Статья «Формирование информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории с помощью инновационной образовательной технологии «Дебаты»
Ботникова Алина Геннадьевна, преподаватель истории
АУ СПО «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»,
г. Чебоксары.
«Формирование информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории с помощью инновационной образовательной технологии «Дебаты»
Сегодня одной из наиболее популярных технологий среди педагогов является технология «Дебаты». Как образовательная технология дебаты позволяют решить большую группу воспитательных задач, к числу которых относятся: формирование коммуникативной и информационной культуры; воспитание толерантности, терпимости к иным точкам зрения.
В учебном процессе использование технологии «Дебаты» позволяют решить целый комплекс задач, стоящих перед современным образованием.
«Дебаты», в частности, развивают следующие специальные и общеучебные навыки:
- использовать различные источники информации для подготовки к дебатам;
- собирать, синтезировать и анализировать полученную информацию;
- пользоваться новыми понятиями в построенной речи;
- использовать различные способы работы с текстом;
- правильно составлять аргумент, строить систему аргументации;
-работать в команде.
Для развития данных навыков и умений проводилась опытно- экспериментальная работа в техникуме по теме «Формирование информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории с помощью инновационной образовательной технологии «Дебаты».
База эксперимента – 2 учебные группы(экспериментальная и контрольная).
Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системнодеятельным подходом, базирующимся на личностно-ориентированных развивающих технологиях обучения в отличие от объяснительно-иллюстративных. Одной из таких развивающих технологий являются дебаты.
В современной методической литературе существуют несколько подходов в определении сущности технологии «Дебаты».
1. «Дебаты это игра, соревнование между играющими, действия которых ограничены определёнными условиями (правилами) и направлены на достижение определённой цели (выигрыша, победы), {Кларин Н.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. С. 92, 126.).
2. Дебаты это форма дискуссии, целенаправленный и упорядоченный (структурированный) обмен идеями, суждениями, мнениями (Короткова М.В. Методика проведе¬ния игр и дискуссий на уроке истории. М.: Владос-пресс, 2001.С. 16).
Использование педагогической технологии «Дебаты» актуально в современном образовании, так как данная технология способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации.
Дебаты в учебном процессе выступают как форма целого урока и как элемент урока. Использование дебатов на различных этапах урока рекомендуется для реализации конкретных задач: актуализации знаний, организации самостоятельной работы учеников, обобщения, систематизации, закрепления учебного материала.
Объект исследования: учебный процесс по предмету «История».
Предмет исследования: инновационная технология «Дебаты» и ее возможности в формировании информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
Гипотеза исследования: если на уроках истории применять технологию «Дебаты», то можно создать необходимые условия для формирования навыков устной речи и публичного выступления, умений вести дискуссию и отстаивать свои интересы, опыта работы в команде.
Цель исследования – формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся с помощью педагогической технологии «Дебаты».
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и теоретические основы технологии «Дебаты».
2. Разработать дидактические основы и методику проведения урока истории с использованием технологии «Дебаты».
3. Апробировать данную технологию на уроках истории.
4.Разработать показатели и критерии мониторинга сформированности информационно-коммуникативной компетенции учащихся экспериментальной группы.
5. Организовать мониторинг и оценку сформированности информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
Обобщение результатов, полученных в ходе педагогического эксперимента:
Виды обобщения:
1.Отчет перед участниками методической комиссией преподавателей общеобразовательных дисциплин.
2. Презентация опыта проведения педагогического эксперимента на педагогическом совете.
3. Разработка и публикация методических рекомендаций по теме «Формирование информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории с помощью инновационной образовательной технологии «Дебаты».
Календарный план проведения эксперимента: 2 учебных года
В ходе первого учебного года были проведены следующие мероприятии:
1. Изучены сущность и теоретические основы технологии «Дебаты».
2. Учащиеся экспериментальной группы были ознакомлены с педагогической технологией «Дебаты», с правилами, регламентом проведения дебатов, функциями и ролями ведущего, спикеров и судей.
3. Разработаны дидактические основы и методика проведения урока истории с использованием технологии «Дебаты».
В течении второго учебного года были проведены уроки по технологии «Дебаты» , например:
-Преобразования Петра Великого – прогрессивное явление в истории России;
-Преобразования Екатерины Великой – прогрессивное явление в истории России и т.д.
5. Разработаны показатели и критерии мониторинга сформированности информационно-коммуникативной компетенции учащихся экспериментальной группы.
6. Организованы мониторинг и оценка сформированности информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
Полученный положительный результат:
Для учащихся: прослеживается формирование умений информационно –коммуникативных компетенций.
Для педагога:
- развитие педагогического мастерства путем овладения методикой проведения учебного занятия – урок с использованием технологии «Дебаты»;
- развитие исследовательской компетентности, овладение методикой проведения педагогического эксперимента.
Для ОУ: пополнение информационной базы техникума материалами с опытом использования в учебном процессе новой педагогической технологии – технологии «Дебаты».
Подводя итоги проведенного эксперимента, можно сказать, что «Дебаты» являются инновационной технологией по формированию поколения «нового образца», способного критически мыслить, имеющего активную жизненную позицию.
Список литературы
Приказ Министерства образования и науки России от 09.03.2004 года № 1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования».
ГОСТ 7.32.-2001 СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
Приказ директора от 31 августа 2010 года № 150 «Об организации опытно-экспериментальной работы педагогов в 2010 – 2011 учебном году».
Польдяева О.В. Возможности технологии “Дебаты”. // Школьные технологии. № 1, 2007.
Сайт http//www.auditorium.ru/books/1616/ Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам.
//http://belovo.kemsu.ru/conferens/doklad_gum1/astaurova.html.
15