РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 «Менеджмент» Специальность:080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (углубленной подготовки).


Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Ульяновский строительный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 «Менеджмент»
Специальность:080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
(углубленной подготовки).
Ульяновск 2013
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (углубленной подготовки).
РЕКОМЕНДОВАНА
УТВЕРЖДАЮ
Председатель ПЦК
О. В.Вершинина
подпись
Протокол №_______
от «__»________20___г. Заместитель директора по учебной работе
Ганенков О.Г.
подпись
«__»________20___г.

ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ОГБОУ СПО «Ульяновский строительный колледж»

РАЗРАБОТЧИК:
Кривошеева Е.Н. - преподаватель ОГБОУ СПО Ульяновский строительный колледж
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации рабочей ПРОГРАММЫ учебной
дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1.паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Менеджмент»
Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной в соответствии с ФГОС по специальности СПО
Место профессионального модуля в структуре основной профессиональной
образовательной программы
П.00- профессиональный цикл
ОП 00 – общепрофессиональная дисциплина
ОП.03- менеджмент.
Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения
профессионального модуля.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
анализировать организационные структуры управления;
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
приминать эффективные решения, использую систему методов управления;
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
знать:
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
методы планирования и организации работы подразделения;
принципы построения организационной структуры управления;
основы формирования мотивационной политики организации;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
внешнюю и внутреннюю среду организации;
цикл менеджмента;
процесс принятия и реализации управленческих решений;
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию, и контроль деятельности экономического субъекта;
систему методов управления;
методику принятия решений;
стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося– 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося– 38 часов;
практические занятия – 30 часов.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списания недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 114
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 76
в том числе: лекции 46
практические занятия 30
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа 38
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансовый менеджмент»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
Тема 1.1.
Понятие менеджмента как самостоятельной деятельности.
Формируемые компетенции
ОК 1 – ОК 9; ПК 2.1, 4.1, 4.2, 4.4.
В результате изучения темы обучающийся должен
уметь:
ориентироваться в структуре управления;
определять приемлемые методы для управления трудовой деятельностью персонала
знать:
основы управления финансами;
суть управленческого труда
значимость управления
особенности формальных и неформальных организаций. 22+20вср Содержание учебного материала 1 Цели и задачи управления организациями различныхорганизационных форм. 2 2
2 Функции и цели менеджмента 2 3 Факторы среды прямого воздействия. 2 4 Внутренняя среда организации. 2 5 Основы теории принятия управленческих решений. 2 6 Методы, этапы, уровни принятия решений. 2 7 Установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, выбор альтернативы и принятия решений. 2 8 Сущность стратегического менеджмента. Процесс стратегического планирования. Виды планов. 2 9 Выбор стратегии. Оценка стратегии. Реализация стратегии. 2 10 Общая характеристика мотивации труда. Мотивация и иерархия потребностей. Содержание теорий мотивации. Сущность делегирования. 2 11 Методы оценки и выбор рискованного варианта решения. 2 Практические занятия ПЗ №1 «Политика организации управления производством» 2 ПЗ №2 «Анализ внешней и внутренней среды организации» 2 ПЗ №3 «Оперативное принятие решений. Выработка оптимального коллективного решения методом «Мозговой штурм» 2 ПЗ №4 Виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый 2 ПЗ №5 «Выбор стиля управления» 2 ПЗ №6 «Стратегическое планирование деятельности организации» 2 ПЗ №7 «Мотивация труда сотрудников» 2 ПЗ №8 «Подходы к принятию решений» 2 Самостоятельная работа «Менеджмент как самостоятельная деятельность» (кроссворд) 2 «Функции менеджмента» (реферат) 2 «Основные переменные внутренней среды организации» (реферат) 2 «Менеджмент рекламной деятельности фирмы» (реферат) 2 «Методы принятия управленческих решений» (реферат) 2 «Процесс стратегического планирования» (реферат) 2 «Система мотивации труда» (реферат) 2 «Мотивация труда»(реферат) 2 «Миссия организации» (реферат) 2 «Выбор наименее рискованного варианта решений»(сообщение) 2 Тема 1.2
Методы управления
Формируемые компетенции
ОК 1 – ОК 9, ПК 2.1, 4.1, 4.2, 4.4.
В результате изучения темы обучающийся должен
Уметь:
определять плюсы и минусы конфликтов
управлять конфликтом
моделировать процесс конфликта
управлять конфликтной ситуацией
Знать:
положительные и отрицательные стороны конфликта
типы конфликта
причины конфликта
природу организационных изменений. 18+18вср Содержание учебного материала 1 Сущность и классификация конфликтов. 2 2
2 Принципы возникновения конфликтов. Стадии развития конфликтов 2 3 Административный и педагогический методы решения конфликтов. 2 4 Личность и её структура: типы темперамента, организаторские способности 2 5 Социально- психологический климат в коллективе. Власть и лидерство. 2 6 Имидж организации. (Контрольная работа в т.ч. 1ч.) 2 7 Деловое общение, его характеристика. Фазы делового общения. 2 8 Особенности менеджмента в области строительства. 2 9 Планирование работы менеджера. 2 Практические занятия ПЗ №9 «Разрешение конфликтных ситуаций» 2 ПЗ №10 «Управление конфликтными ситуациями в организации» 2 ПЗ №11 Тесты на определение типов темперамента личности и способностей к организаторской работе. 2 ПЗ №12 Составление планов беседы, совещания, переговоров. 2 ПЗ №13 «Особенности делового общения в организации» 2 ПЗ №14 «Мастер-руководитель первичного звена» 2 ПЗ №15 «Управление ситуациями в организации» 2 Самостоятельные работы по одной из следующих тем: «Виды конфликтов и их последствия»(реферат) 2 « Личность и ее структура»(реферат) 2 «Подготовка беседы, совещания, переговоров»(составлениепланов, протоколов совещаний). 2 «Соотношение лидерства и власти в современных организациях» (реферат) 2 «Причины возникновения конфликтов»(сообщение) 2 «Имидж организации, как его создать (реферат) 2 «Темперамент» (сообщение) 2 «Роль делового общения в деятельности руководителя» (реферат) 2 «Менеджмент в строительстве» (реферат) 2 Дифференцированный зачет по теме: «Менеджмент строительных организаций» 2 Практические занятия 30 Самостоятельные работы 38 Всего 76 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмент» с рабочими местами по количеству обучающихся.
Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-методической документации, наглядное пособие.
Технические средства обучения: компьютер, принтер, сканер, модем (спутниковая система).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Аблук В.А. Лекции по менеджменту. С.П. – 2003 г.
Басовский А.Е. Менеджмент М., - 2002 г.
Вихонский О.С., Наумов А.И. Менеджмент М., - 2000 г.
Герчиков И.Н. Менеджмент М.,- 1999 г.
Гребцова В.Е. Менеджмент М., - 2001 г.
Казночевская Т.Б. Менеджмент М., - 2008 г.
Кнышёва Е.Н. Менеджмент М., - 2009 г.
Лафта Т.К. Менеджмент М., - 2008 г.
Радугин А.А. Основы менеджмента М., - 2009 г.
Под ред. Румянцевой З.Л., Соломатина Н.А. Менеджмент организации М., - 2010г.
Коробко В.И., Брюханов О.Н. Основы менеджмента и маркетинга в строительстве М., - 2009 г.
Уткин Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам.
Ходеев Ф.Л. Менеджмент Р-Д, - 2011 г.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимисяиндивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения; устный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа
анализировать организационные структуры управления; устный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; устный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; практические работы, устный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа
приминать эффективные решения, использую систему методов управления; практическая работа, устный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа
учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; практическая работа, устный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа
Знания: сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; устный опрос, тестирование, самостоятельная внеаудиторная работа
методы планирования и организации работы подразделения; устный опрос, тестирование самостоятельная внеаудиторная работа,
принципы построения организационной структуры управления; устный опрос, тестирование самостоятельная внеаудиторная работа,
основы формирования мотивационной политики организации; устный опрос, тестирование самостоятельная внеаудиторная работа,
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности; устный опрос, тестирование самостоятельная внеаудиторная работа,
внешнюю и внутреннюю среду организации; устный опрос, тестирование самостоятельная внеаудиторная работа,
цикл менеджмента; тестирование, практическая работа, устный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа
процесс принятия и реализации управленческих решений; устный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию, и контроль деятельности экономического субъекта; практическая работа, устный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа
систему методов управления; практическая работа, устный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа
методику принятия решений;
практическая работа, устный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа
стили управления, коммуникации, принципы делового общения. практическая работа, устный опрос, самостоятельная внеаудиторная работа
Разработчики:
Преподаватель ОГБОУ СПО УСК_________________________________ Кривошеева Е.Н.
Рецензент:
Зав. кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»УГТУ,
к.э.н, доцент ___________________________________________________ Н.А Богданова