Конспект урока по химии для 8 класса «Обобщение знаний «Важнейшие классы неорганических соединений»»
Тема «Обобщение знаний по теме «Важнейшие классы неорганических веществ».
Класс: 8.
Цели урока.
Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений: построение названий соединений, классификация.
Развивающая. Развитие “химического” мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию. Формирование и развитие образовательных компетенций:
учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;
коммуникативных: навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения отвечать на поставленный вопрос; строить ответ по плану; организовывать и анализировать собственную деятельность;
информационных: выделять существенные признаки химических веществ, извлекать необходимую информацию из различных источников; оформлять и представлять результаты своей работы.
Воспитывающая. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.
Здоровьесберегающая: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.
Форма урока: Беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы обучающихся, работа у доски, индивидуальная, групповая работа, выполнение лабораторных опытов.
Планируемые результаты обучения:
Данный урок является заключительным по теме, предполагается, что учащиеся должны продемонстрировать знания:
определений, понятий – оксиды, кислоты, основания, соли;
специальные умения:
классифицировать вещества по составу;
называть неорганические вещества;
составлять общие формулы для оксидов, кислот, оснований, солей;
проводить несложные реакции, подтверждающие химические свойства веществ, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами, и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;
общие учебные умения:
планировать и регулировать свою учебную деятельность; проводить самооценку;
коммуникативные умения (работа в группах, устная речь, ведение записей в тетради).
применять знания в нестандартных ситуациях (игра, вариант тестирования).
Техническое оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор.
Оборудование и реактивы: на столах учеников: опорные схемы (оксиды, кислоты, основания), дидактические карточки с заданиями, пробирки с реактивами: индикаторы, пронумерованные пробирки (1, 2,3 - кислота, основание, вода), листы самоконтроля (приложение 2), индивидуальные задания для каждого учащегося (приложение 3).
Девиз урока: “Повторение – мать учения”.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя о целях урока.
Итак, ребята, на предыдущих уроках химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганических соединений различных классов.
На доске записана тема: “Важнейшие классы неорганических соединений”.
На доске: эпиграф
“Человек рождается на свет,Чтоб творить, дерзать, а не иначе, Чтоб оставить в жизни добрый след И решить все трудные задачи”.
Учитель. Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение знаний по этой теме в занимательной форме.
У каждого из вас на столе лежит оценочный лист. Быстро подпишите их. В течение всего урока вы будете выполнять задания, и отмечать результаты своей работы в этих оценочных листах. Если ответили правильно, ставите себе в оценочном листе “5”, если неправильно, то “0”.
Повторение и обобщение знаний.
Ребята, если вы обратили внимание на доску, то, наверное, заметили, что от названия темы вниз идут четыре стрелки. Пустые места под стрелками мы будем заполнять по мере отгадывания загадок.
Загадки:
“Их получают путем горения Или сложных веществ разложения. В них два элемента, один – кислород. Я отнесу к ним и известь, и лед”. Какие это вещества?
(Ответ: Оксиды.)
“Они имеют кислый вкус. В них изменяет цвет лакмус. C фиолетового на красный”.
(Ответ: Кислоты.)
“В каких веществах у фенолфталеина Бывает не жизнь, а сплошная малина?”.
(Ответ: Щелочи.)
“Хлориды и нитраты,Сульфаты, карбонаты Я без труда и боли Объединю в класс...”.
(Ответ: Соли.)
Повторение оксидов.
Учитель. Ребята, к нам в гости напрашивается одно вещество. Вы должны отгадать, кто это?
Сценка “Кто я?”.
Я у древних химиков самым главным веществом считалась. “Начало всех начал”, – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – “первичной материи”. Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные.
Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы.
Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается. Кто я? (Ответ: Вода.)
Учитель. К какому классу веществ относится вода?
Какие вещества называются оксидами?
Ответы обучающихся.
Самостоятельная работа “Крестики нолики”.
Выигрышный путь в первом случае составляют формулы оксидов, во втором – формулы кислот. (После завершения работы – устная проверка ответов). Карточки с заданиями можно раздать каждому ученику (приложение 3),
Карточка № 1
HNO3
CO2
O2
SO2
CuO
NaOH
SO2
MgO
ZnSO4
Карточка № 2
HNO3
SO3
NaOH
HCL
H3PO4
H2SO4
MgO
FeСl2
CuO
Повторение оснований.
Если в формуле заметишь – Впереди металл стоит И своей ОН-подвеской Как большим хвостом вертит, Ты не думая ответишь: “Знаю, это – гидроксид”. Но гидроксид – начало названия,А класс веществ – основания.
Учитель. Какие вещества называются основаниями?
Вспомните классификацию оснований.
Ответы обучающихся.
Учитель: Давайте посмотрим “Взаимодействие щелочей с индикаторами” Самостоятельная работа.
Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания.
Карточка № 3
NaOH, HCl, LiOH, Cu(OH)2, H 2SO4, Fe(OH)3, CaO, CO2, Ca(OH)2, Al(OH)3.
KОН, H2SO4, Ba(OH)2, Fe(OH)2, CuO, SO2, Zn(OH)2, Mg(OH)2, Al 2O3, HNO3.
Ученики вместе с учителем проверяют правильность выполнения работы. (Слайд 8) (Лист самоконтроля внести результаты)
Физминутка (презентация)
Учитель. решила устроить бал-маскарад и пригласила на него своих друзей. Гостей прибыло много, все они были в масках. Ребята, как королеве отыскать среди гостей своих подруг-кислот?
Правильно, нужно воспользоваться индикаторами
Учитель: Проведем небольшую исследовательскую работу. Перед вами три пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находятся кислота и щелочь.
- О чём вы должны помнить при выполнении опытов? (Вспоминаем правила техники безопасности: Кислоты и щёлочи, попав на кожу могут вызвать ожог. Осторожно!)
Подведение итогов.
Учитель. Теперь мы с вами подведем итоги.
И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест “Улыбка”. В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке. А теперь эти точки соедините линией. Затем поднимите свои работы, и я увижу ваши улыбки.
Забавная рожица для ответов на вопросы теста. Верхний ряд кружков соответствует ответу “а”, средний – “б”, нижний – “в”. Если ответы верные, то получается улыбка, как показано на рисунке. (Приложение 1)
Тест “Улыбка”
Вариант 1.
1) Из предложенного перечня выберите оксид:
а) Na2 О; б) Na(OH); в) H3PO4
2) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:
а) основание; б) кислота; в) соль.
3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:
а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.
4) Из предложенного перечня выберите щелочь:
а) гидроксид железа (II); б) гидроксид натрия; в) гидроксид цинка (II).
5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:
а) соли; б) кислоты; в) основания.
Вариант 2.
1) Из предложенного перечня выберите оксид:
а) СО2 ; б) Са(ОH)2; в) K2 SО4.
2) Из предложенного перечня выберите щелочь:
а) гидроксид железа(III); б) гидроксид бария; в) гидроксид меди (II).
3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет:
а) бесцветный; б) красный; в) синий.
4) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:
а) основания; б) кислоты; в) соли.
5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:
а) соли; б) кислоты; в) основания.
Домашнее задание.
Повторить Параграфы 18-21., №3,4 с.70
Рефлексия.
Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему?
Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему?
(Выслушивается мнение одного-двух учеников. Подводятся итоги.)
1) Если все задания выполнены и большая часть оценок “5” – поставьте “5”;
2) если все задания выполнены, но преобладает оценка “4” – поставьте “4”;
3) если задания сделаны на оценку “3” или “4”, или есть прочерки – поставьте “3”;
4) если вы не справились с двумя и более заданиями – поставьте прочерк.
Приложение 1
Приложение 2.
№п/п
Лист самооценки ученика(цы) 8а класса _________________________________________
Максимальное количество баллов
Количество набранных баллов
Этапы оценивания
№ 1
Игра «Крестики-нолики»
5/5
№2
Самостоятельная работа
5
№3
Исследовательская работа.
В пробирке №1 ________________
В пробирке № 2________________
В пробирке № 3________________
5
№4
Тест «Улыбка»
5
№5
Дополнительные задания( По 1 баллу за правильный ответ)
Итого баллов
25
Приложение 3.
Задания________________________(Ф.И.)
1 задание
“Крестики - нолики”.
Карточка № 1. Найди выигрышный путь
(формулы оксидов)
HNO3
CO2
O2
SO2
CuO
NaOH
SO2
MgO
ZnSO4
Карточка № 2. Найди выигрышный путь
(формулы кислот)
HNO3
SO3
NaOH
HCL
H3PO4
H2SO4
MgO
FeСl2
CuO
2 Задание(Самостоятельная работа)
Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания.(см. таблицу растворимости)
NaOH, HCl, LiOH, Cu(OH)2, H 2SO4, Fe(OH)3, CaO, CO2, Ca(OH)2, Al(OH)3, KОН, H 2SO4, Ba(OH)2, Fe(OH)2, CuO, SO2, Zn(OH)2, Mg(OH)2, Al 2O3, HNO3.
Щелочи:
Нерастворимые основания:
3 Задание:
Исследовательская работа
ПРОБИРКА № 1– _______________
ПРОБИРКА № 2– _______________
ПРОБИРКА № 3– ______________
4 Задание:
Выполнить тест « Улыбка» .
В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке. А теперь эти точки соедините линией. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний – «б», нижний – «в».
Тест “Улыбка”
Вариант 1.
1) Из предложенного перечня выберите оксид:
а) Na2 О; б) Na(OH); в) H3PO4
2) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:
а) основание; б) кислота; в) соль.
3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:
а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.
4) Из предложенного перечня выберите щелочь:
а) гидроксид железа (II); б) гидроксид натрия; в) гидроксид цинка (II).
5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:
а) соли; б) кислоты; в) основания.
Задания________________________(Ф.И.)
1 задание
“Крестики - нолики”.
Карточка № 1. Найди выигрышный путь
(формулы оксидов)
HNO3
CO2
O2
SO2
CuO
NaOH
SO2
MgO
ZnSO4
Карточка № 2. Найди выигрышный путь
HNO3
SO3
NaOH
HCL
H3PO4
H2SO4
MgO
FeСl2
CuO
(формулы кислот)
2 Задание(Самостоятельная работа)
Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания.(см. таблицу растворимости)
NaOH, HCl, LiOH, Cu(OH)2, H 2SO4, Fe(OH)3, CaO, CO2, Ca(OH)2, Al(OH)3, KОН, H 2SO4, Ba(OH)2, Fe(OH)2, CuO, SO2, Zn(OH)2, Mg(OH)2, Al 2O3, HNO3.
Щелочи:
Нерастворимые основания:
3 Задание:
Исследовательская работа
ПРОБИРКА № 1– _______________
ПРОБИРКА № 2– _______________
ПРОБИРКА № 3– ______________
4 Задание:
Выполнить тест « Улыбка» .
В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке. А теперь эти точки соедините линией. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний – «б», нижний – «в».
Тест “Улыбка”
Вариант 2.
1) Из предложенного перечня выберите оксид:
а) СО2 ; б) Са(ОH)2; в) K2 SО4.
2) Из предложенного перечня выберите щелочь:
а) гидроксид железа(III); б) гидроксид бария; в) гидроксид меди (II).
3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет:
а) бесцветный; б) красный; в) синий.
4) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:
а) основания; б) кислоты; в) соли.
5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:
а) соли; б) кислоты; в) основания.
15