Прикладной проект Женский костюм восточных славян (изготовление сценического костюма для хореографической композиции Русь)
МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Республики Марий Эл
Прикладной проект
Женский костюм восточных славян
(Изготовление сценического костюма для хореографической композиции «Русь»)
Автор: Александра Алдайкина, обучающаяся 9 класса
Руководитель: С.В.Мельникова, учитель технологии
Йошкар- Ола, 2011 г Аннотация
Прикладной проект «Женский костюм восточных славян», выполненный обучающейся 9 класса МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа» Советского района Республики Марий Эл Александрой Алдайкиной, предлагает обобщенный материал по традиционной славянской одежде. Работа даст советы, как правильно подобрать материал, нитки и орнамент для вышивки, научит грамотно сконструировать и смоделировать сарафан. А для начинающих юных модельеров в проекте даны рекомендации по составлению технологической карты изделия, последовательности построения чертежа и формулы произведения необходимых расчетов.
Содержание:
Введение.. 4
Постановка танца «Русь»
Сюжет танца «Русь»....4
Исследование по теме «Традиционная славянская одежда»
2.1 Традиционная славянская одежда..5
2.2 Традиционная славянская вышивка 15
2.3 Традиционная символика в вышивке19
2.4. Традиционные цвета в вышивке ..21
3. Изготовление сценического костюма для хореографической композиции «Русь»
3.1 Выбор изделия22
3.2 Выбор ткани22
3.3 Выбор орнамента23
3.4 Выбор основных цветов 24
3.5 Конструирование и моделирование 24
3.6 Технологическая последовательность обработки изделия 24
3.7 Выбор оборудования...24
3.8 Составление бюджета 25
3.9 Пошив изделия, плетение лаптей 25
4. Аналитический этап проекта
4.1. Выступление на республиканском конкурсе славянского танца «Серебряный башмачок»..26
4.2 Определение перспектив развития проекта 26
Источники и литература 27
Приложения 28
Введение
В нашей школе особое внимание уделяется творческому развитию обучаемых. Работает много кружков, студий, секций, которые посещают 92,3% детей. Мы уже 8 год занимаемся в хореографической группе «Веснушки». Удовлетворение от нашей работы получаем не только мы, но и наши друзья, родители и все те, кто приходит на наши концерты. У нас немало и достижений разного уровня.
В марте 2009 года мы участвовали на Республиканском конкурсе славянского танца «Серебряный башмачок». На этот очень престижный конкурс мы представили стилизованную композицию «Русь» и для наиболее полного соответствия содержанию танца нам было необходимо смоделировать и сшить костюмы.
Цель:
Изготовить сценический костюм для хореографической композиции «Русь»
Задачи:
1.Изучение истории славянского костюма ;
2. Выбор и изготовление модели костюма, соответствующей сюжету танца;
3 .Совершенствование навыков швейного мастерства.
Этапы работы
Постановка танца «Русь»
1.1 Сюжет танца «Русь»
Когда-то давно жители Киевской Руси были язычниками и верили в разных идолов. Им нужна была новая вера, с которой признали бы Русь другие государства. Всё это происходило при князе Владимире, которого в народе прозвали Владимир – Красно Солнышко.
Киевская Русь приняла крещение.
И взошла она как красно солнышко, с её полями, реками, лесами и горами. Обогрело красно солнышко землю русскую, церковь славную, семиглавую, православную.
Исследование по теме «Традиционная славянская одежда»
2.1 Традиционная славянская одежда
Одёжа, риза, порты - Как называли древние славяне «одежду вообще»? Когда мы теперь произносим «одёжа» - это звучит как просторечие, почти как жаргон. В Словаре русского языка С. И. Ожегова при данном слове стоит пометка «разг.» - «разговорное». Тем не менее учёные пишут, что в Древней Руси именно «одёжа» употреблялась гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный нам термин «одежда». Слово «одеяние», имеющее для нас некий торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще». Действительно, вслушаемся: «одеяние» - «то, что одевает». Употреблялся и близкий вариант - «одение».
А вот другое современное просторечие - «портки». В древности его произносили иначе - «порты». Оно родственно глаголу «пороть», то есть по-древнерусски «резать» (вспомним родственное слово «вспороть»). «Порты» употреблялись как в значении «одежда вообще», так и в значении «отрез, кусок ткани, холста». Языковедами отмечен и ещё один смысл - «кожа с задних ног животного». Нет ли здесь отзвука тех древнейших времён, когда, подражая мифическому предку-зверю, люди старались кроить обувь из шкуры звериных ступней, а шапки - из шкуры с головы?.. Так или иначе, «порты» всё чаще обозначали одежду для ног. Пока не превратились в «портки» - впрочем, без того просторечного оттенка, который это слово имеет в русском языке сейчас. А древнее значение - «одежда вообще» - сохранилось для нас в слове «портной», или «портной швец», как говорили в старину.
А что мы представляем себе при слове «риза»? Конечно, облачение священника, надеваемое для богослужения. Некоторые учёные полагают, что слово это пришло к нам вместе с христианством из Византии и всегда означало только ритуальное одеяние, а также богатую одежду князей и бояр. Другие, напротив, считают его исконно славянским, отмечают его родство с глаголом «резать» и утверждают, что именно «ризы» было в Древней Руси самым распространённым термином для обозначения «одежды вообще»...
Рубаха - Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» «кусок, отрез, обрывок ткани» и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. На Руси её называли «зендень».
Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни. Некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха, пишут они, делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка из более тонкой и мягкой. Так постепенно она и превратилась в собственно бельё («сорочка», «чехол»), а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке.
Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.
Ворот - рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния. Движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» - затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду. По мнению древних, следовало, так или иначе «обезопасить» необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым посередине груди, но бывал и косой, справа или слева. Застёгивали Ворот на пуговицу.
Пуговицы в археологических находках преобладают бронзовые и медные, но исследователи полагают, что металл просто лучше сохранился в земле. В жизни наверняка чаще встречались сделанные из простых подручных материалов - кости и дерева. Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды - ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей - конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, - золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды - «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно.
Рукава рубах были длинные и широкие и у запястья схватывались тесьмой. Заметим, что у скандинавов, носивших в те времена рубахи подобного же фасона, завязывание этих тесёмок считалось знаком нежного внимания, едва ли не объяснением в любви между женщиной и мужчиной... В праздничных женских рубахах тесёмки на рукавах заменялись створчатыми (застёгивающимися) браслетами «обручьями», «обручами». Рукава подобных рубах были много длиннее руки, в распущенном виде они достигали земли. А поскольку у древних славян все праздники носили религиозный характер, нарядные одежды надевались не только для красоты это были одновременно и ритуальные облачения. Браслет XII века (сделанный, кстати, как раз для такого праздника-священнодействия) сохранил для нас изображение девушки, исполняющей магический танец. Длинные волосы её разметались, руки в спущенных рукавах взлетают, как лебединые крылья. Учёные думают, что это танец дев-птиц, приносящих земле плодородие. Южные славяне называют их «вилами», у некоторых западноевропейских народов они превратились в «вилис», в древнерусской мифологии к ним близки русалки. Все помнят волшебные сказки о девушках-птицах: герой, случается, похищает у них чудесные наряды. А также сказку о Царевне-лягушке: помазание спущенным рукавом играет в ней не последнюю роль. Вот уж действительно, сказка ложь, да в ней намёк. В данном случае намёк на ритуальную женскую одежду языческих времён, на одежду для священнодействия и колдовства. Пояс - Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Они почти не сохранились в земле, поэтому археологи очень долго считали, что женские одежды не подпоясывались вообще. А вот ременные пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа женщины не носили их никогда. Не забудем, что практически каждый свободный взрослый мужчина потенциально был воином, а именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. В Западной Европе полноправного рыцаря называли «опоясанным», пояс входил в рыцарские атрибуты наравне со шпорами. А на Руси бытовало выражение «лишить (отрешить) пояса», что значило «лишить воинского звания». Любопытно, что позже его применяли не только к провинившимся воинам, но и к священникам, которых лишали сана. Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей». Мужской кожаный пояс обычно был в ширину 1,5 2 см, имел металлическую пряжку и наконечник, а иногда его сплошь покрывали узорными бляшками по ним-то и удалось восстановить строение ремня. Мужчина-славянин не успел ещё превратиться в забитого крестьянина позднейших времён, подпоясывавшегося мочальной верёвкой. Это был гордый, полный достоинства человек, защитник своей семьи, и весь его облик, в первую очередь пояс, должен был о том говорить. Интересно, что поясные наборы «мирных» мужчин менялись от племени к племени: например, вятичи предпочитали лировидные пряжки. А вот ремни профессиональных воинов членов дружин были тогда почти одинаковы по всей Восточной Европе. Учёные видят в этом свидетельство широких связей между народами и определённой схожести воинских обычаев разных племён, есть даже термин «дружинная культура».
Штаны на первый взгляд кажутся неотъемлемой, просто необходимой частью мужского костюма. Однако так было (да и есть) не у всех народов и не всегда. Например, в Древнем Риме штаны считались «варварской» одеждой, которую «благородному» римлянину носить было неприлично. Галлию (современную Францию) римляне называли не только «Галлия комата» «косматая Галлия», из-за обычая тамошних воинов-кельтов идти в бой со вздыбленными волосами, но и «Галлия брактеата» «Галлия-в-штанах», поскольку, в отличие от римлян, кельты носили штаны. Исследователи считают, что этот вид одежды был занесен в Европу, в том числе к славянам, кочевниками древнейших времён и первоначально появился в связи с необходимостью ездить верхом. Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами («в шагу») вставляли ластовицу для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать. Учёные пишут, что штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи. Украшались ли штаны? Если верить изображению IV века (часть историков полагает, что там изображены славяне или предки славян) они могли быть покрыты вышивкой спереди и внизу. Но других данных об этом нет. Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка «гашника», вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. «Гачами» или «гащами» древние славяне называли сперва собственно ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. «Гача» в смысле «штанина» кое-где дожило и до сего дня. Теперь делается понятен смысл современного выражения «держать в загашнике», то есть в самом укромном тайнике. Действительно, спрятанное за шнурком для штанов прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Позднейший украинский костюм в этом смысле является исключением. Другое название одежды для ног «портки», а также «ноговицы». Знатоки русского языка пишут, что слово «штаны» пришло к нам из тюркских языков примерно в XVII веке и первоначально произносилось «штоны», что ближе к оригиналу. А «брюки» вошли в употребление только при Петре I. Это слово заимствовано из германских языков, а те, в свою очередь, некогда усвоили кельто-древнеримское «брака», обозначавшее всё ту же «варварскую» одежду для ног.Понёва - по мнению историков славянских языков, слово «понёва» (или «понява») первоначально означало «кусок ткани», «полотенце», «пелена», «завеса». Некоторые авторы полагают, что древние славяне называли так не само одеяние, а материю, из которой его делали, - разновидность полушерстяной ткани, как правило, клетчатого рисунка. Однако большинство историков и этнографов именно этим словом обозначают набедренную одежду, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию (см. главу «Взросление»). Недаром ещё недавно в русском языке существовало особое выражение о наступлении физического взросления девочки «рубаху сняла». Видимо, первоначально имелась в виду замена детской рубашонки взрослой одеждой, понёвой. Когда же древний обряд стал забываться, понёва кое-где превратилась в принадлежность просватанной, а то и замужней. Языковеды возводят это слово к древнерусским глаголам со значением «натягивать», «надевать». По всей вероятности, древнейшие понёвы первоначально представляли собой три несшитых полотнища, скреплявшиеся на талии пояском. Затем их стали сшивать, оставляя один разрез спереди или на боку. В таком виде удобные, нарядные, тёплые понёвы дожили в иных деревнях до нашего века. Были они такой же длины, как и рубаха, до щиколоток или до икр, смотря как было принято в той или иной местности. Во время работы углы понёвы можно было подвернуть и засунуть за пояс. Это называлось носить понёву «кульком». Подворачивали понёвы и на праздниках с целью показать богато вышитый подол рубахи. В народе распашные (имеющие разрез) понёвы именовали «разнополками» или «растополками». Существовали и «глухие», полностью сшитые наподобие юбки. В этом случае к трём традиционным полотнищам добавлялось четвёртое «прошва». Его делали из другой материи, оно делалось короче, и снизу его надставляли «подподольником» из куска той ткани, из которой кроились остальные. Внешне получалось нечто вроде передничка. Прошву (и вообще всю поиёву) украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины – самые нарядные носили, конечно незамужние девушки и модницы, пожилые ограничивались плоской цветной тесьмой по краю по ола. Белая с белой же вышивкой прошва считалась верным признаком «горемычного, траурного наряда»
Все кто читал исторические романы, знает о «килте» – мужской юбке горцев Шотландии – и о том, что по характеру и цвету его клеток знатоки умели точно определить, к какой родовой общине (клану) принадлежал одетый в килт человек. Но далеко не всем известно, что и в России еще в начале ХХ века по клеткам крестьянской поневы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню, откуда приехала женщина. Так, на севере Рязанской губернии носили чёрные или тёмно-синие понёвы с клетками из белых и цветных нитей. На границе Тульской и Рязанской губерний фон понёвы был красным с пропущенными по нему чёрными и белыми нитями. А возле города Касимова преобладали красные понёвы в синюю клетку. Археологические находки подтвердили, что эта традиция действительно тянется в глубины веков к древним славянам. Женщины племени вятичей, занимавшего когда-то Рязанскую, Тамбовскую, Орловскую, Калужскую области, предпочитали синие клетчатые понёвы. Западнее, на территории племени радимичей, клетки понёвы были красными. А вот близкие соседи славян скандинавы, финно-угры и балты предпочитали совсем другой вид женской одежды. У них она состояла из двух полотнищ сзади и спереди, соединённых поверх рубахи наплечными лямками, часто на пряжках. Учёные пишут, что эта одежда оказала определённое влияние на русский костюм: под её воздействием к середине или концу XIV века появилось то, что мы называем теперь «сарафаном». Только вот именовали его тогда по-другому «саян», «ферязь», «шушун» и так далее. А «сарафаном» до XVII века называлась... Мужская длинная верхняя распашная одежда. На женское платье это слово перешло потом.
Лапти - Во все времена наши предки охотно обувались в лапти «лапти», «лыченицы», «лычаки», «лычные сапоги», причём, несмотря на название, зачастую сплетённые не только из лыка, но и из берёсты и даже из кожаных ремешков. Практиковалось и «подковыривание» (подшивание) лаптей кожей. Способы плетения лаптей например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка были свои у каждого племени и вплоть до начала нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти косого плетения, новгородские словене тоже, но большей частью из берёсты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи, радимичи, по-видимому, носили лапти в прямую клетку. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью специальных мастерских не было очень долгое время. При археологических раскопках во множестве найдены остатки стоптанных лаптей, заготовки и инструменты для плетения кочедыки. Делали кочедыки из костей (из рёбер животных) или из металла. Учёными найдены кочедыки, изготовленные ещё... в каменном веке. О глубокой древности лаптей свидетельствует, между прочим, такой эпизод. Старообрядцы-«кержаки», жившие на Урале в XIX веке, лаптей не носили. Зато мёртвых хоронили исключительно в лаптях.
Лапти были распространены не только у восточных и западных славян, но и у некоторых неславянских народов лесной полосы - финно-угров и балтов, у части германцев. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок- кожаных «поворозов» или верёвочных «оборов». Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи.
2.2 Традиционная славянская вышивка
Древние образы в народном искусстве Сказочная птица, горделивый конек, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?Ещё наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах. Шли века - русская вышивка не иcчезла, переходя из поколения в поколение. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо", - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами - символами солнца!
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении одежды и предметов быта. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.
Вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, лёгкая верхняя одежда, головные уборы и платки.
Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности - охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в её изготовлении участвовали предметы, обильно снабжённые заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека. Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета, ему придавалось особое значение. Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишнёвый, кирпичный... Швы, которыми выполнены старинные вышивки - счётные. То есть для каждого стежка считаются нити ткани. Предварительно рисунок на ткань не переводится, а лишь может намечаться крупными стежками только его место и размер. Наибольшее распространение получили такие счётные швы, как "роспись", "набор", "счётная гладь". Материалы и ткани Хлопковые нити лучше всего подходят для постоянной защиты от сглаза и порчи. Шелк хорош для сохранения ясности мышления, помогает в сложных ситуациях, связанных с карьерой. Шерсть защищает тех людей, которых зло уже, увы, коснулось. Она закрывает пробои в энергетике. Вышивки шерстью выполняются на одежде в области шеи, сердца, в области солнечного сплетения, низа живота, то есть там, где расположены основные чакры человека. Шерстью обычно вышивают силуэты животных (тех, которые нравятся вам, к которым вы интуитивно тянетесь), реже - деревья и плоды. Не стоит вышивать шерстью птиц и звезды. А вот солнце вполне подойдет, будет постоянно оберегать вас от холода и тьмы в жизни! Лен действует умиротворяюще, особенно хорошо «работает» при использовании древних символических узоров - при изображении солнца, звезд, птиц, деревьев. Внимание! Не следует на какой-то одной вещи вышивать несколько различных по назначению обережных узоров, лучше для каждого из них выбрать отдельную вещь - иначе результатом такой вышивки получится некая энергетическая сумятица. Это относится и к материалу, из которого сделаны нитки, - не надо в одном узоре использовать несколько видов материала. Кроме того, знайте: обережную вышивку принято делать гладкой, без узелков - узлы обрывают энергетическую связь вышивки с ее носителем, затрудняют плавное течение энергий. Места расположения и цвет вышивки Важно делать обережную вышивку без узелков, так как узлы обрывают энергетические связи вышивки с носителем. Места расположения вышивки: 1) традиционные - круговые (ворот, пояс, рукава, подол).
2) нетрадиционные - то есть любые, выполняющие разные защитные функции:
- защита любовной сферы - красно-оранжевые узоры, в которых преобладают круговые и крестовидные формы; - защита маленького ребенка от напастей - силуэт коня или петуха, нитки красные или черные; для ребенка постарше, школьника - сине-фиолетовая гамма, которая защищает от сильного умственного переутомления; - голубая или золотисто-зеленая вышивка помогает успешному ведению дел в любой сфере деятельности.
Орнаменты Орнамент возник задолго до появления письменности. Это подтверждается тем, что даже древний человек, который одевался в шкуры животных, согревался у костра, рыл себе для жилища землянки, украшал орнаментом предметы домашнего обихода. На глиняных сосудах, орудиях труда древних людей можно увидеть простейшие узоры: точки, прямые, волнистые линии, ромбы. Прочитать знаки – задача трудная. Ученые разгадывают тайны так. Известно, что древний человек был охотником. Он знал, что сила зверя заключалась в бивне – это его оружие. Бивень или его срез рисовали в виде ромба. Этот знак содержал в себе силу и могущество. Поэтому древний человек рисовал его на своем теле, предметах, которые его окружали. Набегающие друг на друга ромбы - знак счастливой охоты, удачи, знак жизни, плодородия. Для того чтобы поля были щедры на урожай, человек просил у Неба, Солнца и Земли удачи, творил заклинания. Для этого он повторял узоры.
Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки.
Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть "катилось" по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом, свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия. Особенно часто она встречается в северных вышивках как полотенец и рубах, так и в браном ткачестве. Заметим, что народ тщательно отбирал из множества знаков и бережно хранил лишь те, что, по его мнению, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.
2.3 Традиционная символика в вышивке
1) Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» горизонтальными. 2) Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом. 3) Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия. 4) Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости. 5) Крада («решётка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костёр. 6) Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня - Агуни). 7) Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески «лунницы». 8) Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня. 9) Рог изобилия. Знак богатства, изобилия. 10) Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак тёмного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землёй, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться... Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения. 11) Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. 12) Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный. 13) Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.
2.4. Традиционные цвета в вышивке
Конкретно цвета оберега связаны с защитой одной из семи чакр человека. Красный - для самой нижней, расположенной в районе копчика и отвечающей за мочеполовую систему, прямую кишку, опорно-двигательный аппарат. Оранжевый - для второй, находящейся на несколько пальцев ниже пупка, отвечающей за половую энергию и почки. Желтый - для третьей чакры (область солнечного сплетения) - центра жизненной энергии, отвечающей также за все органы брюшной полости. Зеленый - для четвертой, сердечной чакры. Она контролирует деятельность не только сердца, но и легких, позвоночника, рук, отвечает за наши эмоции. Голубой - для пятой, горловой, ответственной за органы дыхания и слуха, горло и кожу, а также творческий потенциал человека. Синий - для шестой (зона «третьего глаза»), ответственной за наши интеллектуальные способности. Фиолетовый - для седьмой (темечко), связующей нас с Высшими силами, с Богом. 1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура. 2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила). 3) Зелёный – Растительность, Жизнь. 4) Чёрный – Земля. 5) Золотой – Солнце. 6) Синий – Небо, Воды. 7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке. Теперь нам осталось только попробовать сложить все вместе - цвет, тип ниток, узор - и сделать обережную вышивку для близкого человека, решив прежде всего, от какой беды мы его защищаем.
3.Изготовление сценического костюма для хореографической композиции «Русь»
3.1 Выбор изделия
Сюжет танца «Русь» требует подготовить женский сценический костюм восточных славян. По результатам исследования по теме «Традиционная славянская одежда» (см Приложение) мы выбрали 4 наиболее подходящих варианта сарафана:
1. Туникообразная. 2. С прямыми поликами. 3. С узкими нашивками на плечах. 4. На кокетке.
Из 15 участников проекта 8 проголосовали за вариант №1, 4 за вариант №2, 3- за вариант №4
3.2 Выбор ткани:
При выборе ткани славяне руководствовались следующими знаниями:
Хлопковые нити лучше всего подходят для постоянной защиты от сглаза и порчи.
Шелк хорош для сохранения ясности мышления, помогает в сложных ситуациях, связанных с карьерой.
Шерсть защищает тех людей, которых зло уже, увы, коснулось. Она закрывает пробои в вашей энергетике. Вышивки шерстью выполняются на одежде в области шеи, сердца, в области солнечного сплетения, низа живота, то есть там, где расположены основные чакры человека. Шерстью обычно вышивают силуэты животных (тех, которые нравятся вам, к которым вы интуитивно тянетесь), реже - деревья и плоды. Не стоит вышивать шерстью птиц и звезды. А вот солнце вполне подойдет, будет постоянно оберегать вас от холода и тьмы в жизни! Лен действует умиротворяюще, особенно хорошо «работает» при использовании древних символических узоров - при изображении солнца, звезд, птиц, деревьев.
А мы выбрали льняную ткань, она соответствует стилю костюма, недорого стоит, у нее высокая износостойкость, она хорошо сохраняет форму, легко стирается, хорошо гладится.
Механические свойства тканей и их соответствие стилю мы оценивали по десятибалльной системе.
Расход ткани:1,80-2м двунитки
3.3 Выбор орнамента
Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства.
В исследовательской работе «Традиционная славянская одежда» подробно рассмотрены традиционные вышивка, символика и цвета славянской одежды. В нашем изделии используется
орнамент по краю ворота, как своеобразный оберег,
волнистые линии ,символизирующие воду;
горизонтальные - землю;
косые - дождь, пересекающий путь к солнцу;
точки между ними - зерна, брошенные в нее и т.д
коловорот- знак Солнца
3.4 Выбор основных цветов
Конкретно цвета оберега связаны с защитой одной из семи чакр человека. Мы выбрали
белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п
красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
чёрный – Земля.
золотой – Солнце.
3.5 Конструирование и моделирование (см Приложение)
3.6 Технологическая последовательность обработки изделия (см Приложение)
3.7 Выбор оборудования:
Швейная машинка «Чайка»
Краеобметочная машина 51 «А» класса
Утюг с пароувлажнением
Доска гладильная
Нитки армированные №40 для шитья, №60 для сметочных работ.
Ручная игла №4, машинная игла №80, 90
Сантиметровая лента
Мел портновский
9. Иголки портновские
3.8 Составление бюджета
Себестоимость 1 сценического костюма:
Наименование
Цена
Расход
Всего
Двунитка
21 руб.
2,5 м
52,50 руб.
Косая бейка
4 руб.
4,20
16,80 руб.
Тесьма (0,5 см)
2 руб.
4,40
8,80 руб.
Тесьма (1 см)
4 руб.
2
8 руб.
Тесьма (5 см)
6 руб.
2
12 руб.
Тесьма золотистая
13 руб.
1
13 руб.
Тесьма золотистая
18 руб.
0.60
10,80 руб.
Нитки
6 руб.
3 шт
18 руб.
иголки
2 руб.
2 шт
4 руб.
Веревка
4 руб.
1,50 м
6 руб.
итого
149,90 руб.
Таких костюмов сшито 12 .
Стоимость всего проекта- 1798,80 руб.
По результатам консультации со специалистами ателье по пошиву одежды «Иголочка» и «Стиль» минимальная стоимость 1 подобного костюма на заказ составляет 1 800 – 2 000рублей!
3.9 Пошив изделия, плетение лаптей
4. Аналитический этап проекта
4.1. Выступление на III республиканском конкурсе славянского танца «Серебряный башмачок»
4.2 Определение перспектив развития проекта
1. Выступление на фестивалях и конкурсах различного уровня;
2. Использование сценического костюма и ковра на школьных мероприятиях
Источники и литература:
Бланк Л.Ф., Фомина З.М. Практическая книга по моделированию женской одежды.- М.:Легпромбытиздат,1991.
Каминская Н.М. История костюма.- М.: Легкая промышленность и бытовое оборудование, 1986.
Классен Е . Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов.- М.: Белые альвы, 2008.
Махмутова Х.И. Конструируем, моделируем, шьем.- М.: Просвещение, 1988.
Технология 5,6,7,8 кл.- М.: Вентана – Граф под ред. В.Д.Симоненко.
Приложение 1
Конструирование и моделирование
Выкройка сарафана с цельнокроеным длинным рукавом состоит из трех основных деталей: плечевая деталь, заднее полотно, переднее полотно.
Плечевая деталь:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 2
Последовательность построения чертежа изделия и расчет
Последовательность построения чертежа и расчет
Графическое изображение
1.1
1.2
В верхней части листа поставить т.В и провести вправо от нее горизонтальную линию. Это будет середина детали. Из этой же т.В повести вниз вертикальную линию и отложить на ней отрезок ВН, равный длине детали:
ВН=(Пг+Др):2
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
От т.В вправо отложить ширину детали ВВ1
ВВ1 =Ог+СгII:2
Достроить чертеж до полного прямоугольника по двум сторонам ВН и ВВ1 . поставить т.В2
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Найти середину стороны ВВ1 и отметить т.С, провести от нее перпендикуляр к стороне НВ2 и отметить т.С1
СС1 –средняя линия детали.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Отложить на линии середины изделия СН1 ширину горловины СС1
СС1 = (Сш:3)+1 см
Отложить влево от т.С по линии середины изделия ВВ1 глубину горловины переда СС2
СС2 = СС1+1 см
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Отложить вправо от т.С по линии середины изделия ВВ1 глубину горловины спинки СС3
СС3 = СС1:3
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Отложить на стороне ВН т.Г , рассчитанную по формуле Пг:2.
Соответствующим образом отметить т.Г1
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Соединить прямой линией т.Г и т.Г2, т.Г! и т.Г3
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Обвести контур чертежа основной сплошной линией.
На этом построение основы чертежа детали №1 закончено.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 3
Последовательность работы
1.Подготовка деталей кроя к обработке:
Проложить линии середины деталей
Перенести линии припусков на швы на симметричную сторону деталей
Перенести линии вытачек на заднем полотне на симметричную сторону детали
2.Подготовка изделия к примерке:
Сметать, боковые срезы деталей №2 и №3, наложив боковые срезы фартука на боковые срезы заднего полотна на 5 см
Уточить линии горловины и пройм.
Приложение 4
Технологическая карта
по пошиву сарафана с цельнокроеным длинным рукавом
№
п/п
Название операции
Технология выполнения
Обознач.
шва
Выполнение декоративной отделки на детали изделия №3 (фартуке) тесьмой.
Стачать тесьму и полотно, строчку закрепить, концы ниток обрезать.
Выполнение декоративной отделки на детали №1 изделия (рукавах) тесьмой.
Стачать тесьму и полотно, строчку закрепить, концы ниток обрезать.
Влажно- тепловая обработка декоративной отделки.
Приутюжить швы, накрыв слегка увлажненной марлей.
Обработка срезов швов.
Обработать срезы швов на оверлаживающем станке.
Обработка среза горловины и разреза на груди косой бейкой
Примерить вырез горловины и длину разреза на груди. Обработать срез горловины окантовочным швом.
Обработка среза рукава детали № 1 косой бейкой
Обработать срезы окантовочным швом.
Обработка боковых и нижнего срезов детали № 3 (фартука) косой бейкой
Обработать срезы окантовочным швом.
Стачивание заднего полотна и фартука
Отложить от боковых краев заднего полотнища по 5 см. стачать срезы накладным швом с открытыми срезами
Стачивание срезов рукавов.
Отложить на линии среза по низу лифа длину рукавов, уменьшить на 6 см. стачать срезы шириной шва 1 см.
Обработка вытачек на заднем полотнище .
Отложить глубину и длину вытачек. Стачать взаутюжку. Крайние вытачки недостачать на 6 см от верхнего среза.
Влажно- тепловая обработка вытачек
Швы увлажнить и заутюжить в сторону детали спинки
Стачивание вставки и подмышечных срезов
Отложить от прошитого края рукавов по 12 см в сторону низа лифа. Стачать срезы вставки и подмышечные срезы вразутюжку шириной шва 1 см
Стачивание среза по низу лифа и верхних срезов полотен.
Стачать среза по низу лифа и верхних срезов полотен шириной шва 1 см.
Влажно- тепловая обработка швов
Швы увлажнить и заутюжить в стороны .
Обработка боковых и нижнего срезов детали № 2 (заднего полотна) косой бейкой
Подогнать нижний край заднего полотнища относительно длины фартука, обрезать.Обработать срезы окантовочным швом.
Окончательная отделка сарафана.
Очистить изделие от ниток, отутюжить готовое изделие.
Приложение 5
Хореографическая группа «Веснушки» в сценических костюмах и ковром собственной ручной работы. 2009 год
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Г3
Г2
Г1
Г
С3
С1
С2
В2
С
Н1
В
В1
Н
Г3
Г2
Г1
Г
С3
С1
С2
В2
С
Н1
В
В1
Н
Г1
Г
С3
С1
С2
В2
С
Н1
В
В1
Н
С3
С1
С2
В2
С
Н1
В
В1
Н
С1
С2
В2
С
Н1
В
В1
Н
С
Н1
В
В1
Н
В2
В
В1
Н
В2
Н
В
В1
В
Н
Переднее полотно
Середина детали
Нижний срез
Боковой срез
Заднее полотно полотно:
Срез горловины переда
Срез рукава
Середина детали
Срез горловины переда
Боковой срез
Нижний срез
Середина детали
Срез по линии
низа лифа