Разработка урока Урок по химии в 8-м классе по теме: Генетическая связь между основными классами неорганических соединений 
Урок по химии в 8-м классе по теме: "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"
Девиз урока: 
« Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим».
                                                                                                                Майкл Фарадей.
ЦЕЛЬ. На конкретных примерах доказать существование генетической связи между основными классами неорганических веществ.
Задачи:
Обучающие: систематизировать знания учащихся о составе и                       свойствах основных классов неорганических веществ.
Развивающие: развивать умения ставить проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; развивать предметные компетентности и  способность к адекватному само- и взаимоконтролю.
Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения обучающихся; воспитывать наблюдательность, внимание, инициативу.
Методы : проблемный, исследовательский , словесный .                                           Формы работы: групповая ,  индивидуальная работа ,самопрверка, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в группе, выставление отметок.
Оборудование:  мультимедиапроектор,  экран, презентация, штатив с пробирками, держатель,  спиртовка,  тигельные щипцы,  спички, компетентностно-ориентированные задания.
Реактивы: оксид меди,  раствор серной кислоты, гидроксид натрия,  магний,  соляная кислота,   свеча трубочка,  известковая вода.
Ход урока.
I.ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
1.1 Оргмомент.
1.2 Актуализация знаний
Проводится эвристическая беседа с классом по пройденному материалу. 
Какие вещества нас окружают в повседневной жизни?(Простые и сложные)
Какие простые вещества вам известны? (металлы и неметаллы)
Какие сложные вещества?(оксиды, основания, кислоты, соли)Что такое оксид?Какие бывают оксиды? Приведите примеры.Что такое кислота?Что такое основание?Какие бывают основания? Что такое соль? (слайд1)
2. Найди  лишнее вещество. (слайд 3)
1 вариант SO3, HNO3, FeO, K2O, CO2, CuO.
(лишнее HNO3, т.к. оксиды)
2 вариант  HNO3, H2SO4, Al(OH)3, HCl, H3PO4, H2CO3. 
(лишнее Al(OH)3, т.к. кислоты)
3 вариант  Zn(OH)2, KOH, Fe(OH)2, Ba, NaOH, Ba(OH)2.
(лишнее Ba, т.к. основания)
4 вариант KNO3, FeSO4, NaCl, Al2S3, BaO, CaCO3 
(лишнее BaO, т.к. соли)
3.Химический диктант - тест (слайд 4)(Подготовка к ГИА и ЕГЭ)
Вам даны вещества: 
I                       II                         III                          IV                             (+) -  да
HCI                 Na2O                   CO2                                      KOH                        (-) – нет
Взаимодействие с водой с образованием кислоты?
Взаимодействие с водой с образованием щелочи?
Взаимодействие с кислотами с образованием соли и воды?
Взаимодействие с основаниями с образованием соли и воды?
Взаимодействием с кислотными оксидами с образованием соли?
Взаимодействие с основными оксидами с образованием соли и воды?
Взаимодействие с амфотерным гидроксидом с образованием соли и воды?
 Вступают в реакцию нейтрализации?
Взаимодействуют с солями в том случаи, если один из продуктов реакции выпадает в осадок?
Водный раствор изменяет окраску индикаторов: фенолфталеин - малиновый.                                                                                            Промежуточный контроль (слайд 14)
    II. ОПЕРАЦИОННО - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Постановка проблемы. Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и  взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы. Я предлагаю вам подтвердить или опровергнуть его.(слайд 5)
Вам даны вещества: ВaO, CO2 , P , NaCl,   H3PO4  ,SO3, Вa(OH)2, NaOH,                Ca 3(PO4)2,, H2SO4, ВаSO4 ,  Вa,  P2O5.
1. Из веществ, формулы которых предложены, выберите те, которые можно объединить в две группы.
Остановимся на том варианте, где учащиеся увидят формулы веществ, содержащих один и тот же элемент.
2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:
   Ba              BaO            Ba(OH)2                ВаSO4
P           P2O5                  H3PO4                 Ca 3(PO4)2
Учитель: В каждой цепи есть общее - это химические элементы - Ba и P, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству). 
Учитель: Почему вы похожи на родителей, ваши родители на своих и т.д ? 
Ученик : Родственники  обладают сходными признаками, которые передаются по наследству.
Вопрос: А что является носителем наследственной информации?
Ученик: Ген. 
Учитель: Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи?
Ученик: Ва и Р 
Учитель:  Поэтому цепи или ряды называются генетическими.
Тема нашего урока: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» (Слайд7)
Задания для групп
Исходя из двух составленных цепей:  бария и фосфора, используя обозначения Ме   и неМе , 1 и 3 группы составьте опорный конспект в виде блока для Ме, а 2 и 4 группы – для неМе. (Слайд 8-9) 
По одному представителю от группы записывают у доски.
Получаем: 
Суждение. Между основными классами неорганических соединений существует родственная (генетическая взаимосвязь).
Проблемная ситуация. Можно ли составить «иной » генетический ряд. Как вы думаете, с какого класса веществ нужно начать этот ряд? (варианты могут быть разные). Подтвердите  или опровергните свои суждения, выполнив в группе КОЗы.
(Работа в группах с Компетентностно-ориентированными заданиями №1-4.  (Слайд 10-13)
Проверка результатов . (по одному представителю от группы записывают уравнения ).
III. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
3.1ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Обучающиеся выполняют задание « Найди родственников» (слайд14)
Итоговый контроль. (слайд 15)
3.2. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Формулировка вывода: 
Все в природе взаимосвязано, поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны друг с другом и из одних можно получить другие.(Слайд15)
3.3.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (слайд17)
Повторить тему: «Основные классы неорганических соединений» § 38- 41, составить уравнения реакций к цепочкам, которые вы составили при выполнении задания «Найди родственников»
3.4 РЕФЛЕКСИЯ (слайд 18)
Отметь, насколько хорошо ты усвоил новый материал:
1. Усвоил полностью
 2.В основном усвоил, но требуется ещё разобрать дома
3. Не понял тему
                                                                                                Приложения
Компетентностно-ориентированное задание №1
Компетентность: разрешение проблем
 Аспект: определение проблем планирование деятельности, 
 действия по решению проблемы.
                                              2 уровень
Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем.
Задачная формулировка: Используя общие схемы генетических рядов, составьте генетическую цепь, представленную элементом, атом, которого содержит 12 протонов и подтвердите ее экспериментально.
Инструкция 1.(Соблюдайте технику безопасности!)
1. В пробирку с магнием осторожно добавьте 2мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции и электронный баланс к ней.
2. После того, как магний весь раствориться в пробирку добавьте 2 мл гидроксида натрия. Что наблюдаете? Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
3. К полученному осадку добавьте 2мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
4. Составьте генетический  ряд .
Инструмент проверки: Модельный ответ. Каждое пошаговое выполнение 1балл. Максимально- 14 баллов
Отчет составьте в виде таблицы.
Реактивы (формула и название вещества)
Уравнение химической реакции 
Что наблюдали
Модельный ответ КОЗ№1
Реактивы (формула и название вещества)
Уравнение химической реакции 
Что наблюдали
Магний (Mg) и соляная кислота (НСI)
Mg13 QUOTE  1415 + 2 H +CI   = Mg +2 CI2   + H213 QUOTE  1415
Mg13 QUOTE  14152е  = Mg +2  восстановитель окисляется
2 H + +2е = H213 QUOTE  1415           окислитель восстанавливается
Выделяется газ водород
Хлорид магния(MgCI2) и гидроксид натрия(NaOH)
MgCI2  + 2NaOH =Mg(OH)213 QUOTE  1415+ 2 NaCI
Mg2+ +2CI- +2Na++2OH- = 2Na++2CI- + Mg(OH)213 QUOTE  1415
Mg2+    +  2OH-   =   Mg(OH)213 QUOTE  1415
Выпадает осадок белого цвета
Гидроксид магния(Mg(OH)2 и соляная кислота(HCI)
Mg(OH)213 QUOTE  1415 +2 HCI= MgCI2 +2Н2О
Mg(OH)213 QUOTE  1415 +2 H+ +2CI- = Mg2+ +2CI- +2Н2О
Mg(OH)213 QUOTE  1415 +2 H+ = Mg2++2Н2О
Осадок растворяется
Mg       MgCI2              Mg(OH)2             MgCI2
Компетентностно-ориентированные задания №2
Компетентность: разрешение проблем 
 Аспект: определение проблемы, планирование деятельности, действия по решению проблемы. 
                                              2 уровень                                                                                                                                                        Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем.
Задачная формулировка: Используя общие схемы генетических рядов, составьте генетическую цепь, представленную оксидом элемента, атом, которого содержит 29 протонов и подтвердите ее экспериментально.
Инструкция 1.(Соблюдайте технику безопасности!) 
1.В пробирку с оксидом меди(II) добавьте 8мл серной кислоты. Пробирку закрепите в держателе и нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Запишите в таблицу , составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
2. К полученному раствору добавьте 3мл гидроксида натрия. Что наблюдаете? Запишите в таблицу , составьте уравнения молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
3. Немного полученного осадка капните на предметное стекло, закрепите его в держателе и нагревайте до тех пор, пока вода не испариться. Что наблюдаете? Запишите в таблицу , составьте молекулярное уравнение.
4. Составьте генетический  ряд .
Инструмент проверки: Модельный ответ. Каждое пошаговое выполнение 1балл. Максимально- 14 баллов
Отчет составьте в виде таблицы.
Реактивы (формула и название вещества)
Уравнение химической реакции 
Что наблюдали
Модельный ответ КОЗ№2
Реактивы (формула и название вещества)
Уравнение химической реакции 
Что наблюдали
Оксид меди(II) (CuO) и серная кислота (H2SO4)
CuO + H2SO4 =CuSO4 + H2O
CuO +2H+ +SO42-= Cu2++SO2-4+ H2O
CuO +2H+ = Cu2++ H2O
Черный порошок растворяется, образуется раствор голубого цвета.
Сульфат меди (CuSO4) и гидроксид натрия (NaOH)
CuSO4 +2NaOH=Cu(OH)213 QUOTE  1415+Na2 SO4
Cu2++SO2-4+2Na++2OH-                  =Cu(OH)2 13 QUOTE  1415+ 2Na + + SO42-
Cu2++2OH-= Cu(OH)213 QUOTE  1415
Выпал осадок голубого цвета.
Гидроксид меди(II)                  ( Cu(OH)213 QUOTE  1415 
                t13 QUOTE  1415
Cu(OH)213 QUOTE  1415 = CuO+ H2O
Вода выкипела , а на стекле остался черный оксид меди(II)
CuO CuSO4  Cu(OH)2  CuO
Компетентностно-ориентированные задания №3
Компетентность: разрешение проблем
 Аспект: определение проблем планирование деятельности, 
 действия по решению проблемы.
                                              2 уровень
Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем.
Задачная формулировка: Используя общие схемы генетических рядов, составьте генетическую цепь, представленную сульфатом железа (II) и подтвердите ее экспериментально.
Инструкция 1.(Соблюдайте технику безопасности!)
1.Налейте в пробирку 3мл сульфата железа (II) и добавьте 2мл гидроксида натрия. Что наблюдаете? Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
2. Подождите 2-3 минуты. Что наблюдаете? Составьте молекулярное уравнение и электронный баланс к нему.
3. К полученному осадку прилейте 3мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
4. Составьте генетический  ряд .
Отчет составьте в виде таблицы.
Реактивы (формула и название вещества)
Уравнение химической реакции 
Что наблюдали
Инструмент проверки: Модельный ответ. Каждое пошаговое выполнение 1балл. Максимально- 14 баллов
Модельный ответ КОЗ№3:
Реактивы (формула и название вещества)
Уравнение химической реакции 
Что наблюдали
Сульфат железа (II)(FeSO4) и гидроксид натрия (NaOH)
FeSO4  + 2NaOH= Fe(OH)213 QUOTE  1415 + Na2 SO4
Fe2++SO42-+ 2Na++2OH-= Fe(OH)213 QUOTE  1415+2Na++ SO42- 
Fe2++ 2OH-= Fe(OH)213 QUOTE  1415
Образуется осадок темно-зеленого цвета
Гидроксид железа(II)            ( Fe(OH)2) и кислород воздуха
4Fe+2(OH)213 QUOTE  1415 + O13 QUOTE  14152 + 2H2O   =   4Fe+3(O-2 H +)313 QUOTE  1415
Fe+2 -1e = Fe+3    4     восстановитель окисляется
O13 QUOTE  14152 +4е = 2O-2   1 окислитель восстанавливается              
Постепенно осадок буреет
Гидроксид железа(III)  
 (Fe(OH)3)   и соляная кислота(HCI)   
Fe(OH)313 QUOTE  1415 + 3HCI= FeCI3 + 3H2O
Fe(OH)313 QUOTE  1415 +3H+  +3CI-  =  Fe3+  +3CI-  +  3H2O
Fe(OH)313 QUOTE  1415 +3H+  =  Fe3+  +   3H2O
Осадок растворился,  стал кирпично-красным
FeSO4          Fe(OH)2        Fe(OH)3      FeCI3 
Компетентностно-ориентированные задания №4
Компетентность: разрешение проблем
 Аспект: определение проблем планирование деятельности, 
 действия по решению проблемы.
                                              2 уровеньСтимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем.
Задачная формулировка: Используя общие схемы генетических рядов, составьте генетическую цепь, представленную оксидом элемента, атом которого содержит6 протонов и подтвердите ее экспериментально.
Инструкция 1.(Соблюдайте технику безопасности!)
1. В пробирку с известковой водой( гидроксид кальция) опустите стеклянную трубочку и выдыхайте через нее углекислый газ. Что наблюдаете? Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.                                                                                                                    2.Выньте трубочку и в пробирку добавьте соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
3. К полученному раствору добавьте 1 мл нитрата серебра. Что наблюдаете? Составьте молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения.
4. . Составьте генетический  ряд .
Инструмент проверки: Модельный ответ. Каждое пошаговое выполнение 1балл. Максимально- 14 баллов
Отчет составьте в виде таблицы.
Реактивы (формула и название вещества)
Уравнение химической реакции 
Что наблюдали
Модельный ответ КОЗ№4:
Реактивы (формула и название вещества)
Уравнение химической реакции 
Что наблюдали
Оксид углерода(IV) (углекислый газ(СО2) и известковая вода(гидроксид кальция)(Са(ОН)2)
СО2   +  Са(ОН)2  =  СаСО3 + H2O
СО2  +  Са2+ +2ОН- =  СаСО3 + H2O
Известковая вода мутнеет
Карбонат кальция (СаСО3) и соляная кислота(HCI)   
СаСО3 + 2 HCI= СаCI2  +  СО213 QUOTE  1415  + H2O
СаСО3 + 2 H+ +2CI- = Са2+ +2CI-  + СО213 QUOTE  1415  + H2O
Осадок растворяется
Хлорид кальция (СаCI2) и нитрат серебра (AgNO3)
СаCI2 + 2AgNO3  = 2AgCI13 QUOTE  1415 + Ca(NO3)2
Са2+ +2CI- = 2Ag+ +2NO3- = 2AgCI13 QUOTE  1415 + Ca2++2NO3-
2CI-  +  2Ag+     = 2AgCI13 QUOTE  1415
Выпал белый хлопьевидный осадок
СО2               СаСО3              СаCI2                 AgCI
Задание « Найди родственников»
Из перечня формул составьте генетический ряд.
1вариант : Ca(OH)2, CI2, HCI, Ca, P, CaCO3, NaOH, CaO, CO2.
2 вариант: AI,  NaOH,  AI(OH)3, CaO, CO2,  Ca, AI2O3 , P, AICI3                    
3 вариант:  NaOH, HNO3, Ca, P, NaH, CO2, Na, NaNO3, Fe.
4 вариант: Ca(OH)2, CI2, AI(OH)3,CI2O7, NaNO3, Fe, HCIO4 , AICI3, NaCIO4.
Рабочая карта обучающегося (Ф.И.)_________________________________________________
По теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
1.Участие в беседе
За каждый правильный ответ 1балл
                                                                                                          Кол-во баллов________
2.Найди лишнее вещество
1 вариант  SO3, HNO3, K2O, CO2, CuO.
  За каждый правильный ответ 1балл
                                                                                                        Кол-во баллов_______
3. Тест - химический диктант
Вам дано вещество  HCI           (+) -  да, (-) – нет
1.                                                
2
3.
4
5
6
7
8
9
10
За каждый правильный ответ 1балл
                                                                                                        Кол-во баллов________
4. Работа в группе. За каждый правильный шаг 1 балл
                                                                                                       Кол-во баллов________
5. Компетентностно-ориентированные задания №1-4.
А) выбор вешеств -1балл
Б) составление уравнений за1 -2балла
В) ответ у доски-3балла  
Г) выполнение эксперимента по 1 баллу                                    Кол-во баллов________
6 Закрепление  « Найди родственников» 
и составь генетический ряд:
Ca(OH)2, CI2, HCI, Ca, P, CaCO3, NaOH, CaO, CO2.                          Кол-во баллов________                                                                                                                                                                                                                                             
За каждый этап 1 балл .
7.Заключительная часть
  Формулировка вывода -1балл
                                                                                                         Кол-во баллов________                                                            
                                                                           Общее количество баллов______                                                                                       
                                                                                        Отметка за урок________
Критерии оценок:
От «30»баллов – « 5»
От 20баллов -  «4» 
От10 баллов - «3» 
«-» - менее 10баллов
Рефлексия.
Отметь, насколько хорошо ты усвоил новый материал:
1. Усвоил полностью
 2.В основном усвоил, но требуется ещё разобрать дома
 3. Не понял тему
Рабочая карта урока (Ф.И.)_________________________________________________
По теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
1.Участие в беседе
За каждый правильный ответ 1балл
                                                                                                          Кол-во баллов________
2.Найди лишнее вещество 
2 вариант  HNO3, H2SO4, Al(OH)3, HCl, H2CO3. 
  За каждый правильный ответ 1балл
                                                                                                        Кол-во баллов_______
3. Тест - химический диктант
Вам дано вещество  Na2O            (+) -  да, (-) – нет
1.                                                
2
3.
4
5
6
7
8
9
10
За каждый правильный ответ 1балл
                                                                                                        Кол-во баллов________
4. Работа в группе. За каждый правильный шаг 1 балл
                                                                                                       Кол-во баллов________
5. Компетентностно-ориентированные задания №1-4.
А) выбор вешеств -1балл
Б) составление уравнений за1 -2балла
В) ответ у доски-3балла  
Г) выполнение эксперимента по 1 баллу                                    Кол-во баллов________
6 Закрепление  « Найди родственников» 
и составь генетический ряд:
AI,  NaOH,  AI(OH)3, CaO, CO2  Ca, AI2O3 , P, AICI3                    Кол-во баллов________
  За каждый этап 1 балл                                                                                             
7.Заключительная часть
  Формулировка вывода -1балл
Составление древа -1балл                                                    
                                                                                                   Кол-во баллов________                                                            
                                                                           Общее количество баллов______                                                                                   
                                                                                          Отметка за урок________
Критерии оценок:
От «30»баллов – « 5»
От 20баллов -  «4» 
От10 баллов - «3» 
«-» - менее 10баллов
Рефлексия.
Отметь, насколько хорошо ты усвоил новый материал:
1. Усвоил полностью
 2.В основном усвоил, но требуется ещё разобрать дома
3. Не понял тему
Рабочая карта урока (Ф.И.)_________________________________________________
По теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
1.Участие в беседе
За каждый правильный ответ 1балл
                                                                                                          Кол-во баллов________
2.Найди лишнее вещество 
3 вариант  Zn(OH)2, KOH, Fe(OH)2, Ba, Ba(OH)2.
  За каждый правильный ответ 1балл
                                                                                                        Кол-во баллов_______
3. Тест - химический диктант
Вам дано вещество CO2      (+) -  да, (-) – нет
1.                                                
2
3.
4
5
6
7
8
9
10
За каждый правильный ответ 1балл
                                                                                                        Кол-во баллов________
4. Работа в группе. За каждый правильный шаг 1 балл
                                                                                                       Кол-во баллов________
5. Компетентностно-ориентированные задания №1-4.
А) выбор вешеств -1балл
Б) составление уравнений за1 -2балла
В) ответ у доски-3балла  
Г) выполнение эксперимента по 1 баллу                                    Кол-во баллов________
6 Закрепление  « Найди родственников» 
и составь генетический ряд:
NaOH, HNO3, Ca, P, NaH, CO2, Na, NaNO3, Fe.
За каждый этап 1 балл .
                                                                                                      Кол-во баллов________
7.Заключительная часть
  Формулировка вывода -1балл
Составление древа -1балл                                                           Кол-во баллов________                                                            
                                                                           Общее количество баллов____________
                                                                                                        Отметка за урок________
__
Критерии оценок:
От «30»баллов – « 5»
От 20баллов -  «4» 
От10 баллов - «3» 
«-» - менее 10баллов
Рефлексия.
Отметь, насколько хорошо ты усвоил новый материал:
1. Усвоил полностью
 2.В основном усвоил, но требуется ещё разобрать дома
3. Не понял тему
Рабочая карта урока (Ф.И.)_________________________________________________
По теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
1.Участие в беседе
За каждый правильный ответ 1балл
                                                                                                          Кол-во баллов________
2.Найди лишнее вещество                                                                                                         4 вариант KNO3, FeSO4, NaCl, Al2S3, BaO, CaCO3                                                                                        За каждый правильный ответ 1балл
                                                                                                       Кол-во баллов_______
3. Тест - химический диктант
Вам дано вещество  KOH        (+) -  да, (-) – нет
1.                                                
2
3.
4
5
6
7
8
9
10
За каждый правильный ответ 1балл
                                                                                                        Кол-во баллов________
4. Работа в группе. За каждый правильный шаг 1 балл
                                                                                                       Кол-во баллов________
5. Компетентностно-ориентированные задания №1-4.
А) выбор вешеств -1балл
Б) составление уравнений за1 -2балла
В) ответ у доски-3балла  
Г) выполнение эксперимента по 1 баллу                                    Кол-во баллов________
6. Закрепление  « Найди родственников» 
и составьгенетический ряд:
Ca(OH)2, CI2, AI(OH)3,CI2O7, NaNO3, Fe, HCIO4 , AICI3, NaCIO4.
За каждый этап 1 балл .
                                                                                                       Кол-во баллов________
7.Заключительная часть
  Формулировка вывода -1балл
Составление древа -1балл                                                           Кол-во баллов________                                                            
                                                                           Общее количество баллов____________
                                                                                                        Отметка за урок________
__
Критерии оценок:
От «30»баллов – « 5»
От 20баллов -  «4» 
От10 баллов - «3» 
«-» - менее 10баллов
Рефлексия.
Отметь, насколько хорошо ты усвоил новый материал:
1. Усвоил полностью
 2.В основном усвоил, но требуется ещё разобрать дома
3. Не понял тему
13 PAGE   \* MERGEFORMAT 141615
Рисунок 8cђЗаголовок 1cђЗаголовок 2cђЗаголовок 3cђЗаголовок 4cђЗаголовок 5cђЗаголовок 6cђЗаголовок 7cђЗаголовок 8cђЗаголовок 915