Интегрированный урок литературы и истории в 5 классе на тему М.Ю.Лермонтов.Бородино.Поэтическое изображение подвига русского народа. Историческая основа стихотворения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 52» г. Курска
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ
5 класс
Тема:
«М.Ю.Лермонтов. «БОРОДИНО».
Поэтическое изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812года. Историческая основа стихотворения.»
КОЖЕВНИКОВА ИРИНА ИВАНОВНА,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МБОУ «СОШ с УИОП №52» города Курска. ЛИТЕРАТУРА, 5 КЛАСС
2015г.
ЦЕЛЬ: эмоциональное, глубокое восприятие стихотворения; знакомство с исторической основой «Бородино»; выяснение темы и идеи произведения, его патриотического смысла; формирование умения выразительно читать стихотворный текст, составлять план ответа на вопрос и давать ответ, устанавливать причинно-следственные связи событий, характеризовать героя на основании его поступков и поведения.
ОБОРУДОВАНИЕ: портреты М.Ю.Лермонтова и участников Бородинского
сражения, карта «Отечественная война 1812 года»,
схема битвы при Бородино, репродукции гравюры
А.Адама, «Панорамы Бородинской битвы» Ф.А. Рубо,
экран, кадры из фильма С.Бондарчука «Война и мир».
ЭПИГРАФ К УРОКУ:
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
М.Ю.Лермонтов
ХОД УРОКА.
1. Оргмомент. Два учителя: учитель литературы и учитель истории.
2. Проблемный вопрос: «Почему и сегодня нас волнуют события двухсотлетней
давности?»
3. Учитель истории.
-Урок посвящён генеральному сражению Отечественной войны 1812 года. Перед вами схема битвы. Кто её участники?
Беседа.
4. Учитель литературы.
- Литература, ни в коем случае не являясь иллюстрацией к историческому событию, тем не менее помогает глубже проникнуть в сущность исторического процесса.
Запись в тетради: годы жизни М.Ю.Лермонтова (1814-1841гг), дата написания стихотворения «Бородино» - 1837год.
-Поэт родился через два года после Бородинской битвы, с детства слышал он воспоминания её участников. М.Ю.Лермонтов горячо любил Родину, Москву, где прошла его юность, простой народ, ему нравились люди храбрые, отважные, готовые бороться за свободу. Он смело выступал в своих стихах против царя и вельмож, за что был сослан на Кавказ, где тогда шла война. Поэт участвовал в кровопролитных сражениях на Кавказе и проявил себя отважным воином. И стихотворение «Бородино» было смелым поступком, потому что в нём Лермонтов воспевает не царя-победителя, а простой народ, русских солдат. Он пишет стихотворение через 25 лет после битвы и упрекает своих современников в том, что они недостойны своих отцов.
- Кто же эти отцы?
5. Учитель истории.
- Кто они?
- Каковы исторические события, в которых они участвовали и которые так волновали молодого поэта? Беседа.
6. Учитель литературы.
- Кто одержал победу при Бородине?
На доске запись этого вопроса.
- Посмотрим, как на этот вопрос отвечает М.Ю.Лермонтов.
1). Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Понравилось стихотворение?
- Что особенно запомнилось?
- Ответьте на вопрос, записанный на доске.
В битве с врагом победили и солдаты, и генералы, и партизаны – НАРОД.
- Все ли слова понятны?
2). Словарная работа. Учебник с.154.
- Что такое синонимы?
- Подобрать синонимы:
Л и к о в а т ь –
И з в е д а т ь –
Поле грозной сечи –
Ночная пала тень -
Постоять головою –
У наших ушки на макушке –
- Какие разные стили речи! А кто произносит все эти слова? Найдите в тексте.
Вывод: пафосом «Бородино» является патриотизм и народность, что потребовало от поэта соединения двух стихий речи: возвышенно-патетической и живой, разговорной.
- Каким вы представляете рассказчика?
Словесное рисование.
- Каков род войск?
- Где сражался? ( найти в тексте).
- Что побудило ветерана поведать о Бородинском сражении?
- Кто задаёт ему вопрос?
- Как мы называем разговор двух или нескольких лиц?
Это ДИАЛОГ, но всё последующее содержание передаётся в виде МОНОЛОГА (мысли вслух) – пространного высказывания одного лица. Таково построение стихотворения: главная его часть – рассказ о давних событиях.
- Какие чувства владеют старым солдатом?
- Кто разделяет его чувства?
Народ и автор.
Старый солдат говорит с любовью и гордостью о товарищах, с которыми у него были одинаковые чувства, мысли и поступки.
- Почему он почти всегда говорит МЫ, НАШ, не выделяя себя? (найти в тексте)
Только трижды в стихотворении встречается форма 1 л. ед.ч., и то солдат не описывает подвигов, а лишь указывает на выполнение своих обязанностей, что помогает представить конкретное место рассказчика в битве и делает рассказ ещё более достоверным. Более того, солдат даже в мыслях не отделяет себя от всеобщего «МЫ» - размышления заканчиваются словами:
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою за Родину свою!
Вывод: мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родной стране и готовность защищать её даже ценой жизни объединили всех воинов, придали им богатырские силы, вдохновили на подвиг. И М.Ю.Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Для него Бородинское сражение – осуществление воли народа, главный герой её – народ, а участники битвы – «могучее, лихое племя».
Идея единения перед лицом смертельной опасности, нависшей над Родиной, идея духовного родства, национальной общности красной нитью проходит через всё стихотворение. Идейным и эмоциональным центром произведения является образ полковника, его речь, клятва солдат (найти в тексте).
7. Учитель истории.
- Но это может быть и реальный человек. Беседа.
8. Учитель литературы.
- Да, реплика полковника, безусловно, связана с реально прозвучавшими при Бородине словами Кутузова и Дохтурова – как по форме, так и по содержанию.
Вместе с тем, не называя героя по имени, «понижая» его в чине до полковника, поэт сознательно отказывается от нарочитых исторических параллелей, что придаёт этим словам дополнительный обобщающий смысл.
9. Учитель истории.
- О каких «братьях» говорит полковник? Беседа.
10. Учитель литературы.
- В образе полковника воплощены черты былинного богатыря ( 9 строфа). Его любят солдаты. Им восхищается автор. Полковник своей жизнью и смертью доказал патриотизм. В его призыве соединились высокая мысль и горячее чувство.
11. Учитель истории. Схема Бородинской битвы. Доклад учащегося о ходе сражения. Кадры из художественного фильма «Война и мир» С. Бондарчука.
12. Учитель литературы.
- Найдите строки, описывающие сам Бородинский бой. (10,11,12 строфы).
Это кульминация стихотворения.
- Что это такое? (Словарь литературных терминов).
- Какими предложениями начинаются эти три строфы?
- Какова их интонация?
Самому бою посвящены только три строфы, потому что главное - не описание сражения, а чувства его участников. Все три строфы начинаются с восклицания – оценки, затем даются картины боя и передаются чувства солдат. Каждое новое восклицание не только больше предыдущего, но и значительней, торжественней.
- Почему? Для чего?
Показать накал сражения.
- Передать, как тяжёл бой, какого мужества он потребовал от бойцов, скольких жизней стоила победа, помогает и приём звукоподражания:
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
- А голоса людей мы слышим? Почему?
Несмотря на обилие звуков сражения, не может не поразить абсолютная молчаливость людей: сражаются молча и умирают молча, будто заняты тяжёлой работой, в которой не до разговоров.
Богатыри 1812 года по деянию своему родственны богатырям былин и сказок. На это указывает лексика ( булат, бусурманы, удалый)Есть какая-то таинственность, сказочность в появлении французов: «тут как тут».
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи
Впрочем, это сравнение имеет и вполне реалистическое толкование.
13. Учитель истории. Бой. Беседа.
14. Учитель литературы.
Подготовка к устному сочинению-рассуждению, развёрнутому ответу на вопрос «Почему М.Ю.Лермонтов называет участников Бородинской битвы богатырями?» (запись вопроса на доске и в тетради).
- Найдите в тексте, какие черты русского народа поэт показывает как прекрасные.
- Солдаты недовольны, что отступают. Они смелые. Любят Родину, поэтому готовы сражаться за неё.
- Солдаты не просто послушные исполнители. Они чувствуют ответственность за судьбу Родины. И битва происходит по их воле.
- Какое чувство они испытывают, когда вопрос о битве решён?
Рады битве. Не боятся.
- А какая черта характера проявляется в словах «Постой-ка, брат мусью!»?
Юмор, усмешка. Бойцы уверены в своих силах, не боятся врага, посмеиваются над ним.
Инсценировка. Групповое задание.
План ответа на поставленный вопрос.
Кто такие богатыри? Каких вы знаете?
Участники сражения любят свою Родину.
Чувство ответственности за судьбу Отчизны.
Уверенность в своих силах, инициативность.
Смелость и мужество. Готовность отстоять родную землю ценой жизни.
Участники битвы – богатыри, потому что они спасли Родину.
Инструктаж д/з: составление рассказа с цитатами по данному плану, иллюстрирование (нарисовать увиденную сценку), выразительное чтение стихотворения.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.
- Каков же ответ?
Настоящие патриоты любят Родину, испытывают чувство гордости за её историю, её героический народ.
«Бородино» М.Ю.Лермонтова - одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему независимость своей Отчизны. Это лирическое стихотворение. Главное в нём не изображение хода битвы, а раскрытие чувств поэта, его размышления о роли простого народа в победе и о значении Бородинской битвы, о том, кто такие настоящие люди и какой ценой добывается слава Родины.
15. Учитель истории.
И шедевр русской поэзии – стихотворение Михаила Лермонтова – и историческое событие – Бородинское сражение – имеют непреходящее значение, являются предметом нашей национальной гордости.
16. Рефлексия. Подведение итогов. Оценки за урок.
15