Рабочая программа по физике 10-11 классы
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 10-11 классов разработана в соответствии:
- с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- с требованиями ФК ГОС от 5 марта 2004 г. N 1089 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164,от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427,от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39,от 31.01.2012 N 69) ;- с учетом авторской программы: для общеобразовательных учреждений Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н. Сотского «Физика», 10 – 11 классы. М. Просвещение 2010 г (Базовый уровень 68 ч., 2 ч/нед.).
Основным учебным пособием для учащихся является учебник «Физика» авторов Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева. Ведение предмета ведется на базовом уровне (2часа в неделю).
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Цели изучения физики
Усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
Овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
Воспитание убежденности в возможности познания законов природы;
Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
2.Общая характеристика учебного предмета Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания». Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механики, молекулярной физики, электродинамики, электромагнитных колебаний и волн, квантовой физики. Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
3.Место предмета в учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10—11 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерных программах предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
4.Основное содержание учебного предмета
(140 ч)
Введение. Физика и методы научного познания (1 ч)
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явления и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика (22 ч)
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Молекулярная физика (21 ч)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкости, твердого тела.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Уравнение теплового баланса.
Электродинамика (32 ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы.
Закон Ома для полной цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила.
Электрический ток в различных средах.
Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Самоиндукция. Индуктивность. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.
Колебания и волны (10ч)
Механические колебания: свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электрические колебания: свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.
Оптика (10 ч)
Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Шкала электромагнитных волн.
Основы специальной теории относительности (3 ч)
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.
Квантовая физика и элементы астрофизики (28 ч)
Световые кванты: тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.
Атомная физика: строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра: методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.
Строение и эволюция Вселенной (10 ч)
Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна. Солнце - ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Значение физики для понимания мира и развития производительных сил (1 ч)
Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.
6.Тематическое планирование по физике 10-11 классы.
10 класс
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. (2 часа в неделю. 68 часов)
№ п/п Название разделов и тем Всего часов Из них
Л/рК/р1 Введение 1 2 Механика 22 2 1
3 Молекулярная физика 21 1 1
4 Основы электродинамики 21 1 2
5 Резерв 3 Итого 68 11 класс
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. (2 часа в неделю. 68 часов)
№ п/п Название разделов и тем Всего часов Из них
Л/рК/р1 Электродинамика 11 2 1
2 Колебания и волны 11 1 1
3 Оптика 14 4 1
4 Квантовая физика 17 2 1
5 Строение и эволюция Вселенной 10 5 Резерв 5 1
Итого 68 7.Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательной деятельности.
Печатные учебные пособия:
Примерные программы по учебным предметам. Физика 10 – 11 классы. Издательство «Просвещение», 2011 год.
Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, Физика-10, «Просвещение», 2013 год.
Г.Я Мякишев, Б.Б. Буховцев, Физика-11, учебник для общеобразовательных учреждений, «Просвещение», 2011 год.
А.П. Рымкевич, Сборник задач по физике 10-11, Дрофа, 2011г.
Левитан Е. П. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е. П. Левитан. — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 224 с.
Электронные ресурсы (CD )-Тематическое планирование и тематический контроль физика 7- 11 класс.
-Физика 10 приложение к учебнику
-Открытая физика (ООО Физикон, г. Долгопрудный).
-Вся физика, Серия руссобит- педагог
-Электронные уроки и тесты. Физика в школе.
•Свет. Оптические явления.
•Колебания и волны.
•Работа. Мощность. Энергия
•Гравитация. Закон сохранения энергии.
•Земля и ее место во Вселенной.
•Элементы атомной физики.
•Молекулярная структура материи.
•Внутренняя энергия.
•Движение и взаимодействие тел.
•Движение и силы
-Тестовый контроль. Физика.7-9 кл-Физика. Мультимедийный курс.10-11 классы.
-Физика,7- 11 классы. Библиотека наглядных пособий. (1С)
-Репетитор.Физика.(1С)
-Живая физика 7-11 классы (.Ханнанова) 1,2 (1С)
-Курс Физики 21 века. Часть 1. Механика.
-Интерактивный курс физики для 7 – 9 классов. Основная школа.
-Физика, 10 -11 кл. Подготовка к ЕГЭ.
-Лабораторные работы по физике (7-9 класс)
-Видеоуроки по физике (15 дисков)
Учебно – лабораторное оборудование кабинета физики:
№ Название оборудования Количество
Оптика
1 Демонстрационный набор по оптике. 1
2 Комплект лабораторный по оптике 1
3 Линза на подставке. 11
4 Лупа. 1
5 Матовые стекла. 7
6 Набор дифракционных решеток 2
7 Набор линз. 2
8 Плоскопараллельные стеклянные призмы 5
9 Генератор «Спектр» 1
10 Спектрометр 2
11 Трубки спектральные 2
12 Модель – солнечная батарея 1
13 Источник света на подставке 1
14 Стробоскоп 1
15 Экран со щелью 7
16 Прибор для измерения длины свет. волны 2
17 Универсальный набор Л.Р. «Оптика» 1
18 Реохорды 3
Механика
1 Блок 6
2 Весы электронные 1
3 Деревянные бруски 10
4 Динамометр лабораторный 0-4 Н 19
5 Желоб 4
6 Набор грузов демонстрационный 2
7 Набор грузов лабораторный. 10
8 Набор магнитов дугообразных 5
9 Набор магнитов полосовых 7
10 Набор по статике 1
11 Рычаг лабораторный 8
Электродинамика и магнетизм 1 Амперметр демонстрационный 1
2 Амперметр лабораторный 10
3 Ваттметр демонстрационный 1
4 Виток в магнитном поле Земли 1
5 Виток с током 1
6 Вольтметр демонстрационный 1
7 Вольтметр лабораторный 8
8 Генератор электрический 1
9 Источник питания универсальный 2
10 Источник питания лабораторный 8
11 Катушка индуктивности лабораторная 1
12 Электрометр 4
13 Ключ лабораторный 11
14 Компас 2
15 Конденсатор переменной емкости 1
16 Лампочки лабораторные 2
17 Магазин сопротивлений 1
18 Магнитная стрелка. 10
19 Миллиамперметр лабораторный 5
20 Модель молекулярного строения магнита 3
21 Модель радиоприемника детекторного 2
22 Модель электродвигателя 5
23 Модель электродвигателя 1
24 Набор газонаполненных трубок 1
25 Набор по электростатике 1
26 Осциллограф 1
27 Плитка электрическая 1
28 Прибор для демонстрации правила Ленца 1
29 Рамка вращения в магнитном поле Земли 1
30 Резисторы лабораторные 31
31 Реостат лабораторный 9
32 Стеклянная и эбонитовая палочки. 2
33 Султаны электрические 2
34 Термосопротивление 1
35 Трансформатор. 1
36 Трансформаторы на панелях 1
37 Электрический звонок 1
38 Электромагнит разборный 1
39 Электроскоп 2
40 Генератор высокого напряжения 1
41 Триод на подставке 1
42 Модель громкоговорителя 1
43 Модель генератора постоянного тока 1
44 Модель плоского конденсатора 1
45 Модель телеграфа 1
46 Набор радиодеталей 1
47 Набор полупроводниковых приборов 1
Газовые законы гидро – и аэродинамика, термодинамика
1 Барометр –анероид 3
2 Ведерко Архимеда 1
3 Весы 9
4 Гигрометр. 1
5 Камертон 2
6 Калориметры лабораторные 12
7 Магденбургские полушария 1
8 Манометр. 3
9 Набор капилляров 2
10 Модель паровой машины 1
11 Модель четырехтактного двигателя 1
12 Прибор –поверхностное натяжение 1
13 Набор тел для калориметрических работ. 1
14 Насос ручной вакуумный. 1
15 Прибор – газовые законы 1
16 Лабораторный набор –газовые законы 1
17 Прибор для демонстрации излучения 1
18 Денсиметр 1
19 Огниво воздушное 1
20 Прибор для изучения газовых законов. 1
21 Прибор для изучения теплопроводности 1
22 Психрометр и гигрометр волосяной 1
23 Прибор для демонстрации деформации 1
24 Сосуды сообщающиеся 1
25 Термометр 7
26 Термометр демонстрационный 1
27 Шар для взвешивания воздуха 2
28 Шар Паскаля 2
29 Шар с кольцом 1
Наглядные пособия (учебные плакаты)
ФИЗИКА 7 класс. Учебный альбом из 20 листов.Физические величины. Измерения физических величин. Строение вещества. Молекулы. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Плотность вещества. Расет массы и объема тела по его плотности. Сила. Сила тяжести. Единицы силы. Сложение двух сил. Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Сила трения. Трение покоя. Давление. Давление газа и жидкости. Вес воздуха. Атмосферное давление. Манометр. Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости. Механическая работа. Мощность. Рычаг. Момент силы. Подвижный и неподвижный блок. Равенство работ при использовании простейших механизмов.
ФИЗИКА 8 класс. Учебный альбом из 20 листов.Внутренняя энергия. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Электризация тел. Электрическое поле. Строение атомов. Электрический ток. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Измерение силы тока и напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление проводника. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Магнитное поле. Световые явления. Линзы.
ФИЗИКА 9 класс. Учебный альбом из 20 листов.Материальная точка. Координаты движущегося тела. Ускорение. Законы Ньтона. Закон всемирного тяготения. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Свободные колебания. Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденые колебания. Резонанс. Волны. Продольные и поперечные волны. Звуковые колебания. Звуковые волны. Эхо. Интерференция звука. Магнитное поле. Направление линий магнитного поля тока. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Индукция магнитного поля. Линии магнитной индукции. Однородное и неоднородное магнитное поле. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Электромагнитные волны. Интерференция света. Радиоактивность. Состав атомного ядра. Изотопы. Альфа и Бета распад. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция.
ФИЗИКА 10 класс Учебный альбом из 16 листов.Физические величины и фундаментальные константы. Строение атома. Кинематика вращательного движения. Кинематика колебательного движения. Законы Ньютона. Работа силы. Динамика свободных колебаний. Скорость света - максимальная скорость распространения взаимодействия. Агрегатные состояния вещества. Шкала температур. Цикл Карно. Сжижение пара при его изометрическом сжатии. Кристаллические тела. Продольные волны. Напряженность электростатического поля. Диэлектрики и проводники в электростатическом поле.
ФИЗИКА 11 класс. Учебный альбом из 15 листов.Трансформатор. Электромагнитная индукция в современной технике. Электронные лампы. Электронно-лучевая трубка. Полупроводники. Полупроводниковый диод. Транзистор. Планетарная модель атома. Опыт Резерфорда. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Рентгеновская трубка. Передача и распределение электроэнергии. Радиолокация. Лазер. Энергетическая система. Атомная электростанция. Термо- и фоторезисторы. Простейший радиоприемник.
8.Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
Уметь
Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;
Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
8.Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
Уметь
Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;
Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
протокол №12
от 30. 08. 2015г.