рабочая программа по дополнительному образованию (ансамбли) для учащихся 1-4 классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»

«СОГЛАСОВАНО»
«29» августа 2014 года. Пр. №1 «УТВЕРЖДАЮ»
Председатель методического Директор МБОУ «СОШ № 24»
совета школы № 24
_____________Калачева В.В. __________ Попова О.Б.
Приказ № ____ от 01.09.2014
«РАССМОТРЕНО»
«28» августа 2014 года Пр. №1
Председатель методического объединения
учителей 4х классов, предметников, доп. образования
_______________ Казаринова В.С.



Рабочая программа
по дополнительному образованию
«Ритмика и танец» (ансамбли)
для учащихся 1-4 классов
на 2014-2015 учебный год








Педагог дополнительного образования:
Борисова С.В.
Пояснительная записка
Танец является одним из древнейших видов народного творчества. Посредством танца народ передавал свои мысли, чувства, характер, настроение, отношение к жизни. Вся история танца того или иного народа была связана с его бытом, обычаями, культурой, традициями, образом жизни, географическим расположением.
В нем отражается современное понимание действительности средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им. Содержание и выразительные средства все время развиваются в соответствии с изменениями, происходящими в жизни.
Образовательная программа направлена на вооружение воспитанников знаниями основ хореографического искусства, развитие артистических, исполнительских способностей детей, высокого общефизического, социального, интеллектуального, нравственного уровня.
Актуальность данной программы состоит в том, что она представляет собой синтез классической, народной и современной хореографии, то есть широкий спектр хореографического образования. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.
Педагогическая целесообразность: представив хореографию во всем ее многообразии, дав возможность ребенку попробовать себя в различных направлениях, мы тем самым открываем более широкие перспективы для самоопределения и самореализации.
Цель: Формирование и развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей посредством хореографии. С помощью искусства танца приобщение учащихся к миру прекрасного, развитие их художественного вкуса.
Задачи:
Воспитательные:
- формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе; - формирование потребности здорового образа жизни; - воспитание культуры движения;
Развивающие: - развитие физических данных ребенка, улучшение координации движений; - развитие у детей музыкально-ритмических навыков; - развитие у детей активности и самостоятельности общения; - создание базы для творческого мышления детей средствами хореографии;
Образовательные: - обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля; - обучение детей приемам актерского мастерства; сценической практике; - обучение навыкам правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии;
Характеристика программы: Программа по целям обучения является – развивающая художественную одаренность в области хореографического искусства; - по характеру деятельности – деятельностно-творческая; - по уровню освоения – специализированная; - по возрасту – разновозрастная; - по уровню реализации – начального; - по сроку реализации – 2 года.  Тип программы: модифицированная.
В основе лежат программы Г.П.Гусева «Методика преподавания народного танца», Ж.Е.Фирилевой, Е.Р.Сайкиной «СА-ФИ-дансе» танцевально-игровая гимнастика для детей; А.Я.Вагановой «Основы классического танца»
Ожидаемые результаты:
Знать: терминологию классического, народно-сценического, современного танца метроритмические раскладки исполнения движения, особенности и традиции изучаемых народностей, направления хореографии.
Владеть: культурой исполнения, хореографической памятью, техникой движения, сценической выдержкой.
Уметь: выполнять элементы классического и народного экзерсиса на середине, передавать в движении сложные ритмические рисунки танца, исполнять различные движения, вращения, дроби, основные шаги.
К концу 2 года обучения участник хореографического ансамбля:
Имеет знания, умения, навыки по хореографии, хороший уровень физической подготовки, познавательной деятельности.
Характеризуется развитыми общими и специальными способностями.
Ориентирован на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие с окружающей средой.
Стремится к творческой самореализации.
Имеет потребность в постоянном самосовершенствовании.
Развит танцевальный, художественный вкус.
Владеет сценической выдержкой и практикой.
Формы оценки качества реализации программы.
За период обучения в хореографическом коллективе воспитанники получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых проверяется в творческом отчете. Отчет проводится в форме участия детей в концертах для учителей, родителей, в общешкольных праздниках, в городских мероприятиях, в конкурсах различного уровня, а также в ежегодном фестивале-конкурсе «Самотлорские роднички». Педагог подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает анализ творческих достижений детей.
Программа включает в себя: - разнообразие видов хореографической деятельности; - ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность; - сплочение обучаемых в большой дружный коллектив единомышленников, способных активно и четко воспринимать учебный процесс, его приемы, способы и темпы обучения, умение выдавать продукт труда (танец) для зрителя; - развитие и сохранение деятельности в коллективе, превалирование групповых интересов над личными, уважение к личности каждого; - воспитание патриотизма, здорового образа жизни;
Структура программы
Программа содержит разделы: теоретического и практического характера. Теоретическая часть посвящена азбуки музыкального движения, истории развития хореографии. Практическая часть программы охватывает необходимый комплекс движений классического танца, народного танца и эстрадного с тем, чтобы в дальнейшем применять эти комбинации в поставленных танцах. На каждом этапе обучения дается материал по основным разделам:
Организационная работа.
Учебно-тренировочная работа.
Учебно-творческая работа( постановочная, репетиционная работа).
Диагностика
Концертная деятельность.
Хотя программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий границы их несколько сглаживаются:
На одном занятии выполняются тренировочные упражнения, и осуществляется постановочная работа.
Организационная работа строится с учетом цели и задач, содержание и формы работы. Она заключается в составлении расписания занятий, выбора танцевального репертуара, обсуждение эскизов костюмов, прослушивание музыкального материала, беседы с родителями о целях и задачах, о перспективном плане коллектива, предстоящих выступлениях и поездках, часы общения.
Учебно-тренировочная работа:
азбука музыкального движения;
тренаж из элементов классического танца;
тренаж из элементов народного танца;
тренаж из элементов историко-бытовых, бальных танцев;
тренаж из элементов современного танца;

Учебно-творческая работа: (постановочная, репетиционная работа).
Диагностика - выявление творческого потенциала воспитанников посредствам входной диагностики (анкетирование, тестирование, беседы, наблюдения);
Концертная деятельность:
Познания основ классического танца является базой фундамента для более успешного освоения народного и эстрадного танца. В процессии постановочной работы, репетиций дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, творческие способности.
Программа в основе своей опирается на школу профессионально-хореографического обучения, но с учетом цели обучения, специфики хореографического коллектива в начальной общеобразовательной школе, где состав учащихся разного возраста.
Учебно-тематический план ансамбля «Арабеск»
1 год обучения (1 раз в неделю по 1 часу) 2-3 классы


Наименование разделов


Количество часов
часов

1
Организационная работа
2

2
Учебно-тренировочная работа:
Азбука музыкального движения
Танцевально-ритмическая гимнастика
Тренаж из элементов классического     танца
Тренаж из элементов народного танца
Тренаж историко-бытовых танцев






2
5
5

4
3

3

Учебно-творческая работа
(постановочная, репетиционная работа).
9

4
Диагностика
1

5
Концертная деятельность
2


Итого:
33


Содержание программы
1. Организационная работа:
Формирование коллектива.
Формирования целей, задач в новом учебном году
Составление расписания работы.
Беседа о хореографическом искусстве, прослушивание музыки.
Работа с родителями.
Изучение правил охраны труда, противопожарной безопасности, дорожного движения.
2.Учебно-тренировочная работа.
Азбука музыкального движения:
Мелодия и движение.
Темп ( быстро, медленно, умеренно)
Музыкальное размеры: 2/4, 3/4
3. Танцевально-ритмическая гимнастика Экзерсис на середине: - танцевальные шаги (с носка, с высоким подниманием колена, приставные шаги); - упражнения для рук (поднимание, опускание, сгибание в локтевом суставе, кисти); - упражнения для головы и шеи (наклоны-вперед, назад, к плечам, повороты); - упражнения на координацию движений; - упражнения на ориентацию в пространстве; - прыжки;
5.Тренаж из элементов классического танца. Азбука хореографии. Экзерсис на середине: - постановка корпуса, апломб. - позиции ног: 1,2;3,6
- позиции рук: постановка рук (надуваем шары), 1,2,3; - plie (по 1 и 2 позиции ног) - battment tandu в сторону по 1 п.н. - releve по 6 п.н.(подъем на полупальцы) -упражнения по диагонали: - танцевальный шаг - танцевальный бег - боковой галоп - подскоки

6.Тренаж из элементов народного танца.
Раскрывание и закрывание рук:
- одной руки,
- двух рук,
-поочередные раскрывания.

Поклоны:
-на месте без рук и с руками
Притопы:
-одинарные,
-тройные.
Простой (бытовой) шаг:
-вперед с каблука,
-с носка.
Простой русский шаг:
-с притопом и продвижением впе
Боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции.
«Переменный шаг»:
-    с притопом и продвижением вперёд
« Припадание»:
-  простое
«Гармошка».
«Ёлочка».
Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям).
Бег на месте с продвижением вперед и назад на полупальцах.
Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя.

7. Тренаж историко-бытовых бальных танцев.
Полька : шассе, галоп в паре , па польки,
8..Учебно-творческая работа. (постановочная, репетиционная работа).
9.Диагностика
10.Концертная деятельность: участие в концертах, конкурсных программах, фестивалях.

Танцевальный репертуар. Ансамбль «Арабеск»:


«Танец кукол»
«Flash mob»
«Парная полька»
«Танец лучиков»





Календарно-тематическое планирование ансамбля «Арабеск»


урока
Дата
Название темы
Кол-во часов

1

Что такое «Хореография»? Поклон.
1

2

Азбука музыкально движения.
1

3

Мелодия и движение.Танец
1

4

Темп. Ритм. Разминка. Танец.
1

5

Разминка. Танцевальные шаги.
1

6

Разминка. Упражнение для рук. Танец.
1

7

Упражнение для головы, шеи, наклоны. Танец
1

8-10

Упражнения на ориентировку .Танец.
3

11-13

.Партерная гимнастика.Танец
3

14-16

Репетиция и отработка танца.
3

17-19

Тренаж из элементов классического танца.
3

20-22

Разминка.Прослушивание музыки к танцу. Постановка танца (1,2 фигуры)
3

23-25

Разминка.Постановка танца(3,4 фигуры)
3

26-28

Тренаж из элементов народного танца.
3

29-30

Тренаж из элементов историко-бытового танца.
2

31

Беседа «Волшебный мир танца».Танец.
1

32-33

Постановка и репетиция танца.
2



ИТОГО
33












Учебно-тематический план ансамбля «Лапушки»
1 год обучения (3 раза в неделю по 1 часу) 2-3 классы


Наименование разделов


Количество часов
часов

1
Организационная работа
3

2
Учебно-тренировочная работа:
Азбука музыкального движения
Танцевально-ритмическая гимнастика
Тренаж из элементов классического     танца
Тренаж из элементов народного танца
Тренаж историко-бытовых танцев






4
15
15

15
5

3

Учебно-творческая работа
(постановочная, репетиционная работа).
35

4
Диагностика
1

5
Концертная деятельность
9


Итого:
102













Содержание программы

1. Организационная работа:
Формирование коллектива.
Формирования целей, задач в новом учебном году
Составление расписания работы.
Беседа о хореографическом искусстве, прослушивание музыки.
Работа с родителями.
Изучение правил охраны труда, противопожарной безопасности, дорожного движения.

2.Учебно-тренировочная работа.
Азбука музыкального движения
Темп ( быстро, медленно, умеренно)
Музыкальные размеры: 2/4, 3/4, 4/4,
Контрастная музыка:
быстрая- медленная, веселая- грустная.
Такт и затакт.
3. Танцевально-ритмическая гимнастика Экзерсис на середине: - танцевальные шаги (с носка, с высоким подниманием колена, приставные шаги); - упражнения для рук (поднимание, опускание, сгибание в локтевом суставе, кисти); - упражнения для головы и шеи (наклоны - вперед, назад, к плечам, повороты); - упражнения на координацию движений; - упражнения на ориентацию в пространстве; - прыжки;  
4.Партерная гимнастика: - «тучки и солнышко» (упражнения для голеностопа) - «Карандаши» (упражнения для силы ног) - «Угольки» (упражнения для стоп) - «Идем в гости» (упражнения на растяжение мышц ног) - «корзиночка» ( упражнения для позвоночника) - «колечко» (упражнения для позвоночника) - «самолетики» (упражнения для мышц спины) - «березка» (стойка на лопатках)
5.Тренаж из элементов классического танца. Азбука хореографии. Экзерсис на середине: - постановка корпуса, апломб
- позиций ног: 1,2;3,6
- позиции рук: 1,2,3;4 - plie (по1, 2,3,6 позиции ног) - battment tandu в сторону по 1,2,3 п.н. - releve по1, 6 п.н.(подъем на полупальцы) - упражнения по диагонали: - танцевальный шаг - танцевальный бег - боковой галоп в паре - махи вперед, в стороны - «ножницы» - подскоки в паре -арабеск(1,2.3,4)
-повороты в паре, в группе
6.Тренаж из элементов народного танца.
Раскрывание и закрывание рук:
- одной руки,
- двух рук,
-поочередные раскрывания рук,
-переводы рук в различные положения.
Поклоны:
-на месте без рук и с руками,
-поклон с продвижением вперед и отходом назад.
Притопы:
-одинарные,
-тройные.
Перетопы тройные.
Простой (бытовой) шаг:
-вперед с каблука,
-с носка.
Простой русский шаг:
-назад через пальцы на всю стопу,
-с притопом и продвижением вперед,
-с притопом и продвижением назад.
Боковой шаг на всей стопе и на полупальцах по прямой позиции.
«Переменный шаг»:
-    с притопом и продвижением вперёд и назад
-   с фиксациёй одной ноги около икры другой и продвижением вперёд и назад
«Девичий ход» с переступаниями
« Припадание»:
-  простое
«Гармошка».
«Ёлочка».
Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям).
Бег на месте с продвижением вперед и назад на полупальцах.
Подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя.

7. Тренаж историко-бытовых бальных танцев.
«Падеграс» : основной шаг по одному, в паре. Перестроения по фигурам.

8..Учебно-творческая работа. (постановочная, репетиционная работа).
9.Диагностика.
10.Концертная деятельность: участие в концертах, конкурсных программах, фестивалях.

Танцевальный репертуар. Ансамбль «Лапушки»:

«Ангел летит»
«Зимняя фантазия»
«Вася Василек»
«Flash mob»













Календарно-тематическое планирование ансамбля «Лапушки»




урока
Дата
Название темы
Кол-во часов

1

Что такое «Хореография»?Поклон.
1

2-3

Азбука музыкально движения :темп. Танец «Зимняя фантазия»(1,2 фигура)
2

4-6

Музыкальный размер. Танец Зимняя фантазия»(3.4 фигура)
3

7-9

Контрастная музыка. Танец. «Зимняя фантазия»(5,6 фигура)
3

10-15

Разминка. Танцевальные шаги.
6

16-20

Тренаж из элементов историко-бытового танца.
5

21-25

Разминка. Общеразвивающие упражнения Танец « Падеграс» .(1-3 фигура)
5

26-30

Отработка и репетиция танца «Падеграс».
5

31-35

Упражнения на ориентировку и перестроения в танце.
5

36-40

Рисунок и отражение его в танце.
5

41-50

Тренаж из элементов народного танца.
10

51-60

Разминка. Постановка танца « Вася-Василёк»
10

61-70

Репетиция и отработка танца «Вася-Василёк»
10

71-75

Партерная гимнастика. Разминка.
5

76-85

Тренаж из элементов классического танца.
10

86-95

Постановка танца «Ангел летит»
10

96-101

Репетиция и отработка танца «Ангел летит».
6

102

Беседа «Волшебный мир танца»
1



Итого:
102






Ансамбль «Звёздочки» 2 год обучения. ( 3-4 классы)
Учебно-тематический план
2 год обучения (3 раза в неделю по 1 часу)


Наименование разделов


Количество часов
часов

1
Организационная работа
3

2
Учебно-тренировочная работа:
Азбука музыкального движения
Ритмическая гимнастика
Тренаж из элементов классического     танца
Тренаж из элементов народного танца
Тренаж историко-бытовых танцев






4
15

15
15
5

3

Учебно-творческая работа
(постановочная, репетиционная работа).
35

4
Диагностика
1

5
Концертная деятельность
9


Итого:
102












Содержание программы
Организационная работа:
Формирование целей и задач в новом учебном году.
Составление, обсуждение и плана работы коллектива.
Составление расписания работы.
Беседа о хореографическом искусстве, просмотр видео материала, слушание музыки.
Изучение правил охраны труда, противопожарной безопасности, дорожного движения.
Работа с родителями.
Азбука музыкального движения:
динамические оттенки;
регистры: высокий,средний,низкий;
ритмический рисунок.
Учебно-тренировочная работа:
Ритмическая гимнастика
-танцевальные шаги
-подскоки
-бег
-упражнение в паре
-чередование танцевальных шагов

Тренаж из элементов классического танца:
Партерная гимнастика
-перегибы корпуса к ногам
-растяжки
-шпагаты (прямой, поперечный)
-боковые броски
-мостики
-«бабочка»
-«лягушка»
-«березка»

экзерсис на середине: - постановка корпуса, апломб. - позиции ног: 1,2,3,6 - позиции рук: подготовительное положение, 1,2,3,4 - изучение понятия «поза»; Приступать к их изучению следует после усвоения постановки корпуса, ног, рук и элементарных движений экзерсиса. 1. battement tendu в сторону, 1п.н. 2. battement tendu вперед, назад, 1 п.н. 3. Preparation. 4. Demi-plie 1,2,3 5. demi – rond de jambe par terre по 1 п.н. 6. Passe par terre. 7. battement tendu из 1 п.н. в сторону, вперед, назад. 8. положение ноги на cou-de-pied. 9. battement tendu jete из 1 и 3 позиции - в сторону - вперед - назад.. 10. Releve подъем на полупальцы по 1,6 п.н. 11. Grand plie . 12. battement fondu – в сторону, вперед, назад носком в пол и на 45 13. battement releve lend на 45 – в сторону, вперед, назад. 14. Grand battement jete в сторону, вперед, назад. 15. Port de bras – упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Тренаж из элементов народного танца
Шесть позиций ног – аналогичны  позициям классического танца.
Подготовка к началу движения (preparation):
движение руки и координации с движением ноги
Подготовка к «веревочке» (музыкальный размер 2/4, 4/4):
- открытом положении на всей стопе,
-в открытом положении с проскальзыванием по полу на опорной ноге, на всей стопе.
Battements developpes (развертывание работающей ноги на 450 ) вперед, в сторону и назад, на вытянутой ноге и на полуприседании
Опускание на колено на расстояние стопы от опорной ноги .
6. Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на опорной ноге.
7. Grand battement jete (большие броски) по всем позициям.
Элементы русского народного танца
Поочередное раскрывание рук (приглашение) (музыкальный размер 2/4, 4/4).
Движение рук с платком из подготовительного положения в 1,2,3,4 п.р.
Бытовой шаг с притопом.
«Шаркающий шаг»:
каблуком по полу,
полупальцами по полу.
Перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции и продвижением в сторону.
Поочередное выбрасывание ног перед собой, крест- накрест, носок каблук. На месте и с отходом назад.
«Моталочка» в прямом положении на всей стопе,полупальцах.в комбинации.
«Веревочка»:- простая
с двойным ударом полупальцами,
простая с поочередными переступаниями,
«Ковырялочка» простая, с подскоками.
«Ключ» простой на подскоках.
Дробные движения:
простая дробь на месте,
тройная дробь (поочередные выстукивания всей стопой) на месте и с продвижением вперед,
простая дробь полупальцами на месте,
дробная дорожка каблуками и полупальцами на месте и с продвижением вперед.
12.   Вращения:
на середине зала,
по диагонали.
13. Тренаж историко-бытовых бальных  танцев.
Вальс: основной шаг, квадрат, повороты.
Учебно-творческая работа:
(постановочная, репетиционная работа).
Знакомить воспитанников с законами драматургии. По классическим нормам сюжет произведения, как сложное целое, подразделяется на экспозицию и развязку.
Диагностика
.Концертная деятельность
Участие в концертах, конкурсных программах, фестивалях.







Танцевальный репертуар ансамбля «Звездочки» (2 год обучения):

«Фигурный вальс»
«Солнечная фантазия»
«Море»
«Русский танец»



















Календарно-тематическое планирование ансамбля «Звездочки»



урока
Дата
Название темы
Кол-во часов

1

Что такое «Хореография»?Поклон.
1

2-3

Азбука музыкально движения :регистры. Танец «Солнечная фантазия»(1,2 фигура)
2

4-6

Динамические оттенки. Танец «Солнечная фантазия»(3.4 фигура)
3

7-9

Ритмический рисунок. Танец. «Солнечная фантазия»(5,6 фигура)
3

10-15

Разминка. Танцевальные шаги.
6

16-20

Тренаж из элементов историко-бытового танца.
5

21-25

Разминка. Общеразвивающие упражнения Танец « Фигурный вальс» .(1-3 фигура)
5

26-30

Отработка и репетиция танца «Фигурный вальс».
5

31-35

Упражнения в паре и чередование шагов.
5

36-40

Отработка основных шагов танца.
5

41-50

Тренаж из элементов классического танца.
10

51-60

Разминка. Постановка танца «Море»
10

61-70

Репетиция и отработка танца «Море»
10

71-75

Партерная гимнастика. Разминка.
5

76-85

Тренаж из элементов народного танца.
10

86-95

Разучивание русского танца.
10

96-101

Репетиция и отработка русского танца.
6

102

Беседа «Путешествие в балет»
1



Итого:
102








Методическое обеспечение программы
Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.
Для достижения цели, задач и содержании программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:
-    принцип формирования у детей художественного восприятия через танец;
-    принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
-    принцип обучения владению культурой движения:
гибкость, выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:
-    принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения;
-    принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
-    принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов танца;
-    принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
-    принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
-    принцип доступности и посильности;
-    принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.

Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
1.     Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы.
2.      Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3.      Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4.      Метод практического обучения, где в учебно - тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Приемы:
-  комментирование;
-  инструктирование;
-  корректирование.

Техническое и дидактическое обеспечение занятий.
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально - технического обеспечения:
-  наличие просторного зала;
-  музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
-  специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером - коврик);
-  костюмы для концертных номеров.







Список литературы.
1.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения икомбинации на середине зала: Учеб. пособие для студ. вузов культуры и искусств-М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 208 с: ил.: ноты
2. А.Я.Вагановой «основы классического танца»
3. Ж.Е.Фирилевой, Е.Р.Сайкиной «СА-ФИ-дансе» танцевально-игровая гимнастика для детей. 4. Народные танцы. Издательство ВЦСПС ,1954г.
5..ПуртоваТ.В.,БеликоваА.Н. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, М..: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 256 с.
6. Ритмика и танец :Программа спецкурса для учащихся 1-3 классов.
Сост. Т. Е. Авинская, Ю.Д. Чурилов,- Ставрополь,1995.
7. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 1910 «Физ. культура». М.: Просвещение, 1989. 175 с.
8.Фольклор - музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-метод. пособие / Под ред. СИ.Мерзляковой. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 216 с:  (Воспитание и доп. образование детей).
9. Е.В. ГОРШКОВА « От жеста к танцу».









13PAGE 15


13PAGE 142615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415