Обобщение опыта Организация проектной деятельности,как средство повышения качества обучения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Жуковская основная общеобразовательная школа» Семикаракорского района
___________________________________________________________________________
обобщение педагогического опыта
Автор: Катернюк Елена Григорьевна
учитель первой квалификационной категории
МБОУ Жуковская ООШ
2015-2016 учебный год
Содержание
I. Введение
II. Теоретическая база. Понятие метода проектов в педагогической и
методической литературе
2.1 Технология проектного обучения
2.2 Специфика применения проектного метода в начальной школе
III. Из опыта работы по использованию проектной деятельности.
3.1. Педагогические условия использования метода проектов на уроках
3.2. Опыт использования метода проекта
IV. Заключение
V. Список литературы
I.Введение
Работаю учителем начальных классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Жуковская основная общеобразовательная школа». Стаж моей педагогической деятельности - 13 лет. Последние пять лет веду обучение по учебно-методическому комплекту «Планета Знаний».
В.А.Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении»
Как же построить работу на уроке, так чтобы доставить ребёнку эту радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению?
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Каждый ребенок с рождения – исследователь, поэтому дети полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только такие базовые навыки, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. В настоящее время акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Проблемы
Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;
неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Размышляя над решением этих проблем, я пришла к выводу, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике.
В условиях перехода на новые образовательные стандарты на первое место выступают интерактивные методы обучения, одним из которых является метод проектов.
Именно метод проектов позволяет организовать учебную деятельность, таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в активный процесс познания. Не случайно проектная деятельность провозглашена как базовая образовательная технология.
Ключевая проблема
Как спланировать и организовать проектную деятельность учащихся в начальной школе? Необходимо пересмотреть и скорректировать собственный опыт работы.
Актуальность:
Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) требует обновления содержания образования и освоения новых форм организации образовательного процесса. При этом коренным образом меняется роль учителя – он становится соучастником учебного процесса, консультантом, помощником, организатором познавательной деятельности детей. В связи с этим актуальны слова В.А. Сухомлинского. Он говорил, что лучший учитель тот, кто забывает, что он учитель. Меняется и роль ученика – он включается в активную познавательную деятельность.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учеников в учении;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:
высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности;
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.
Гипотеза: при правильной организации проектная деятельность повысит интерес учащихся к учебной деятельности, будет способствовать повышению их интеллектуального и творческого потенциала, а соответственно качеству обучения.
Цель:
Выявить специфику использования проектной деятельности в начальной школе.
Раскрыть понятие метода проектов, используя педагогическую и методическую литературу.
Показать специфику применения проектного метода в начальной школе.
Обобщить практический опыт использования проектной деятельности, в процессе обучения как условие развития творческих способностей и учебной активности младших школьников
Опыт использования метода проектов
С 2011 года я начала заниматься проектно-исследовательской деятельностью со своими учащимися. Считается, что проектный метод достаточно трудоёмкий, организация проектной деятельности на уроках занимает много времени, а требования программы жёсткие. Считаю, что проектный метод стоит того, чтобы внести новизну в обычный ход, поддержать интерес, дать возможность посмотреть на привычное по-другому.
В процессе обучения я учитываю индивидуальные, возрастные особенности детей для целенаправленного формирования всех компонентов исследовательской культуры учащихся. Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления:
анализ и выделение главного;
сравнение, обобщение и систематизация;
определение и объяснение понятий;
конкретизация, доказательство и опровержение;
умений видеть противоречия;
А также приёмов, связанных с культурой устной и письменной речи умений и навыков работать с книгой и другими источниками информации.
Например:
1. Выделение признаков:
а) Какую форму имеет фигура? Почему эта фигура называется четырехугольником?
б) Назовите признаки числа 87.
в) Назовите признаки осени.
г) Назовите признаки слова «линейка»
2. Сравнение двух или более предметов.
а) Чем похожи слова: дым и дом? Чем они отличаются?
б) Найдите общие и отличительные признаки чисел: 3 и 30?
в) Назовите общие признаки мышки и кошки.
3. Выделение существенных признаков: назовите существенный признак карандаша и т.д.
4. Классификация.
а) На какие три группы можно разделить слова: сестра, ложка, берёза, липа, вилка, дядя, сосна, брат, кружка.
б) На какие две группы можно разделить числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10?
в) Продолжи начатое перечисление и назови группу одним словом: лопата, грабли,; осень, зима, ; 2,4,6,
5. Родо – видовые отношения:
а) Найди пары подходящих слов по образцу: ель – дерево; три – число; иглагол – часть речи.
б) Игра по типу «Рыбы, птицы, звери».
в) Закончи предложение:
Прилагательное – это часть речи, которая
Чайник – это посуда для
0 – это число, которое
6. Простейшие умозаключения
Закончи предложение:
Все сосны – деревья. Все деревья – растения. Значит,
Названия рек – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Следовательно
На уроках русского языка, литературного чтения дети учатся составлять тексты различных видов (текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение), овладевают основами оратора, навыками подготовки устного и письменного сообщения.
Во время работы над ошибками, я предлагаю детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, я помогаю детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции.
Далее предлагаю детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? Объясняю, что в этом и есть суть проекта. В результате поиска решения проблемы мы создадим проектный продукт.
Делю детей на группы, предлагаю подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушиваю всех, обсуждаю все предложения. Из предложенных проектов учащиеся выбирают один для реализации.
В начале школьного обучения найти идею – самое трудное. Поэтому, в случае затруднений, я сама предлагаю 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на проверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).
Учащиеся могут использовать и свою идею, обсуждают её и зачастую меняют замысел. Я поддерживаю инициативу детей, привлекаю к обсуждению, к совместной работе. Следующий этап - реализация замысла. Помогаю подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что вызвало затруднения, что понравилось в работе, над чем ещё можно поработать.
Приобщение учащихся к проектной деятельности было нацелено не на результат, а на процесс. Главное заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности, которая позволит раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутые результаты. Пусть учащиеся не сделают новых открытий, они повторяют путь ученого, от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения.
Приступая к проектированию с младшими школьниками, учитываю то, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступаем к ее выполнению немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких-либо проектах в дальнейшем. Следовательно, выполнять исследование надо на одном дыхании из-за отсутствия у младших школьников способности долговременно и целенаправленно работать в одном направлении. Поэтому, считаю важным выполнение следующего условия: максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому у учащегося возникает желание работать над другими проектами
Формирование умений по классам
1 класс
Находят решение проблемы, делают выводы по наводящим вопросам
2 класс
Определяют задачи, проводят исследования по вопросам и с помощью родителей
3 класс
Самостоятельно предлагают проблему, ищут информацию, с помощью выделяют главное, формулируют определения, ставят простые опыты, проводят анкетирование, с моей помощью проводят защиту проекта
4 класс
Самостоятельно выполняют работу по выбранной теме, ищут информацию в сети Интернет, создают и защищают презентацию.
Метод проектов я использую в своей работе четвертый год. Так как ко мне в класс пришли уже третьеклассники, мне пришлось выстраивать знакомство с проектной деятельностью начиная с первого этапа. Поэтому первый год работы по этой теме носил эпизодический характер.
Возникли трудности:
1. Нужно было перестроиться самой
2.Недостаточно знаний.
3. Не сформированы умения учащихся. Чтобы заниматься проектной деятельностью, нужны определенные умения.
Как мы работали над проектом
Возвращаясь к вышесказанному, опишу работу поэтапно.
1 этап (погружение в проблему)
Передо мной возник ряд вопросов: а как научить их работать над проектом, как объяснить, что такое проект? Как ввести их в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес?
Ответы на вопросы нашлись в ходе работы.
Идея проекта «Растения Донского края» родилась у нас на уроке окружающего мира, когда мы знакомились с растениями, занесенными в Красную книгу. Я сообщила ребятам о том, что немало растений нашего края занесено в Красную книгу и требуют нашей защиты. Естественно, возник вопрос: каких и почему? Я назвала лишь небольшое количество названий редких растений. А почему бы не узнать больше? Идея детям понравилась. Есть объект исследования. Наметили цель, примерный план действий. Во внимание брались все детские предложения. Все объединилось одним словом - проект, объяснила, что исследование будет всесторонним, будет полезна любая информация. Стало ясно, что проект – это творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться. Иными словами, идея направила учебно-познавательную деятельность учащихся на результат, который будет достигнут благодаря решению теоретически и практически уже значимой проблемы.
По характеру деятельности участников проект определился как исследовательско - информационный с элементами творческого, и осуществлял межпредметную связь.
Наметился план:
2 этап (сбор и обработка информации)
В роли единомышленников выступили и родители, которым я объясняла на родительском собрании, как правильно помогать, отбирать материал, ориентировать в потоке информации. Помощь их оказалась неоценимой. Вместе с родителями ребята подбирали загадки, стихи, делали рисунки. Учить детей проектной деятельности трудно, сложно, но возможно. И чем раньше это начать, тем в дальнейшем будет легче.
А поток информации оказался огромный, в одиночестве справиться с ним – непосильный труд. Работать над таким объемным проектом в одиночку сложно. Поэтому была создана творческая группа. Оказалось, в группе работается легче. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата.
С каждым днем материала становилось больше и больше. Исследования затронули разные сферы жизни. Собирали пословицы, поговорки, загадки, песни, стихи, широко использовали ресурсы Интернета. Раз в неделю мы собирались, чтобы внимательно изучить, систематизировать информацию, обсудить дальнейшие действия. Когда был собран достаточно большой объем материала. Его надо показать.
3,4 этапы (разработка собственного варианта решения проблемы)
По ходу работы у ребят появились свои предпочтения. Решили дальше поработать над тем, что больше всего «зацепило». Темы были выбраны такие:
1. Растения Донского края в произведениях писателей и поэтов.
2. Лекарственные растения Донского края.
Так групповой проект плавно вытек в индивидуальный. Учащиеся стали собирать информацию уже по своей определенной теме.
Работая в том же составе, учитель ученик родитель, была создана общая электронная презентация «Растения Донского края».
5 этап (защита проекта)
Завершение работы - электронная презентация на родительском собрании, которой предшествуют и интегрированные уроки, и внеклассные занятия, на которых состоялась частичная презентация проекта. В роли слушателей выступили родители и одноклассники.
Для меня же работы моих учеников стали важным подспорьем, плодами своих трудов ребята будут пользоваться не раз, что позволяет существенно повысить мотивацию учеников, сохраняя при этом их здоровье и положительный настрой на учебу.
На следующий год я работала с памяткой по защите проектов в форме «незаконченных предложений».
Памятка для защиты проектов:
Я подготовил проект на тему....
2. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи.
3. В ходе проекта я решил проблему...
4.Для своего проекта отобрал материал.....
5. Использовал такую литературу....
6. Продукт моего проекта....
7. Я хочу рассказать о.....
8.На рисунке (фото) изображено.....
9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому что....
10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....
11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)
12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что....
За все проекты, выполненные обучающимися в течение года, выставляю только положительные оценки, т.к. в проекте достоин любой уровень результатов.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях использую:
- загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания и задания на развитие творческих способностей;
- игры-путешествия, связанные с введением в ход урока сказочных героев
- связи материала с наглядно-образным игровым материалом;
В своей работе использую следующие способы мотивации:
Помогаю учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способы саморазвития и самосовершенствования. Формированию мотивации способствуют презентации, выставки, конференции.
Создаю психологический комфорт. Одной из моих задач является поощрение творческих проявлений учащихся, стремления к творческому поиску. Чтобы дети не боялись допустить ошибку, воздерживаюсь от негативных оценок. Моя задача – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Каждому ученику даю возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, стараюсь работать творчески, стремлюсь к созданию творческой, рабочей обстановки и обладаю определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской работе.
Учитываю возрастные особенности. Исследование должно быть посильным, интересным и полезным.
-от простого к сложному,
-от игровых к проектам социально-значимым.
Результаты своей работы я отслеживаю в:
- презентациях, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступлениях на научно – практических конференциях «Всезнайка», «Первые шаги в науку», проводимых на районном уровне, как правило, перед своими одноклассниками,
- выставке достижений, которая проводится в основном для родителей, учащихся других классов, заинтересованных данной темой и может быть посвящена определенной теме, дисциплине;
- по результатам участия в различных конкурсах, в том числе во Всероссийских и Международных дистанционных конкурсах, онлайн - конкурсах.
За время работы над темой «Организация проектной деятельности, как средство повышения уровня качества обучения», мои учащиеся показали следующие результаты:
На начальном этапе все проекты проводились внутри класса. При этом использовались ролевые, игровые и творческие проекты: «Моя любимая игрушка», «Законы нашего класса». В дальнейшем составлялись следующие типы проектов:
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона.
Продуктом проекта «Пожарная безопасность и дети», стала газета по противопожарной тематике
Работа над проектом экологической направленности «Экология реки Солёный» началась после тематической экскурсии «Жизнь водоёма». Ребята увидели, в каком состоянии находятся берега и приняли решение, внести свой вклад в решение этой проблемы. Тут же возник вопрос о причинах загрязнения местного водоёма.
Проект «Рецепты национальной кухни», получил начало на уроке окружающего мира в 3 классе. Было предложено перечислить блюда национальной кухни. В классе обучаются турки – месхитинцы, которые сразу же предложили собрать информацию о своих национальных блюдах с рецептами их приготовления. Кучимов Икрам собрал и обобщил материал по данной теме, обращался к пожилым жительницам турецкой национальности, искал информацию в сети Интернет и представил презентацию на родительском собрании. Работа была оценена по достоинству.
Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.
Идея создания проекта «Шоколад вред и польза», возникла на классном часу, посвященному правильному питанию. Спиридонова Лиза выдвинула гипотезу о том, что шоколад полезен. Возник спор, так появилась проектная работа, с которой Лиза приняла участие в районной научно – практической конференции «Всезнайка»
Социальный проект «Левша за и против», которую подготовил ученик 4 класса Бобровников Дмитрий, раскрывала сущность леворукости некоторых детей и отношения к ним в современном обществе. Продуктом стала не только презентация, но и буклет с рекомендациями для родителей и учителей.
Информационные проекты направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.
«Растения Донского края»
«Жизнь и творчество В.А. Закруткина»
«Наша дружная семья»
«Быт и обычаи казаков»
«Экспедиции О.Ю. Шмидта»
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).
Проектная работа «Рецепты здоровья», объединила учащихся класса в поиске информации о сохранении здоровья. Работали в нескольких направлениях. Одна группа искала информацию о том, как влияет на здоровье соблюдение режима дня, другая - какое влияние оказывают на организм занятия спортом, закаливанием. Третья группа собирала информацию о здоровом питании. Всю полученную информацию обобщили и представили проект в виде газеты, которую разместили сначала в фойе школы, а затем у себя в классе.
Тематическая газета «Юные герои Сталинградской битвы» была посвящена 65 - летнему юбилею со Дня Победы в ВОВ
На уроках труда, в преддверии Нового года, мои ученики подумали о том, что неплохо было бы украсить класс ёлочкой. Собрали необходимую информацию и выяснили, что можно сделать ёлочку своими руками из конфет и мишуры. Общими усилиями у нас в классе появилась «Экологическая ёлочка». Сделали вывод: для украшения помещения к празднику не обязательно губить дерево, можно сделать это с помощью подручных материалов.
Ролевые проекты. При подготовке проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
В рамках урока литературного чтения УМК «Планета знаний» предлагается проект на тему: «Басни И.Крылова». Мои ученики не остались равнодушными и поставили перед собой задачу: инсценировать басни И.Крылова, которые к тому времени они знали наизусть.
Для решения данной проблемы они поставили перед собой задачи:
- смастерить реквизиты, т.е. маски, которые они изготовили тут же самостоятельно всем коллективом;
- провести репетицию.
Проектный урок получился превосходным. Дети были в восторге от полученного результата.
«Слон и Моська»
«Муха»
Ролевой проект «Русская народная сказка «Репка» должен был ответить на проблемный вопрос: «А зачем понадобилось такое количество героев сказки, чтобы вытащить репку?» В итоге учащиеся сделали вывод о том, что дружный коллектив может решить любую проблему быстрее, чем, если браться за дело в одиночку.
Учащиеся принимали участие в моем педагогическом проекте по пожарной безопасности. Самостоятельно подготовили театрализованное представление «Три поросёнка», которую показали учащимся школы.
Мне очень нравятся экскурсионные проекты. Программа обучения в младшей школе обычно насыщена разного рода экскурсиями. Этот факт является хорошим поводом превратить экскурсии в серию детских проектов. Целью таких проектов является определение интересов и склонностей каждого ребенка. В моей практике экскурсии занимают не последнее место. Проводим тщательную подготовку к экскурсии. Составляем план проекта. В результате реализации плана проекта даже самый отстающий ученик знает, зачем он идет, что ему надо от экскурсии. Перед детьми ставятся конкретные вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии. Итоги экскурсии обязательно обсуждаются. Дети рассказывают, или пишут свои отзывы, вербализуя впечатления, наблюдения, полученные знания.
Дети фиксируют результаты наблюдений.
Ставят перед собой новые задачи.
Экскурсия на тему «Луг и водоёмы летом»
Экскурсия на тему «Луг и водоёмы осенью»
Экскурсия на тему «Изменения в природе зимой»
Экскурсия на тему: «Влияние деятельности
человека на окружающую среду»
В 2013 году мы побывали на экскурсии в г. Новочеркасске. Программа экскурсии была обширной. Мы посетили многие памятники культуры: Вознесенский Кафедральный собор, площадь Ермака, музей Донского казачества, Новочеркасский электровозостроительный завод, Александровский парк.
Ребята получили массу впечатлений, много новой информации о земле донского казачества.
И когда пришло положение об областном конкурсе «Юный экскурсовод», ребята не задумываясь приняли решение участвовать. Обработали огромное количество дополнительной информации из разных источников и в результате получили турпродукт. Работа ученика Айдинова Вали участвовала в конкурсном отборе сначала на районном этапе, а затем стала лауреатом на областном этапе.
Участие в конкурсах
№п/п
Конкурс
Название работы
Результат
Автор проекта
1.
Районный этап Всероссийского детского экологического Форума «Зелёная планета»
Конкурс социально – значимых исследовательских и проектных работ по экологии «Природа – бесценный дар, один на всех»
«Экология реки Солёный»
1 место, 2013 г.
Спиридонова Елизавета
2
Районный конкурс литературно – краеведческой экспедиции по местам жизни и творчества В.А. Закруткина «Дорогами литературных персонажей»
Номинация «Компьютерная презентация о жизни и творчестве «В.А. Закруткина»
«Жизнь и творчество В.А. Закруткина»
1 место, 2013 г. (пр.№233 от 09.04.2013 г.)
Спиридонова Елизавета
3
Районный этап Международного конкурса «Детство без границ»
Конкурс «История моей семьи»
Номинация «Звёзды под семейным абажуром»
«Наша дружная семья»
3 место, 2013 г.
(пр.№231 от 09.04.2013г.)
Кучимов Икрам
4.
Фестиваль детского творчества «Казачий Дон», посвященного 105 – летию В.А. Закруткина
Конкурс творческих и исследовательских работ.
Номинация «Чему бы я научился у казаков»
«Быт и обычаи казаков»
3 место, 2013 г. (пр.№ 234 от 09.04.2013 г.)
Спиридонова Елизавета
5
Школьная научно – практическая конференция «Всезнайка»
«Шоколад вред и польза»
участие, 2013 г
Спиридонова Елизавета
6.
Всероссийский этнографический конкурс исследовательских работ «Арктика – загадка природы»
«Экспедиции О.Ю. Шмидта»
участие, 2014 г.
Спиридонова Елизавета
7.
VII районный фестиваль школьных краеведческих музеев «Славные династии Семикаракорского района»
«Династия Наумовых – Рвачёвых»
2 место,
пр. № 343
от 07.04.2014 г.
Ибрагимова Ксения, Курочкина Светлана
8.
Районный этап областного конкурса «Юный экскурсовод»
«Памятники казачьей славы города Новочеркасска»
1 место
пр. № 270 от 19.02.2014
Айдинов Вали
9.
Областной этап областного конкурса «Юный экскурсовод»
«Памятники казачьей славы города Новочеркасска»
1 место
ГБОУ ДОД РО ОЭЦУ пр.№84 от 14.04.2014 г.
Айдинов Вали
10
Школьная научно – практическая конференция
«Первые шаги в науку»
«Левша за и против»
3 место,
пр. №393
от 30.04.2015 г.
Бобровников Дмитрий
11.
Всероссийский конкурс «Юный исследователь»
«Левша за и против»
2 место
Диплом
Серия ВО №73 от 13.03.2013 г.
Бобровников Дмитрий
Анализируя опыт организации проектной деятельности, можно выделить следующие результаты, указывающие на преимущества применения проектного метода в образовательном процессе:
Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:
уроки стали проходить боле оживленно, ученики с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, проекты становятся лично значимыми для учащихся;
у ребят проявился стимул не только получить хорошую оценку, но и добиться успехов в выполняемой работе.
Работа над проектами повышает активность и самостоятельность, разных по уровню развития и способностям учащихся:
немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись какой-нибудь проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении;
для одаренных детей участие в проекте еще одна возможность проявления творчества, развития в совместной деятельности с учителем, родителями и одноклассниками творческого потенциала, накопление опыта самостоятельной роботы.
Обучающиеся приняли участие с исследовательскими проектами в районной конференции для младших школьников «Всезнайка», «Первые шаги в науку»
Повышается учебная активность школьников.
С целью выяснения у учащихся 4 класса предпочтения видов учебной деятельности на уроке, определения сформированности навыков проектной деятельности и выявления эмоционального отношения к школе и классу, было проведено анонимное анкетирование.
На вопросы «Нравится ли тебе учиться в школе» и «Нравится ли тебе учиться в твоем классе» все ученики 9 человек (100%) ответили утвердительно «да», что определяет стабильную положительную учебную мотивацию детей. Ответы на вопрос, «Какие виды деятельности на уроке тебе особенно нравятся» указывают на предпочтение творческих видов, из них «работа над проектом» была в выборах у 80% учеников.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Четвероклассники предпочитают работать в парах, группах или «со всем классом над одним заданием», что соответствует 70%, 60% и 60%, то есть можно судить о наличии навыков групповой работы и развитии коммуникативных умений.
Оказывают помощь при выполнении творческих заданий, судя по выборам детей, – учитель (100% выборов), родители (50%), одноклассники (60%), значит можно говорить о том, что цель создания единого творческого образовательного пространства «ученик - учитель - родитель» достигнута.
Детям было предложено отметить те виды умений проектной деятельности, которые они выполняют хорошо и с удовольствием. Практически каждый подчеркнул три из предложенных четырех пунктов: «готовить сообщение»-60%, «презентовать итоги своей работы по заданной теме»-60%, «высказывать предложения по тому, что надо сделать по данной работе»- 50%, «работать в группе сообща»-80%.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Полученные ответы на вопрос «Ты участвуешь в проектной деятельности потому, что» тоже предполагал несколько выборов, предпочтительных для каждого ученика: «узнать что-то новое» выделили 80% третьеклассников, «можно раскрыть свои способности, подняться в глазах своих одноклассников на более высокий уровень»-50%, «пообщаться с одноклассниками»-30%.
Для детей, выполняющих творческие задания, в том числе в рамках проектов, школьная жизнь вызывает положительные эмоции, так практически все учащиеся 4 класса (100%) отметили, что выполняют творческие работы с хорошим настроением.
6. Результаты качества обучения:
Как было сказано выше, организацией проектной деятельности я занимаюсь с 2011 года. На данный момент я работаю уже со вторым классом по данной теме. За этот период учащиеся показали следующие результаты качества обучения
Таким образом, можно считать, что участие детей в проектной деятельности действительно способствует развитию их творческих способностей и учебной активности. А также выступает, как средство повышения качества обучения.
IV . Использование метода проектов в практике моей работы подтвердило, что данный метод будет способствовать повышению их интеллектуального и творческого потенциала.
Итак, метод проектов:
Формирует и активизирует познавательную деятельность учащихся.
Развивает творческие способности.
Способствует выработке самостоятельности и потребности в самореализации.
Выводит учебный процесс из стен школы в окружающий мир.
Способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности.
Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
И, наконец, ведет к личностному росту ребенка, что, на мой взгляд, главное в работе каждого учителя.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Что изменилось?
Изменилась моя позиция, как учителя.
Больше стала доверять детям.
Вовлекаю родителей в процесс обучения.
Изменились дети.
Стали более собранными, самостоятельными.
Могут выражать свое мнение.
Учатся задавать свои вопросы
Учатся добывать информацию из различных источников, критически оценивать ее, планировать свою работу, оценивать результат работы.
Выявлять и анализировать допущенные ошибки
Хочу закончить словами французского физика Паскаля: «Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
Одним из методов, позволяющих это сделать, является метод проектов.
Считаю, что метод проектов важен и нужен начальной школе.
В будущем планирую.
Представлять по проектной деятельности
Участвовать в конкурсах
V. Список литературы
1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М.: Вентана - Граф, 2004.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
3. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
6. 7. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа. 2005. №9
8. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.// Начальная школа. 2004. №2
9. Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. // Начальная школа.2008. №8
10. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. // Начальная школа.2006. №1
11. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч 2003. №6
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Информация
Планирование
Проблема
Презентация
Продукт
«Организация проектной
деятельности, как средство
повышения качества обучения"
Рисунок 8D:\фото цифр\3 класс 2012\DSC03868.JPG