Конспект урока по русскому языку на тему : Единообразное написание корней однокоренных слов( 3 класс) 
Министерство образования Республики Марий Эл          
                            Муниципальное образовательное учреждение
 «Мари- Турекская средняя общеобразовательная школа»
 «ЕДИНООБРАЗНОЕ НАПИСАНИЕ КОРНЕЙ  
ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ»
Урок русского языка в 3  классе 
                                                                                          Учитель начальных классов                      второй категории
	                              Гаязова Ильнара Радиковна
	                         МОУ «Мари-Турекская  средняя  общеобразовательная школа
                                                     п. Мари - Турек
                                                            2013
                                                      Паспорт 
                                              открытого урока
1. Класс: 3Б 
2.Специальность: Учитель начальных классов
3.Продолжительность: 45 минут
4. Место проведения: 3Б класс
5.Дисциплина: русский язык
6.Тема : «Единообразное написание  корней однокоренных слов»
УМ К «Школа России», учебный комплект Т.Г.Рамзаевой  (М. «Дрофа»)
7.Тип урока: Закрепление ранее изученного материала по теме «Состав слова»
8.Цели:
1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
2. Развивать  умения разбирать слова по составу, отработка орфографической зоркости, развивать устную и письменную речь учеников; развитие наблюдательности, внимания.
3. Прививать бережное отношение к окружающему миру
9.Основной дидактический метод:  образно- иллюстративный
10. Частые методы: работа с текстом, со словом, рассказ, метод иллюстрации,  беседа.
11. Оборудование и дидактические средства:   Учебник «Русский  язык», Тетрадь по чистописанию, ручка, карандаш, карточки для каждого ученика,
Для учителя: карточки, опорная схема,  рисунок – дерево.
12. Литература:
1.А.А. Исарёва, О.Е. Жиренко  Поурочные разработки по русскому языку». ВАКО. М. 2005 г.
2.Е.В. Бунеева, Л.Ю. Коммисарова. Русский язык. Методические рекомендации для учителя.1-2 классы. БАЛАСС. 2007 г.
3.Е .В. Бунеева, М.А. Яковлева. Русский язык. Методические рекомендации для учителя.3 класс. БАЛАСС. 2007 г.
4..Воронов В.А. Воспитание красотой: [Об эстетической воспитанности школьников] //журнал Начальная школа. - 1992. - №5
5. Журнал //Начальная школа. - 2001. - №3
6.Газета //Начальная школа. – 1998  - №2
                        Конспект урока русского языка в 3 Б классе.
Оргмомент.
- Встали все хорошо. Садитесь.
- Итак, урок русского языка.- Как вы думаете для чего он нам нужен?
Проверка домашнего задания.
- Какие однокоренные слова составили с корнем свет.? Прочитайте.
Минутка чистописания. 
А)Минутка чистописания. 
-Откройте  тетради по чистописанию на стр.  16    зад. 44
-Написание какой буквы мы будем писать? (Ц)
- Запишите по образцу.
- Прочитайте отрывок из стихотворения. 
Цветы полевые завяли,
Не слышно жужжанья стрекоз. (А. Блок.)
- Внимательно прочитайте  и скажите, какие орфограммы встретились вам.
( правописание безударных гласных)
- Найдите проверочные слова.
- Послушайте продолжение этого стихотворения «Осенний вечер»
 Цветы полевые завяли,
             Не слышно жужжанья стрекоз. 
    И жёлтые листья устлали
        Подножья столетних берёз.
- О чём это стихотворение? (об осени)- показ иллюстрации.
Б)Словарная работа.
- Какие осенние месяцы вы знаете?
НОЯБРЬ – это словарное слово.
Последний месяц осени,  предзимье. Ноябрь - ворота зимы. Дождь вдруг сменяется снегопадом. Вот и свежий морозец затянул ледком лужи. Побелела земля, но не надолго. "Первый снежок - не лежок" - полежал, полежал и растаял. Под холодным ветром ежатся кусты, зябнут оголившие деревья. Впрочем, со стариным календарем природа не всегда согласуется: и осень не тогда, когда надо, да и зима, бывает не зима. НО всё равно природа красива!
 Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную. Откроем тетради, запишим число,  классную работу.
- найдите однокоренные слова. НОЯБРЬСКИЙ
Работа по теме урока:
а) Сформулировать тему урока 
На доске записаны слова :
С...довник, посадка, с...довый.
- Прочитаем хором.
-Надо вставить буквы, поставить ударение и выделить корень
В каких словах безударная гласная? (Садовник, садовый)
Какое слово проверочное? (Посадка)
Как можно назвать эти слова? (Однокоренные)
Почему? (Они похожи по смыслу и имеют общую часть)
Сформулировать тему урока (единообразное написание корней родственных слов)
б) Работа по  теме урока
- Послушайте стихотворение и найдите в нём однокоренные слова.
 Как-то много лет назад
Посадили странный сад. 
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада, 
Вот еще посадка рядом, 
А вот садовод,
К ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном!
– Какие слова выросли из корня -сад-?
Дети называют слова, а учитель прикрепляет их к веточкам дерева. 
Д. Рассада, садовод, садовник, посадили, посадки.
У. Как называются эти слова?
Д. Родственные или однокоренные.
У. Почему? 
Д. У этих слов один корень, и они сходны по смыслу.
У. На нашем волшебном дереве найдите «лишнее» слово.
Д. Посадили, потому что все слова – существительные, а это глагол.
А в какой последовательности мы должны разбирать слова по составу?
На доске появляется опорная схема
Окончание
Основа 
Корень
Приставка
Суффикс
- Запишите  все однокоренные слова в тетрадь с корнем – сад-  и выделите у них корень.
- Слово посадка разобрать по составу. Прокомментирует --------------. 
У. Какая орфограмма находится в корне слова посадки?
Д. Парная звонкая согласная д. Проверим, словом- посадил.
У. Как пишутся корни в родственных словах?
Д. Корни  однокоренных слов пишутся одинаково.
У. Какая безударная гласная во всех этих словах?
Д. Безударная гласная а.
в) Работа по учебнику.( стр.112) Упр. 57. 
- чтение задания.
- Списать слова и разобрать пот составу.
 Рассказ, озеро, подруга, рыбак, пригорок, цветник, северянка.
- Ученик, работая у доски, записывает слова, разбирает по составу и  показывает  схему к основе  данного слова. 
- Вспомним, основа слова состоит из частей, каких? Только из корня, - это 1 часть. Состоящая из 2 частей- это приставка и корень, или корень и суффикс. И из 3 частей- это это приставка ,корень,  суффикс.
Физкультминутка- гимнастика для глаз.
Работа  по теме урока (продолжение)
а)Игра «Волшебное дерево»
У. Какие волшебные веточки могут вырасти на дереве с корнем -цвет-?
Д. Цветной, цветок, зацвел.
Дети записывают слова в тетради.
У. Как называются эти слова?
Д. Родственными или однокоренными.
У. Почему?
Д. У них один корень, и они связаны по смыслу.
У. Какие слова являются проверочными?
Д. Цветной, цветок.
У. Как пишутся однокоренные слова в корне  слова?
Д. Пишутся одинаково.
б) Самостоятельная работа по карточкам.
- чтение текста про себя.- О чём этот текст?
- Подходит ли этот текст к нашей сегодняшней погоде?
- Задание Выписать существительные с безударными гласными и парными согласными  в корне слова в столбик- рядом запишите проверочные слова.
                                                  Скоро зима.
      Земля  подмёрзла.  Но зима ещё не настала. Деревья  не надели свои зимние шубки.  Осень никак не уходит.
( в тетрадях)
Земля- земли
зима- зимы
деревья- дерево
шубки- шуба
осень- осенняя
У. Проверка. Какие это слова?
Д. Однокоренные.
У. Каким способам проверяли безударные гласные в корне слова?
Д Изменяли  форму слова.
Вывод. Основы разных  форм одного и того же  слова одинаковые.
 У. Каким способам проверяли парную согласную в корне слова?
Д.Образовывали однокоренные слова.
Вывод;  основы однокоренных слов разные , отличаются суффиксом .
Физкультминутка.
в) Упр. 62 стр. 114
- чтение задания.
- Чтение стихотворения.
- Нахождения одинаковых  слов по звучанию.
У. Будут ли однокоренными слова Коля и колет, ведь у них один и тот же корень?
Д. Нет , смысл у них разный.
г )Игра « Найди лишнее»
1 вариант  подобрать однокоренные слова  к слову вода: водяной, водичка, водица , провод, подводник.
2 вариант подобрать однокоренные слова  к слову гора; горка, гористый, горняк, горный.
 Проверка.
Итог. Обобщение.  Оценивание.
У. Как пишутся корни однокоренных слов?
Д. Корни однокоренных слов пишутся одинаково. 
 У. Какие орфограммы вспомнили на уроке? 
Рефлексия.
У.Что  больше всего понравилось делать на уроке? 
Домашнее задание. 
Стр.114 Упр.63.- списать, подставляя пропущенные буквы.
Рисунок 16Рисунок 1315