Группа № 13 Профессия: «Оператор швейного оборудования» Мастер п/о: Дудорова Ирина Филипповна Тема программы № 7: «Изготовление швейных изделий » Тема урока: «Изготовление детских брюк» Тип урока: урок по выполнению сложных комплексных работ
Дидактическая цель: создать условия для формирования профессиональных знаний, умений и навыков при выполнении практических работ по обработке детских брюк.
Образовательный аспект: научить обрабатывать детские брюки из льняной ткани, соблюдая технологическую последовательность, технические условия и правила ТБ.
Коррекционно – развивающий аспект: коррекция и развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления; координация речи с движением; формирование устойчивого интереса к профессии, рационального использования рабочего времени, развитие глазомера.
Воспитательный аспект: воспитание навыков самоконтроля, усидчивости, выдержки, ответственности за выполнение задания, бережного отношения к оборудованию и инструментам, рационального расходования материалов, соблюдения трудовой дисциплины.
Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: практический, словесный, наглядный, репродуктивный.
Средства обучения: 1. Образец изделия 2. Инструкционные карты 3. Образцы узлов 4. Схемы узлов 5. Эскизы брюк 6. Чертеж деталей кроя на доске 7. Карточки с операциями по обработке 8. Карточки для проверки знаний ТБ 9. Текстовый материал
Структура урока Дидактическая Задача Деятельность мастера п/о Деятельность обучающихся Методическое обеспечение этапа урока Показатели реальных результатов
Организационный момент 2 минуты Проверка наличия обучающихся и готовности их к уроку 1.Приветствует обучающихся 2.Принимает рапорт дежурного 3.Проверяет внешний вид и наличие инструментов и приспособлений Дежурный сдает рапорт
Полная готовность группы к уроку
Вводный инструктаж 40 мин. Целеполагание и мотивация Принятие обучающимися цели учебной деятельнос-ти, обеспечение непосред-ственно-побуждающей мотивации Сообщает тему и цель урока, конечный результат Внимательно слу-шают, настраива-ются на урок Записи темы урока на доске, образец гото-вого изделия Готовность к учебно-производственной деятельности
Актуализация знаний Оценка уровня сформиро-ванности знаний, необходимых для изучения новой темы Предлагает вспом-нить элементы ранее изученной темы, ис-пользуя образцы, задаёт вопросы Рассматривают образцы, вспоми-нают учебный материал, отвеча-ют на вопросы Образцы швов Повторение опорных знаний по теме
Актуализация умений Оценка уровня сформи-рованности умений, необходимых для изучения новой темы Предлагает воспро-извести приемы вы-полнения швов Демонстрируют приемы выполнения швов Образцы швов, булавки Повторение опорных умений по теме
Инструктирование (формирование ориентированной основы действий обучающихся по новой теме) Обеспечение усвоения и активного закрепления зна-ний и умений Повторение цели урока, демонстрация образца изделия, инструментов и приспособлений для выполнения задания, подробно инструкти-рует о ходе выпол-нения задания, де-монстрирует приемы труда, задает вопросы обучающимся, отве-чает на заданные вопросы Внимательно слушают объяснения мастера, рассматривают образ-цы готового изделия, инструкционные карты, запоми-нают алгоритм действий, делают пробное выпол-нение приемов, отвечают на во-просы, при необ-ходимости задают вопросы мастеру п/о Инструкционные карты по последо-вательности обработ-ки детских брюк, детали кроя брюк, булавки, ножницы, линейка, стачива-ющая и краеобме-точная машины, утюг, гладильная доска Формирование устойчивых знаний и умений по новой теме
Самостоятельная работа и текущее инструктирование 5 часов. Обеспечение устойчивого отчетливого понимания алгоритма выполнения действий под руководством мастера п/о Наблюдения за выполнением само-стоятельной работы. Выполнение целевых обходов рабочих мест, дополнительное индивидуальное и коллективное инст-руктирование, прове-дение дополнитель-ного показа приемов труда, оценивание работы обучающихся Самостоятельно вы-полняют задание, осу-ществляют самоконт-роль Детали кроя брюк, булавки, ножницы, линейка, стачива-ющая и краеобме-точная машины, гла-дильная доска, утюг Формирование умений и навыков по обработке детских брюк
Заключительный инструктаж 18 мин Подведение итогов урока Делает анализ и дает оценку успешности достижения цели. Проводит рефлексию, оценивает и коммен-тирует выполненные работы, задает до-машнее задание Осмысливают деятельность на уроке, анализи-руют полученные результаты, запи-сывают домашнее задание, приби-рают рабочие места Записи на доске Открытость обучаю-щихся в осмыслении своих действий и самооценке
План-конспект урока производственного обучения
Тема по программе: «Изготовление швейных изделий» Тема урока: «Изготовление детских брюк»
Элементы структуры урока Элементы дидактической структуры урока Содержание деятельности мастера п/о на уроке Содержание деятельности обучающихся на уроке
Организационный момент 2 мин. Организация внимания и готовности к уроку Приветствую обучающихся и проверяю их наличие Проверяю внешний вид (соответствие одежды требованиям ОТ и ТБ) Проверяю наличие инструментов и приспособлений Рапорт дежурного о наличии обучающихся
Вводный инструктаж 40 мин. Целеполагание Мотивация Задаю вопросы обучающимся для активизации внимания, подвожу к самостоятельному определению темы урока. - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите три рисунка. Какой ассортимент одежды их объединяет? - Правильно, это брюки. Дайте определение брюк.
- Правильно, это предмет одежды, который покрывает нижнюю часть тела. Это классическое, профессиональное определение брюк. Но кроме этого определения существуют и другие – непрофессиональные. Прочитайте их. - Вы согласны, что и эти определения имеют право на существование в повседневной жизни? - Вы видите на доске три рисунка. Чем отличаются друг от друга представленные на них брюки? - Правильно, эти брюки предназначены для людей разного возраста. Как вы думаете, они выполнены из одинаковых тканей? - Как вы думаете, сможете ли вы самостоятельно изготовить женские брюки? - Почему? - А какие из этих брюк сложнее сшить и почему?
- Вот поэтому мы начнем учиться шить брюки с самых простых – детских. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Молодцы! Сегодня мы будем шить детские брюки. Они самые простые в обработке, поэтому с них и начнем. - Чему мы должны научиться на уроке? - Правильно, мы научимся обрабатывать детские брюки в соответствии с техническими условиями, соблюдая технологическую последовательность обработки и правила ТБ; а также -закрепим знания и умения по обработке соединительных и краевых швов. - Пригодятся ли вам полученные на уроке умения?
Воспринимают тему урока, внимательно слушают, настраиваются на урок
- Брюки.
- Брюки – это предмет одежды, который сейчас очень популярен, и они есть в гардеробе каждой девушки и женщины.
Читают определения брюк. - Да.
- Они разные по форме, для разного возраста.
- Нет, они могут быть сшиты из разных тканей.
- Нет. - Потому что мы ещё не умеем и не знаем как. - Взрослые брюки сшить сложнее, потому что они больше, сложнее ткани и нужна хорошая посадка. - Тема урока – изготовление детских брюк.
- Мы должны научиться шить детские брюки.
- Да, мы сможем сшить брюки младшим братьям или сестрам.
Актуализация знаний и умений Знакомлю обучающихся с предстоящей работой: демонстрирую образец детских брюк, даю их описание: - Посмотрите, вот такие детские брюки мы должны сшить за сегодняшний урок. Это прямые брюки на резинке с карманами в отсечном бочке. Задаю вопросы: - Скажите, для какого времени года предназначены такие брюки? - Можете определить, из какой ткани выполнен образец? - Почему для летних детских брюк выбрана именно льняная ткань? - А какими технологическими свойствами обладает льняная ткань?
- Можно ли сказать, что льняная ткань достаточно простая в обработке? Внимательно рассматривают образец детских брюк
Отвечают на вопросы: - Брюки предназначены для лета.
- Брюки из льняной ткани.
- Потому что льняная ткань обладает хорошими гигиеническими свойствами. -Она не тянется, не прорубается, утюжится при высокой температуре, но сильно осыпается и мнется. - Да, льняная ткань в обработке не очень сложная.
Демонстрирую образец брюк.
Задаю вопросы. - Посмотрите внимательно на образец предстоящей работы. Какие швы применяются для обработки брюк? - Почему боковые швы обработаны именно стачным швом взаутюжку? - Почему низ изделия обработан швом в подгибку с закрытым срезом? - Расскажите последовательность обработки стачного шва взаутюжку.
- На каком этапе обработки стачного шва взаутюжку у вас возникают сложности? - Расскажите и покажите, как правильно выполнить ВТО стачного шва взаутюжку.
Рассматривают образец и отвечают на поставленные вопросы. Правильные варианты ответов: - Стачные швы взаутюжку для обработки боковых и шаговых срезов, шов вподгибку с закрытым срезом для обработки низа изделия. - Стачной шов взаутюжку, т.к льняная ткань сильно осыпается. - По той же причине.
- Детали складывают изнаночными сторонами внутрь и стачивают ш/ш 1,0-1,2 см, затем срезы шва заутюживают и обметывают. - На этапе ВТО.
- ВТО производят в три этапа: сначала утюжат на ребро, затем швы разутюживают, потом заутюживают на нужную сторону.
Инструктирова-ние (формирова-ние ориентиро-ванной основы действий учащих-ся по новой теме урока) Повторяю цель урока: - Итак, сегодня на уроке мы должны научиться изготавливать детские брюки из льняной ткани, соблюдая ТУ, технологическую последовательность обработки и правила ТБ. Демонстрирую образец детских брюк: - В брюках, которые мы должны сегодня изготовить, уже обработаны карманы и заготовлен пояс. Нам осталось произвести сборку брюк. Задаю вопросы. - Какие инструменты и приспособления вам понадобятся и для чего?
- Какое оборудование вы будете использовать?
Даю инструктирование по обработке детских брюк: называю операции технологической последовательности, предлагаю рассмотреть инструкционную карту, демонстрирую приёмы выполнения операций. - А сейчас посмотрите инструкционную карту по обработке детских брюк. В ней описана вся последовательность обработки, указаны технические условия на выполнение отдельных операций и критерии качества каждой операции. Итак, давайте подробно разберем последовательность сборки брюк. 1). Первая операция - проверка деталей кроя. Крой брюк состоит из следующих деталей: - передняя половинка брюк - 2 дет. - задняя половинка брюк – 2 дет. - пояс -1 дет. На доске начерчены детали кроя. Предлагаю подписать наименование срезов. 2). Вторая операция - обработка боковых швов стачным швом взаутюжку. 3). Третья операция - обработка шаговых швов стачным швом взаутюжку. - Для экономии рабочего времени эти операции целесообразно производить последовательно друг за другом: сколоть все швы, стачать, проверить качество, провести ВТО и обметать срезы. 4). Четвертая операция - обработка среднего шва стачным швом на ребро. 5). Пятая - обработка верхнего среза брюк поясом. 6). Шестая - обработка низа брюк швом в подгибку с закрытым срезом. 7). И последняя, седьмая операция - окончательная отделка изделия. - Сейчас я покажу вам, как правильно обработать боковые и шаговые швы. Показываю прием обработки боковых и шаговых швов; - Подойдите, пожалуйста, к машине. Внимательно смотрите и слушайте. Если у вас будут возникать вопросы, задавайте их по ходу демонстрации приема.
Показываю следующие приемы: среднего шва; соединение пояса с изделием; обработку низа изделия.
Указываю на рациональную организацию рабочего места при выполнении операций, влияние её на качество изделий и производительность труда. Отмечаю типичные ошибки и способы их устранения: - не совмещение срезов деталей; - складывание деталей не по рассечкам; - изменение размеров изделия, так как изменена ширина шва. Для повторения правил БТ предлагаю карточки с началом предложения: - Перед началом работы нужно - Волосы необходимо убирать, потому что они - Иглы и булавки должны находиться - Булавки нельзя брать в рот, потому что
- Моховое колесо нельзя тормозить рукой, потому что - Если тянуть ткань при стачивании, можно
- Ножницы нельзя класть на изделие, потому что - При работе на утюге под ногами должен лежать. для обеспечения - На педали машины должен лежать - По окончании работы необходимо.
Проверяю уровень усвоения нового материала - А сейчас уберите инструкционные карты, и мы повторим последовательность обработки. Перед вами карточки с операциями по обработке. Расставьте их в правильной последовательности, а потом вместе проверим. На доску крепятся названия операций, параллельно повторяем, какими швами обрабатывается тот или иной участок. Задаю вопросы, предлагаю показать приемы.
- С чего начинаем сборку брюк? - Как обрабатываем боковые срезы?
- Почему целесообразно обрабатывать боковые и шаговые швы вместе, а не делить их на разные этапы? - Как обрабатываем средний шов?
- Как соединяем пояс с изделием?
- Расскажите, как будете обрабатывать низ изделия.
- Какие операции входят в окончательную обработку изделия?
Отвечаю на вопросы обучающихся, возникшие во время объяснения и пробного выполнения приемов. Разъясняю задание на урок: - Каждый обучающийся должен изготовить в течении практического занятия детские брюки, соблюдая ТУ, технологическую последовательность и требования к качеству. Сообщаю критерии оценок выполненных работ: Оценка «5» - изделие выполнено с соблюдением ТУ и правил БТ; Оценка «4» - изделие выполнено с незначительными нарушениями ТУ, с соблюдением правил БТ; Оценка «3» - изделие не соответствует требованиям ТУ, нарушения правил БТ не было. - Есть ли у вас вопросы? Если вопросов нет, то приступайте к работе. Желаю успехов!
Отвечают на вопросы. - Линейка для измерения ширины швов и намеловки линии низа. - Мел – для проведения линий. - Ножницы – для обрезания ниток. - Булавки – для скалывания частей изделия. - Стачивающую и краеобметочную машины для обработки срезов. - Утюг и гладильную доску – для выполнения ВТО. Внимательно слушают объяснения мастера п/о, рассматривают детали кроя брюк, инструкционную карту на обработку детских брюк, делают пробное выполнение приемов обработки.
Находят, называют и подписывают срезы брюк, начерченных на доске
Внимательно наблюдают за выполнением приема, задают вопросы.
Повторяют правила ТБ, продолжая предложение: - Надеть спецодежду, проверить оборудование - Они могут намотаться на нитепритягиватель. - Должны находиться в игольнице. - Можно их проглотить, уколоться и тем самым нанести вред здоровью. - из-за большой скорости вращения главного вала можно повредить ладонь. - Сломать иглу, она может отскочить, нанести травму. - Можно повредить ткань. - Резиновый коврик для обеспечения электроизоляции. - Резиновый коврик - Прибрать свое рабочее место.
Воссоздают последовательность обработки перед собой и на доске
Отвечают на вопросы мастера п/о Правильные ответы на вопросы: - С проверки деталей кроя. - Складываем лицевыми сторонами внутрь, совмещая надсечки и срезы, скалываем булавками, стачиваем ш/ш 1,0-1,2 см со стороны передней половинки, производим ВТО, обметываем. - Потому что это экономит рабочее время.
- Выворачиваем одну брючину на лицевую сторону, вкладываем одну в другую, совмещая срезы и шаговые швы, скалываем булавками, стачиваем двумя строчками, обметываем, производим ВТО. - Накладываем пояс на изделие, совмещая контрольные надсечки, прикалываем булавками, притачиваем ш/ш 1,0 см, обметываем, производим ВТО. - На лицевой стороне намечаем две линии. Первая – линия перегиба, вторая – линия, определяющая величину подгибки низа. По первой линии изделие перегибаем на изнаночную сторону и закалываем булавками. Подгибаем припуск по второй линии и застрачиваем по кругу ш/ш 0,1 см, начиная от шагового шва, делая закрепку в конце строчки. Производим ВТО с изнаночной стороны. - Вдергивание резинки и окончательная утюжка.
При необходимости задают вопросы мастеру по новому материалу Рассматривают инструкционные карты, образец изделия. Производят пробное выполнение приемов по обработке детских брюк.
Самостоятельная работа и текущее инструктирование 5 часов
Наблюдаю за самостоятельной работой обучающихся, которые выполняют и отрабатывают новые приемы труда. Делаю целевые обходы для корректировки выполнения задания обучающимися, проверки соблюдения ТУ, последовательности обработки и выполнения правил безопасности труда. Провожу индивидуальное консультирование обучающихся на рабочем месте. Провожу коллективное консультирование (при необходимости). Провожу повторный показ новых трудовых приемов (при необходимости). Выдаю дополнительное задание сильным и успешным обучающимся в виде усложненных методов обработки (например, предлагаю настрочить боковые швы двумя параллельными строчками с шириной между ними 0,5 см) Осуществляю прием результатов работы. Оцениваю выполнения производственного задания. Выполняют самостоятельную работу по обработке детских брюк.
Следят за соблюдением ТУ и технологической последовательности, соблюдением правил безопасности труда (проводят самоконтроль),
Сдают готовые изделия мастеру п/о.
Заключительный инструктаж 20 мин Подведение итогов - Вспомним тему урока. - Чему вы должны были сегодня научиться? - Что узнали нового? Сообщаю цель урока и результаты достижения цели. Задаю вопрос: - Сможете самостоятельно, без моей помощи, обработать подобные брюки в соответствии с ТУ, соблюдая технологическую последовательность и требования к качеству? - Какие трудности возникли при выполнении работы? Провожу анализ работ обучающихся: демонстрирую лучшие работы, указываю на типичные ошибки, анализирую соблюдение правил ОТ и БТ и правильную организацию рабочего места. Сообщаю и комментирую оценки за выполнение задания. Сообщаю тему следующего урока: «Пошив детской кофточки» Выдаю домашнее задание: - повторить обработку застежки на петли и пуговицы. Внимательно слушают мастера п/о о результатах достижения целей.