Статья на тему Средства и приему реализации межпредметных связей


СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДТНЫХ СВЯЗЕЙ
(выступление на заседании предметно-цикловой методической комиссии общеобразовательных дисциплин)
Межпредметные связи выступают фактором формирования мировоззрения студентов и при рассмотрении организационно-педагогического влияния межпредметными средствами в целостном педагогическом процессе.
Вопрос об осуществлении межпредметных связей - один из аспектов общей проблемы совершенствования методов обучения. Современные методы обучения должны способствовать разностороннему использованию межпредметных связей, отраженных в содержании образования. Межпредметные связи побуждают к поиску методов, требующих взаимодействия учителей разных предметов. Творчески работающий преподаватель не действует в одиночку в предметной системе обучения, а работает в содружестве со своими коллегами.
Применение межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе значительно влияет на все его компоненты и позволяет целенаправленно решать следующие вопросы:
- комплексной постановки целей и задач урока (учебной темы, системы уроков, факультативов и других форм организации обучения );
- комплексной разработки содержания урока, включающей изучение обобщенных, смежных понятий, ведущих идей родственных предметов, мировоззренческих проблем;
- организации познавательной деятельности учащихся, предусматривающей обучение сложным обобщенным умениям и приемам учебной работы, общим для ряда предметов;
- комплексного использования средств активизации познавательной деятельности учащихся, методов и форм учебной работы, наглядных пособий, типичных для предметов, между которыми устанавливается связь;
- анализа результативности учебно-воспитательного процесса в соответствии с задачами , общими для ряда предметов;
- комплексного поурочного и тематического планирования, включающего все ранее названные аспекты организации обучения и предусматривающего взаимодействие преподавателей различных дисциплин.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы опыта работы преподавателей показывает, что наиболее успешно организация учебного процесса в целях решения межпредметных проблем осуществляется при выполнении следующих условий:
1. Создание общей программы учебного процесса, которая определяет основные направления в содержании, методах и формах организации обучения на уроках по предметам, между которыми устанавливаются связи.
2. Конкретизация общей программы по отдельным урокам темы, курса, смежных курсов или в целых учебных темах разных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей.
3. Реализация разработанной программы обучения, введение корректив на основе обратной связи путем взаимоконтроля преподавателей разных курсов.
Создание общей программы учебно-воспитательного процесса, нацеленного на решение межпредметной проблемы, в свою очередь предполагает:
- выбор учебной проблемы на основе учета социальных целей обучения, интеграции учебного познания, ведущих идей науки конкретного учебного материала смежных дисциплин и возрастной доступности в формулировке проблем;
- определение общей системы формируемых межпредметных понятий, установление взаимосвязей между ними и последовательности введения в разных дисциплинах;
- выделение основных ступеней в решении проблемы через более частные проблемные вопросы;
- разработку основных этапов познавательной деятельности студентов и общего направления методики обучения в работе преподавателей;
- систематизацию уроков, на которых решается межпредметная проблема.
Наблюдения проведенные нами в ходе педагогической практики, позволяют выделить следующие уровни организации учебно-воспитательного процесса на основе межпредметных связей:
- урочный, когда решению межпредметных проблем посвящаются отдельные, нередко обобщающие уроки учебной темы;
- тематический, когда вся система уроков учебной темы посвящается решению крупной межпредметной проблемы;
- сквозной (интегративный), при котором решение мировоззренческой проблемы осуществляется в системе уроков, охватывающих несколько учебных тем разных курсов;
Кроме того, каждый последующий вид организации учебного процесса полностью или частично включает в себя все предшествующие и характеризуется возрастанием уровней обобщения и конкретизации учебного материала под углом зрения межпредметной учебной проблемы.
Конкретизация общей программы учебного процесса техникума предполагает организацию познавательной деятельности студентов в системе уроков. При этом имеется в виду следующее:
1. Система межпредметных проблемных вопросов, раскрывающих общую мировоззренческую проблему. Их распределение по урокам и определение места каждого вопроса в том или ином звене учебного процесса (при изучении нового материала, его обобщении и закреплении на уроке, в домашних заданиях или при проверке знаний студентов).
2. Методические приемы создания проблемных ситуаций и путей их разрешения на основе привлечения знаний из различных предметов.
3. Самостоятельная работа обучающихся (в том числе и домашняя) по учебникам разных предметов, комплексные задания, характер деятельности студентов и помощи учителя при их выполнении.
4. Познавательные и практические умения, необходимые для решения межпредметных проблемных вопросов, заданий и пути их формирования; обучение сравнению, составлению планов решения проблемы, умение дать определение межпредметному понятию, обобщить материал, сформулировать вывод и др.
5. Приемы стимуляции положительного отношения, интереса студентов к установлению, изучению межпредметных связей, выполнению межпредметных заданий.
6. Практикоориентированность заданий, стимулирующая познавательную активность студентов через осознание значимости изучаемого материала в получении профессиональных и общих компетенций.
Согласованность и взаимосвязь содержания уроков, факультативов, экскурсий, внеклассных занятий, производственного обучения может быть осуществлена путем соответствующей организации деятельности студентов с применением разнообразных методических приемов.
Конечно, основной эффект межпредметного подхода зависит от того, как он реализуется на уроках. Методические приемы, применяемые на уроках, претерпевают определенную перестройку в зависимости от насыщения его учебным материалом смежных предметов.
Активизация познавательной деятельности студентов под воздействием межпредметных связей приводит к заметным изменениям в умственной деятельности, в мотивах учения, а также в профессиональных умениях обучающихся.
Приемы осуществления межпредметных связей можно условно разделить на две группы: обычные методы и приемы, но ориентированные на установление межпредметных связей, и новые, специфичные для межпредметных связей и обогащающие сложившуюся систему методов обучения.
К первой группе относятся: домашние задания по другим предметам, включение в изложение учителя учебного материала другого предмета, беседа на воспроизведение знаний из другого предмета, применение наглядных пособий, приборов, фрагментов диафильмов и кинофильмов по другим предметам, постановка проблемных вопросов, решение количественных и качественных задач, кроссвордов межпредметного содержания, сообщения учащихся по материалам другого предмета и др.
В практике оправдала себя методика организации обучения, включающая следующие основные этапы:
- введение на уроках биологии межпредметных связей по смежным предметам (физики и математики, ОБЖ и химии, химии и физики) на основе репродуктивной деятельности и элементов проблемности (воспроизведение знаний из области других предметов учителем или учащимися, обсуждение частных проблемных вопросов и решений отдельных познавательных задач;
- постановка межпредметных проблем и самостоятельный поиск их решения на отдельных уроках биологии;
- систематическое проблемное обучение на основе усложняющихся межпредметных проблем внутри отдельных курсов;
- включение вначале двусторонних, а затем и многосторонних связей между различными предметами на основе координации деятельности преподавателя (выдвижение общих учебных проблем, их поэтапное решение в системе уроков по различным курсам);
- разработка широкой системы в работе преподавателя, осуществляющих межпредметные связи как в содержании и методах, так и в формах организации обучения (комплексные уроки, семинары, экскурсии, конференции), включая внеклассную работу и расширяя рамки программ.
- интеграция знаний, получаемых студентами на уроках общеобразовательных и профессиональных дисциплин и выявление их практической значимости.
Постепенное нарастание объема и сложности межпредметных проблем - необходимое условие поддержания интереса, активности и роста самостоятельности студентов при осуществлении межпредметных связей.