ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «АЗБУКА ЭТИКЕТА» Модифицированная программа
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа №1101»
Рассмотрено Согласовано Утверждено:
На заседании педагогического Педагог- организатор Директор ГБОУ Школа №1101
Совета дополнительного образования __________/Варлен Н.В./
Протокол № _____________/Аксенова И.А./ Приказ №
От ____________2015г. 01 сентября 2014г.
Направленность: культура
ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
«АЗБУКА ЭТИКЕТА»
Модифицированная программа
Составитель: Кузьминова Людмила Алексеевна
Срок реализации: 2 года
Возраст детей: 12-14 лет
г. Москва 2015 год
Пояснительная записка
Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. При этом важно понимать, что правила вежливости – не что-то искусственно выдуманное для усложнения жизни, а, наоборот, благодаря им общение становится более человечным, потому что они основаны на уважительном и тактичном отношении к человеку.
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.
В младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения.
Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.
Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть внутриличностные и межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
В дошкольном возрасте у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Пропедевтическая работа по обучению детей правилам этикета начинается уже в детских садах. Во всех образовательных программах для дошкольников педагогам предлагается такое содержание как: воспитание у детей правил культуры поведения в общественных местах, правила общения, культурно-гигиенические правила по самообслуживанию, правила поведения за столом, при посещении гостей и пр.
Школьнику же необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У него появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.
Изучение курса «Азбука этикета» является важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данного курса, позволяют значительно расширить и углубить знания школьников об этических нормах, правилах поведения.
Цель программы «Азбука этикета» – ознакомление учащихся с нормами поведения в обществе, формирование умений выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; развитие коммуникативных способностей школьников.
Основные задачи: познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
формировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
развивать устойчивую положительную самооценку школьников.
В рамках данного курса работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль, на каждом новом витке обучения рассматриваются аналогичные вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем и проведении занятий.
Как уже было сказано, основы норм поведения дети получают еще в дошкольном возрасте. С учетом имеющегося у детей потенциала знаний и умений школьникам предлагается расширить свой опыт поведения в различных жизненных ситуациях в процессе изучения программы «Азбука этикета».
Программа включает в себя 5 разделов: «Речевая культура», «Культура внешнего вида», «Культура общения», «Культура питания», «Культура поведения».
Реализация данной программы возможна через часы общения (по одному занятию в неделю с 7 по 8 класс).
Восьмиклассникам предлагается раздел: «Школа делового этикета» (17 час.). При разработке занятий активно используются материалы учебных предметов, прежде всего гуманитарно-художественного цикла: литературные и музыкальные произведения, история родного города, народные обычаи и традиции, знакомство с окружающей природой. Это соответствует основной задаче курса – сделать этикет как предмет связующим звеном всего учебно-воспитательного процесса.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы:
ролевые игры, рисование, конкурсы, викторины, тесты, решения проблемных ситуаций, беседы.
По результатам изучения программы проводятся итоговые занятия с целью изучения уровня усвоения учащимися этических норм и применения их в разных ситуациях.
В программе указана литература, которую можно активно использовать при подготовке часов общения и проведения элективных курсов. Кроме того, оформлено приложение:
перечень правил этикета,
Ожидаемые результаты.
Введение в активный словарь детей достаточного количества этикетных стереотипов. Умение выбирать нужную формулу этикетного поведения с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Освоение общих правил культурного поведения.
Программа курса «Азбука этикета»
для учащихся 7-8 классов.
Учебно-тематический план 7 класс
№№
пп. Название раздела, темы Кол-во часов
7 класс. Раздел 1.Общие вопросы этикета 4
1 Что такое этикет?
История возникновения этикета. 1
2 Роскошь человеческого общения.
«Насколько вы общительны, робки, контактны?» 1
3 Составление собственных правил этикета 1
4 Беседа «Вежливость» 1
Раздел 2. Речевая культура. 9
5-6 Язык враг или друг? 2
7-8 Правила речевого общения. 2
9-10 Культура спора, диспута, дискуссии. 2
11 Вы сказали: «Здравствуйте!».
1
12 Межличностные отношения 1
13 Жанры и содержания писем 1
Раздел 3. Культура внешнего вида. 7
14-15 Волшебный мир моды. Что такое имидж? 2
16-17 Понятие «стиль одежды». 2
18 Когда и как надо одеваться. 1
19 Народные традиции у представителей различных религий.
1
20 Маленькие мелочи 1
Раздел 4. Культура общения. 6
21 Культура поведения в общественных местах.
1
22 Культура общения по телефону. 1
23-24 .Культура медиаобщения. 2
25 Правила гостевого этикета 1
26 Правила подарочного этикета 1
Раздел 5. Культура питания. 4
27 Совместимость продуктов. 1
28-30 Правила поведения в столовой, на праздничном ужине, за фуршетом. 3
Раздел 6. Культура поведения. 3
31 Культура поведения на спортивных мероприятиях. 1
32 .Этикет семейных событий. 1
33 Родительский дом – доброты причал.
1
34 Итоговое занятие 1
Содержание программы
7 класс
Раздел 1. Общие вопросы этикета
Тема1. Что такое этикет. Знакомство. История возникновения этикета.
Рассматриваются традиции и этикет разных народов. Учащиеся знакомятся с нормами поведения в обществе, с ответственностью за выполнение ряда обязанностей. Дети узнают правила знакомства с младшими, старшими, взрослыми. Процесс знакомства детей в классе (разнообразные приемы, игры, упражнения).
Тема 2.Роскошь человеческого общения. «Насколько вы общительны, робки ,контактны?»
Этикет говорящего: четкость, правильность, грамотность речи. Мимика и жесты. Этикет слушающего: умение слушать и слышать, умение выслушать говорящего. Не перебивай говорящего. Признаки общей культуры человека.
Тема 3. Составление собственных правил этикета
Родная речь – богатство народа.
Богатство и красота русской речи. Этапы становления и развития русского языка. Устная речь. Письменная речь. Великие россияне о русском языке. Родная речь как выражение исторической мудрости народа.
Тема 4. Беседа «Вежливость»
Вежливая просьба, отказ.
Вежливость – необходимое проявление общей культуры. Формируется представление о вежливости как необходимом проявлении общей культуры и об этикете как обязательных правилах поведение и речи.
Раздел 2. Речевая культура.
Тема 5-6. Язык враг или друг?
. Правила речевого общения.
Правила монолога, диалога. Правила говорящего и слушающего. Комплименты. Искусство делать комплименты. Применение этикетных стереотипов в зависимости от цели общения.
Обращение к знакомому и незнакомому человеку. Вежливая просьба, вежливый отказ.
Тема 7-8. Правила речевого общения.
Из истории общения: приветствие, прощание, культура общения.
Слова приветствия, жесты, действия, внешний вид. Обращения к собеседнику. Извинения. Правила речевого поведения при знакомстве, прощании, поведении за столом, вежливой просьбе.
Правила общения в семье.
Приветствие в семье. Правила обращения к маме, папе, старшим и младшим сестрам и братьям. Понимание между членами семьи. Что нужно делать, чтобы в доме жила радость.
Правила общения между старшими и младшими.
Правила обращения к старшим на улице, в общественном транспорте, магазине. Правила приветствия старших.
Основные требования этикета.
Вежливость, тактичность, обязательность, скромность, деликатность, корректность. Уважение к людям, почтительность, любезность как показатели культуры поведения человека в обществе.
Правила поведения между мужчиной и женщиной.
Невербальное поведение человека.
Улыбка, жест, речь воспитанного человека. Язык телодвижений: жесты, динамические позиции.
Тема 9-10. Культура спора, диспута, дискуссии.
Культура спора, диспута, дискуссии.
Ведение беседы, участие в дискуссии и споре, ясное, лаконичное и четкое изложение своего собственного мнения, умение слушать, слышать и понимать собеседника.
Тема 11. Вы сказали: «Здравствуйте»!
Правила общения между старшими и младшими.
Правила обращения к старшим на улице, в общественном транспорте, магазине. Правила приветствия старших.
Тема12. Межличностные отношения.
Культура поведения в образовательном учреждении.
Правила поведения в школе. Приветствия в школе с учителями, друзьями, посторонними людьми. Правила поведения в раздевалке. Правила поведения на перемене. Что необходимо делать в экстремальных ситуациях.
Тема 13. Жанры и содержания писем.
Письменная речь. Эпистолярный жанр.
Переписка. Обращения и подписи. Просьбы и прошения. Рекомендательные и благодарственные письма. Деловые письма. Поздравления, личные письма, открытки, записки, дневниковые записи, напутствия, описания предмета, внешности, личности. Раздел 3. Культура внешнего вида.
Тема14-15. Волшебный мир моды. Что такое имидж?
«Эта изменчивая мода…»
«Быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса. Отставать от моды – недопустимо». Соответствие одежды времени и месту.
«Мода и здоровье»
Здоровый образ жизни. Соблюдение индивидуального и общего режима дня. Физические упражнения для формирования фигуры.
Тема 16-17. Понятие «стиль одежды».
Понятие «стиль одежды».
Понятие о моде, стиле, классике в одежде. Мужская и женская мода. Стили одежды: вечерний, деловой, свободный и спортивный.
«В человеке все должно быть прекрасно!».
Внешность и внутренний облик – неразрывные звенья. Стиль одежды, опрятность, ухоженность, походка, манеры, осанка.
Тема 18. Когда и как надо одеваться.
Эстетика и вкус в одежде, цветовые сочетания, украшения, аксессуары.
Тема 19. Народные традиции у представителей различных религий
Мода и стиль. Современные тенденции. Внешний вид. Тип личности. Походка и осанка. Внешность – визитная карточка, ее нельзя спрятать, она всегда на виду. Имидж. Внешность женщины. Внешность мужчины. Гардероб женщины. Гардероб мужчины в зависимости от религии.
Тема 20. Маленькие мелочи
«Встречают по одежке…»
Значение внешнего вида в жизни современного человека. Индивидуальность, неповторимость внешнего облика человека.
Тема 2. «В человеке все должно быть прекрасно!».
Внешность и внутренний облик – неразрывные звенья. Стиль одежды, опрятность, ухоженность, походка, манеры, осанка.
Раздел 4. Культура общения.
Тема 21. Культура поведения в общественных местах.
Основные требования этикета.
Вежливость, тактичность, обязательность, скромность, деликатность, корректность. Уважение к людям, почтительность, любезность как показатели культуры поведения человека в обществе. Правила поведения между мужчиной и женщиной.
Тема 22. Культура общения по телефону.
Правила разговора по телефону. Как разговаривать по сотовому телефону без ущерба для окружающих. СМС-общение. Телекс. Телефакс.
Тема 23-24. Культура медиаобщения.
Общение посредством электронной почты. Правила эпистолярного этикета в сети Интернет.
Тема 25. Правила гостевого этикета.
Этикетные выражения в ситуации поздравления. Этикет общения на празднике.
Юбилеи и праздники. Поздравления с юбилеем и праздником. Разговор с гостями, совместные занятия. Этикет общения на празднике. Место шутки и юмора.
Тема 26. Правила подарочного этикета.
Поведение в гостях. Вид подарка. Выбор подарка. Оформление поздравления. Ролевая игра «В гости».
Раздел 5. Культура питания.
Тема 27. Совместимость продуктов.
Правила выбора продуктов и блюд. Режим питания, оптимальный режим питания, диета. Здоровое питание. Витаминизация пищи. Пища, которая вредит здоровью.
Тема 28-30. Правила поведения в столовой, на праздничном ужине, за фуршетом.
История возникновения и развития этикета за столом. Правила хорошего тона за столом. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину.
Размещение за столом. Составление меню. Подача и оформление блюд.
Раздел 6. Культура поведения.
Тема 31. Культура поведения на спортивных мероприятиях.
Этикет поведения зрителей. Скандирования, аплодисменты. Выражение эмоциональных состояний. Поведение участников состязаний.
Тема 32. Этикет семейных событий.
Дни рождения. Свадьбы. Юбилеи. Именины. Соблюдение традиций в семье. Организация досуга.
Тема 33. Родительский дом – доброты причал.
Ваш дом. Уютная и доброжелательная домашняя обстановка. Секреты интерьера. Уместность мебели. Цветы в доме. Домашние животные. Мы в ответе за того, кого приручили.
Тема 34. Итоговое занятие.
Итоговое занятие проходит в виде викторины с практическими заданиями.
Литература
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 171с.
Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия–Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 198с.
Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116с.
Крискунова И. Создай свой имидж./ Оформление С. Шикина – СПб.: Лань, 1997. – 176с.
Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 160с. (В помощь психологу.)
Программа курса «Азбука этикета»
для учащихся 8 классов.
Учебно-тематический план 8 класс
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа курса «Азбука этикета» адресована для учащихся 8-х классов, тех, кто считает, что их жизненный успех зависит в решающей степени от них самих, кто чувствует собственную ответственность за происходящие с ними события, за то, как складывается их жизнь.
Итак, этот курс для тех, кто хочет заниматься активной деятельностью, но не всегда знает, как действовать. Программа знакомит с основными принципами современного делового этикета и правилами поведения в различных ситуациях. В частности, учащиеся узнают, как вести деловые переговоры, как одеться на работу и успешно пройти собеседование при приёме на работу – словом, обо всём, что помогает произвести благоприятное впечатление в обществе. Если молодой человек или девушка выбрали путь делового человека – бизнесмена, предпринимателя, менеджера, они должны знать, что впереди большой и трудный путь самореализации.
Немаловажное значение имеет технология создания имиджа – своеобразный «кодекс поведения» делового человека (знание делового этикета, приличные манеры, умение вести себя в обществе). Модели поведения на работе и в повседневной жизни включены в менталитет служащих, независимо от занимаемого ими общественного положения. Тот, кто нравится людям, несомненно вызывает симпатию, расположение, а это значит, что впереди успешные контакты и контракты.
Учащимся 8 классов полезно ознакомиться с правилами хорошего тона, которые способствуют не только успеху, но и приносят постоянное удовлетворение своей работой. Молодые люди должны знать, что слова «этикет» и «этика» имеют разное толкование. «Этика» – понятие нравственного плана, «этикет» – поведенческого. А новое слово «имидж» означает «образ», впечатление. Конечно эти понятия взаимодополняют друг друга, но всё-таки имеют разное значение. И рассматривать их необходимо отдельно.
Цель курса – формирование деловой культуры поведения учащихся.
Задачи курса:
• ознакомить учащихся со сводом правил поведения, регулирующих проявление человеческих отношений, помочь им создать свой имидж;
• сформировать мотивацию и ценностное отношение к правилам делового этикета;
• сформировать навыки поведения, соответствующего деловому этикету.
Примерные требования к знаниям и умениям учащихся
В результате изучения программы учащиеся должны:
• иметь первоначальное представление о значении понятий «этикет», «имидж», «этика»;
• иметь первоначальные сведения о современном этикете и нюансах этикетной субординации;
• знать особенности делового общения и служебно-делового этикета.
Учащиеся должны уметь:
• характеризовать основные атрибуты деловой привлекательности;
• находить выход из повседневных ситуаций, не нарушая этикета делового человека;
• составлять «свой портрет» при помощи написания резюме;
• анализировать любую проблему с точки зрения другого человека;
• работать со справочной литературой.
Учебно-тематический план 8 класс
№ Тема занятия Количество часов
1 Вводное занятие 1ч
2 Современный этикет: игра по правилам 4ч
1-2. Принципы современного этикета
3-4. Нюансы этикетной субординации 3 Деловое общение 8ч
5-6. Приветствия, служебно-деловой этикет
7-8. Правила общения во время встреч, визитные карточки. (Практическая работа: составление алгоритма поведения)
9-10. Творческая работа (изготовление визитки)
11-12 Комплименты; извинения; подарки и сувениры 4 Атрибуты деловой привлекательности 16ч
13-14. Деловая элегантность
15-16. Одежда, способствующая успеху
17-18.Требования к повседневной одежде
19-20. Вечерний костюм
21-22. Умение быть привлекательным
23-24. Осанка, позы, походка
25-26. Украшения, аксессуары
27-28. Выбор парфюмерии
5 Деловая практика 4 ч
29-30. Повседневные ситуации
31-32. Этикетные правила при устройстве на работу Итоговое занятие 1ч
ИТОГО: 34ч
Содержание программы
1. Вводное занятие (1 ч)
Цели, задачи курса. Что такое этикет? Какую роль в достижении успеха играют чуткость, внимательность, вежливость, корректность, деликатность и т. д.
2. Современный этикет: игра по правилам (4 ч)
Несколько основных принципов современного этикета. Свод правил поведения, регулирующих проявление человеческих взаимоотношений, гигиена, поведение на работе, в общественных местах.
3. Деловое общение (8 ч)
Советы делового общения. Как необходимо здороваться?
Имидж делового человека. Особенности взаимоотношений сотрудника и руководителя. Ведение деловых бесед и деловой переписки. Этикет телефонных разговоров. Деловая культура. Умение наладить контакты, чётко сформулировать проблемы, умение их обсуждать. Визитные карточки как элементы деловых отношений. Темы для беседы за столом на деловых переговорах.
Как сделать комплимент, чтобы не обидеть человека. Формулы извинений. Подарки и сувениры – один из элементов гостеприимства: что и как можно или нужно дарить. В каких случаях можно отказаться от подарка. Что подарить мужчине, мужчине-руководителю? Творческая работа: изготовление визитки (возможна помощь родителей). Подготовка к демонстрации. Оценка недостатков и достоинств. Трудности, которые испытали учащиеся при изготовлении визитки.
Практические работы
1) Детальная проработка текстов личного и делового письма.
2) Коллективное обсуждение правил оформления писем.
4. Атрибуты деловой привлекательности (16ч)
Внешний вид делового человека. Простота, вкус, опрятность – залог успеха. Портрет элегантного делового человека. Культура внешности человека – необходимая составляющая этикетных ситуаций общения. Ряд довольно устойчивых (этикетных, эстетических и др.) требований к одежде. Наиболее подходящие цвета и ткани для делового костюма. Советы, которые помогают скрыть недостатки фигуры с помощью одежды. Сколько цветов одновременно можно сочетать в своей одежде? Можно ли женщине идти на какое-либо торжественное или деловое мероприятие без чулок? Какую обувь лучше покупать? Этикетные нормы и традиции при выборе вечернего костюма. Как правильно выбрать украшения и духи?
Практическая работа
Создание собственного имиджа делового человека (составление резюме).
5. Деловая практика (4ч)
Как не попасть в ловушку обстоятельств: повседневные ситуации в городском транспорте, на улице.
Ситуация устройства на работу: умение представить своё резюме; как следует вести себя при собеседовании; внешний вид при устройстве на работу; умение задавать вопросы и отвечать на них.
6. Итоговое занятие (1 ч)
Подведение итогов: защита рефератов; презентация визитных карточек.
Самоанализ практической творческой деятельности учащихся.
Коллективное обсуждение.
Примерный перечень тем для выполнения зачётной работы (реферата):
«Приём - одна из форм делового общения между людьми».
«Основные правила поведения гостя на приёме».
«Поведение и общение за столом».
«Что значит быть стильной?»
«Парфюмерия для офиса и отдыха».
«Этикет в разных странах».
«Этикетные правила в особых случаях: в театре, на концерте…»
Литература.
Аверкин В.Н. Путёвка в жизнь: Образование, профессия, карьера: Учебн.-справ. Пособие 9, 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко. – М., 2005.
Алёхина И.В. Имидж и этикет делового человека. – М. , 1996.
Вечер Л.С. Секрет делового общения. М., 1996
Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М., 1994.
Дунцова К.Г., Станкович Г.П. Этикет за столом. – М., 1990.
Зарецкая И.И., Чернер С.Л. Деловой этикет. – М., 1998.
Кузнецов И.Н. Технология делового общения. – Москва. Ростов н/Д, 2004.
Лихачёва Л.С. Этикет деловой женщины, или Практика непринуждённого поведения. – Екатеринбург, 2003.
Лощинская В.М. Этикет и сервировка стола. – М., 2001.
Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. – М., 2003.