«Реализация межпредметных связей на уроках биологии и географии через организацию бинарных уроков»


Учитель биологии и географии
МКОУ Базарносызганской средней школы № 2
Марцута Елена Сергеевна
«Реализация межпредметных связей на уроках биологии и географии через организацию бинарных уроков»
Цель проекта:
создание необходимых условий для реализации межпредметных связей на уроках биологии, географии
Задачи проекта:
формирование познавательного интереса у обучающихся через практическую направленность бинарного урока
развитие умения комплексного применения знаний по предметам.
формирование самостоятельности учащихся в решении различного рода проблем
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга.
Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.
Однако, на мой взгляд, учебные программы, учебники, не уделяют достаточно глубокого внимания вопросам реализации межпредметных связей. А ведь уже не раз экспериментально доказано, что правильное установление межпредметных связей и умелое их использование положительно влияют на формирование системы знаний учащихся о природе, на усвоение ими общебиологических и естественнонаучных понятий, а также общих законов диалектики. Умело вскрытые и показанные связи биологии с физикой, химией, географией, математикой, трудовым обучением усиливают политехническую и практическую направленность обучения биологии.
Обновление образования, новые требования к уровню обученности учащихся требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе, интегративных, в результате использования которых у обучающихся возникает целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении, которого мы должны придерживаться. Поэтому я считаю, что современный подход к обучению биологии немыслим без установления межпредметных связей с другими учебными предметами и как следствие, бинарный урок является одной из наиболее эффективных форм интеграции предметов.
Интеграция – (лат. Integratio < integer целый) – объединение в целое каких- либо частей или элементов. (сл.Ожёгова)
Бинарный урок – это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей.
Бинарный урок - это нетрадиционный вид урока, в подготовке и проведении которого участвуют либо два, а может три учителя.
Это творчество педагогов, которое перерастает в творческий союз у учащихся. Потому, что изучение некой проблемы на стыке двух наук – это всегда интересно, такой вид деятельности повышает мотивацию. А не это ли самое главное – увлечь ребят, спровоцировать творческий поиск.
Причём, гораздо интереснее связать гуманитарный предмет с точными науками! Именно этот вариант я предлагаю в данном проекте: проведение бинарных уроков биологии и географии с английским языком. Почему английский язык?
Межпредметные связи на уроках иностранного языка довольно разнообразны и играют важную роль не только в освоении нового материла, но и при его закреплении, обобщении и даже повторении. Специфика самого предмета располагает к применению различных междисциплинарных подходов в обучении. Бесспорно, подобное интегрированное занятие обладает рядом воспитательных и образовательных задач, строящихся на главной практической задаче, которая впоследствии с легкостью достигается. Биология в английском языке проявляет себя при изучении строения и частей тела, названия растений и животных. На уроках иностранного языка школьники должны изучать части строения человеческого тела, названия различных растений и животных. Изучать подобные вещи лучше всего на уроках английского языка, проводимых в кабинете биологии при участии учителя биологии. С огромным интересом учащиеся разных классов работают над проектами о животном мире, делая красочные презентации на английском языке. В результате дети получают не только теоретические знания, но и находят практическое их применение, чего в настоящее время мы и добиваемся в процессе преподавания: учим творчески применять полученные знания в повседневной жизни.
Использование географии более обширно, это и знакомство с географическим положением страны изучаемого языка, с её климатом и изучение столиц и крупнейших городов. В кабинете желательно иметь физические карты стран и фотографии достопримечательностей, возможно урок стоит провести в классе географии
Интеграция английского языка и географии может быть реализована по таким темам, как, например, «Географическое положение Великобритании» и «Географическое положение Соединенных Штатов Америки», «Австралия». Учащимся может быть предложено подготовить проект на английском языке, посвященный «Дню воды», «Всемирному дню океанов», «Международному дню Земли» и многим другим темам.
Целью проводимых мною и коллегою бинарных уроков является разностороннее изучение определённого объекта, явления, осмысленное восприятие окружающего, приведение знаний в определённую систему, побуждение фантазии и интереса, развитие позитивно-эмоционального настроения. Привлечение интересного материала даёт возможность с разных сторон познать явление, понятие, добиться целостности знаний.
Работа над реализацией данного проекта нами начата. Совместно с учителем английского языка проведено несколько бинарных уроков по темам «Биологические науки» «Царства живой природы», «Система организма», «Органы растений», в ходе которых ребята приступили к созданию словаря биологических терминов на английском языке. Проведение бинарных уроков мы начали с работы в 7 классе с записи терминов по ботанике, поскольку у ребят уже имеется некоторая база, в 6 классе они изучали данный раздел. В настоящий момент работаем над созданием терминологии, относящейся к зоологии. Создали несколько презентаций на английском языке по темам «Птицы нашего края», «Растения нашего края».
Рис.1. Словарь биологических терминов
На бинарных уроках географии и английского языка ребята создали карту Западной Европы на английском языке. В планах на будущее - продолжение работы над данным проектом в 8 классе по теме «Строение человека», по географии - создание карты мира на английском языке.
Одна из главных задач проводимых нами бинарных уроков заключается в том, чтобы создать целостную картину урока. Для этого на первом этапе конструирования урок моделируется в общих чертах, разрабатывается композиция урока, определяются её основные части. Прежде всего, анализируется тот фактический материал, который может служить темой урока. Далее смотрим, в какой степени этот материал поможет нам повысить мотивацию обучения и служить предметом заинтересованного общения, при этом учитывается объём и уровень знаний учащихся по предмету. Выбираем наиболее рациональной формы урока. Это может быть:
-урок-диспут,
-урок-диалог,
-урок-пресс-конференция,
-урок-игра,
-урок-форум,
-урок-исследование и т.д.
Далее, нужно определиться с типом урока. В отличие от обычных уроков, которые классифицируются, как известно, по признаку основной дидактической цели на пять типов (урок изучения нового; урок закрепления; комбинированный урок; повторительно-обобщающий урок; контрольный урок - урок проверки знаний, умений и навыков), бинарный урок может быть либо уроком изучения новых знаний, либо уроком систематизации обобщения знаний, либо комбинированным.
Следующий этап работы над содержанием урока - этап самостоятельного творчества. Каждый из нас самостоятельно подбирает материал по своему направлению, предлагает различные варианты, методы и формы работы. Затем мы приступаем к созданию плана – конспекта урока. Из всего многообразия идей и вариантов выбираем оптимальное решение.
Для грамотного проведения интегрированных уроков я должна ещё вам сказать то, что интеграционную взаимосвязь учебных предметов можно осуществлять на трёх уровнях: высший – уровень целостности, при котором происходит полная содержательная и процессуальная интеграция в рамках нового предмета – это сложно.
Второй уровень – уровень дидактического синтеза, при котором сохраняется каждый предмет, а интеграция осуществляется на базе одного из них. При этом интегрирующим фактором являются общие объекты изучения.
Третий уровень – уровень межпредметных связей (МПС). Интегрирующим фактором являются общие элементы содержания предметов. (приведенный пример урока)
Прогнозируемые практические результаты
Результатом такого обучения является формирование научного мировоззрения обучающихся на основе современных знаний о единстве мира, о взаимодействии биологической формы с социальной и общественной практикой. В процессе изучения этих курсов учащиеся могут приобрести умения синтеза и обобщения знаний из различных наук, природных явлений и деятельности человека в природе, а так же умения комплексного применения знаний по предметам.
Установление межпредметных связей активизирует процесс обучения биологии, географии и английского языка, развивает познавательный интерес учащихся к данным предметам, способствует выработке оценочных умений (аргументации, доказательств, критики и др.). Умело вскрытые и показанные связи биологии и географии с английским усиливают практическую направленность обучения.
Кроме того, овладение приемом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность в решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности, вырабатывает у обучающихся логическую последовательность в решении различных проблемных задач, способствует повышению доступности курса биологии, географии и английского языка. При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность. Снимается проблема отношения учащихся к "второстепенному" предмету и облегчается система контроля.
Так же стоит отметить эффективность проведения бинарных уроков в школах со специализированным, профильным обучением по данным предметам и несомненную возможность использования бинарных уроков в дистанционном обучении.
Таким образом, я считаю, если мы будем в полной мере осуществлять межпредметные связи уже в школе, то это позволит своевременно вооружить учащихся научными знаниями, познакомит их с научными фактами, понятиями, теориями, закономерностями живой природы, служащей основой для формирования естественно научной картины мира и конкретизации основных законов.
Я понимаю, что для проведения такого урока требуется очень большая и серьёзная методическая подготовка, но как сказал Сухомлинский: «Учитель, готовится к хорошему уроку всю жизнь... Такова духовная и философская основа нашей профессии: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости».