Рабочая программа по дополнительному образованию «Футбол» (Программа рассчитана на 2 года обучения для детей в возрасте 10 – 17 лет)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской областиРабочая программа
по дополнительному образованию
«Футбол»
(Программа рассчитана на 2 года обучения для детей в возрасте 10 – 17 лет)
Составитель:
педагог дополнительного образования
Подмарков Алексей Вадимович
2016
Пояснительная записка
к программе дополнительного образования детей «Футбол»
(далее - Программа)
Физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества. Находясь в определённых взаимоотношениях с другими социальными подсистемами (общекультурными, политическими, социально-экономическими и. др.), в процессе накопления духовных и материальных ценностей складывается физическая культура как совокупность специфических духовных и материальных ценностей, в т. ч. И система физического воспитания.
Основная цель политики государства в области физической культуры — оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения. Традиционная система физического воспитания на современном этапе нуждается в усилении оздоровительной направленности, улучшении материальной обеспеченности, разнообразии норм и методов работы. Одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений является обеспечение качественного уровня физической культуры, физического развития и физической подготовленности обучающихся.
Занятия в спортивных секциях призваны сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Целью обучения является: формирование физической культуры личности юношей и девушек посредством овладения основ содержания физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью.
Задачи: - расширение двигательного опыта за счёт использования разнообразных общеразвивающих физических упражнений в различных формах занятий, овладение современными системами физических упражнений, включая упражнения рекреативной, корригирующей и прикладной направленности;
- расширение объёма знаний о разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности, использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации;
- гармонизация физической и духовной сфер, формирование потребностей в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье;
- формирование адекватной самооценки личности, высокой социальной адаптации в коллективном общении и взаимодействии;
- формирование навыков и умений использовать физическую культуру как средство воспитания подрастающего поколения, укрепления будущей семьи и утверждения здорового образа жизни.
На основании вышеизложенного Программа является модифицированной.
Актуальность и новизна Программы в том, что она помогает учащимся адаптироваться к условиям окружающей среды.
Программа развивает адекватность самооценки личности, социальную адаптацию в коллективе.
Программа способствует воспитанию трудолюбия, ответственности, усидчивости, целеустремлённости, способности к сотрудничеству.
Значение данной Программы для районного образования огромно. Дети, занятые спортом, меньше подвержены негативным влияниям внешней среды.
В Программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями- биология, история.
Педагогические технологии Программы ориентированы на сотрудничество педагога с воспитанником, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей на всё то, что способствует самовыражении ребёнка.
Школьники, занимающиеся в секции футбола, делятся на 2 возрастные группы: 1 группа состоит из учащихся 5-8 классов (10-14 лет); 2 группа состоит из учащихся 9-10 классов (15-17 лет). Программа рассчитана на два года обучения: 1 год обучения (5-8 классы; 9-11 классы) и 2 год обучения (5-8 классы; 9-11 классы). Число занимающихся в каждой возрастной группе 15 человек. Количество групп каждого возраста определяется в зависимости от материальной базы школы и общего числа учащихся.
Продолжительность занятий 2 раза в неделю по одному часу.
Каждая возрастная группа имеет определённые задачи.
5-8 классы - укрепление здоровья и закаливание организма; привитие интереса к занятиям футболом; всесторонняя физическая подготовка с развитием быстроты, ловкости и координации движений; изучение и освоение процесса игры в соответствии с правилами; изучение техники и тактики игры в футбол; воспитать основы командной игры.
9-11 классы – укрепление здоровья, дальнейшее совершенствование физической подготовленности с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, ловкости и общей выносливости; развитие волевых качеств; формирование элементарных навыков судейства.
Практический материал по технической и тактической подготовке дается для каждой возрастной группы отдельно.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15—20-минутных бесед. При проведении бесед рекомендуется использовать наглядные пособия: кинограммы, схемы, кинокольцовки, учебные кинофильмы.
Обучение техническим приемам рекомендуется начинать с выполнения их в наиболее простых условиях: удар по неподвижному мячу, ведение на малой скорости и т. д. Обучение ударам и остановкам мяча рекомендуется проводить одновременно. При обучении школьников технике владения мячом очень важно стремиться создать у них правильное зрительное представление о конкретном приеме. Показ и объяснение рекомендуется дополнять демонстрацией наглядных пособий.
Затем следует перейти к обучению сочетаниям технических приемов, которые наиболее часто встречаются в игре: остановка мяча — ведение — передача; остановка мяча с уходом в сторону— финт — ведение — передача и т. д. Наряду с этим усложняются и задачи, стоящие перед учащимися. Так, остановку мяча следует выполнять уже в движении — вперед, назад или в сторону, передачу мяча - низом или верхом, сильно или слабо и пр. Основное внимание при этом обращается на овладение правильной двигательной структурой изучаемых приемов, а также на умение согласовывать свои действия с движением мяча. В дальнейшем условия, в которых выполняются технические приемы, усложняются за счет увеличения быстроты исполнения приема, введения пассивного и активного сопротивления со стороны партнера. Совершенствование всех технических приемов проводится в игровых упражнениях и в процессе игры в футбол.
Для эффективного обучения технике игры необходимо широко использовать учебное оборудование: отражающие стенки, стойки для обводки, переносные мишени, подвесные мячи, переносные ворота.
Большое значение для успешного обучения техническим приёмам имеют мячи. Они должны соответствовать возрасту занимающихся. На занятиях с учащимися подготовительной и подростковой групп можно использовать волейбольные и облегчённые футбольные мячи.
Обучение тактике игры следует начинать со зрительной ориентировки (уметь «видеть поле»). Надо научить учащихся постоянно наблюдать за расположением партнеров и соперников, оценивать обстановку и принимать решение до получения мяча или в момент его приема с тем, чтобы после овладения мячом начать действовать без задержки, в соответствии с принятым решением. В упражнение для развития умения «видеть' поле» сначала вводят один — два объекта. В этих условиях школьники должны держать в поле зрения и мяч и объекты. Затем необходимо увеличить количество объектов и сектор обзора.
Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям проводится в группах по 2—3 человека при двустороннем взаимодействии защиты и нападения, когда одни выполняют атакующие действия (с мячом и без мяча), а другие — защитные действия. Обучение индивидуальным действиям также включает в себя упражнения в выборе позиции для получения мяча, «держании» соперника, своевременной передаче мяча, перехвате передачи, применении ведения, финтов и ударов по воротам. При обучении групповой тактике применяются упражнения во взаимодействии двух и более партнеров посредством передач мяча в движении без смены и со сменой мест, в выборе правильной позиции для срыва атаки и страховки партнера по защите. Индивидуальные и групповые тактические действия совершенствуют в игровых упражнениях на ограниченном участке поля, где участвуют две неравные или равные по количеству противоборствующие группы игроков (4X2, 3X2, 3X3, 4X4 и др.), а также в играх в одни ворота, когда 2—4 нападающих должны обыграть 1—3 защитников и забить мяч в ворота.
Обучение командным действиям начинается с выполнения игроками определенных функций. В подготовительной и подростковой группах обучение командным действиям начинается с мини-футбол (в составе команд по 4-8 игроков), что даёт возможность учащимся легче ориентироваться и взаимодействовать друг с другом.
Занимающихся обучают правильно располагаться на поле и действовать на соответствующем месте. Перед игрой каждому игроку даётся 2-3 задания, которые он должен выполнять в ходе игры. По мере освоения командной тактикой занимающиеся получают большее количество заданий. В младшей и старшей юношеских группах обучение командным тактическим действиям может проводиться при игре в полных составах (11X11).
Практические занятия по обучению судейству начинаются в подростковой группе. Специальные часы на практику не отводятся. Обучение осуществляется во время проведения двусторонних игр.
Инструкторские навыки у учащихся воспитываются в младшей юношеской группе. Инструкторская практика проводится только в отведенные учебным планом часы, но также и в процессе учебно-тренировочных занятий.
Практические занятия с учащимися проводятся в форме урока по общепринятой методике.
Контрольные нормативы по ОФП
№ п/п Перечень нормативовВозраст (лет)
11 12 13 14 15 16 17 18
1 Бег на 30 м (с) 5,7 5,3 2 Бег на 60 м (с) 10,0 9,6 9,3 9,1 8,9 8,7
3 Бег на 500 м (мин, с) 1,45 1,40 4 Бег на 1000 м (мин, с) 3,40 3,30 3,20
5 Прыжок в длину с места (см) 122 140 155 166 175 183 195 200
6 Бег на 30 м с мячом (с) 7.0 6.6 6.2 5.9 5.7 5.5
Контрольные нормативы по СФП
№ п/п Перечень нормативовВозраст (лет)
11 12 13 14 15 16 17 18
1 Удары по мячу ногой на дальность 48 52 56 60
2 Жонглированиемячом (количествоударов) 8 10 12 14 16 20 25
3 Удары по мячу
головой на точность
попадания (числопопаданий) 4 4 5 6 7 7 8
4 Ведение мяча собводкой стоек и
ударом по воротам (с) 9,0 8,6 8Д 7,7 7,4 7,1
5 Бросок мяча руками на дальность (м) 13 16 17 18 20
Основные принципы обучения, предусмотренные программой:
- принцип сознательности и активности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип систематичности;
- принцип прочности.
Взаимодействие педагога с семьёй:
- иметь тесный контакт с родителями;
- оказывать помощь в подготовке заданных физических упражнений;
- следить за успеваемостью и дисциплиной;
- проводить самостоятельные занятия по заданию учителя;
- проводить ремонт оборудования и инвентаря.
Материально- техническое и дидактическое обеспечение Программы:
Наличие справочной литературы;
Наличие спортивного инвентаря;
Медиотека
Способы организации учебной деятельности:
Работа индивидуальная, в парах, коллективная.
Тематический план занятий по футболу.
№ Наименование темыКоличество часов1 год обучения 2 год обучения
5-8 кл. 9-11 кл5-8 кл9-11 кл1
2
3
4 Теоретические знания
Развитие футбола в РоссииВрачебный контроль, личная и общественная гигиена
Правила игры, организация и проведение соревнований по футболу
Судейство 1
1
1
- -
1
1
3 -
1
1
1 1
1
1
2
1
2
3
4
5
6
7 Практические знания
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек.
Стойки игрока
Перемещение в стойке приставными шагами боком
Перемещение спиной вперёд
Техника ускорения.
Техника остановки
Техника поворотов
Комбинации из освоенных элементов техники движений 1
2
3
3
2
2
3 -
1
2
2
2
2
3 1
2
3
3
2
2
3 -
2
3
3
2
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 На освоение ударов по мячу и остановок мяча
Удары по неподвижному мячу внешней стороной стопы
Удары по неподвижному мячу средней частью подъёма
Удары по катящемуся мячу внутренней стороной стопы
Удары по катящемуся мячу средней частью подъёма
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы
Остановка катящегося мяча подошвой
Выбрасывание мяча из-за боковой линии с места
Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы
Удар по летящему мячу средней стороной подъёма
Удар по летящему мячу лбом 2
3
3
4
3
2
2
3
3
3 2
3
3
3
3
2
2
2
2
2 2
3
3
3
3
2
2
2
3
2 2
3
3
3
3
2
2
2
2
2
1
2
3
4
5
На освоение техники ведения мяча
Ведение мяча по прямойВедение мяча с изменением направления и скорости движения
Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей ногой
Ведение с пассивным сопротивлением защитника
Ведение с активным сопротивлением защитника 2
2
2
2
2 2
2
2
2
2 2
2
2
2
2 1
3
2
2
2
1 На овладение техникой ударов по воротам
Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель 5 5 5 5
1
2
3 На освоение индивидуальной техники защиты
Техника вырывания и выбивания мяча
Перехват мячаИгра вратаря2
2
2 2
2
2 2
2
2 1
1
4
1 На закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей
Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), приём мяча, остановка, удар по воротам. 4 4 4 4
1
2
3 На освоение тактики игры
Тактика свободного нападения
Позиционные нападения без изменения позиций игроков
Позиционные нападения с изменением позиций
Нападения в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот -
-
- 2
2
2 -
-
- 1
2
3
1 На овладение игрой
Игра по упрощенным правилам на каждом занятии на каждом занятии на каждом занятии на каждом занятии
Всего часов72 72 72 72
Содержание Программы по футболу
Физическая подготовка (для всех групп занимающихся)
Общая физическая подготовка. Строевые упражнения. Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Перемена направления. Направление движения строя. Обозначение шага на месте. Изменение скорости движения. Повороты в движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной осанки; в различных исходных положениях — наклоны, повороты и вращения туловища; в положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеих ног, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ног, приседания на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах — повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Упражнения с предметами. Упражнения с короткой и длин-нон скакалкой: на одной и обеих ногах прыжки с вращением скакалки вперед, назад; прыжкч с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе, прыжки с продвижением шагом и бегом.
Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами— броски, ловля в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и приседаниями; броски и ловля мячей парами и группами (вес мячей 2—4 кг).
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
Акробатические упражнения. Кувырки (вперед, назад и в стороны) в группировке, «полушпагат»; полет-кувырок вперед с места и с разбега, перевороты (в стороны и вперед).
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 200 м, а также на 400, 500, 800, 1500 м. Кроссы от 1000 до 3000 м (в зависимости от возраста). Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега. Метания. Выполнение норм комплекса ГТО.
Гимнастические упражнения. Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, шест, лестница, скамейка, перекладина, брусья, кольца; опорные и простые прыжки с мостика и трамплина через козла, коня, плинт.Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития силы. Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2—4 кг, мешочки с песком 3—5 кг, диск от штанги, штанга для подростков и юношеских групп, вес штанги от 40 до 70% к весу спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением. Приседание на одной ноге («пистолет») с последующим подскоком вверх.
Лежа на животе — сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора (для укрепления мышц задней поверхности бедра).
Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность. Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность.
Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.
Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах. То же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами. В упоре лежа передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на месте).
В упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движения кистей и пальцев). Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность. Ловля набивных мячей, направляемых 2—3 партнерами с разных сторон, с последующими бросками.
Упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание коротких отрезков (10—30 м) из различных исходных положений (лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, лежа, находясь в положении широкого выпада, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте и в разных направлениях). Бег с изменением направления (до 180°). Бег прыжками. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении и т. д., Челночный бег 2X10 м, 4X5 м, 4X10 м, 2x15 м и т. п. Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно — спиной и т. д. Бег боком и спиной вперед (на 10—20 м) наперегонки. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками, стоящими или медленно передвигающимися с помощью партнеров. Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход от обычного бега на бег спиной вперед).
Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Обводка препятствий (на скорость). Рывки к мячу с последующим ударом по воротам. Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и. ударом в цель).
Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); то же, выполняя в прыжке поворот на 90—180°. Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо (на газоне футбольного поля). Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Ведение мяча головой.
Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом» и др.
Упражнения для развития специальной выносливости. Переменный и повторный бег с мячом. Двусторонние игры (для старшей юношеской группы). Двусторонние игры (команды играют в уменьшенном по численности составе). Игровые упражнения с мячом (трое против трех, трое против двух и т. п.) большой интенсивности.
Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течение 3—10 мин. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.
Упражнения для формирования у юных футболистов умения двигаться без мяча. Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Ацикличный бег (с повторным скачком на одной ноге).
Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад,- вверх-вправр, вверх-влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега.
Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега (вперед и назад) направо, налево и кругом (переступая и на одной ноге). Остановки во время бега — выпадом, прыжком и переступанием.
Техника и тактика игры
Техника игры. Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней частью подъема, внутренней стороной стопы и серединой, внутренней и внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу. Удары по неподвижному и катящемуся мячу носком. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывков.
Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и внутренней частью подъема. Удары на точность: в ноги партнеру, в ворота, в цель, на ход двигающемуся партнеру.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба "без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу. Удары на точность: партнеру, в ворота, в цель, на ход двигающемуся партнеру.
Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего навстречу мяча — на месте и в движении.
Ведение мяча. Ведение внутренней и внешней частями подъема правой и левой ногой и поочередно: по прямой, меняя направление движения, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость, выполняя ускорения.Ложные движения (финты). После замедления бега или неожиданной остановки — рывок с мячом в другом направлении или внезапная передача мяча назад (откатывая подошвой) партнеру. Ложный замах ногой для удара по мячу. Ложное движение туловища в одну сторону — рывок с мячом в другую сторону. Имитируя удар по мячу, перенести в последний момент ногу через мяч, наклонить туловище в одну сторону и сделать рывок с мячом в другую.
Отбор мяча, перехват мяча. Отбор мяча у соперника, находящегося на месте и в движении, применяя выбивание мяча, толчки.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места — из положения шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги и на ход партнеру.
Техника игры аратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками.
Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения и с падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке (с места и разбега). Ловля летящего в сторрну на уровне живота, груди мяча'с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения.
Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и разбега).
Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.
Тактика игры. Тактические действия полевых игроков. Обучение занимающихся правильному расположению на футбольном поле и умению выполнять основные тактические действия в нападении и защите.
В нападении: передача мяча открывшемуся партнеру; выбор места для получения мяча; взаимодействие с партнером во время атаки при численном преимуществе над защитниками; выбор места вблизи ворот противника, не нарушая правила «вне игры» для завершения атаки ударом по воротам. Простейшие комбинации (по одной) — при начале игры, при подаче углового, при вбрасывании мяча из-за боковой линии, при свободном и. штрафном ударах.
В, защите: зонный, метод обороны. Отбор мяча у соперника при единоборстве перехватом, выбиванием, толчком плеча.
Тактика вратаря. Выбор исходной позиции в воротах в зависимости от места и угла удара. Розыгрыш свободного удара от своих ворот. Вбрасывание мяча открывшемуся партнеру. Позиция при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
В нападении. Освобождение из-под опеки противника для получения мяча. Единоборство с соперниками, применяя обводку и ложные движения. Взаимодействие с партнерами при равном соотношении и численном превосходстве защитников соперника, используя короткие и средние передачи. Атака со сменой и без смены мест флангом и через центр. «Скрещивание» и игра «в стенку». Тактические комбинации при выполнении стандартных положений. В защите. Персональная опека и комбинированная оборона. Подстраховка и помощь партнеру. Действия при отражении атаки соперника при равном соотношении сил и при его численном преимуществе. Взаимодействие с вратарем. Выбор позиции и страховка партнера при атаке противника флангом и через центр. Организация оборонительных действий при введении мяча в игру из стандартных положений.
Тактика вратаря. Организация построения «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот. Игра на выходах из ворот при ловле катящихся по земле и летящих на различной высоте мячей. Руководство партнерами по обороне. Комбинации с защитниками при введении мяча в игру ударом от ворот.
Судейская практика. Судейская практика проводится в ходе учебных игр.
Игра по избранной тактической системе, учитывая индивидуальные особенности, игроков. Изменение тактического плана игры в зависимости от сложившейся ситуации.
В нападении. Организация контратак, выполняя продольные и диагональные, средние, длинные передачи. Комбинации со сменой игровых мест в ходе развития атаки. Создание численного перевеса в атаке за счет подключения полузащитников и крайний защитников.
В защите. Игра по принципу комбинированной обороны. Игра центральных защитников по зонному принципу взаимодействия и взаимостраховка при атаке численно превосходящим соперником. Оборона за счет увеличения числа обороняющихся игроков.
Тактика вратаря. Определение возможного направления удара и в соответствии с этим выбор наиболее выгодной позиции. Игра на выходах. Организация быстрой контратаки. Руководство игрой партнеров по обороне.
Инструкторская и судейская практика: организация и проведение занятий с новичками секции, командами клуба «Кожаный мяч».
Методическое обеспечение образовательной Программы.
При реализации программы учитывается уровень умений, знаний и навыков занимающихся, их индивидуальные особенности.
Формы организации занятий:
- учебно-тренировочные занятия, направленные на обучение и повышение спортивного мастерства;
- участие в спортивных соревнованиях, направлены на воспитание у занимающихся воли, самостоятельности и ответственности;- самостоятельные тренировочные занятия, занимающиеся проводят индивидуально, способствуют росту тренированности.
Методы и приёмы обучения.
- равномерный, воспитание специальной и общей выносливости;
- переменный, соотношение интенсивной и умеренной работы;
- повторный, воспитание скоростно-силовых качеств;
- игровой, воспитание эмоционального фона, развитие таких физических качеств, как ловкость, быстрота и находчивость;
- соревновательный, воспитание морально-волевых качеств, тактической подготовки;
- круговой, серийное выполнение технически несложных упражнений, подобранных в комплексе по определённой схеме.Уровни обучения предусмотренные программой.
Уровень- репродуктивный, работа занимающихся под руководством преподавателя.
Уровень- самостоятельная работа занимающихся под руководством преподавателя.
Уровень- самостоятельная работа без участия преподавателя.
Условия реализации программы.
Соблюдение техники безопасности;
Название изучаемого упражнения;
Описание техники движения с рисунками;
Что должен знать и уметь занимающийся, чтобы быть готовым к обучению.
Серии заданий.
Информационный кадр: номер и название упражнения;
Операционный кадр: требование к выполнению (точное указание, как выполнять движения);
Контрольный кадр: упражнение (элемент), выполнение которого свидетельствует об освоении задания;
Формирование сенсорного-перцептивного восприятия, двигательного (моторного) и мыслительного действия (выбор способов решения двигательных задач).
Этапы освоения программы по годам:
1 год обучения
1 этап – предварительный (сентябрь-октябрь)
Цель: сообщение знаний о значении и структуре движений, а также способах овладения ими.
2 этап – аналитический (ноябрь-май)
Цель: овладеть главными элементами двигательного действия.
2 год обучения
1 этап – предварительный (сентябрь – октябрь)
Цель: повышение тактических и технических характеристик занимающихся.
2 этап – синтезирования (ноябрь – апрель)
Цель: отдельные элементы вновь соединяются в целостное движение.
3 этап – закрепления и автоматизации (май)
Цель: выполнение нормативов и разрядов.
Предполагаемые результаты:
К концу 1 года обучения дети должны:
Знать:
- основные правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, приёмов контроля за своим физическим состоянием, дозировки и назначения простейших закаливающих процедур;
- основные правила гигиены;
- правила безопасности и методы самоконтроля, уметь применять их при занятиях физическими упражнениями;
- о вреде курения, алкоголя, наркотиков;
- о текущих спортивных событиях в стране и за рубежом.
Уметь:
- самостоятельно выполнять ежедневную утреннюю зарядку, проводить индивидуальные тренировочные занятия;
- организовать спортивную или подвижную игру;
- выполнять технические элементы, такие как: ведение мяча, удар по летящему, лежащему и катящемуся мячу, остановка мяча.
Приобрести навыки:
- основ техники некоторых упражнений;
- выполнения возрастных нормативов;
- приёма водных процедур, воздушных, солнечных ванн.
К концу 2 года обучения дети должны:
Знать:
- правила игры, организация и проведение соревнований по футболу;
- работу судейства;
- основные правила и методы самоконтроля;
- о влиянии здорового образа жизни на состояние здоровья.
Уметь:
- определять свою готовность к тренировочным занятиям;
- использовать в игре все изученные технические элементы футбола;
- вести тактически правильную игру;
- различать утомление и переутомление, их признаки и меры предупреждения.
Приобрести навыки:
- владения двигательными умениями и навыками в пределах возрастных нормативов;
- достижения уровня физической подготовленности соответственно возрастным нормативам;
- судейства соревнований по футболу;
- контроля тренировочной нагрузки.
Литература для педагога
Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель Науч. -ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. Ред. С.Л. Кравец. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. - 1007 с: ил.: карт.
Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников.- М.: Просвещение, 1991 г.
Воспитание школьников во внеурочное время. Сборник методических материалов. / Под редакцией Л.К. Балясной. - М.: Просвещение, 1980. -188 с.
Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. М.: Педагогика, 1971.-12 томов.
Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребёнка (серия «Психологическая энциклопедия»». - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. -416 с.
Лаптев А.П. Юный футболист. -М.: Просвещение, 1993 г.
Лукашин Ю.С. Футбол.- М.: Просвещение, 1982 г.
Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания школьников.- М.: Просвещение, 1989 г.
Лях В.И., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания. -М. : Просвещение, 2006 г.
Литература для детей
1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель Науч. -ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. Ред. С.Л. Кравец. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. - 1007 с: ил.: карт.
Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. М.: Педагогика, 1971.-12 томов.
Лаптев А.П. Юный футболист. -М.: Просвещение, 1993 г.
Лукашин Ю.С. Футбол.- М.: Просвещение, 1982 г.
Приложение
к образовательной программе «Футбол»
Экспресс-тестирование
В течение учебного года необходимо 2—4 раза проводить экспресс тестирование, не нарушая при этом ход учебного процесса. Его следует включать непосредственно в содержание уроков, наряду с решением других задач. Оценивать учащихся следует не по абсолютному результату выполнения упражнений, а по величине сдвигов (по улучшению результатов).
Учебные нормативы физической подготовленности учащихся основной школы ориентированы на показатели развития двигательных способностей, предложенных временным государственным образовательным стандартом.
Задачи экспресс- тестирования:
— проверить уровень физической подготовленности учащихся;
— проконтролировать динамику роста физических качеств, развитие скорости, координационных способностей, выносливости, силы;
— осуществить контроль за эффективностью педагогического процесса;
— ориентировать на выполнение нормативов.
Экспресс- тесты проводятся в обязательном порядке в начале и конце учебного года. Сроки тестирования обязательно согласуются с требованиями школьной программы. Знание годичных изменений в развитии двигательных способностей позволяет учителю вносить в процесс физического воспитания конкретных учащихся необходимые коррективы.
Особенно важно соблюдать максимально одинаковые условия при проведении тестов.
Тесты 1—4 проводятся во вторую неделю учебного года, тесты 5 и 6 — при первых занятиях в спортивном зале.
Тест 5 проводится в парах (один выполняет, другой держит ноги) на скорость. Следить за точностью выполнения (касанием спиной мата и грудью согнутых колен), положением рук. В прыжках, подъеме туловища, подтягивании возможен самоконтроль или взаимоконтроль при вы полнении экспресс- тестирования фронтальным или групповым способом. Результаты записываются в тетрадь контроля за динамикой физического развития учащихся.
Учитель вправе проводить и более частое тестирование как форму оперативного контроля с целью определения вариантов изменения уровня скоростных, силовых способностей или выносливости учащихся. Частота проведения тестирования определяется возрастными особенностями школьников.
Бег 30 м с высокого старта
Данный тест используется для определения скорости преодоления дистанции испытуемым.
Бег 1000 м
Тестирование проводится на спортивной площадке или беговой дорожке. Количество участников — один, два и более, если секундомер может фиксировать время несколько раз. Испытуемый (или испытуемые) должен бежать, стремясь преодолеть заданное расстояние за минимально возможное время. Результат — время бега (абсолютный показатель выносливости), дает учителю ценную информацию о степени развития у учащегося потенциальных возможностей в плане дальнейшей тренировки выносливости.
Челночный бег Зх10 м
Оборудование: секундомеры, фиксирующие десятые доли секунды; ровные дорожки длиной 30 и 10 м, ограниченные двумя параллельными чертами; за каждой чертой —два полукруга радиусом 50 см с центром на черте; 2 набивных мяча массой 2 кг; регистрационный стол и стул.
По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда «Марш!». Испытуемый бежит 30 м с предельно высокой скоростью. Учитель следит, чтобы учащийся не снижал темп бега перед финишем. После отдыха он с максимальной скоростью пробегает три раза по 10 м. По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта за стартовой чертой с любой стороны от набивного мяча. Когда он приготовится, следует команда «Марш!». Испытуемый пробегает 10 м до другой черты, обегает с любой стороны набивной мяч, лежащий в полу круге, возвращается назад, снова обегает набивной мяч, лежащий в полукруге, бежит в третий раз 10 м и финиширует. Результат — время бега на 30 м (показатель скорости) с точностью до десятой доли секунды; время челночного бега (3х10 м) с точностью до десятой доли секунды. Время челночного бега (3х10 м) является абсолютным показателем КС в циклических локомоциях (беге).
Относительный (латентный) показатель КС определяется по разности: время челночного бега (3х10м) - время бега на 30 м (показатель скорости). Чем меньше эта разность, тем выше латентный показатель КС.
В беге на 30 м разрешаются 1-2 попытки. В челночном беге испытуемый имеет 2 попытки. В протокол заносятся лучшие результаты. В забеге могут участвовать двое испытуемых. Хронометрист не засчитывает попытку, если испытуемый не обегает мяч. Дорожка должна быть не скользкой, в хорошем состоянии.
Учащиеся выполняют задание в резиновых кедах или полукедах. Челночный бег можно проводить в зале.
Поднимание туловища из положения лежа
Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой, затем, не сгибая коленей, принимает положение седа, попеременно касаясь согнутыми локтями противоположного колена и возвращаясь в исходное положение.
Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями.
Как и предыдущее, это упражнение используется для оценки уровня раз вития силы и выносливости мышц брюшного пресса.
Испытуемый ложится на спину, сцепив руки за головой и согнув ноги в коленях так, чтобы вся поверхность стоп касалась пола (партнер удерживает его стопы в этом положении). В остальном упражнение выполняется так же, как и предыдущее.
В исходном положении лежа на спине, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки скрестить перед грудью, кистями схватится за сере дину анатомического плеча. Поднимая туловище, локтями коснуться колен, опустится в исходное положение.
Прыжок в длину с места
На полу рисуется линия, на расстоянии 80 см идет отсчет через каждый сантиметр до 260 см. В исходном положении ноги ставятся на ширине плеч, приседая сделать замах руками, активно разогнуть ноги и выполнить толчок. Приземление идет на две ноги, по ближнему следу к стартовой линии измеряется результат.
Подтягивание
Мальчики — из виса на высокой перекладине. Девочки из виса лежа на низкой (1 м) перекладине.
Данный тест позволяет оценить относительную силу мышц рук и плечевого пояса. Подтягивание осуществляется на высокой перекладине в висе с хватом сверху. Подтягивание выполняется до перехода подбородком перекладины, без пауз отдыха, раскачиваний, сгибаний ног в коленях. Тело прямое, ноги сомкнуты. При нарушении требований, тест прекращается. Засчитывается максимальное количество полных подтягиваний. Показатель силы — количество подтягиваний. По упражнениям экспресс- тестов можно проводить общешкольные соревнования.
Требования к учащимся 5-9 классов по развитию двигательных качеств
Экспресс- тестыКлассОценкаМальчикиДевочки«5» «4» «3» «5» «4» «3»
Бег 30 м с высокого старта5 5,1 с 5,8 с 6,4 с 5,2 с 6,0 с 6,5 с
6 5,0 с 5,6 с 6,1 с 5,1 с 5,8 с 6,2 с
7 4,9 с 5,4 с 5,9 с 5,0 с 5,7 с 6,1 с
8 4,8 с 5,2 с 5,8 с 5,0 с 5,7 с 6,0 с
9 4,6 с 5,0 с 5,6 с 4,9 с 5,7 с 6,0 с
Бег 1000 м
5 4,30 5,00 5,35 5,00 5,30 6,00
6 4,20 4,50 5,30 4,40 5,25 5,50
7 4,20 4,45 5,25 4,40 5,20 5,45
8 4,15 4,40 5,20 4,35 5,20 5,40
9 4,10 4,35 5,15 4,30 5,15 5,35
Челночный бег 3х10 м
5 8,6 с 9,1 с 9,6 с 8,9 с 9,5 с 10,0 с
6 8,4 с 8,9 с 9,4 с 8,8 с 9,4 с 10,0 с
7 8,3 с 8,8 с 9,3 с 8,7 с 9,3 с 10,0 с
8 8,0 с 8,6 с 9,1 с 8,6 с 9,2 с 9,9 с
9 7,8 с 8,4 с 9,0 с 8,5 с 9,0 с 9,7 с
Прыжок в длину с места (см)
5 180 160 150 175 155 140
6 185 165 155 180 160 145
7 190 175 160 185 165 150
8 200 185 165 185 170 150
9 210 190 170 190 170 155
Поднимание туловища из положения лёжа ноги согнуты в коленях в течение 1 мин
5 33 30 23 30 25 20
6 35 30 25 32 27 22
7 35 31 26 32 27 23
8 36 32 27 33 28 23
9 38 33 28 34 28 24
Подтягивание Мальчики- из виса на высокой перекладине. Девочки- из виса лёжа на низкой (1м) перекладине 5 6 4 2 16 10 6
6 7 5 3 19 15 9
7 8 6 4 19 15 9
8 9 7 5 17 14 8
9 10 8 6 16 14 6
Календарно-тематический план по футболу на 2015-2016 учебный год
№ занятияТема урокаКоличество часовДата проведенияПо плануПо факту1 Техника безопасности на занятиях по футболу. 2 2 Сдача контрольных нормативов по ОФП и ОТП. 4 3 Перемещение в стойке приставными шагами. 2 4 Закрепление перемещения спиной вперёд. 2 5 Совершенствование перемещения спиной вперёд. 2 6 Закрепление техники ускорения. 2 7 Совершенствование техники ускорения. 2 8 Обучение технике остановки. 2 9 Закрепление техники остановки. 2 10 Обучение технике поворотов. 2 11 Закрепление техники поворотов. 2 12 Комбинация из освоенных элементов техники движений. 2 13 Комбинация из освоенных элементов техники движений. 2 14 Комбинация из освоенных элементов техники движений. 2 15 Обучение ударам по неподвижному мячу внешней стороной стопы. 2 16 Закрепление ударов по неподвижному мячу внешней стороной стопы. 2 17 Совершенствование ударов по неподвижному мячу внешней стороной стопы. 2 18 Совершенствование ударов по неподвижному мячу внешней стороной стопы. 2 19 Обучение ударам по неподвижному мячу средней частью подъёма. 2 20 Закрепление ударов по неподвижному мячу средней частью подъёма. 2 21 Совершенствование ударов по неподвижному мячу средней частью подъёма. 2 22 Совершенствование ударов по неподвижному мячу средней частью подъёма. 2 23 Обучение ударам по катящемуся мячу внутренней стороной стопы. 2 24 Закрепление ударов по катящемуся мячу внутренней стороной стопы. 2 25 Совершенствование ударов по катящемуся мячу внутренней стороной стопы. 2 Продолжение26 Совершенствование ударов по катящемуся мячу внутренней стороной стопы. 2 27 Закрепление ударов по катящемуся мячу средней частью подъёма. 2 28 Совершенствование ударов по катящемуся мячу средней частью подъёма. 2 29 Совершенствование ударов по катящемуся мячу средней частью подъёма. 2 30 Обучение остановке катящегося мяча внутренней стороной стопы. 2 31 Закрепление остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы. 2 32 Совершенствование остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы. 2 33 Совершенствование остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы. 2 34 Обучение остановке катящегося мяча подошвой. 2 35 Закрепление остановки катящегося мяча подошвой. 2 36 Совершенствование остановки катящегося мяча подошвой. 2 37 Совершенствование остановки катящегося мяча подошвой. 2 38 Обучение выбрасыванию мяча из-за боковой линии с места. 2 39 Закрепление выбрасывания мяча из-за боковой линии с места. 2 40 Совершенствование выбрасывания мяча из-за боковой линии с места. 2 41 Совершенствование выбрасывания мяча из-за боковой линии с места. 2 42 Закрепление ударов по летящему мячу средней частью подъёма. 2 43 Совершенствование ударов по летящему мячу средней частью подъёма. 2 44 Совершенствование ударов по летящему мячу средней частью подъёма. 2 45 Закрепление ударов по летящему мячу внутренней стороной стопы. 2 46 Совершенствование ударов по летящему мячу внутренней стороной стопы. 2 47 Совершенствование ударов по летящему мячу внутренней стороной стопы. 2 48 Закрепление ударов по летящему мячу лбом. 2 49 Совершенствование ударов по летящему мячу лбом. 2 Продолжение50 Совершенствование ударов по летящему мячу лбом. 2 51 Обучение технике ведения мяча по прямой. 2 52 Закрепление ведения мяча по прямой. 2 53 Совершенствование ведения мяча по прямой. 2 Совершенствование ведения мяча по прямой. 2 54 Обучение ведению мяча с изменением направления и скорости движения. 2 55 Закрепление ведения мяча с изменением направления и скорости движения. 2 56 Совершенствование ведения мяча с изменением направления и скорости движения. 2 57 Совершенствование ведения мяча с изменением направления и скорости движения. 2 58 Обучение ведению мяча без сопротивления защитника ведущей и не ведущей ногой. 2 59 Закрепление ведения мяча без сопротивления защитника ведущей и не ведущей ногой. 2 60 Совершенствование ведения мяча без сопротивления защитника ведущей и не ведущей ногой. 2 61 Совершенствование ведения мяча без сопротивления защитника ведущей и не ведущей ногой. 2 62 Обучение ведению мяча с пассивным сопротивлением защитника. 2 63 Закрепление ведения мяча с пассивным сопротивлением защитника. 2 64 Совершенствование ведения мяча с пассивным сопротивлением защитника. 2 65 Совершенствование ведения мяча с пассивным сопротивлением защитника. 2 66 Обучение ведению мяча с активным сопротивлением защитника. 2 67 Закрепление ведения мяча с активным сопротивлением защитника. 2 68 Совершенствование ведения мяча с активным сопротивлением защитника. 2 69 Совершенствование ведения мяча с активным сопротивлением защитника. 2 70 Подвижные игры с элементами футбола. 2 71 Подвижные игры с элементами футбола. 2 72 Подвижные игры с элементами футбола. 2 73 Подвижные игры с элементами футбола. 2 74 Подвижные игры с элементами футбола. 2 75 Подвижные игры с элементами футбола. 2 76 Обучение ударам по воротам указанным способом на точность попадания мячом в цель. 2 Продолжение77 Закрепление ударов по воротам указанным способом на точность попадания мячом в цель. 2 78 Совершенствование ударов по воротам указанным способом на точность попадания мячом в цель. 2 79 Совершенствование ударов по воротам указанным способом на точность попадания мячом в цель. 2 80 Совершенствование ударов по воротам указанным способом на точность попадания мячом в цель. 2 81 Обучение технике вырывания и выбивания мяча. 2 82 Закрепление техники вырывания и выбивания мяча. 2 83 Совершенствование техники вырывания и выбивания мяча. 2 84 Совершенствование техники вырывания и выбивания мяча. 2 85 Обучение перехвату мяча. 2 86 Закрепление перехвата мяча. 2 87 Совершенствование перехвата мяча. 2 88 Совершенствование перехвата мяча. 2 89 Игра вратаря2 90 Игра вратаря2 91 Игра вратаря2 92 Обучение тактике свободного нападения. 2 93 Закрепление тактики свободного нападения. 2 94 Совершенствование тактики свободного нападения. 2 95 Совершенствование тактики свободного нападения. 2 96 Обучение позиционному нападению без изменения позиций игроков. 2 97 Закрепление позиционного нападения без изменения позиций игроков. 2 98 Совершенствование позиционного нападения без изменения позиций игроков. 2 99 Нападения в игровых заданиях 3:1 2 100 Нападения в игровых заданиях 3:2 2 101 Комбинация из освоенных элементов: ведение, удар (пас), приём мяча, остановка, удар по воротам. 2 102 Комбинация из освоенных элементов: ведение, удар (пас), приём мяча, остановка, удар по воротам. 2 103 Сдача контрольных нормативов по ОФП и ОТП. 4 104 Подведение итогов за учебный год. 2 Всего: 216