Методические рекомендации по развитию речи детей с ОНР III уровня на занятиях по изобразительной деятельности
Методические рекомендации по развитию речи детей с ОНР III уровня на занятиях по изобразительной деятельности
Хайруллина Алсу Василовна, учитель - логопед МАДОУ №333, г.Казань
Проблема обучения изобразительной деятельности актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работе по изобразительной деятельности в современных условиях педагогического процесса уделяется не достаточное внимание, некоторые виды изобразительной деятельности вынесены за рамки занятий, и практикуются в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных умений в изобразительной деятельности. Бесспорно, изобразительную деятельность дети считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье. Взрослые порой этого счастья не разделяют, и даже возмущаются до глубины души, разглядывая художества ребенка. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного трудового, умственного развития детей, и главное – развитие речи детей.
Основные рекомендации по развитию речи детей с ОНР на занятиях по изобразительной деятельности:
Необходимо вовремя создать условия для развития изобразительной деятельности и позаботиться о том, чтобы в поле зрения детей оказались различные изобразительные материалы. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага разной фактуры и т.д. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание ребенка.
Лепите, рисуйте на глазах у детей и для них, чтобы они, общаясь с вами, видели предназначение всех изобразительных предметов.
Очень важен «Период каракуль». Дети пытаются замыкать линию, появляется что-то похожее на форму. Нужно показать, что в штрихах, линиях, «каракулях» можно видеть содержание, образ. Дайте возможность детям самим сделать «открытие», увидев в штрихах и линиях то зайчика, то зонтик, то машинку. Видение образа - новая ступенька к развитию изобразительной деятельности.
Появление образа зависит от опыта и впечатлений ребенка. Ознакомление с окружающим миром вещей, живой и не живой природы, людей – основа работы воображения и накопление словаря ребенка.
Большое внимание уделяйте обследованию предметов, которые предполагают участие различных анализаторов. Это незаменимый прием в познании детьми формы и величины предмета, расположения его частей. Составляя декоративные узоры в аппликации, ребенок уточняет и закрепляет представления о форме, величине, цвете. Т.е. обогащается словарный запас.
В процессе выполнения деятельности требуйте от детей комментирование его действий. Это помогает развитию внимания детей к речи, увеличению словарного запаса, уточнению значений слов.
Задавайте детям вопросы. Но помните, что содержание вопросов должно иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую выполняет ребенок: иначе ответы ребенка будут не мотивированы и превратятся в механические языковые тренировки. По мере овладения речевыми средствами ребенок начинает все активнее отвечать на вопросы: сначала словосочетаниями, а затем – и предложениями.
Пробуждайте увлеченность детей их собственной изодеятельностью: желание в рисунке рассказать о том, что их волнует, что радует. Помните: детский рисунок – это не только отражение того, что удивило и обрадовало ребенка, но и призыв к общению с ним.
Воспитывайте у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают выделить в предметах их признаки. Необходимо учить детей соотносить содержание речи взрослых с собственными действиями. При этом обогащается словарь детей, постепенно в активную речь детей вводятся новые слова.
Обращайте внимание детей на выразительность полученного изображения. При этом нужно ввести ребенка в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный вместе рисунок, лепку, аппликацию. Также следует привлекать образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогут создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.
Не забывайте так же о том, что на занятиях необходимо создавать атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Такие условия способствуют установлению тесного контакта между вами и ребенком, вызывают у ребенка желание общаться посредством речи, подражать речи взрослого. И поэтому ваша речь должна быть доступна ребенку, выразительна, состоять из четко построенных предложений.
Самое главное - каким не был рисунок, чтобы не случилось во время рисования, не ругайте ребёнка, наоборот, похвалите его, поддерживайте, поощряйте правомерно самостоятельность рисования. Важно, чтобы каждый ребенок в конце занятия порадовался, проявил положительные эмоции.
Таким образом, можем сказать, что занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важны занятия с детьми художественной, творческой деятельностью.
Список использованной литературы:
Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.; Просвещение, 2001.
Бурлакова М.К. Советы логопеда. – М.: Секачёв, 2001.
Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А., Трухан Е.А. Общая психология. – Мн., 2005.
Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М., 2004. 321 с.
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия, 2001. 321 с.
Гревцева Е.В. Логопедический тренинг – СПб.: СпецЛит, 2002
Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2003.
Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду, 2005. - № 1.
Казанова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников/ Т.Г. Казанова. - М., 2003.
Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников/ Т.Г. Казакова. - М.: Педагогика, 2000. 301 с.