. Работа над самообразованием и саморазвитием. - Самоанализ, самооценка своей деятельности;
- Овладение новыми технологиями;
- Творческая активность.
6. Заключение
Подводя итоги работы над своей темой по самообразованию, должна признать её успешной и результативной. Выбранные мною педагогические технологии, методы и средства обучения, созданные мною условия обеспечили реализацию поставленной цели и задач, а также способствовали получению положительных результатов:
- положительная динамика уровня физической подготовленности учащихся;
- высокая физическая активность детей во внеурочной деятельности;
- бесконфликтное общение школьников при проведении командных мероприятий.
Моя работа носит практический характер, ею можно пользоваться в урочной и внеурочной деятельности, она актуальна. Предоставленные методические наработки, используемые технологии, приёмы, методы, средства в школьной практике доказывают соблюдение принципа инновационности. Давая оценку своей работе, я пыталась, вооружившись данными мониторинга, доказать, что они имеют эффективность.
Считаю, что моя работа является полезным и важным условием для дальнейшей работы в системе образования для реализации целей и задач образования.
Главным в моей работе является личность ребёнка, бесконфликтность и безопасные условия её развития, реализация её природных потенциалов, укрепление здоровья, содействие гармоническому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся.
На новый период передо мной стоят следующие задачи:

Развитие целенаправленной двигательной активности учащихся на уроках физической культуры.
Осознанное отношение учащихся к своему здоровью, воспитание потребности у них самостоятельно заниматься физическими упражнениями, играми
Постоянное обновление и совершенствование методик и технологий.

Приложение
1. Список учащихся 1,2,4 классов, отнесённых по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группам.
2. Папка с показателями уровня физической подготовленности.
3. Папки с работами учащихся:
«Считалочки»
«Режим дня»
4. Сборник подвижных игр для учащихся 1-ых классов.
5. Рекомендуемый объём самостоятельной работы для учащихся 4 –ых классов
6. Мониторинг участников форума «Здоровое поколение» за I полугодие 2013-2014 учебного года
7. Мониторинг учащихся
8. Мониторинг педагога