Основные направления и формы организации работы образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников
Подготовила: Унитицкая Айгуль Ранифовна, воспитатель высшей квалификационной категории
МБОУ начальная школа № 42, город Сургут
Основные направления и формы организации работы образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников в условиях внедрения ФГОС ДО.
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт) [4, c.74].
Одним из основных принципов ФГОС ДО – «сотрудничество Организации с семьями» - более детально раскрывается в разных положениях Стандарта: «… сотрудничество в интересах семьи… в целях обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны физического и психического здоровья… развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития». Завершить этот неполный перечень можно упоминанием ещё одного принципа Стандарта:
«… приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи».
Что мы видим? Радикально меняется философия взаимодействия с семьями: не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать всё, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить (при необходимости) детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи [3, c.74].
Положительный результат воспитания и обучения воспитанников дошкольных организаций, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и дошкольной образовательной организации в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между родителями и педагогами на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А. И. Захаров, А. Н. Демидова, О.Л. Зверева, Е. П. Арнаутова и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. При этом дошкольная образовательная организация и семья имеют свои особые функции, поэтому очевидно, что они должны эффективно взаимодействовать между собой для полноценного развития ребенка – дошкольника.
Педагогический акцент взаимодействия рассматривался многими учёными – педагогами. Базовые положения категории «взаимодействие» подготовлены работами Ю. К. Бабанского, М.Н. Данилова, Л. И. Новиковой и другими.
Педагогическая наука изучает взаимодействие человека с другими людьми как особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения в образовательном процессе.
Педагогическое взаимодействие рассматривается как процесс, происходящий между субъектами образования (воспитателем и воспитанником, воспитателями и воспитанниками, педагогами и родителями, педагогами между собой) в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности каждого из взаимодействующих субъектов.
Педагогическое взаимодействие в чистом виде – это воздействие субъекта на объект по переводу последнего в позицию субъекта, что обеспечивает продуктивность совместной деятельности и эффективность деятельности индивидуальной.
Субъект - субъектое взаимодействие (общение в широком смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией (общение в узком смысле), взаимодействие как обмен действиями и восприятие людьми друг друга. Коммуникация на основе совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых условиях совместными усилиями (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Х.И. Лийметс) [2, c.11].
Педагогическое взаимодействие – это особая форма связи между участниками образовательно-воспитательного процесса, в ходе и результате которого происходит взаимное обогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса, имеющее социально значимый характер [2, c.12].
Основными формами взаимодействия выступают общение и деятельность.
Необходимо отметить, что в системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательной организации. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательной организации, спецификой деятельности педагогического коллектива.
Основная цель взаимодействия семьи и сотрудников дошкольной организации заключается в стимулировании позитивных факторов семейного и общественного воспитания, организации их взаимодополнения и взаимовлияния.
Поскольку следующим после семьи институтом социализации, в который попадает ребенок дошкольного возраста, является дошкольная образовательная организация, следует организовать специальную работу, с помощью которой можно будет научить родителей навыкам общения со своим ребенком.
Целью воспитательного воздействия педагогов на родителей следует рассматривать, прежде всего, не передачу им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности понять потребности ребенка, сделать его счастливым, уметь видеть перспективы его развития.
По нашему мнению, ключевые направления в работе дошкольной образовательной организации с семьей должны концентрироваться на формировании осознанного родительства и компетентного родителя, что в свою очередь обеспечивает полноценное и планомерное сотрудничество заинтересованных в воспитании ребенка субъектов.
К основным направлениям и формам организации работыобразовательной органиазции с родителями воспитанника следует отнести:
1. Информационно-аналитическую работу (сбор информации о семьях и установление первичных контактов с семьей):
дни открытых дверей с участием специалистов ДОО;
первые визиты в детский сад родителей с ребенком;
групповые родительские собрания;
анкетирование родителей;
общение с родителями во время приема и прощание с детьми;
личные беседы воспитателей с родителями;
посещение на дому;
ведение дневников наблюдения воспитателями.
2. Организационно-просветительскую работу:
контактные формы работы (семинары, лектории, родительские собрания, круглые столы, тренинги и т.п.);
бесконтактные формы работы (информационные стенды, почта доверия (ящик для вопросов и предложений), личные блокноты, неофициальные записки и т.п.).
3. Досуговую работу:
проведение совместных праздников (например, «Семейные посиделки», «День смеха», «Наши дочки и сыночки» и т.д.);
участие в совместных выставках и конкурсах (например, «Золотая осень», «Моя семья» и др.);
проведение совместных соревнований (например, «Папа, мама и я - спортивная семья»);
выпуск семейных газет и др.
Необходимо отметить, что содержание и формы работы с семьей в ДОО отличаются разнообразием, здесь не может быть единого стандарта. Задачей каждого педагогического коллектива должно быть умение быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования. Сегодня традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива ДОО с родителями воспитанников сочетаются с вариативными инновационными технологиями.
Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации и родителей как равноправных участников педагогического процесса необходимо строить на основе запросов семьи, так как именно она является основным социальным заказчиком. Педагогам и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера по взаимодействию к размышлению, сопереживанию.
Родители должны иметь постоянную возможность свободно, по своему желанию, в удобное для них время знакомиться с жизнедеятельностью ребенка в дошкольной организации.
Для этого дошкольная организация должна стать открытым развивающим пространством, где родители и сотрудники – равноправные партнеры в воспитании детей.
Придать дошкольной организации «открытость» - значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Необходимо создать условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникла личная готовность открыть самого себя в какой – то деятельности, мероприятии и т.д.
Своим примером (личной готовностью открыть самого себя) педагог вызывает родителей на доверительное общение.
«Открытость» дошкольной образовательной организации внутрь - предполагает вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольной организации, внести свой вклад в образовательную работу. Это могут быть эпизодические мероприятия, которые по силам каждой семье: организовать помощь в проведении мероприятий, экскурсию, поход, помощь в оснащении педагогического процесса и др. В этом случае дети учатся с уважением, благодарностью и любовью смотреть на своих близких. Педагоги в свою очередь имеют возможность лучше узнать семью, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить содержание своей помощи, а иногда и просто поучиться [5, с. 8].
«Открытость» дошкольной образовательной организации наружу означает, что дошкольная организация открыта влияниям микросоциума своего микрорайона, готова сотрудничать с расположенными на территории социальными институтами: общеобразовательной школой, музыкальной школой, библиотекой, спортивным комплексом и др.
По мнению О.И. Давыдова и А.А. Майер эффективность деятельности семьи как института воспитания детей следует оценивать по тому, насколько успешно она готовит ребенка к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений. При этом родители нуждаются в поддержке: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений [1, с. 43].
Показателем эффективности взаимодействия педагогов и родителей является проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОО, повышение родительской активности на уровне не только общения с педагогом, но и оказания помощи и участия в мероприятиях, возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса, снижение количества претензий и агрессивности родителей, осознание родителями своей ответственности в воспитании ребенка. Полноценное воспитание дошкольника должно происходить в условиях одновременного влияния семьи и дошкольной организации. Диалог между детским садом и семьей необходимо строить на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли воспринимается родителями как равноправный партнер в воспитании.
Формирование эффективного взаимодействия родителей и педагогов ДОО является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане и предполагает несколько этапов.
Первый этап должен включать демонстрацию родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями устанавливаются доброжелательные отношения, направленные на сотрудничество. Важность этого этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям необходимо дать практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом могут быть использованы различные традиционные формы и методы, а также инновационные подходы.
Третьим этапом должно выступать ознакомление педагога с проблемами конкретной семьи в вопросах воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у педагога по интересующим их проблемам.
Таким образом, организация эффективного взаимодействия педагогов ДОО с родителями ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В качестве основных направлений взаимодействия педагогов ДОО и родителей следует рассматривать: информационно-аналитическую, организационно-просветительскую и досуговую работу. Содержание и формы работы с семьей в ДОО отличаются разнообразием, здесь не может быть единого стандарта. Сегодня традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива ДОО с родителями воспитанников сочетаются с вариативными инновационными технологиями.
Литература
Давыдова О.И., Майер А.А., Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями [Текст] / О.И.Давыдова, А.А.Майер. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 128 с.
Майер А.А., Богославец Л.Г. Организация взаимодействия субъектов ДОУ [Текст] /:учебно – методическое пособие. 2 – е изд., доп. и перераб. – 2012. – 176 с.
Михайлова – Свирская Л.В. Работа с родителями [Текст]: пособие для педагогов ДОО/ Л. В. Михайлова – Свирская. – М.: Просвещение, 2014. – 128с.: ил. – (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности [Текст]. – М.: Просвещение, 2014. – 112с. - (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
Сертакова Н. М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй [Текст]: метод. пособие. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013. – 80 с.