Урок –игра «Математический турнир» по теме: «Решение задач с помощью уравнений»
игра «Математический турнир» по теме: «Решение задач с помощью уравнений»
Подготовила учитель математики Цыцылина Антонина Александровна МБОУ СОШ№12 г-к Анапа
Урок –игра «Математический турнир» по теме: «Решение задач с помощью уравнений», это обобщающий урок перед контрольной работой.
Цель урока: создание условий для осознанного и уверенного владения навыком составления уравнений при решении текстовых задач.
Задачи:
Учебная: формировать умения решать задачи с помощью уравнения; создать условия для понимания зависимости между величинами, совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи при комментировании решений; развивать умения: анализировать, аргументировать и делать выводы, развитие познавательной активности учащихся, повышение мотивации обучения путём использования яркой, красочной презентации к уроку.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений, формировать умение работать в группах.
Материалы и оборудование: интерактивная панель, карточки, магниты.
Форма: урок- игра. Участники: учащиеся 5»В» класса.
Литеретура: 1.М.А.Попов Дидактические материалы по математике. 5 класс – М.:Издательство «Экзамен», 2014
2.А.П.Ершова, В.В.Голобородько Самостоятельные и контрольные работы по математике 5 класс – М.:Издательство «Илекса»,2014
3.Учебник математики 5 класс, автор Виленкин Н.Я. и др.
4.шаблон презентации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Технологическая карта урока математики в 5 классе.
Урок –игра «Математический турнир» по теме: «Решение задач с помощью уравнений»
Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011
Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Организационный момент
Создать благоприятный психологический настрой на работу, подготовка к уроку необходимых принадлежностей.
Включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока: построение и решение математических моделей текстовых задач, решаемых с помощью уравнения в теме «Упрощение выражений».
- Разбивает ребят на группы(по рядам).
- Проверяет домашнее задание. (Найти в учебнике и прочитать сведения о К. Гауссе, А.Н. Колмогорове, П.Л. Чебышеве. )
- 1 ряд готовит сообщение о А.Н. Колмогорове, 2 ряд о К. Гауссе, 3ряд о П.Л. Чебышеве.
-У нас есть ученики которые подготовили мини презентации, давайте посмотрим.
- Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на прошлом уроке?
- Участвуют в проверке домашнего задания, три ученика подготовили мини презентацию.
- показывают и комментируют свои презентации
-об упрощении выражений, решении задач с помощью уравнений
Личностные ууд обеспечивают ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях.
Коммуникативные ууд: управление поведением партнера – контроль, оценка действий партнера.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Актуализировать знания о понятии деления, приёмах устных вычислений при умножении и делении двузначных чисел, упрощении выражений; повторить компоненты уравнений.
-Давайте посчитаем устно: 12*2, 8*5,24:6, 81:3, 7*7, 13*5, 48:2, 48:3, 45:5, 9*11.
-А теперь упростим выражения:
а + а; 2с+5с -3с; 7х-3х+2; 2у-у+4у; а-2.
-Повторим компоненты уравнения.
- неизвестное слагаемое
-неизвестный множитель
- неизвестное уменьшаемое
-неизвестный делитель
-неизвестное делимое
-неизвестное вычитаемое
- Отвечают с места
- Отвечают.
Комментируют.
- По очереди отвечают на вопросы.
Регулятивные ууд:прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения.
- контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция - внесение необходимых дополнений ;
3.Целеполагание и мотивация
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
- Как вы думаете, а почему я вас вначале урока разделила на группы?
- Правильно мы сегодня проведем урок-игру.
– Как можно сформулировать тему урока?
- А почему именно в теме «Упрощение выражений» мы рассматриваем данный вопрос?
- А какие цели мы должны перед собой поставить?
- Делают предположения.
- Отвечают на вопрос.(Мы будем сегодня решать уравнения и задачи)
-Потому что мы будем говорить о задачах, которые решаются с помощью уравнения.
- Решать уравнения, которые нужно сначала упростить.
- Называют общие и конкретные цели, как для урока, так и для себя.
Коммуникативные ууд:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
постановка вопросов.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.
Регулятивные: целеполагание.
4. Игра
1 тур
Конкурс капитанов
Цель этапа: тренировать способность к переводу текстов с русского языка на математический и обратно; уточнить способы действий, в которых допущены ошибки; исправить ошибки на основе правильного применения правил, зафиксировать их в речи.
- Ребята каждому из вас выдается листочек с уравнением, кто первый решит- тот будет капитаном, каждое верное решение принесет команде 1 балл. (на каждом ряду уравнения одинаковые). Ответы записывайте в общий бланк-ответов, первый решивший обводит свой ответ в кружок. На решение дается 2 минуты. Затем вы сдаете общий бланк.
- Теперь проверим ваши решения.
-Комментирует какая команда решила правильно больше уравнений и сколько баллов получила.
-Слушают. Уточняют пока учитель раздает листочки( листочки лучше подписать заранее по способностям ученика)
- Решают. Затем сдают работы.
- Смотрят ответы на интерактивной доске.
Общеучебные универсальные действия:
-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;
Универсальные логические действия:
- построение логической цепи рассуждений. Познавательные
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;Универсальные логические ууд:
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
2тур
Решение задач
- На экране 3 задачи, чья команда первая справится получает 15 баллов, следующая 10 баллов, и последняя- 5баллов.(дополнительно еще на каждый стол выдаются тексты задач)
-На задание дается 15 минут.
- Проверим ваши решения.
-А теперь давайте немного отдохнем. Физминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
- Самостоятельно решают.
-Проверяют ответы на интерактивной доске.
-Комментируют
-Выполняют то о чем говорит учитель.
Общеучебные универсальные действия:
-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;
Универсальные логические действия:
- построение логической цепи рассуждений. Познавательные
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;Универсальные логические ууд:
-синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
-выбор оснований и критериев для сравнения
Регулятивные ууд:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; -оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
3тур
Составь задачу.
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.
-Переходим к следующему туру.
- На доске вы видите уравнение
m + 5m = 90
-Придумайте задачу к этому уравнению и решите ее.
- Придумывают задачу, решают уравнение. Командир записывает решение на доске
Общеучебные универсальные действия:
-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель
Личностные ууд обеспечивают ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях.
Коммуникативные ууд:
-планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
- управление поведением партнера – контроль, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4 тур
Составь уравнение
- Следующее задание.
- Составьте несколькими способами уравнение для решения задачи.
-Задача на доске.
Мотоциклист движется навстречу автомобилю. Сейчас между ними 90 км. Они встретятся через час. Найдите скорость автомобиля, если она больше скорости мотоциклиста в 2 раза.
-Уравнения запишите в бланк ответов.
Каждое верное уравнение 1 балл.
Время 3 минуты.
-Составляют уравнения.
Сдают решения.
Проверяют решения на доске.(решение записывает капитан команды справившейся первой)
Общеучебные универсальные действия:
-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;
Универсальные логические действия:
- построение логической цепи рассуждений. Познавательные
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Универсальные логические ууд:
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.
8. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
- Вспомните, какие цели и задачи мы перед собой ставили?
- Как вы думаете кто сегодня за урок получит оценки 5 и 4?
-Д.з. (подготовить карточку с заданием аналогичным тому, которое решалось в классе)
-Отвечают на вопросы -Вспоминают и проговаривают вслух.
-Себя оценивает.
-Записывают домашнее задание.
Познавательные ууд:
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Регулятивные ууд:
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные ууд:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
9. Рефлексия
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.
Если вы считаете, что вам понравился урок прикрепите на доску голубой магнит.
Если вы считаете, что не все вам понравилось – то желтый.
Если вы считаете, что урок был не интересным – красный.
Рефлексия.
Познавательные: рефлексия.
Приложение 1.
Карточка №1
15с – 7с = 56
Карточка №6
(68 – m) + 16 = 24
Карточка №2
4х + х - 4х = 44
Карточка №7
6n + 47 = 119
Карточка №3
5t – 2t + 7t =20
Карточка №8
6703- z = 303
Карточка №4
85 : x = 17
Карточка №9
(y+ 263) – 97 = 538
Карточка №5
28 * y = 448
Карточка №10
75 : (69 – 4z) =15
Бланк ответов
Бланк ответов
№1
№1
№2
№2
№3
№3
№4
№4
№5
№5
№6
№6
№7
№7
№8
№8
№9
№9
№10
№10
Приложение2.
Задачи 2 тура.
В цирке 50 дрессированных животных. Обезьян на 9 больше, чем собак, а тигров на 2 больше, чем обезьян. Сколько обезьян, собак , тигров в цирке?
Из задуманного числа вычли 12, к полученной разности прибавили 37 и получили число на 23 больше, чем 15. Найдите задуманное число.
В смеси цукатов содержится 3 част авокадо, 4 части киви, 7 частей бананов и 2 части ананасов. Какова масса смеси цукатов, если в ней бананов больше, чем киви, на 177 г.?
№п/п
Ответы
1
2
3
Приложение3.
Таблица ответов 4 тура
№п/п
Уравнение
Подготовила учитель математики Цыцылина А.А. МБОУ СОШ№12 г-к Анапа
15