Презентация по химии к уроку КВН Важнейшие классы неорганических соединений (8 класс)


Урок КВН «Важнейшие классы неорганических соединений» 8 классАвтор: ГорбачеваТатьяна Семеновнаучитель химии и биологии МБОУ СОШ № 60 РТ г. Казань Урок КВН по химии «Важнейшие классы неорганических соединений»Девиз: «Чтобы победить, надо знать, уметь, думать»
Цель: - расширить знания учащихся о классификации химических соединений в игровой форме с использованием интерактивного оборудования.Задачи: образовательные:- повторить и обобщить знания по теме «Соединения химических элементов»;- отработать умения и навыки самостоятельной работы учащихся группой;- осуществить контроль определенных знаний;- развивать умения преодолевать трудности;развивающие: - расширить кругозор учащихся 8-ых классов на основе полученных знаний и умений;- формировать интеллектуальные умения, умение анализировать, обобщать, систематизировать, ставить и решать проблемы в игровой форме;воспитательные:- воспитывать уважение и гордость к работам учёных-химиков. Повторение основных понятий темы:ОКСИДЫ КИСЛОТЫ ОСНОВАНИЯСОЛИ «Собраться вместе – это начало.Держаться вместе – это прогресс. Работать вместе – это успех» Генри Форд Условия выполнения конкурсов:1. Игра состоит из нескольких конкурсов с разными заданиями, которые оцениваются баллами. В конце урока, баллы будут подсчитаны и выставлены соответствующие оценки.2. Болельщики зарабатывают очки своей команде.3. Если кто-либо в команде в течении всей игры не принимает в ней участие, то баллы снимаются со всей команды. Конкурс № 1 «Теоретическая разминка»Каждая команда по очереди отвечает на вопросы представленные на слайде.Максимальная оценка за конкурс – 3 балла. (1 балл за каждый правильный ответ). 1. Сколько классов сложных веществ в неорганической химии вам известно?2. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород – это….3. Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков – это….4. Сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или несколько гидроксильных групп – это…5. Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка - ….6. Назовите вещество, которое одновременно и оксид и гидрид.

Конкурс № 2 «Знаете ли вы оксиды?»Найдите в правом столбце названия оксидов, формулы которых приведены в левом столбце:1) P2O5 a) оксид серы (IV)2) CO2 б) оксид фосфора (V)3) SO2 в) оксид железа (II)4) FeO г) оксид меди (II)5) K2O д) оксид углерода (IV)6) CuO е) оксид калия.Максимальная оценка за конкурс – 6 баллов. (1 балл за каждый правильный ответ). Конкурс № 3 «Узнай меня»Распределите по классам сложные вещества, формулы которых приведены и дайте им названия. Максимальная оценка за конкурс – 15 баллов. (1 балл за каждый правильный ответ, если ответ не полный ставится 0,5 баллов).SO2 КОН HCl CuO Cu(NO3)2 Ca(OH)2 NaCl CaO Ba(OH)2 H2SO3 H2SO4 CaSO4 CO2 NaOH HNO3 Конкурс № 4 «Кто здесь лишний?» За 1 мин необходимо найти в каждой строке лишнюю формулу и объяснить, почему именно она лишняя.Максимальная оценка за конкурс – 3 балла. а) H2SO4, H2SO3, H2SiO3, H3PO4 б) HI, HBr, HF, H2S в) HNO3, H2SO4, HCl, H2CO3 Укажите в каждом ряду одну кислоту, которая не соответствует признаку, объединяющему их в ряд. Объясните почему? Конкурс № 5«Термины- синонимы»Задача команд - правильно составить пары соответствующих веществ и написать их химические формулы:Гидрокарбонат натрия 1. Угарный газОксид углерода(IV) 2. Поваренная сольХлорид натрия 3. Мел, известнякОксид углерода(II) 4. Углекислый газКарбонат кальция 5. Пищевая сода Максимальная оценка за конкурс – 10 баллов.



Конкурс № 6 «Составь формулу»Ниже приведены знаки химических элементов и индексы. Сколько формул сложных веществ можно составить из этих знаков и индексов, используя их все только один раз. Напишите эти формулы. Максимальная оценка 4 балла.   Ca, 3, 3, Na, S, O, S, Na, 2, C, 2, C, 3, O, 2, O, O. Конкурс № 7 «Корзина загадок»1. Кислота, раствор которой используется в аккумуляторах в автомобиле.2. Кислота тепла боится, быстро в воду превратится.3. Расскажите в чем тут дело: гасили то, что не горело.4. Только в воду соль попала, холодней в стакане стало.5. Порознь каждый ядовит, вместе – будет аппетит.6. Красив, наряден карбонат, ему строитель очень рад.7. Поташ, селитру, сильвинит какой металл объединит?8. Вещества, необходимые растениям для фотосинтеза.Максимальная оценка за конкурс – 4 балла. Конкурс № 8 «Найди ученого» Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице по классам. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите фамилию великого русского химика. Распределите вещества, формулы которых приведены в таблице по классам. Из букв, соответствующих правильным ответам, получите фамилию великого русского химика. Максимальная оценка за конкурс – 4 балла. (Победит команда, которая первой прочтет фамилию ученого, время 3 минуты).Формулы Классы неорганических соединенийоксидыкислотыоснованиясоли K2O м а ш а H2CO3 п е т р P2O5 н и м а CuSO4 п о с дCa(OH)2 л и е сFe(NO3)2 а н у л SO2 е л з а H3PO4 н е л с Na3PO4 ч у м в ДмитрийИвановичМенделеев(1834-1907)


Конкурс № 9«Прочти правило»Начав движение с верхней левой клетки, передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось одно правило техники безопасности при разбавлении концентрированной серной кислоты в воде. Каждая клетка может быть использована лишь один раз. Р Б А В К О Й А З Я Л Н О С И К Я Е Е Т Т С Л Т Ь Е У Р Т О А В Й У Д У В Л И В В О Разбавляя кислоту – вливать ее тонкой струей в воду.
Конкурс № 10 «Найди дорогу»Выше представлена пятиэтажная пирамида, строительными камнями которой являются химические соединения. Найдите путь с вершины пирамиды до основания, чтобы его составляли лишь растворимые в воде соединения. При выборе каждого следующего шага можно использовать только один из двух камней, непосредственно прилегающих к данному камню. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл (максимальная оценка 4 балла). HCl  KClNaCl  Na2SiO3SiO2CO2   CaCO3 Na2CO3 H2SiO3 CuSiO3  Ca(OH)2 Cu(OH)2 NaOH KOH CuSO4 Конкурс № 11 «Капитаны, вперед!»Капитаны по очереди дают ответы на задаваемые вопросы.Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл (максимальная оценка 8 баллов). Сектор «Кислоты».1. Какая кислота содержится в желудочном соке человека?2. Какая кислота используется в аккумуляторах?3. Какая кислота содержится в составе газированного напитка «Пепси-кола»?


Сектор «Основания».1.Какая щелочь используется для побелки стволов деревьев с малой концентрацией?2. Какая щелочь называется каустической содой и применяется для производства искусственного волокна, а также для очистки продуктов нефтепереработки?
Сектор «Соли».1. 0,9 % раствор какой соли называют физраствором и применяют при потере крови?2. 5% раствор какой соли применяют при аллергической реакции детям? 3. Какая соль применяется под названием «ляпис» и применяется в медицине для прижигания бородавок?

Ну что ж? Закончился урок.Пускай пойдёт он нам всем впрок.Посев научный же на почве плодороднойВсегда взойдёт для жатвы всенародной. Список используемой литературы1. Ф.Н. Салахова «Урок» Казань, ИПКРО РТ, 20002. О.С. Габриелян «Химия 8 класс», Дрофа, 20133. «Химия» приложение к газете «1 сентября»,4. М.Ю. Горковец «Поурочные разработки по химии», ВАКО, 20045. В.Г. Денисова «Открытые уроки. Химия 8-11 классы», Учитель, 2003А.А. Тыльдсепп, В.А. Корк «Мы изучаем химию», Просвещение, 1988Интернет- ресурсы: сайт Социальная сеть работников образования nsportat.ru