Выступление по теме «Педагогические критерии отбора книг для детского чтения и рассказывания в средней группе. Требования к книжному уголку в средней группе»
Выступление на семинаре
Тема: «Педагогические критерии отбора книг для детского чтения и рассказывания в средней группе.
Требования к книжному уголку в средней группе»
Выполнила воспитатель:
Зотова Елена Евгеньевна
Исходя из особенностей обогащённого литературного и пополненного жизненного опыта детей, в средней группе стоят задачи:
- продолжать формировать у детей интерес к книге;
- учить внимательно слушать и слышать произведение;
- видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;
- развивать воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;
- поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;
- поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.Поэтому в основе отбора художественных произведений мы руководствуемся следующими педагогическими принципами:
-Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
-Принцип единства содержания и формы, т.е сюжетная занимательность, простота и ясность композиции, литературная ценность. Важен образцовый литературный язык.
Принцип доступности литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
-Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании занятия, различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение определённого круга задач.
-Принцип эмоциональности – использование игровых приемов при работе с литературным произведением;
Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания.
Круг детского чтения – это круг произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых, были приняты и поняты детьми.
В круг детского чтения входят:
-русское и татарское народное творчество (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);
-фольклор народов мира (белорусские, украинские, польские и т.д.).
произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушкина, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.);
-произведения современной русской и татарской литературы, зарубежных авторов (Г. Тукая, А. Алиша, В.В.Маяковского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой, Ю. Тувим, Дж. Родари, А. Милн и др.).
Для успешной реализации поставленных задач нами была спланирована система работы, к которой привлекли родителей и провели анкетирование с целью изучения состояния домашнего чтения с дошкольниками в практике семейного воспитания и разработке содержания и формы взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании читательских интересов у детей дошкольного возраста.
Анкета для родителей (младший и средний возраст)
1. Ф.И. ребёнка, его возраст, кто отвечает на анкету (мама, папа, бабушка, дедушка).
2. Какое место в Вашей жизни занимает книга?_______________________
3. Как часто вы читаете? Сколько времени? (20, 30 мин и т.д.)___________
4. Любите ли Вы читать книги своему ребёнку?_______________________
5. Часто ли Вы читает книги своему ребёнку?________________________
6. Какие книги Вы читаете своему ребёнку?_________________________
7. Какие книги любит Ваш ребёнок?________________________________
8. Вы читаете книги ребёнку каждый день? Как долго?_________________
9. Есть ли у Вашего ребёнка потребность в том, чтобы ему читали книги?____
10. С удовольствием ребёнок слушает или нет?_________________________
11. Обсуждаете ли Вы прочитанное с ребёнком?_________________________
12. Как Вы считаете, приносит ли пользу домашнее чтение? Какую? (Охарактеризуйте результат).________________________________________________________
13. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок любил книги?____________________________________________________________
14. Ваши пожелания и замечания по поводу чтения книг._____________________________________________________________
Анкетирование выявило, что практически все опрашиваемые любят читать и хотели бы, чтобы их дети тоже любили книги. Почти в каждой семье есть детские книги, такие как сказки, книги познавательного характера, энциклопедии Таким образом, материалы анкетирования продемонстрировали, что родители не совсем осознают значимость такого средства воспитания личности детей, каким является детская художественная литература.Большую роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.
Уголок книги должен быть организован во всех группах детского сада.
Основной принцип, которого педагоги стараются придерживаться при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей.
Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе.
Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о том или ином писателе: рассмотреть портреты данного писателя разными художниками, рассмотреть иллюстрации к произведениям, фотографии памятников данному писателю в разных городах России и мира, изготовить альбом.
К устройству уголка предъявляется ряд требований:
- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;
- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин, а для детей 5-6 лет – портреты писателя.
Как отмечается в ФГОС ДО, осуществление интеграции при освоении детьми всех образовательных областей является необходимым условием эффективности реализации образовательной программы ДОУ. Поэтому в своей работе мы используем интегрированный подход в ознакомлении детей с художественной литературой
Выступление на семинаре
Тема: «Педагогические критерии отбора книг для детского чтения и рассказывания в средней группе.
Требования к книжному уголку в средней группе»
Выполнила воспитатель:
Зотова Елена Евгеньевна
Казань 2016 год