Урок по химии в 8-м классе по теме: Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Урок по химии в 8-м классе по теме: "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"
Цели:
опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла; закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;
развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;
выявлять и устанавливать взаимосвязи; развивать представления о причинно – следственных связях явлений.
Вид урока: изучение нового материала (с элементами проблемного обучения).
Учитель: итак, мы с вами изучили основные классы неорганических соединений. Давайте повторим состав, свойства этих веществ и попробуем определить тему нашего урока. Для каждой я предлагаю совместно составить схему «Основные классы органических веществ»: /учитель на доске, учащиеся в тетрадь- составление схемы, которая послужит опорным материалом для изучения новой темы/.






Постановка учебных целей.
Химический диктант (один ученик записывает формулы веществ на обратной стороне доски, остальные – в тетрадях).
CaO, CO2 , MgO, C, H2CO3, Ca, NaCl, Ca(OH)2, NaOH, CaCO3, H2SO4.
Проверяем правильность написания химических формул.
Индивидуальные задания: Распределить данные вещества по классам.
1 учащийся – учащиеся выписывают формулы оксидов, дают им краткую характеристику (например СО2)
2 учащийся – учащиеся выписывают формулы кислот, дают им названия и делают краткое сообщение о серной кислоте (применение, Т.Б. при работе с ней).
3 учащийся – учащиеся выписывают формулы оснований, дают им названия и делают краткое сообщение о применении гидроксида натрия.
4 учащийся – учащиеся выписывают формулы солей, дают им названия и делают краткое сообщение о свойствах и применении солей (например хлорида натрия).
Создание проблемной ситуации.
Задание для всего класса:
1. Из веществ, формулы которых были предложены на химическом диктанте, выберите те, которые можно объединить в две группы (варианты будут различные). Остановимся на том варианте, где учащиеся увидят формулы веществ, содержащих один и тот же элемент.
2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:

Учитель: в каждой цепи есть общее - это химические элементы - Ca и C, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству).
Вопрос: как в биологии называется носитель наследственной информации? Ген. Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи. Поэтому цепи или ряды называются генетическими.
Тема нашего урока: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» (запись на доске и в тетради). Данная тема важна не только тем, что задания такого уровня очень распространены в том числе и в контрольных работах, но и поможет вам при проведении химического эксперимента, при отработке навыков записи уравнений реакций.
Организация объяснения правил составления уравнений химических реакций по генетической цепочке (на базе совместно составленных в ходе совместной и групповой работы).



Творческое задание 1
(Фронтальная работа с классом).
Проблемная ситуация. Можно ли составить «обратный» генетический ряд. Как вы думаете, с какого класса веществ нужно начать этот ряд? (варианты могут быть разные).
Выбираем соль (акцентируем внимание на том, чтобы растворимая соль была представлена металлом, гидроксид которого не растворяется в воде) или нерастворимое основание.
Например:
4. Составляем уравнения реакций для данных цепей, определяем типы реакций, называем вещества, определяем классы неорганических соединений.
Решение задач в новой ситуации:
Творческое задание 2
(Работа в группах).

Определите каждое вещество в цепи, если известно, что А – газ, который поддерживает горение, В – металл красно – розового цвета, при взаимодействии с веществом А образует вещество чёрного цвета, которое при взаимодействии с соляной кислотой образует вещество В.(Обсуждаем). Составьте уравнения реакций для данной цепи, определите тип реакций и назовите все вещества.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание: § 42, стр.171 N 2 (б)
Итог урока.
Как бы вы, продолжили фразу, чтобы прозвучали ответы на постав-
ленные проблемные вопросы?
Сегодня на уроке
Теперь я знаю
Мне на уроке














Организационная диаграмма 2Организационная диаграмма 11Рисунок 9Рисунок 10Рисунок 1115