Комбинированный урок по литературному чтению и ИЗО по теме Иллюстрирование стихотворения Н. Некрасова Дедушка Мазай и зайцы

Урок литературного чтения. 3 класс
Тема урока: Н.Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы»
( интегрированный урок чтения и ИЗО)

Цели урока:
а) образовательные:
продолжить работу над произведением Некрасова, учить учащихся внимательному чтению; развивать умение передавать свои мысли и чувства через рисунок.

б) воспитательные:
воспитывать эмоциональное восприятие произведения, воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к природе , патриотизм;

в) развивающие:
развивать связную монологическую речь, развивать умения переносить текст в виде рисунка, формировать умение располагать предметы на листе бумаги композиционно, передавать эмоциональность, напряженность момента через определенный подбор красок.

Личностные УУД : положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; стремление к красоте. Регулятивные УУД: обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. Регулятивные УУД : принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции, действовать по плану; контролируют процесс и результаты деятельности, вносят необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Познавательные УУД : осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимают информацию , делают обобщения, выводы.
Коммуникативные : умение выслушать оценку одноклассников , работать в парах , воспринимать критику.

Оборудование урока:
Портрет Некрасова, детские книги автора ( для оформления выставки), репродукция картины «Дед Мазай и зайцы», альбомы для рисования, простые карандаши , акварельные краски, проектор, карточки для самооценки , раздаточный материал( карточки).

Ход урока:
1этап. Оргмомент.
Проверка готовности рабочего места. Правильное расположение учебника по чтению и необходимых предметов для рисования.
2 этап. Проверка домашнего задания.
- Какое произведение вчера читали?
- Кто его автор?
-Какие еще произведения этого поэта вы знаете?
- Кто ранее видел репродукцию к прочитанному нами произведению?
- Где вы её видели?
-На доске написаны слова. ПОЛОВОДЬЕ ДИЧЬ ДАТЬ СТРЕКАЧА
Объясните их смысл .Обратимся к словарю.
(презентация : слайд 1
Половодье- это весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда.
Дичь- а)дикие птицы,(реже) животные, употребляемые в пищу.
б)мясо птиц и животных.
в)глухое , незаселённое или заброшенное место.
г)вздор , чепуха , нелепость.
-Какое из определений наиболее подходит в нашем случае?
-Выберите его. Прочитайте. Обоснуйте свой выбор.
-Что значит выражение «дать стрекоча»? Как вы его понимаете?
а)"стрекач" - это некий быстрый бегун, подобный "стреку". Дать стрекача - это стремглав, стрелой, стремительно убежать.
б)удирать, спасаться бегством.
Прочитайте то значение выражения , которое по вашему мнению является наиболее подходящим.
-Чем в старину ловили птиц и мелких - животных?
Слайд 2
-Обратите внимание на строчки их стихотворения. Некоторых слов не хватает. Добавьте нужные слова, работа по карточкам.
Их жалко до __________(слез)
Взял и его, тягота __________(не велика)
Любуйся, а нам ____________(не мешай)
Побежали во весь __________ (дух).
Работа в парах ( взаимопроверка)
3 этап. Актуализация знаний, умений учащихся.
Выборочное чтение.
-Как вы считаете , для чего же нам на уроке литературного чтения могут понадобиться альбомы и краски ?
-При помощи каких средств можно передать картину происходящего?
-Что можно передать при помощи рисунка?
-Можно ли на 1 рисунке изобразить всё произошедшее в стихотворении?
Обоснуйте свой ответ.
В рамках нашего урока мы постараемся нарисовать один из фрагментов стихотворения.
Составление композиции будущего рисунка.
-Сегодня мы продолжим работу над стихотворением. Н.Некрасова. Мы нарисуем один из фрагментов,
-Давайте представим, с чего надо начать рисунок? (общий фон)
- Расскажите, где происходят события?
По ходу ответов учеников учитель на 1 листе изображает общий фон рисунка.
Первый рисунок.
-Как выглядела деревня?
-Какие цвета лучше использовать?
- С помощью чего можно изобразить половодье ?
-Краски каких цветов помогут нам в этом?
-Найдите строки к этому сюжету.
Второй рисунок.
-Кого первым встретил дед Мазай?
-Каким был островок? Как описывает его автор? Прочитайте.
На доске: аршин 71 см, сажень 2м 13 см.
-Как расположились зайцы на острове? Что они делают?
-Какие они? Прочитайте.
-Как их изобразить на рисунке?
(Учитель поэтапно рисует пейзаж)
Третий рисунок.
-Что было дальше? Расскажите.
-Какими словами поэт передал испуг зайчика? Прочитайте.
-Какие чувства испытывает к зайчику дед Мазай?
Подтвердите свое мнение словами из текста.
-Что изменится на нашем рисунке?
Четвертый рисунок.
-Кого следующим повстречал Мазай?
-Опишите зайчиху, пользуясь словами стихотворения.
-Как изменится рисунок? Какие могут быть варианты?
-Перечитаем еще раз этот отрывок.
Передайте интонацией отношение Мазая, укрывающего зайчиху, к ней.
Пятый рисунок.
Прочитаем отрывок о зайчатах на бревне.
-Как много было зайцев?
-Как располагались они на бревне?
Расставим их на нашем фланелеграфе - рисунке.
-Какое было бревно? Почему на нем всем хвалило места?
-Какой способ спасти зайчат нашел Мазай?
-Что он использовал для этого?
-Что изменится на рисунке?
-Какие еще варианты рисунков, можно предложить к этому стихотворению?
-Мы с вами остановимся на событиях ,произошедших на реке. На рисунке должно быть ясно видно половодье.
4 этап. Физминутка( музыкальная , динамичная)
5 этап. Самостоятельная работа в альбоме. Рисование карандашом.
Для образца рисунки учителя остаются на доске.
-Выберите один их понравившихся вам фрагментов, можно что-то изменить в рисунке, добавить. Главное, вы постарайтесь передать те чувства, которые вы испытали при чтении, нарисовать так, чтобы любому человеку, увидевшему ваш рисунок, захотелось снова взять в руки книгу , перечитать ее и удивиться доброте, находчивости деда Мазая.
-После выполнения карандашного рисунка приступаем к работе с акварелью.

6 этап. Рефлексия.
Подведение итогов. Рассматривание рисунков.
Ученики объясняют свой выбор сюжета.
Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек.
Теперь , проделав такую большую работу , какие рекомендации вы могли бы дать своему соседу по парте?

7 этап. Домашнее задание.
подготовить выразительное чтение стихотворения,
по желанию: закончить рисунок акварельными красками для выставки.


15