Рабочая программа по дополнительному образованию. Рабочая программа по кружку Любители русского языка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАРЬЯНОВСКАЯ ШКОЛА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
приказом по школе
от ______201__г. № __
на заседании НМС,
МО учителей
филологических наук с заместителем директора
по УВР Директор МБОУ
«Марьяновская школа»
Протокол № 01 ______________О.В.Апостолова _______________О.В.Черник
от «18» августа 2015 г.
Председатель
ШМО В.В. Козиренко. «24» августа 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кружку «Любители русского языка» основного общего образования
для 5 класса
Количество часов по учебному плану: 35 ч. в год; 1ч. в неделю,
Составитель:
учитель русского языка и литературы, специалист высшей квалификационной категории Козиренко Валентина Владимировна.
Программа разработана на основе основной образовательной программы дополнительного образования МБОУ «Марьяновская школа» Красногвардейского района Республики Крым на 2015-2016 учебный год, нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе, на основе пособий для учителя и учащихся: Иванова В. П. «Трудные вопросы орфографии» М., «Просвещение,»1982г., Иванова В. П. «Слово в системе русского языка»: М., «Просвещение», 2002г.
Учебники:
1.Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Л.М.Рыбченкова и др.- М.:Просвещение, 2015.
2.«Трудные вопросы орфографии».В.П. Иванова.-М.: Просвещение,1982
3.«Слово в системе русского языка».В.П. Иванова.-М.:Просвещение, 2002г.
Рабочую программу составила:Козиренко Валентина Владимировна
с. Марьяновка
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 .Пояснительная записка……………………………………………………………………………3
2. Общая характеристика кружка «Любители русского языка»:
2.1. цели и задачи…………………………………………………………………………………….5.
2.2.основные методы, формы работы……………………………………………………………....5.
3.Место кружка «Любители русского языка» в учебном плане…………………………………...7
4.Планируемые результаты освоения программы кружка………………………………………..7
5. Тематический план……………………………………………………………................................8
6.Литература…………………………………………………………………………………………..10
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка предметного направления «Любители русского языка» составлена на основе основной образовательной программы дополнительного образования МБОУ «Марьяновская школа» Красногвардейского района Республики Крым на 2015-2016 учебный год, нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе, на основе пособий для учителя и учащихся.
Программа кружка предметного направления «Любители русского языка» рассчитана на учащихся 5 классов.
Курс основан на основе пособий для учителя и учащихся:
1.Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Л.М. Рыбченкова и др.- М: Просвещение, 2015.
2.«Трудные вопросы орфографии». В.П. Иванова.- М.: Просвещение,1982
3.«Слово в системе русского языка». В. П. Иванова.- М.: Просвещение, 2002г.
Образовательная программа работы кружка разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» на основе нормативно-правовых документов:
1.Конституция РФ.
2.Конвенция ООН о правах ребенка.
3.Закон Российской Федерации «Об образовании».
4.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
5.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
6.Устав МБОУ «Марьяновская школа».
Программа работы кружка обеспечивает формирование и развитие знаний, умений, способностей, черт характера и иных качеств, необходимых для воспитания всесторонне развитой, социально-активной личности. Программа призвана создавать условия для осуществления и расширения дополнительного образования, в интересах повышения качества образовательного процесса в школе.
Занятия в кружке «Любители русского языка»– это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования
Занятия в кружке обладают большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяют полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; позволяет расширить общее образование путем реализации индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
Дополнительные занятия детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.
Занятия в кружке способствуют возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формируют у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышают его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей, содействуют укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Участие детей в работе кружка способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально- психологического климата в ней.
Программа кружка «Любители русского языка» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Известно, что курс русского языка 5 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Ученикам трудна орфография и морфология. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, так как являются одними из самых сложных для восприятия обучающимися, хоть они и повторяется в системе в последующих классов, систематических ошибок избежать не удается. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа кружка «Любители русского языка».
2. Общая характеристика кружка «Любители русского языка»
Общие цели работы кружка:
создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения учебных потребностей обучающихся по русскому языку и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи:
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья;
адаптация детей к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
организация содержательного досуга учащихся;
удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии.
здоровья;
адаптация детей к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
организация содержательного досуга учащихся;
удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии.
Основные цели кружка:
-расширить знания учащихся о языке,
-обогатить словарный запас,
-изучить слова как части речи.
-обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
-обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.
Кружок «Любители русского языка» имеет естественно - научную направленность.
Основная цель дополнительного образования естественно-научной направленности – расширение знаний обучающихся в рамках образовательных областей, формирование у подростков приемов и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. Данная направленность способствует реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме.
Основные методы, формы работы кружка
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся, использование таких форм работы: тестирования, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного изложения, лекции, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра.
Методы обучения: словесные, творческие.
Специфика: преимущественно групповые занятия с выполнением индивидуальных заданий.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников.
Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.
Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли существительных, глаголов, и т.д.). Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам.
Практический характер занятий позволяет с помощью упражнений различного вида сложности, а также лингвистических разборов закрепить знания по изученным темам, а лекционно-практический – узнать, усвоить и закрепить новые темы и понятия.
Программа кружка состоит из трех разделов (блоков).
В первом разделах указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по орфографии, где особое внимание уделяется трудным случаям правописания.
Во втором и третьем блоке рассматривается материал по морфологии, предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок: разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.
Система дополнительного образования в кружке выступает как педагогическая структура, которая
-максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся;
-обеспечивает психологический комфорт для всех учащихся иличностную значимость учащихся;
-дает шанс каждому открыть себя как личность;
-предоставляет ученику возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе;
-налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на принципах реального гуманизма;
-активно использует возможности окружающей социокультурной среды;
-побуждает учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу;
Дополнительное образование детей в кружке «Любители русского языка» — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации.
Ценность дополнительного образования детей в кружке состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.
3.Место предметного направления кружка «Любители русского языка» в учебном плане
Программа кружка «Любители русского языка»является неотъемлемой частью целостной системы организации образовательного процесса в школе и обеспечивает единство обучения и воспитания.
Программа предназначена для учащихся 11-12 лет, обучающихся в общеобразовательных школах. Дети по желанию дополнительно занимаются изучением русского языка и развивают свои филологические способности.
Количество часов по учебному плану: 35 ч. в год; 1ч. в неделю,
В школе пятидневная рабочая неделя для учащихся 1-11 классов.
Занятия кружка, предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся после окончания основного учебного процесса и перерыва, отведенного на отдых,
в каждую среду с 15.10 до 15.55.
Продолжительность занятий зависит от возраста учащихся и определяется программой. Между занятиями предусмотрен перерыв.
4.Планируемые результаты
Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития личности каждого ученика кружка.
Ожидаемые результаты освоения программы:
- самореализация учащихся в сфере дополнительного образования, раскрытие творческого потенциала;
- профессиональная ориентация учащихся;
- проявление активной жизненной позиции каждым учащимся;
- воспитание потребности творческой деятельности.
5.Тематический план.
№ Тема Кол-во
часов Содержание занятия, характер
1. ОРФОГРАФИЯ-14ч.
Введение. Основные принципы русской орфографии 1
Лекц-практ.
2. Фонетический принцип 1 Лекц-практ.
3-4. Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа. 2 Лекц-практ.
5-6 Правописание безударных гласных в корне слова 2 1) Проверяемые ударением
2) Непроверяемые ударением
7-8. Трудные темы орфографии. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ- 2 1)Основные значения приставок пре-при
2)Употребление приставок
9-10 Правописание О-Ё-Е после шипящих 2 1) О-Ё-Е в корне
2) О-Ё-Е в суффиксах и окончаниях
11 И-Ы после Ц 1 1) И-Ы в корне
Лекц-практ.
12-13 Правописание сложных слов 2 1) Соединительные гласные
2)Сложносокращенные слова
14. Разделительный Ь. 1 1) Ь для обозначения мягкости
Лекц-практ.
15-16
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ-6ч.
Склонение существительных
Род существительных 2 1Склонение существительных
2) Род существительных практ.
17 Собственные и нарицательные существительные 1 Различение собственных и нарицательных существительных
18 Одушевленность- неодушевленность 1 Различение одушевленных и неодушевленных существительных Лекц-практ.
19-20 Падеж имен существительных. 2 Определение падежа у имен существительных Лекц-практ.
21 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ-7ч.
Имя прилагательное как часть речи.
1 Имя прилагательное как часть речи. Лекц-практ.
22-23
24 Полные и краткие имена прилагательные.
Род имен прилагательных 2
1 Различение полных и кратких имен прилагательных
25-27 Падеж и число имен прилагательных 3 Определение падежа и числа у имен прилагательных
28. ГЛАГОЛ-8ч.
Глагол как часть речи
1
Глагол как часть речиююю
29 Спряжение глагола. 1 Определение спряжения у глагола
Лекц-практ.
30\31 Вид глагола Определение вида у глаголов
32\33 Лицо и число у глагола 1 Определение лица и числа у глаголов.
34 Время глагола. 1 Определение времени у глаголов.
35 Итоговое занятие. 1
ВСЕГО 35ч.
6.Литература
Учебники:
1.Русский язык. 5 класс. Учебник .для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Л.М. Рыбченкова и др.- М :Просвещение, 2015.
2.«Трудные вопросы орфографии».В.П. Иванова.-М.: Просвещение,1982
3.«Слово в системе русского языка».В.П. Иванова.-М.:Просвещение, 2002г.