Збірник ситуативних життєвих ситуацій з зарубіжної літератури, російської мови


МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ
ДОНЕЦЬКИЙ ОБЛАСНИЙ ІНСТИТУТ ПІСЛЯДИПЛОМНОЇ ПЕДАГОГІЧНОЇ ОСВІТИ
ВІДКРИТИЙ УНІВЕРСИТЕТ ІННОВАЦІЙНОЇ ПЕДАГОГІКИШКОЛА МОЛОДОГО ТВОРЧОГО ПЕДАГОГА
Збірник ситуативних життєвих ситуацій з зарубіжної літератури, російської мови
Автор – розробник:
Шмаюн Інна Іванівна,
вчитель російської мови, літератури
ЗОШ № 6 м. Авдіївки,
слухач Школи молодого
Творчого педагога
Науковий керівник:
Волобуєва Т.В.
Консультант :
Кобзар О.В.
Донецьк
2013
Ситуация 1.
Составьте и разыграйте диалог между учителем литературы и заведующим город ской библиотеки о проведении литературного вечера «Писатели и поэты родного края» для учеников восьмых классов.
Ситуация 2.
Такие люди , как Григорий Печорин, появляються в каждой эпохе. Опиши Печорина свого времени и расскажи о нем.
Ситуация 3.
Вы с однокласником разговариваете о дистанционном обучении. Ваш собеседник негативно относится к нему. Ваша задача – аргументировнно выступить в защиту дистанционых видов обучения.
Ситуация 4.
При изучении романа Стендаля «Красное и черное» один из учеников охарактеризовал Жульена Сореля как «лишнего человека». Какие доказательства в пользу этого высказывания или против него вы можете привести?
Ситуация 5.
Представьте, что ваш одноклассник убежден, что в настоящее время в Украине получение высшего образования не является необходимостью, а скорее – зря потраченное время и средства. Убедите его, что получение высшего образования необходимо. Используйте предложения с однородными членами.
Ситуация 6.
Напишите зарисовку в литературный журнал «Стыдно быть счастливым самому» ( ваш взгляд на проблемы романа А.Камю «Чума»)
Ситуация 7.
Представьте свою встречу с Дон Кихотом. Какие бы вы дали ему советы о жизни в современном мире? О чем бы спросили? Составьте диалог.
Ситуация 8.
Изучая роман «Портрет Дориана Грея», ученик посчитал, что образ главного героя – это падший ангел. Приведите аргументы в пользу этого высказывания.
Ситуация 9.
Представьте себя Седриком Саксом, героем романа «Айвенго». О каких событиях своей жизни вы обязательно рассказали своим потомкам. Составьте рассказ – обращение.
Ситуация 10.
Представьте, что в вашем классе состоялся разговор о духовних ценностях в жизни. Поделитесь своими мыслями по этому поводу. Что для вас является ценным? Используйте сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
Ситуация 11.
Вы –учитель истории. Составьте пособие с минимумом исторических знаний для учеников 9 класса, чтобы им легче было понять эпоху, о которой идет речь в романе А.Пушкина «Евгений Онегин».
Ситуация 12.
Представьте, что вам нужно рассказать о литературных героях своим сверстникам из Франции таким образом, чтобы их заинтересовать прочтением призведений. Составьте рассказ – презентацию о Чацком, Онегине, Печорине. Используйте все виды сложных предложений.
Ситуация 13.
Вы – журналист. Вам предстоит встреча с писателем А.К.Дойлем. Разыграйте с однокласником интервью.
Ситуация 14.
Представьте, что вам нужно выступить на секции МАН с докладом на литературную тему «Лишние люди». Составьте мини – доклад об актуальности проблемы, ее развитии в наши дни.
Ситуация 15.
Вам нужно исследовать особенности классицизма в произведениях Мольера. Какую форму презентации работы вы выберете? Аргуметируйте.
Ситуация 16.
М.Лермонтов говорил в «Герое нашого времени» : «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа». Приведите примеры из вашей жизни в пользу этого высказывания.
Ситуация 17.
Вы берете участие в составлении программы по литературе . Ваши коллеги говорят, что произведения литературы постмодернизма не следует включать в школьную программу из – за того, что они нивелируют гуманистические ценности, учат жестокости. Подберите аргументы за или против этой точки зрения.
Ситуация 18.
Вы - учитель русского языка. Составьте список понятий, с которыми нужно ознакомиться ученикам для лучшего изучения темы «Сложноподчиненные предложения».
Ситуация 19.
Вы готовите выступление «Реализм как литературное направление». Для иллюстрации определите основне черты реализма в романе «Преступление и наказание» Достоевского.
Ситуация 20.
На уроке изучения романа Л.Толстого «Анна Каренина» было мнение, что жанр произведения можно определить как психологический роман. Докажите аргументированность этого высказывания.
Ситуация 21.
В романе М.Лермонтова «Герой нашого времени» присутствуют как реалистические, так и романтические черты. Приведите 3- 4 примера романтических и реалистических черт произведения. Представьте их во время анализа романа.
Ситуация 22.
Представьте себя скульптором, котрому поручили создать памятник литературному герою. Кого из персонажей и за какие достоинства Вы бы увековечили?
Ситуация 23.
Вы готовитесь к обобщающему уроку по литературе. Составьте 3 – 4 вопроса тестового характера, включающего в себя понятия, изученные в течении года.
Ситуация 24.
Представьте, что вам предложили оценить экранизацию Джо Райта романа «Анна Каренина» с точки зрения ее использования на уроках. Составьте рекомендацию для учеников, выделяя сильне и слабые стороны экранизации.
Ситуация 25.
Вы – современный молодой человек ( девушка). Нравственные идеалы какого литературного героя или героини вам близки? Принципы какого персонажа, на ваш взгляд, были бы высмеяны в наше время?
Ситуация 26.
В современном мире много экстремальных ситуаций. На основе романов Д.Дефо «Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо», Ж.Верна «Пятнадцатилетний капитан» и рассказа Д.Лондона «Любовь к жизни» составьте памятку однокласникам о том, что нужно развивать и делать для того, чтобы выжить в экстремальной ситуации.
Ситуация 27.
Представьте, что вы купили новый ноутбук и ваши товарищи попросили описать его достоинства. С помощью каких прилагательных и существительных вы дадите характеристику нотбуку таким образом, чтобы ваши знакомые решили его купить?
Ситуация 28.
Представьте, что вы участник дискуссии «Есть ли будущее у молодежи в Украине?». Мнения одноклассников разделились: одни считают, что нужно уезжать за рубеж и строить личную жизнь там, другие за то, чтобы остаться в родной стране и помочь ее развитию. Выступите со своей точкой зрения, подготовив доказательства из материалов социологии, радио – и телевыступлений.
Ситуация 29.
При изучении «Рождественской песни в прозе» Ч.Диккенса в классе возникло мнение, что в современном мире только Скруджи могут быть успешными. Найдите аргументы за или против этой точки зрения.
Ситуация 30.
В сказке – притче А. де Сент –Экзюпери Маленький принц говорит : «Странный народ эти взрослые». Как данное высказывание подходит под модель современного мира?
Ситуация 31.
Вы участвуете в судебном процессе против Чацкого. Выберите для себя роль адвоката или прокурора . Разыграйте сцену защиты или обвинения с однокласниками.
Ситуация 32.
Известен факт, что существует музей Шерлока Холмса в Лондоне. Какому бы литературному герою или произведению вы создали музейную экспозицию. Что было бы там представлено?