Технологическая карта по русскому языку на тему « Героями не рождаются, ими становятся!» Правописание разделительных Ъ и Ь знаков

Глухова Елена Викторовна
Предмет: Русский язык
Класс: 2а класс
МБОУ КСОШ №13, г. Новый Уренгой
Тип урока: Решение частных задач
Технологическая карта изучения темы « Героями не рождаются, ими становятся» Правописание разделительных Ъ и Ь знаков
Тема
« Героями не рождаются, ими становятся!» Правописание разделительных Ъ и Ь знаков

Цели

Образовательные:
Формировать умение вчитываться в речь автора, анализировать текст и находить языковые средства выразительности.
Воспитывать бережное отношение к литературному наследию; умение работать в группе.
Развивать образное мышление, навыки словесного рисования, мотивацию на вдумчивое чтение художественной литературы.
Оборудование: презентация, карточки для детей.
Формировать УУД:
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
3. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты.
1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Планируемый результат
Предметные:
Уметь работать с текстом заданий (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Личностные: Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию(Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия
Разделительные Ъ и Ь знаки, герой (словарное слово)

Межпредметные связи
Русский язык, окружающий мир

Ресурсы:
- основные
- дополнительные


- презентация к уроку

Организация пространства
Работа в группах, в парах, индивидуальная работа


Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

I.
Мотивация к учебной деятельности (1 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку  






Организует готовность к уроку.
Организует уточнение типа урока.

Ну-ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.



Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране Русского языка. А на чём отправимся, вы сейчас узнаете, отгадав загадку.
1.Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение:
- знаю, что буду делать;
- понимаю, хочу делать или нет;
- думаю, что могу сделать или нет.
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.

II. Актуализация знаний (6-7 мин.)
Цели:
-Повторение изученного материала, необходимого для правильного чтения.

- Подвести детей при помощи подводящего диалога к объяснению пословицы.





















Отгадывают загадку (самолёт)

(слайд 2)






(слайд 3)


-Отвечают на вопросы.










- Предлагают задания:
1. Красиво прописать эти буквы в тетради.
2. Разделить эти буквы на группы.
3. Составить слово из этих букв.






Рассказывают о В.И. Шарпатове. (слайды 4-5)










Отгадывают словарное слово, (слайд 6) подбирают родственные слова
(героический, геройский)







Составляют предложение и записывают в тетрадь с комментированием.
Владимир Ильич Шарпатов – герой России. (слайд 7)
Организует диалог с обучающимися,
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Мы отправляемся в путешествие на самолёте.

- Ребята, посмотрите, с самолёта спускаются парашюты.

-Что вы видите на парашютах?
(а, в, ш, о, а, п, р, т)

-Эти буквы будут пропуском для нас с вами на самолёт.

-Какое задание можно предложить выполнить с этими буквами?
13 EMBED Pow
·erPoint.Slide.8 1415
Шарпатов
-Кто такой Шарпатов?
Зачеркните повторяющиеся буквы и вы узнаете, как называют человека, отличившегося храбростью и доблестью.
м
е
у
ш
н

к
н
о
к
г

р
м
ш
й
у


Герой

Подберите к слову ГЕРОЙ родственные слова.

Составьте предложение про В.И. Шарпатова.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Умение работать самостоятельно, в парах с использованием ранее изученного материала.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
(познавательные УУД).



III
Формулирование проблемы, (3-4 мин), планирование деятельности.
Поиск решения формулирование определения (7-8 мин.)
Цели:
-Планированию
деятельности на уроке.
- Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока

Записывают в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.



Формулируют тему урока «Правописание разделительных Ъ и Ь знаков»


Повторить правила написания разделительного ъ и ь знаков, уметь правильно писать слова с разделительными ь и ъ знаками

Работа в парах.
(Самопроверка)

Организует подводящий к теме диалог;
Организует формулирование темы урока;
Организует составление плана работы на урок.















На доске написан девиз урока: Друзя, учение нас обединяет!
- Что вы заметили?
Вставить пропущенные буквы в наш девиз.
Какие буквы вставили?
Сформулируйте тему урока.

-Какие цели мы поставим перед собой?

Вставьте пропущенные буквы. В каждой цепочке найдите лишнее слово и ответ обоснуйте:
Подезд, наезд, обезд, разезд.
Ручи, вюга, серги, друзя.
Вёт, вехал, сел, сехал.
- В каких случаях мы будем писать разделительный Ь, а в каких – Ъ?

Умение зафиксировать затруднение, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь работать в паре (Коммуникативные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).


IV.
Закрепление нового и самостоятельная работа с проверкой по эталону(10 мин)
Цель:
- Фиксирование нового знания в устной и письменной речи; -формировать умение использовать информацию


Выполняют самостоятельную работу














Организует групповую работу над текстом
Подводит
-Организация самопроверки;
Организация самооценки










Самостоятельная работа
С. 63, упр. 126.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Взаимопроверка

- Итак, в каких случаях мы будем писать разделительный Ь, а в каких – Ъ?

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.
Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.
Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).



V.
Домашнее задание (2 мин.)
Записывают домашнее задание в дневник.
Организует запись задания на дом в дневник

р. т. С. 18, упр. 34



VI.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
Составляют синквейн в группах.
Объясняют смысл пословицы.
Делают самооценку.



Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности
Работа в группах.
Синквейн
1. первая строка – название темы (одно слово) КТО?;
2. вторая – описание темы (два слова); КАКОЙ?
3. третья строка - описание действия в рамках этой темы (три слова); ЧТО СДЕЛАЛ?
4. четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); ПОСЛОВИЦА
5. последняя строка – синоним, который повторяет суть темы (КТО?).


Героями не рождаются, ими становятся.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
-Как вы понимаете смысл пословицы?
Уметь пользоваться информацией, полученной на уроке Уметь делать выводы и умозаключения.
-Уметь анализировать свою работу
-уметь оценивать свою деятельность на уроке














Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
(ЛичностныеУУД)





15