Классный час Героями не рождаются, героями становятся
Методическая разработка сценария классного часа для 4 класса
Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»
Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.Задачи:
- суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;
- формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;
- вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.Оборудование: словарь толковый, слайдовый фильм, презентации своих работ от каждой группы
Этап классного часа Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД
1. Введение в тему Эпиграф: Все хорошее в природе от солнца- а все лучшее от человекаМ.М.Пришвин.Ход мероприятия.-Несмотря на то ,что на улице морозно ,погода нас не балует, у каждого из нас есть своя погода , погода нашей души. Давайте посмотрим ,какой прогноз на сегодняшний день у нас , если на душе солнечно и без осадков ,то улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу.Посмотрите, вы все улыбаетесь, значит вы счастливы, спокойны, веселы, нам ничего не угрожает, и в этом есть заслуга людей, которые, порой ценою своей жизни, охраняют наш покой, покой нашей Родины.
Что мы называем родиной? Дети настраиваются на работу
Разнообразные ответы дети Р. Планирование учебного сотрудничества
Р. способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям
Л. Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
Л Формируем общее представление о моральных нормах поведения
Опора на жизненный опыт и осмысление. Максим приготовил нам стихотворение о родине. «Россиюшка» Лев Протасов Заранее подготовленный ученик рассказывает Стихотворение
(приложение 1) Создание проблемной ситуации. Ребята, этот мальчик ваш ровесник. Он ещё не взрослый, но думает и мыслит как настоящий патриот. Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка.
«…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история – где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»
Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении?
Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…
- Кто обладает этими качествами?
- Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это. Мужество
Патриотизм
Герои, отважные люди
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.
П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения
К. Умение выражать мысли в соответствии с ситуацией
К.Поиск информации в ближайшем информационном поле.
К. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
.
Поиск решения проблемы.
Рефлексия
Подведение итогов А каких людей можно назвать героями?
Каждая группа подготовила сообщения о героях связанных определённым периодом истории нашей страны. Разные периоды – разные герои. Расскажите нам о них
1 группа Первые герои БОГАТЫРИ.
Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли воины нашей стране и нашему народу.
2 группа Рассказ о героях ВОВ
Героем в те времена был каждый человек живущий на нашей земле. Перечислять их имена нам не хватит и одного дня.
3 группа герои Афганской войны
Я не знаю, кому и зачем
Это нужно,
Кто послал их на смерть
Не дрожащей рукой
Следующая беда к нам пришла в 1979.
Третья группа подготовила рассказ о героях Афганской войны
Всего девять фамилий героев. У каждого своя судьба, свой путь к подвигу. Простые ребята из простых семей, а стали героями.
Ушли, еще пожить-то не успев...
- Филиппов Николай, пропал без вести в 1980 г.
- Ковальский Борис, погиб в 1980 г.
- Григорьев Сергей, погиб в 1981 г.
- Савельев Александр, погиб в 1983 г.
- Мельников Виктор, пропал без вести в 1984 г.
- Чухров Сергей, погиб в 1985 г.
- Ильин Вячеслав, погиб в 1985 г.
- Сухачев Виталий, пал смертью храбрых в 1986 г.
- Ольга Мирошниченко, погибла в 1988 г.
4 группа
Посвящается двадцатилетним,Прожившим так мало,Повидавшим так много.И улетают секунды в прошлое,Им обратной дороги нет.Что с того, что мы мало прожили,Что с того, что нам 20 лет.
Приложение 5
Музыкальный фильм о героях Миасса погибших в Афгане и Чечне.
Ребята этих героев мы с вами уже не вернём.
Скажите, стать героем можно только на войне?
Да, героем своей страны может стать каждый, просто не пройти мимо чужой беды. В наше время есть такие люди и живут они среди нас.
Презентация о героях Миасса
14 ноября 2006 года в полдень на пункт связи пожарной части № 29 поступило сообщение о том, что на пруду в ледяную полынью в двадцати метрах от берега провалился человек. По сигналу тревоги на место происшествия было направлено одно отделение пожарной части № 29. По прибытию огнеборцы на месте происшествия обнаружили в полынье мальчика. Чтобы спасти ребенка, Виталий и Артем, обвязавшись спасательной веревкой, вышли на лед, толщина которого составляла от полутора до трех сантиметров. Проломив лед у берега, спасатели стали продвигаться к полынье, пробивая впереди себя лед ломом. Отойдя от края берега и находясь по пояс в ледяной воде, пожарные попробовали закинуть пострадавшему свободный конец спасательной веревки, но замерзший мальчик не смог удержать ее в руках. Продолжая движение и подойдя к полынье на расстояние пять метров, А. Колоколов и В. Богатырев успокоили ребенка, предложили не шевелиться и положить руки на лед, после чего снова подали пострадавшему свободный конец веревки, посоветовав ему намотать е на руку. Совместными усилиями пожарные вытащили пострадавшего сначала на лед, а потом на руках вынесли его на берег. Сняв с ребенка мокрую одежду, огнеборцы оказали ему первую доврачебную помощь и, укутав в сухие бушлаты, посадили в кабину пожарного автомобиля. По прибытии в подразделение мальчика напоили чаем и отогрели в теплом душе, забинтовали порезанные об острый лед пальцы и кисти рук, после чего передали пострадавшего прибывшему в пожарную часть дежурному врачу «Скорой медицинской помощи».
Рассказ о награде за мужество
Ребята, у вас на столах лежат листочки. На них написано начало предложений, вы вместе всей группой обсудите и закончите предложения.
Ребята, все военные получают звёзды на погоны за выполненное задание, за боевые заслуги. Наши боевые заслуги заключались в том, чтобы хорошо учиться и получать пятёрки. И сегодня, на нашем классном часу вам вручит ваши заслуженные звания Дмитрий Александрович, капитан внутренней службы.
Выступление офицера Вручение пагонов
Ребята, у вас впереди большая жизнь, я верю вы достигните больших высот и званий, но самое главное, самое высшее звание это стать достойным человеком, гражданином своей страны, великой России.
Песня «Служить России» 1.группа
Презентация на ватмане
Приложение 2
Мы назовём лишь наших ближайших родственников.
3 группа Рассказ о героях Афганской войны
Афганские потери
- На полях сражений в Афганистане погибли около 14 тысяч советских военнослужащих, в том числе 170 — из Челябинской области.
- В афганской кампании приняли участие 292 миасца.
4 группа
На фоне музыки ученик читает стихотворение.
Приложение 6
Нет, героем может стать каждый из нас.
Незаконченные предложения
Приложение 7 Р. Умение слушать собеседника, высказывание своих мыслей.
П. Формируем желание к дальнейшему познанию.
Регулятивные: познавательная инициатива. Познавательные: сравнение поиск необходимый информации. Коммуникативный: учет разных мнений.
К Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе
Р. Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий. Планирование, определённая последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.
Личностные УУД – развитие психологической наблюдательности и умения видеть в другом человеке хорошее, принимать разные точки зрения.Рефлексивные УУД – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.Познавательные УУД – работа с информацией, сравнение умение доказать.Коммуникативные УУД – формирование навыков со сверстниками и взросл
Р. контролировать и объективно оценивать свои действия.
Л. Эмоциональная сформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Мал еще, но рассудить я в силе,И никто меня не упрекнет -Нет страны прекраснее России!Этот вывод знаю наперед!
Вырасту - поезжу я по миру.И уверен, к берегам родным,Будет тяга непреодолимой,Хоть откуда - но вернусь я к ним!
Потому, что русский я по духу!Потому, что Русь - моя земля!Потому, что мать моя - славянкаИ меня в России родила!
Потому, что здесь мой дом и школа!Дед, отец и все мои друзья,Русская, любимая природа,Речь родная, здесь моя семья!
Потому, что прадед мой по кровиЗа Россию нашу - в землю лег!Подвиг наших воинов-героевЗнаю - помнит не один народ!
От чумы коричневой всю ЗемлюРусские солдаты сберегли.Не подвластен подвиг их забвенью.Поклонюсь им в пояс до земли!
"Псы" сейчас на мать-Россию лают.Вместе с ней я эту боль приму.Вырасту, окрепну, возмужаю,И тебе, родная, помогу!
Ты сейчас немного приболела,Ничего, Россиюшка, крепись!Как и прежде на меня надейся,Не сдавайся, матушка, - держись!
Встанешь ты - великой и могучей,Расцветешь, как яблонька весной!Для меня ты будешь самой лучшей!Самой ненаглядной и Родной!
Лев Протасов 10 лет
Приложение 2
В давние-давние времена ещё в Древней Руси стояли на страже нашей Родины на заставе (границе) очень сильные люди, богатыри. Без устали разъезжали они на могучих конях, зорко всматриваясь вдаль: не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.
«…Широко известны былины про славных богатырей: про трех знаменитых защитников Русской земли — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. А вправду ли были на свете такие силачи и удальцы, которые шутя играючи могли подбросить выше леса, под облака, тяжелую палицу, а мечи у них весили столько, что никому из простых смертных даже поднять их не удавалось? В самом ли деле им были нипочем любые испытания и опасности, а из кровопролитных схваток с врагом они непременно выходили победителями?
Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской — богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже ее границ и всегда одерживают верх над злыми ворогами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими темной, как черное воронье, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролет, «хлеба-соли не едаючи, ключевой воды не пиваючи, себе отдыха не даваючи». Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком…»
Во многих городах России сооружены памятники богатырям….
Приложение 3
1. Земля планета непростая. На земле люди много воевали.
2. Но ведь простые люди не хотели войны.
1. Началась война, опалившая огнем многие земли.
2. . В 20 веке появился один вояка. Он звал себя «фюрер Адольф Гитлер».
1 Он вырастил целую породу людей-варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.
2. В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась 4 года (1941-1945). Советский народ потерял 8 860 400 человек. Фашисты были изгнаны народом с нашей земли
. Приложение 4
Я не знаю, кому и зачем
Это нужно,
Кто послал их на смерть
Не дрожащей рукой
1979 году началась война в Афганистане и продолжалась 10 лет.
15 февраля 1989 года, последние воинские части 40-й армии были выведены из Афганистана.
Мы гордимся тем, что наши земляки своей службой в армии продемонстрировала лучшие качества воина – товарищество, взаимопомощь, храбрость, героизм, патриотизм, прославили наш город. 15 февраля 2016 года исполнилось 27 лет со дня вывода Советских войск из Афганистана. Для нас эта война - история.
На стенах мемориального комплекса выбиты восемь фамилий миасских ребят, отдавших жизнь за свободу афганского народа.
Приложение 5
Еще не стихла боль Афганистана.
Еще в плену томятся сыновья.
А у России вновь открылась рана
С названием пронзительным – Чечня.
Туда как в бездну гонят эшелоны
Вновь погибать мужчинам на Руси
А вслед летят родительские стоны
Прости их господи! Помилуй и спаси!
10 декабря 1994 года с целью восстановления конституционного порядка в Чечню были введены вооруженные силы Российской Федерации. Эту войну можно разделить на 2 периода:
Первая Чеченская война-1994-1996 годы и Вторая Чеченская война 1999-2001 годы.
Война в Чечне унесла жизни более 120 тысяч человек с обеих сторон.
За все время погибло где-то 75 тыс. гражданских и 21 тыс. военных со стороны России, 200 тыс. чеченские боевики. В общей сложности 296 тыс. человек.
17.04.2015 В военкомате состоялось торжественное вручение «Книги памяти» и орденов Мужества родителям миасских солдат, погибших при исполнении воинского долг более 10 лет назад в Чечне и на Северном Кавказе.
Биографии этих солдат навсегда занесены в «Книгу памяти», которая содержит имена почти 4 000 военнослужащих, погибших на Северном Кавказе. Фамилии ребят выгравированы и на монументе Скорбящей матери в Миассе.
Они погибли, отдавая свой служебный долг Родине, защищая мирных граждан. Память о них будет жить вечно, в сердцах их родителей и друзей.
Приложение 6
Встала пшеница спелая,
Тихо плывёт рассвет.
Всё, что могли вы сделали,
Ребята, которых нет!
Плакать устали матери,
Но через толщу лет
Смотрят на нас внимательно,
Ребята, которых нет!
Будто склоняясь над судьбами!
Будто шагая во след
Для нас они стали героями
Ребята, которых нет!
Приложение 7.
Сегодня я узнал…
Я понял, что…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Расскажу дома, что