Статья Методы и приемы использования информационных технологий для активизации мыслительной деятельности на уроках математики.


Участие в 10-й МЕЖДУНАРОДНОЙ ЮБИЛЕЙНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПСИХОДИДАКТИКА ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «20 ЛЕТ ПСИХОДИДАКТИКЕ»
М.Р. Аксенова Алтайский Государственный
Университет,
преподаватель колледжа

Методы и приемы использования информационных технологий для активизации мыслительной деятельности на уроках математики
На современном этапе научно-технического прогресса, в условиях интеграции и информатизации школьного образования, перед школой стоит важная задача – предоставление ученикам условий для реализации своих потенциальных возможностей в различных сферах знаний. Процессы интеграции и информатизации школьного образования направлены на решение ряда возникших объективных противоречий: неимоверно быстро возрастает объем содержания образования при ограниченном количестве учебного времени; объем знаний, полученный в школе, намного меньше объема знаний, полученных вне её.
Процесс информатизации образования позволяет дополнить многообразие методик обучения новыми информационными педагогическими технологиями, с помощью которых активизируется процесс изучения материала.
Творчески работающий учитель не ограничивается внедрением в учебный процесс уже имеющихся компьютерных технологий. Учитель сам имеет возможность стать разработчиком и испытателем новых средств обучения: от наброска иллюстраций к очередному уроку до создания авторской программы.
Возвращаясь к процессу активизации деятельности учащегося, можно выделить эффективные формы работы на уроке. Но кроме этого, на этих уроках можно применять электронно-информационные технологии.
Урок-лекция. Это не просто рассказ, это трансформация темы через личный опыт учителя. Использование компьютерных технологий позволило сделать лекцию более привлекательной. Объяснение стало более красочным, наблюдение явлений и демонстрация опытов дополнились методами моделирования. Для активизации мышления школьников, снятия напряжения необходимо планировать работу так, чтобы пассивные формы работы сменялись активными. Например, постановка ряд проблемных вопросов вначале урока, на которые в конце урока учащиеся должны дать ответ, дает возможность учителю обеспечить эффективность лекционного занятия.
Урок-практикум следует за лекцией. Умение решать задачи является одним из важнейших средств изучения математики. На уроках- практикумах удобно применять презентацию в PowerPoint, использовав различные цвета, анимации последовательных шагов решения. С целью проверки качества усвоения материала, можно провести проверку с помощью краткого теста или упражнения с мгновенной проверкой (самопроверкой) результата. В любом случае, учитель должен иметь «обратную связь», для определения готовности обучающихся к дальнейшему изучению материала.
Интерактивная доска – удобный современный инструмент для эффективного проведения учебных занятий. Она объединяет в себе три активных инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску, интерактивный монитор.
Для учеников, находящихся на «удаленном» расстоянии от классной комнаты можно использовать появляющиеся онлайн – доски для совместной работы. Twiddla – онлайновская маркерная доска. Позволяет писать, рисовать, можно загрузить какую–либо веб-страницу из Интернета и рисовать поверх неё. Кроме того, Twiddla имеет встроенный редактор формул, основанный на известном языке разметки Tex.
Независимо от формы урока процесс изучения математики на всех этапах обучения должен проходить осознанно. Использование компьютера завистит от содержания урока, его цели, которую ставит учитель. Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 20%. Современные школьники усваивают информацию с экрана компьютера быстрее, чем со слов учителя. Затраты времени учителя на создание презентаций окупаются повышением успеваемости , интересом школьников к предмету.