Занятие — путешествие «Этот удивительный и волшебный мир музыки» Автор: Данилова Л.А., педагог дополнительного образования Надым, 2015 Занятие-путешествие из цикла воспитательных мероприятий «Путешествие в мир музыки» по теме «Этот удивительный и волш


Занятие-путешествие из цикла воспитательных мероприятий
«Путешествие в мир музыки» по теме
 «Этот удивительный и волшебный мир музыки»
Цель: создание условий для развития интереса к музыкальному искусству.
Задачи:
развитие познавательного интереса учащихся;
повышение мотивации к обучению;
формирование музыкально-слушательских навыков;
развитие музыкального восприятия, мышления и фантазии;
расширение музыкального кругозора;
развитие творческих способностей;
сплочение коллектива.
Оборудование: фортепиано, детские музыкальные инструменты, музыкальная аппаратура, музыкальные записи, компьютер, проектор, мультимедийный экран.Дидактический материал: карточки жёлтого и серого цвета.
Ход мероприятия:
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебный музыкальный мир, и музыка унесет нас далеко-далеко, в незабываемый прекрасный мир чудес и волшебства. Но, я вижу замок, на двери, которая ведет в волшебный мир музыки, что же его поможет открыть?...  Учащиеся: Ключик!
Педагог: Это ключик необычный, называется …..
Учащиеся: Скрипичный!
Педагог: Правильно, ребята! Именно скрипичный ключ поможет нам попасть в удивительный мир музыки, где мы будем радоваться, переживать, и мечтать! Но для того, чтобы завладеть скрипичным ключом, нам нужно собрать ноты и правильно разместить их на нотном стане. Ребята, сколько всего нот в музыке? 
Учащиеся: семь!
Педагог: Правильно – семь.
Семь подружек голосистых,Семь звоночков серебристых,Дружно весело живут.Звонко песенки поют.
Домик наш открыт всем детям,Заходите - мы вас встретим!Тайны музыки расскажем,В мир волшебный путь покажем.Если будете стараться,И усердно заниматься,То терпения и труд,Вас к успеху приведут!
Давайте вспомним их названия.
Учащиеся: До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Педагог: 
ДО – воробушка гнездо.РЕ – деревья во дворе.МИ – котенка покорми.ФА – в лесу кричит сова.СОЛЬ – играет детвора.ЛЯ – запела вся земля.СИ – поем мы для того,Чтобы вновь вернуться в До.
Звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года»
Педагог: А теперь…
Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна вокруг:
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлет лес и луг.        
Бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит и
Зовет нас за собой!
- Не правда ли, прекрасная музыка и прекрасные стихи! Стихи помогают нам понять музыку, услышать, о чем она рассказывает.
- Ребята! Что-то стало очень тихо! А может жители замечательного музыкального мира еще не проснулись? Давайте порадуем их своей веселой песней.
Исполняют песню В.Шаинского «Улыбка»
- Мы с вами так весело пели, что разбудили всех жителей мира музыки. Как вы думаете, а кто живет в мире музыки?
Учащиеся: Звуки, мелодии – веселые, грустные, задорные, ноты, скрипичный ключ, композиторы, музыканты, дирижеры, музыкальные инструменты, оркест.Педагог:  Правильно! И с этими жителями мы сегодня повстречаемся.
Звуками наполнен весь мир музыки, их много и они такие разные: звонкие, глухие, мягкие и даже скрипящие. Каждый звук может быть музыкой. Надо только постараться её услышать. Звуки можно воспроизводить голосом или на музыкальных инструментах. Все звуки появляются из полной тишины и темноты. Сначала мы тихо постоим с закрытыми глазами и послушаем тишину.  А теперь послушаем песню “В доме моём тишина».
Звучит музыкальная запись песни “В доме моём тишина”, муз. Т. Боровик.
Педагог:  Вы услышали, что одни звуки мелодичные, другие похожие на шум.
“Все на свете люди знают,Звуки разные бывают.Журавлей прощальный клёкот,Самолёта громкий рокот,Гул машины во дворе,Лай собаки в конуре,Стук колёс и шум станка,Тихий шелест ветерка,Только есть ещё другие,Не шуршания, не стукиМузыкальные есть звуки”.
Звуки бывают шумовые и музыкальные.  Ребята, скажите, а какие звуки вы знаете, по высоте звучания?
Учащиеся: Высокие, средние и низкие.
Педагог: А какие звуки бывают по длительности звучания?
Учащиеся: Короткие и долгие.
Педагог: Правильно. А по силе звучания, какие звуки существуют в музыке?
Учащиеся: Громкие и тихие.
Педагог: Мы уже многое с вами знаем о звуках, которые такие разные. И по характеру, музыка, которая состоит из этих звуков, не может быть одинаковой, потому что она выражает разные чувства и настроения. На музыкальном языке веселая музыка – это мажорная музыка, а грустная музыка – минорная. Давайте поиграем. Я вам раздам карточки серого и желтого цвета, вы будете слушать небольшие отрывки музыкальных произведений и если это веселая музыка - мажорная, вы поднимете желтые кружочки, а если грустная – минорная, то покажете серые карточки.
    Проводится музыкально-дидактическая игра «Весело, грустно».
Педагог: Следующие жители музыкального мира, с которыми мы повстречаемся, это – музыкальные инструменты. Как называется одновременное звучание разных инструментов?
Учащиеся: Оркестр.
Педагог: Как же называют человека, который руководит оркестром? В руках у него…
Учащиеся: Дирижерская палочка. Это дирижер.
Педагог: А как называется человек, который придумывает и записывает музыку?
Учащиеся: Композитор.
Педагог: Молодцы ребята. Вы действительно много знаете. Давайте сыграем в игру «Угадай, на чем играю». Я буду играть на разных музыкальных инструментах, а вы должны угадать, что это за инструмент звучит.
    Проводится музыкальная  игра «Угадай, на чем играю».
Педагог: А теперь музыкальные инструменты нам помогут разыграть музыкальную сказку.
Педагог  рассказывает сказку, учащиеся разыгрывают её и играют на музыкальных  инструментах.
Педагог: Шёл по лесу медведь. (Барабаны)
Захотелось ему медку. Вдруг видит он улей, полный мёда, а пчёлы в нём так и жужжат. (Голос)
– Авось, не покусают – подумал медведь и полез в улей.
Тут пчёлы накинулись на него и стали больно жалить. (Голос)
Завыл медведь, застонал. (Голос) И побежал по лесу. (Барабаны)
Вскарабкался на самый толстый сук и начал пилить. (Трещетка) 
Летела мимо птичка-синичка.
– Не пили, медведь ветку! Гнёздышко моё разоришь и сам упадёшь. (Колокольчики)
– Без тебя обойдусь! – а сам дальше пилит. (Трещетка) 
Скакала по ветвям белочка. (Бубенцы)
– Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадёшь!
– Скачи своей дорогой! – а сам дальше пилит. (Трещетка) 
Пробежала мимо лисичка. (Колокольчики)
– Не пили, медведь, лисят напугаешь и сам упадёшь!
Не слушает медведь никого, знай себе, пилит. (Трещетка)
Тут мимо ворона летела и каркнула. (Голос)
 – Ой, упадёт медведь!
Сук обломился. (Трещетка)
Медведь рухнул. (Барабаны)
Заплакал медведь, застонал. (Голос) 
Пожалели звери незадачливого медведя и помогли ему подняться.      Наказали ему: “Никогда не пили сук, на котором сидишь!”.
Педагог: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в мир музыки, ребята, вам понравилось? Что нового вы сегодня узнали?
Ответы учащихся.
 Педагог: Мы с вами прощаемся, а музыка остается с нами…
 Звучит песня Муз. А.Ермолов «Гимн Музыке»