Колыбельная конспект урока музыки
Конспект урока музыки «Колыбельная»
1 класс
Цель: познакомить с жанром колыбельной песни.
Задачи: знакомство с жанром песни: колыбельная, ее основных признаков; уметь услышать главную интонацию колыбельной: «баю бай»; воспитание эмоциональной отзывчивости; развитие музыкального слуха; музыкальной памяти; чувства ритма; развитие вокально-хоровых навыков; ассоциативного мышления; развитие творческих способностей; воспитание доброты и любви к маме, к природе.Методы:
Объяснительно- иллюстрационный;
Частично поисковый;
Анализа и сравнения;
Обобщения;
Музыкальной драматургии;
Ретроспективы и перспективы.
Форма организации учебной деятельности:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1.Организационный момент
Музыкальное приветствие. Позитивный настрой (просмотр видеоролика)
2.Актуализация опорных знаний
Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром колыбельной песни, узнаем ее основные признаки и главную интонацию колыбельной песни «баю-бай».
3.Раскрытие темы урока
Вход под музыку “Спят усталые игрушки” – музыка Островского. Музыка1.mp3Ребята, какая музыка встретила вас? (Это песня из передачи “Спокойной ночи малыши”).
Да, эта музыка часто звучит по радио и телевидению.
А как называется песня, которую мама поёт вам или вашим младшим братьям или сёстрам перед сном? (Колыбельная.)
- Сегодня мы и поговорим о разных колыбельных. Сегодня у нас будет необычный урок, мы совершим с вами путешествие в вечернюю сказку.
- А поможет нам туда попасть волшебный цветик – семицветик.
- С его помощью мы познакомимся и узнаем все характерные черты колыбельных песен, исполняя и слушая различные музыкальные произведения. Мы будем постепенно заполнять значение каждого лепестка нашего цветика – семицветика, узнавая что-то новое.
- Итак, отправляемся в путешествие в вечернюю сказку. Послушайте пьесу и предположите о чем она..Слушание пьеса “Мама” – П.И. Чайковского) Музыка2.mp3
Прозвучала пьеса “Мама” – П.И. Чайковского из “Детского альбома”
- А какой инструмент исполнил пьесу? (Фортепиано.)
Кто для нас самый близкий и родной человек на свете?( Мама.)
- А с каким чувством мы говорим о маме? (С любовью, нежностью.)
Да, добрые мамины глаза, приветливая улыбка, ласковая мамина песня перед сном.
- Как называется такая песня? (Колыбельная.)
- Ребята, есть у вас любимая игрушка?(ответы детей): А свои игрушки укладываете спать?
Давайте попробуем изобразить, как мама укладывает малыша. Мы ребята поможем себе движением руки, подчеркнём выразительность интонации.
На что похоже движение наших рук? Какая интонация звучала в пьесе? (Убаюкивающая, покачивающая.)
Молодцы! Как прекрасно началось наше путешествие. Вот мы и разгадали сердцевину нашего волшебного цветка. Ведь все его лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонация.
- Любая мама, мама – волчица, мама – медведица, для своего малыша укладывая его спать, поёт спокойную убаюкивающую песню.
- А какую вы знаете колыбельную мамы – медведицы? ( “Умка”.)
Давайте её послушаем.
Слушание: Песня «Колыбельная Умки». Музыка3.mp3Когда наступает вечер, стихает вьюга, и на берегу становиться тихо и спокойно, тогда белая медведица начинает петь песенку для своего маленького непослушного медвежонка.
- Давайте ребята встанем и изобразим интонацию движением тела.
- Продолжая путешествие в вечернюю сказку мы разгадаем лепесток и определим какой был у песенки ритм?
- Приготовьте ваши ладошки и давайте вместе прохлопаем его.
Какие были хлопки? (Ровные.)
Так значит ритм, какой? (Ровный.)
А куда движется мелодия в конце каждой фразы ребята? (- Низходящая.) Давайте покажем движение мелодии рукой.
А мелодия плавная или скачкообразная? ( Плавная.)
- А чтоб разгадать следующий наш лепесток нам надо определить какой темп у колыбельной.
- Кто пойдёт и выберет нужную карточку темпа?
(выбор карточки темпа)
Стремительный Умеренный
Медленный
- Темп умеренный.
Сколько мы разгадали лепестков! Но нам нужно двигаться дальше. - Путешествие в вечернюю сказку продолжается.
- Пусть прозвучат стихотворения о колыбельных песнях. (читаю стихотворения)
Спи, младенец мой прекрасный,Баюшки-баю.Тихо смотрит месяц ясныйВ колыбель твою. (М. Лермонтов)
А баю, баю, баю,Не ложися на краю.Придёт серенький волчок,Он ухватит за бочок.
Давайте попробуем сочинить мелодию этой колыбельной. (исполняют свои сочинённые мелодии) Какие по характеру они получились? ( Добрые, светлые, ласковые.)
Значит, они прозвучали? – в мажоре.
- А сейчас, ребята, мы определим динамику. Чтобы малыш заснул, как нужно исполнить песенку? (тихо)
- А в каком регистре мы исполняем? (показ карточек) ( В сред
Высокий Средний
Низкий
А каким тембром голоса надо исполнить колыбельную? (Мягким, нежным).
Посмотрите на наш цветик – семицветик, мы разгадали с вами значение последнего лепестка.
Средства музыкальной выразительности
Итог-закрепление: Что интересного было на уроке? Что запомнилось? Про что мы говориль на уроке?
Д/з: Выучить колыбельную. Повторить весь пройденный материал