Конспект урока «Генетическая связь между основными классами органических соединений. Решение задач».
Цыбина Любовь Михайловна Учитель химии Конспект урока.
Конспект урока по теме: «Генетическая связь между основными классами органических соединений. Решение задач».Класс: 11 классЦель: создать условия для систематизации и углубления знаний учащихся о взаимосвязи органических веществ по схеме: состав – строение – свойства веществ и умении решать расчетные задачи. Задачи: Образовательные:
Обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязи состава – строения – свойств органических веществ на примере углеводородов и кислородосодержащих гомологических рядов.
Расширение общекультурного кругозора учащихся
Развивающие:
Развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно - следственную генетическую взаимосвязь между органическими веществами.
Уметь правильно выбирать алгоритм решения расчетной задачи.
Воспитательные:
Раскрытие мировоззренческой идеи о взаимосвязи состава, строения, свойств веществ; воспитание интеллектуально развитой личности; воспитание культуры общения.
Уметь работать по алгоритму и с дополнительной литературой.
Тип урока:
по дидактической цели: урок систематизации знаний;
по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).
Технология обучения:
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные
Методы, используемые на уроке:
объяснительно-иллюстративные:– фронтальная беседа;– объяснение учителя.
– схемы-таблицы, алгоритмы
практические:– составление схем превращений и их выполнение.
дедуктивные: – от известного к неизвестному;– от простого к сложному.
Виды контроля:
текущий опрос,
работа по карточкам.Используемые образовательные технологии:
Информационные
Технология актуализации личного опыта
Технология ориентации на познавательное развитие личности
Форма проведения: сочетание беседы с иллюстративно объяснительным материалом, самостоятельной деятельности учащихся.Оборудование: компьютер, алгоритм решения расчетной задачи.План урока
План урока
Задачи
I
Организационный момент
Подготовить учащихся к работе на уроке.
II
Актуализация опорных знаний“Мозговой штурм”(обзор изученного материала)
Подготовить учащихся к изучению нового материала. Повторение ранее изученных тем для выявления пробелов в знаниях и для их устранения. Совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию нового материала.
III
Изучение нового материала
генетическая связь;
генетический ряд УВ и его разновидности;
генетически ряд кислородосодержащих УВ и его разновидности.
Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать вывод.Развивать способность учащихся к химическому прогнозированию и умению решать расчетные задачи с применением генетической взаимосвязи.Развивать экологическое мышление.Развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения и рациональные способы решения расчетной задачи.
IV
Закрепление полученных знаний
Повторение, воспроизведение усвоенного материала.
Отработка данного материала по заданиям в формате ЕНТ.
V
Подведение итогов урока
Восприятие чувства ответственности за полученные знания. Оценка деятельности учащихся на уроке. Рефлексия. Выставление отметок.
VI
Домашнее задание
Учебник: Химия для 11 класса А. Темирбулатова Н. Нурахметов, Р. Жумадилова, С. Алимжанова. §10.6 стр.119(23,26), с.150(18),
Рабочая тетрадь упр.107 а), б) стр.22.
1 этап урокаОрганизационный. Объявление темы урока. Актуализация опорных знаний.Что означает понятие “генетическая связь”?Превращение веществ одного класса соединений в вещества других классов;
Генетической связью называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения, то есть генезис веществ.Ключевой момент урока – создание проблемной ситуации. Для этого использую проблемно-поисковую беседу, которая побуждает учащихся к предположениям, высказыванию своей точки зрения, вызывает столкновение идей, мнений, суждений.Главная задача – указать учащимся на недостаточность их знаний об объекте познания, а также способов действий для выполнения предложенного им задания.Сравнить, значит выбрать в первую очередь, критерии сравнения. Скажите, пожалуйста, какие критерии мы, по вашему мнению, должны сравнивать. Учащиеся отвечают:
Химические свойства веществ;
Возможность получения новых веществ;
Взаимосвязь веществ всех классов органических соединений.
2 этап урока
“Мозговой штурм” – фронтальная беседа с классом:
Какие классы органических соединений вы знаете?
Какая особенность в строении этих классов соединений?
Как строение вещества влияет на его свойства?
Какие основные формулы вы знаете, которые можно применять при решении расчетной задачи?Используя знания о строении органических веществах, характеристике их общих формул, учащиеся самостоятельно записывают основные формулы и прогнозируют возможные химические свойства органических веществ.3 этап урокаОсуществление генетической связи органических соединений
Первый вариант: этанол этилен этан хлорэтан этанол уксусный альдегид углекислый газвторой вариант: метан ацетиленэтанальэтанолбромэтанэтиленуглекислый газ
Третий вариант: ацетиленэтанальэтанолбромэтанэтиленэтанолэтилацетат
работа у доски по карточкам: решение расчетной задачи
Задача – 1: Из метана получили 6 кг метилформиата. Напишите соответствующие уравнения реакций. Вычислите, какой объём метана был израсходован?
Задача – 2: Сколько этилацетата можно получить при взаимодействии120г уксусной кислоты и 138г этанола, если выход продукта реакции составляет 90% от теоретического?
Задача – 3: Окислили 2 моль метанола. Образовавшийся продукт растворили в 200г воды. Вычислите содержание метаналя в растворе (в%)?
Правильное решение расчётных задач проектируется на смартбоарде.
Общий вывод:Выделяем признаки, которые характеризуют генетический ряд органических веществ:
Вещества разных классов;
Разные вещества образованы одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существования одного элемента;
Разные вещества одного гомологического ряда связаны взаимопревращениями.
Знание генетической связи между различными классами органических веществ позволяет подбирать удобные и экономичные методы синтеза веществ из доступных реагентов.
4 этап урока
Повторение, воспроизведение усвоенного материала. Отработка данного материала по заданиям в формате ЕНТ. стр.119(23); Рабочая тетрадь упр.107 а), б) стр.22.
Краткий инструктаж по домашней работе: §10.6 стр.119(23,26), с.150(18),
5 этап урокаПодведение итогов. Рефлексия.Учащиеся отвечают на вопросы:Какие новые понятия были изучены на уроке?Какие вопросы вызвали затруднения? И т.п.Учитель ставит оценки тем, учащимся, которые показали хорошие и отличные знания в процессе урока, были активны.