Урок творчества по русскому языку на тему Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок текста
Урок творчества.
Тема: «Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок текста.»
Цель: 1. Формирование умения определять тему, основную мысль текста, подбирать заголовок текста.
2. Развитие аналитического и образного мышления, умение выделять главное, обобщать, развитие фантазии, творческих способностей.
3. Прививать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: Тексты и разно уровневые задания для работы в группах; учебники; сигнальные карточки для каждой группы. На доске плакат: «Состояние творчества- состояние наваждения, сновидения». (М. Цветаева)
Ход урока.
I. Оргмомент.
Мы сегодня с вами дети,
Проведём такой урок:
Поработаем по группам,
Уложиться должны в срок.
Уменья, навыки и знанья
Показать вы всем должны,
Результаты всех ответов
Очень для меня важны.
II. Формирование умений и навыков.
1.Учитель: Сегодня наш урок русского языка будет уроком творчества. Вы научитесь определять основную мысль текста, подбирать заголовки и, наконец, сами станете авторами небольших рассказов.
Итак, начнём. Нам надо выяснить, что мы называем текстом. У вас на партах две записи. Одна из них- текст, а другая- нет. Определите, что является текстом.
Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли на землю.
По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растёт белая берёзка. Узкая тропинка вела к избушке лесника. Как красив лес в зимнюю пору!
Дети называют текстом первую запись. Свой выбор они объясняют тем, что в первом случае все предложения связаны между собой по смыслу, а во втором – нет.
Учитель. В первой записи все предложения объединены одной темой. Какова тема текста?
Дети. Здесь говорится о красивом убранстве осенних деревьев.
Учитель. Правильно. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Проведём дальнейшее исследование текста. Определите основную мысль текста.
Дети. Основная мысль заключается в том, что автор хотел показать нам, как красивы деревья в осеннем наряде.
Учитель. Подберите заголовок к этому тексту. ( Золотая осень. Деревья осенью. Красавица берёзка. Осеннее убранство.)
2. Учитель. Прежде чем приступить к созданию собственных текстов, закрепим умение определять тему и основную мысль текста. У каждого из вас на столах лежит листок, на котором тексты и три задания.
1. Прочитать текст, определить тему и основную мысль текста, придумать и написать заголовок. Списать весь текст.
1 группа
Петя и Алёша возвращались из школы. Вдруг они услышали жалобный писк. Осмотрелись и увидели около скамейки пушистого котёнка. Он был такой маленький и беззащитный. Ребятам стало жалко малыша. Петя взял его к себе домой, накормил, обогрел и назвал Пушком.
· 2 группа
Чёрная туча закрыла солнце. Стало совсем темно. Поднялся сильный ветер. Первые крупные капли дождя упали на землю. Дождь всё усиливался. Сверкнула молния, ударил гром. Началась гроза.
3 группа
Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зелёную листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок.
2. Подобрать слова к теме.
1 группа
Тема «Театр».
2 группа
Тема «Магазин».
3 группа
Тема «Школа»
ФИЗМИНУТКА.
АУТОТРЕНИНГ. Я спокоен. Я совершенно спокоен.
Мои мысли настроены на творчество.
Передо мной слова, они складываются
В словосочетания, словосочетания- в
предложения. Из предложений рождается текст.
Я беру ручку, смотрю на слова и начинаю писать.
Самостоятельно составьте связный текст, запишите его в тетради.
1 группа
Тема «Мой любимый урок».
2 группа
Тема «Книга – мой лучший друг»
Опорные слова: читать, узнавать, приключения, сказки, интересно, удовольствие, советую.
3 группа
Тема «Как хорошо летом на реке!»
Особенно приятно в жаркий летний день на реке. Сейчас стоит весна, а я с удовольствием вспоминаю о лете. Летают синие стрекозы, от душистых трав разносится аромат. От воды веет прохладой.
Хорошо! Я с разбега бросаюсь в реку, плескаюсь, ныряю.
Начинается творчество. (Звучит спокойная музыка)
А) – Подумайте, о чём бы вы хотели написать в своих рассказах. Изобразите это в своих рисунках.(Учащиеся рисуют)
Б) - Сегодня вы подумаете и увидите, в чём заключается творчество. Все вы будете иметь возможность писать, чтобы понять этот процесс как бы изнутри. Запомните: все способны писать.
В) – Как вы понимаете выражение: «Состояние творчества – это состояние наваждения и сновидения»?
IV. Итог урока.
Что является темой текста?
Какова основная мысль текста?
Что должен отражать заголовок текста?
V. Отработка навыков.
- Дома доработайте свои тексты, проверьте, перепишите в тетрадь.
ПЕТЕРФЕЛЬДСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Тема: Тема и основная мысль текста. Заголовок текста.
Подготовила: Старостина Е. Н.
15