Программа элективного профильного курса по русскому языку для учащихся 10 классов Практический курс речетворчества


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Самарская государственная областная академия (Наяновой)»
Практический курс речетворчества
П Р О Г Р А М М А
элективного профильного курса
по русскому языку для учащихся 10 классов
Автор-составитель:
Никулина Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка


Самара 2015
Пояснительная записка
Социально-политические процессы в России последних лет привели к коренному изменению общественных отношений, что, естественно, не могло не сказаться на функционировании и развитии русского языка.
Возможность всех слоёв общества участвовать в общественной жизни, в политических организациях, в рыночных отношениях проявляется в активизации политического дискурса, развитии полемических форм диалога, плюрализации коммуникативного поведения людей, возрастании роли речетворческой деятельности личности. Следовательно, перед современным учителем русского языка стоит задача развития творческой языковой личности – выпускника основной общеобразовательной школы, который проявляет высокий уровень речевой культуры, коммуникативно целесообразно пользуется средствами языка в соответствии с требованиями ситуации общения и коммуникативного задания, постоянно следит за своей речью и усовершенствует её. Умелое владение русским языком как средством общения - веление сегодняшнего дня: оно необходимо не только для успешной учебы в школе, но и для формирования языковой личности XXI века, личности творческой, социально зрелой, мобильной.
Одним из средств развития речетворческих способностей учащихся является овладение умениями анализа текста на уроках русского языка и формирование навыков построения собственных высказываний.
Значимость данной программы видится в том, что элективный курс нацелен на формирование у школьников стратегий смыслового чтения, восприятия не только поверхностного, но глубинного смыслов текста как целостной единицы языка, речи и культуры, а затем и на организацию активной речетворческой деятельности.
Выполнение заданий, опирающихся на культурно-значимый, эстетический, коммуникативно-прагматический потенциал текстов, позволяет учащимся раскрывать свой речетворческий потенциал, предусматривает эффективное формирование культуроведческой компетенции, предоставляет возможность самоопределения и творческой самореализации в современной жизни как личности.
Комплексная работа с текстами служит эффективным средством реализации как внутрипредметных, так и межпредметных связей курсов русского языка, развития речи, культуры речи и литературы.
Цель курса – сформировать навыки построения самостоятельного коммуникативно мотивированного высказывания в ходе анализа и оперирования содержанием прочитанных текстов.
Задачи курса:
1) дать представление о нормированной русской литературной речи;
2) познакомить учащихся с основными базовыми речеведческими понятиями, необходимыми для анализа текста;
3) сформировать навыки работы с текстом (чтение, восприятие, анализ);
4) научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста, давать эмоциональную, фонетическую, лексическую, морфемную, морфологическую, синтаксическую, ценностную, речеведческую и культурологическую его характеристику;
6) выработать умение сознательно отбирать лексические и грамматические языковые средства для выражения своих мыслей; использовать средства связи предложений и микротем, обеспечивающих цельность и связность текста;
7) научить извлекать из текста источника необходимую информацию и создавать на их основе тексты определенных жанров в устной и письменной форме в соответствии с заданной темой и с учетом стилевого единства текста.
Ключевые компетенции курса по выбору.
Содержание курса отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся формируются и развиваются коммуникативная и языковая (лингвистическая) компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая (лингвистическая) компетенция – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.Планируемые образовательные результаты
Элективный курс направлен на получение следующих образовательных результатов.
Учащиеся должны знать
• смысл понятий: речь устная и письменная, сфера и ситуация речевого общения, монолог, диалог; тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;• стили речи и их признаки, особенности основных жанров;
• типы речи;
• средства связи предложений в тексте;
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка, нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания, соблюдая основные нормы современного литературного языка;
- выступать перед аудиторией с результатами собственных исследований, касающихся изучаемой лингвистической или речеведческой темы;
- устно и письменно излагать содержание текста в виде плана, тезисов;
- участвовать в дискуссии, подразумевающей высказывание и обоснование учащимися собственной точки зрения на данный текст;
- анализировать и оценивать собственные высказывания и высказывания соучеников.
анализ текста и языковых единиц
- анализировать, понимать, интерпретировать и характеризовать текст как целостную единицу языка, речи и культуры;
- владеть практическими умениями отличать тексты разных стилей и типов речи;
- опознавать основные выразительные средства фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса в тексте и оценивать их;
- редактировать и создавать собственный текст на основе авторского текста.
общие сведения о языке
- характеризовать при работе с текстом основные социальные и эстетическую функции русского языка;
- квалифицировать, характеризовать и оценивать использование в художественном тексте основных изобразительных средств языка.
Требования к уровню подготовки учащихся предполагают овладение общими умениями, навыками и способами деятельности:
- коммуникативными (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи; умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальными (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация); - информационными (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников);
- организационными (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Описание способов оценки планируемых результатов
Формы и методы контроля
- текущий проводится на каждом занятии, включает в себя выполнение заданий, участие в коллективной, групповой деятельности, контроль качества подготовки сообщений (формы контроля: тестирование, доклад, устное сообщение и др.);
- итоговый контроль – по завершении изучения курса (анализ текста, творческая работа).
Описание оснований для отбора содержания образования
Необходимость углублённого изучения текста вызвана активными процессами, происходящими в науке и образовании, которые уделяют огромное внимание проблемам речеведения, речетворчества, теории и практики языковой коммуникации. Вопросы теории текста входят в школьную программу изучения русского языка, но представлены в современных учебниках недостаточно полно. Выбор тем, включённых в элективный курс продиктован также требованиями к уровню подготовки выпускников, к навыкам анализа текста, которые оцениваются на едином государственном экзамене.
Курс имеет практическую направленность, поскольку актуальнейшую лингвометодическую задачу – формирование творческой языковой личности, что важно в контексте самоопределения старшеклассника. В век информационных технологий, в открытом и общедоступном информационном пространстве языковая личность будет чувствовать себя защищенной и может претендовать на эффективные коммуникативные опыты с информацией, если у нее сформированы основные базовые компетенции, связанные с осознанным выбором языковых средств и обеспечивающие ей интеллектуально-речевое развитие и эффективное коммуникативное самосознание.
Описание принципиальных способов получения заявленных образовательных результатов, способов организации освоения элективного курса учащимися
При организации элективного курса необходимо соблюдать педагогические условия: соблюдение стратегических и тактических принципов обучения русскому языку, развивающий потенциал речевой среды, учёт современных направлений в обучении родному языку, реализация функционально-системного и интегративного подходов в обучении языку, организация занятий с учетом преемственности, учёт прежних знаний учащихся и перспективности обучения.
При отборе дидактического материала учитывались следующие принципы: научности, системности, взаимосвязи в изучении уровней языка и разделов курса, доступности, практической направленности, наглядности.
Применяемые технологии: проектная технология, исследовательская, технология мастерских, технологии проблемного обучения.
Элективный курс, рассчитанный на 34 учебных часа (1 час в неделю) и предназначенный для учащихся 8 классов, реализуется в рамках учебного предмета «Русский язык».
Учебно-тематическое планирование
Тема Количество часов: Формы
контроля
Всего Аудиторных Внеауди-
торных В т.ч. на
практическую
деятельность Общие сведения о языке 1 1 Сочинение-миниатюра, таблица
Текст. Тема. Идея. Средства связи между предложениями в тексте. 4 4 Анализ текста
Функциональные стили и жанры. Типы речи 4 4 Анализ текста
Средства выразительности русского языка. Комплексный анализ текста 16 16 Анализ текста
Информационная переработка текста. Рецензирование и редактирование творческой работы. Требования к творческой работе. 6 6 Творческая работа
Самостоятельная речетворческая деятельность 3
3
Творческая работа, тест
ВСЕГО 34
Тематическое планирование

п/п Тема Кол-во часов Совокупность информации (единиц содержания), подлежащей освоению Виды деятельности учащихся
1 Богатство и выразительность русского языка 1 Основные социальные и эстетические функции русского языка,
изобразительные средства языка.
Характеризуют основные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков;
определяют различия между литературным языком и диалектами, просторечием, жаргоном; анализируют на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; приводят примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; оценивают использование основных изобразительных средств языка.
2-3 Текст. Основные признаки текста. Тема. Идея. Период. 2 Текст как продукт речевой деятельности, его основные признаки. Смысловая и композиционная целостность текста. Тема, микротема. Идея. Период. Характеризуют текст как целостную единицу языка, речи и культуры;
анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи, делят текст на смысловые части и составляют план.
4-5 Средства связи между предложениями в тексте. 2 Средства связи между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связь. Языковые средства, создающие единство темы. Влияние структуры предложение на тип речи. Характеризуют основные средства связи предложений в тексте и его смысловых частей, оценивают языковые средства, создающие единство темы; анализируют влияние структуры предложение на тип речи.
6-7 Стили речи 2 Стили речи русского языка, признаки стилей. Жанровое своеобразие стилей речи. Выразительные средства, характерные для разных функционально-смысловых типов речи.
Структурируют и систематизируют знания о стилях речи, его признаках; анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи, делят текст на смысловые части и составляют план, определяют средства и способы связи предложений в тексте; анализируют текст с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; создают тексты различных функциональных стилей и жанров; готовят сочинение-рассуждение в публицистическом стиле.
8-9 Типы речи 2 Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структурируют и систематизируют знания о типах речи; анализируют текст с точки зрения его принадлежности к типу речи; анализируют текст с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; создают тексты различных типов речи.
10-11 Средства художественной выразительности. 2 Средства художественной изобразительности: звуковые, лексические, словообразовательные, синтаксические, морфологические, графические. Наблюдают над многообразием средств художественной изобразительности и использованием их в текстах различных стилей и жанров.
12-13 Звуковые изобразительные возможности русского языка. 2 Звуковые изобразительные возможности русского языка.
Словесное ударение в стихотворной речи. Наблюдают над использованием в текстах художественных произведений основных типов интонационных конструкций; извлекают необходимую для работы с текстом информацию из орфоэпических словарей;
опознают основные выразительные средства фонетики (звукопись) в художественном тексте, квалифицируют их.
14-15 Лексические средства выразительности. 2 Лексические средства выразительности русского языка.
Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значение слов, заимствование. Использование в тексте поэтических тропов: метафора, эпитет, гипербола, сравнение, олицетворение. Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная) и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы. Выявляют и определяют значение незнакомых слов текста;
пользуются различными видами лексических словарей (толковым, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем);
подбирают к словам синонимы и антонимы;
опознают в тексте фразеологические обороты и характеризуют их контекстуальное значение;
используют лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
опознают в тексте различные виды тропов, построенных на переносном значении слова и оценивают их роль в передаче определенных смыслов в данном тексте; дифференцируют лексику с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности; употребляют лексические средства в соответствии со значением и ситуацией общения.
16-17 Словообразование и его изобразительные ресурсы. 2 Словообразование и его изобразительные ресурсы.
Понятие о морфеме как значимой части слова. Синонимия и многозначность морфем. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Фонетический, интонационный, лексический анализ художественного текста. Осмысливают морфемы как значимую единицу языка, осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования; определяют основные способы словообразования, строят словообразовательные цепочки слов, используют словообразовательный, морфемный при решении разнообразных учебных задач; характеризуют основные выразительные средства словообразования в художественной речи.
18-20 Морфологические средства выразительности. 3 Морфологические средства выразительности.
История произношения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство их художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ. Олицетворение. Краткие и усеченные прилагательные в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. Квалифицируют использованные в тексте части речи и их формы; употребляют формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского языка; используют словарь грамматических трудностей в речевой практике.
21-23 Синтаксические средства выразительности 3 Синтаксические изобразительные возможности языка. Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных, восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Использование в художественных текстах односоставных предложений. Инверсия как изобразительное средство. Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Обращение как средство поэтического синтаксиса. Сравнение, способы его выражения и использование как поэтического тропа.
Употребление сложных предложений. Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Антитеза. Период как особая форма организации сложных предложений, как поэтическая фигура художественной речи. Опознают в тексте основные единицы синтаксиса и их виды, определяют их функцию в тексте;
употребляют синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
используют синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике.
24-25 Графика, её изобразительные возможности 2 Изобразительные ресурсы современной графики. Происхождение письма.
Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Стилистические возможности средств графики в произведениях художественной литературы. Извлекают необходимую для работы с текстом информацию из орфо- эпических словарей и справочников;
опознают основные выразительные средства графики в тексте; проводят анализ графических особенностей текста,
выявляя возможные смыслы текста, созданные автором с помощью графических средств.
26-27 Многоаспектный анализ текста 2 Многоаспектный анализ текста. Смысловая и логико-композиционная структура текста. Эмоциональная, фонетическая, лексическая, морфемная, морфологическая, синтаксическая, ценностная, речеведческая и культурологическая его характеристика.Проводят многоаспектный анализ текста: характеризуют смысловую и логико-композиционную структуру текста; дают эмоциональную, фонетическую, лексическую, морфемную, морфологическую, синтаксическую, ценностную, речеведческую и культурологическую его характеристикуУсваивают основные требования к комплексному анализу текста, актуализируют знания о понятиях «стили речи», «типы речи», производят лингвистический анализ текста по заданному учителем образцу.
28 Основные требования к творческой работе. Композиция сочинения-рассуждения по прочитанному тексту 1 Критерии и нормативы оценки творческой работы. Тема текста. Комментарий к тексту. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Усваивают понятия «тема текста», «комментарий», «проблема», «авторская позиция», характеризуют композицию сочинения-рассуждения, применяют критерии и нормативы его оценки.
29 Обучающее сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.
1 Лингвистический анализ текста художественного стиля. Тема текста. Комментарий к тексту. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Усваивают композицию сочинения-рассуждения, определяют тему текста, его проблему, комментируют содержание текста, выявляют авторскую позицию, корректно, логично и образно излагают собственное мнение по проблеме, подбирают аргументы, составляют связное высказывание.
30-31 Рецензирование и редактирование творческой работы на основе примеров.
2 Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.
Ищут необходимую информацию в тексте, редактируют текст, соблюдая основные нормы литературного языка.
32-34 Творческая мастерская 3 Комплексный анализ текста. Тема, идея текста. Аргументы. Оформление работы.
Анализируют композицию сочинения-рассуждения, определяют тему текста, комментируют содержание текста, выявляют его проблему, формулируют авторскую позицию, корректно, логично и образно излагают собственное мнение по проблеме, подбирают аргументы, составляют связное высказывание.
Список литературы
для учителя:
1. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2003. - 280 с.
2. Горшков А. И. Русская словесность. Сб. задач и упражнений. 10-11 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.И. Горшков. - М.: Просвещение, 2010. – 496 с.
3. Дейкина А.Д. Обучение в 10-11 классах по учебнику "Русский язык. 10-11 классы"/ А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова, Н.В. Трефилова. – М.: АСТ, 2012. – 384 с.
4. Кудрявцева Т.С. Тайны текста / Т.С. Кудрявцева, Ю.В. Ванников // Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. - С. 143-153.
5. Пахнова Т.М. Текст как основа изучения языка / Т.М. Пахнова // Программы элективных курсов. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2010. - С. 134-142.
6. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи / Т.Л. Служевская. - СПб.: Издательство «Тускарора», 2003. – 245 с.
для учащихся:
1. Бунеева Е.В. Русский язык. 10 класс (базовый и профильный уровни) / Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, О.В. Чиндилова. - М.: Баласс, 2013. – 320 с.
2. Дейкина А.Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших кл. / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. — 6-е изд., испр. — М.: Вербум-М, 2011. – 415 с.
3. Дейкина А.Д. Русский язык. 10—11 классы. Базовый и профильный уровни. В 2 частях. Часть 1 / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. — М.: Астрель, 2014. – 265 с.
4. Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка / Н. А. Еськова, С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова. – М.: АСТ, 2015. – 1008 с.
5. Ефремова Т.Ф. Орфографический. Словообразовательный. Морфемный. Словари русского языка / Т.Ф. Ефремова. – М.: АСТ, 2010. – 714 с.
6. Круковер В. И. Школьный словообразовательный словарь русского языка / В.И. Круковер. - М.: Виктория плюс, 2015. – 288 с.
7. Кудрявцева Т.С. Русский язык: Текст. Переработка текста. Стили речи. 10 класс. Учебник для национальных общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля / Т.С. Кудрявцева, Р.А. Арзуманова, Н.Б. Васева. – М.: Дрофа, 2010. – 272 с.
8. Новейший школьный словарь синонимов и антонимов / сост. Н.И. Шильнова. – М.: Славянский Дом Книги, 2014. – 640 с.
9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2010. – 736 с.
10. Розенталь Д.Э. Фразеологический словарь русского языка / Д.Э. Розенталь. – М.: Мир и образование, 2015. – 416 с.
11. Сковородников А.П. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты: энциклопедический словарь-справочник / А.П. Сковородников. - М.: Флинта, 2009. — 480 с.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программных средств, реализуемых с помощью компьютера:
1. Сковородников А.П. Стилистический энциклопедический словарь русского языка
http://enc-dic.com/stylistic/eA/2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь
http://www.slovari.ru/default.aspx?s=0&p=2443. Евгеньева А.П. Словарь русского языка (МАС)
http://www.slovari.ru/default.aspx?s=0&p=2404. Абрамов Н.М. Словарь синонимов и сходных по смыслу выражений
http://www.slovari.ru/default.aspx?s=0&p=2375. Семантический словарь / под общей ред. Н. Ю. Шведовой
http://www.slovari.ru/default.aspx?s=0&p=235