Храмовый синтез искусств 9 класс


Тема: «Храмовый синтез искусств»
Конспект урока по искусству в 9 классе
Цель  урока:    1.познакомить учащихся с особенностями храмовой                     архитектуры христианства: внешним и внутренним
                     обликом храмов, символическим значением частей
                     здания храма, типами храмов;  расширить знания учащихся о храмовой  архитектуре          
                     христианства;
Задачи:     1..познакомить с историей Древнерусских храмов:  Дмитриевским собором во    
                     Владимире,  храмом  Покрова на Нерли, Успенским собором Московского  Кремля.
                 2.формировать художественную  и  духовную  культуру учащихся;
                 3.формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на  прекрасное и  
                    безобразное  в жизни и в искусстве.
Тип урока:  комбинированный: рассказ учителя в сочетании  с беседой, демонстрацией слайдов,  
                    макетов, докладами учащихся, викториной, работой с рисунками.
ОБОРУДОВАНИЕ  УРОКА:  слайды, макеты храмов, учебник, таблицы, музыкальный фрагмент
                                                   (звон колоколов),  вопросы викторины – для учителя;
                                                   учебник, тетрадь, рисунки фасада и плана  храма, ручки – для                                                   учащихся.
ПЛАН  УРОКА:
     1.Организационная часть урока    (1-2 мин.)
     2.Вводное слово учителя.    (1-2 мин.)
     3.Повторение изученного.    (3-5 мин.)
        Демонстрация слайдов и фронтальный опрос.
     4.Изучение нового материала.     (13-15 мин.)
        1.Рассказ учителя в сочетании с демонстрацией слайдов,  макета.
        2.Практическая работа – работа по рисункам.
        3.Беседа с учащимися о расположении храмов, символике  храмов, первых храмах на Руси.
      5.Доклады – сообщения учащихся о Древнерусских храмах.
         1. «Дмитриевский собор».    (3-4 мин.)
         2  «Покрова на Нерли»       (3-4 мин.)
         3. «Успенский собор Московского Кремля»     (3-4 мин.).
         4.  Храм поселка Володарского.    (2-3 мин.)
      6.Закрепление – проверка знаний учащихся по теме урока.
          Викторина.          (6-8 мин.)
      7.Подведение итогов урока – фронтальный опрос .  (3-4 мин.)
         -Что нового узнали на уроке?
        - Чем отличаются христианские храмы от храмов других  религий?
          Оценка работы учащихся на уроке.
       8.Задание на дом:
          демонстрация слайдов, постановка задачи.         (2-3 мин.)
       9.Завершение урока.
ХОД  УРОКА:
1.Приветствие.
2 -3.На предыдущем уроке мы начали знакомиться с храмовой  архитектурой разных религий.
 ?  Ребята, назовите, пожалуйста, самые массовые религии, существующие сегодня?
Ответ: буддизм, ислам  и христианская религии. 
 ?  Как  называются  их  храмы?
Ответ: буддийские храмы – это ступы погребальные холмы в виде  полушарий, исламские храмы –
            это мечети, минареты и медресе.
           Мечеть – это самая ранняя храмовая архитектура. Здесьсобирались верующие для молитвы
           (мусульмане). Рядом с мечетью располагался минарет – это стройная башня, с верхней
           площадки которой их священник – муэдзин – 5 раз  в  день созывал верующих молиться.
           Мечеть может иметь до 8  минаретов (таково количество минаретов в священной Мекке).
           Мечеть и минарет составляют единый ансамбль. Минарет – символ Мусульманской  
           архитектуры.
           Другой тип мечети – это медресе (семинарии). Он отличается тем, что галереи двора делятся  
           на мелкие помещения – худжи, в которых живут семинаристы.
  Давайте, ребята еще раз посмотрим эти храмы.
    Демонстрация слайдов.
 4. Сегодня на уроке, ребята, мы более подробно познакомимся с храмовой  архитектурой  
     христианства, одной из  многочисленных религией в мире, так и в нашей стране.
  ? Ребята! Вспомните из истории, когда произошло крещение Руси, в каком веке?
 Ответ: Крещение на Руси произошло в 10 веке.
    Итак, появилась на Руси Новая религия. Значит, начали на Руси  строить новые храмы.  
    Архитекторы придумывали их внешний вид, вспоминая при этом любимых сказочных героев,
    героев былин -  богатырей.
     Демонстрация  слайда  (фасад  храма).
  Любой православный храм венчают купола с крестами – это образ    неба.
  Количество куполов могло быть различным: от 1 до 13.
  Количество куполов имеет символический смысл.
  ? Ребята! Может быть кто-то из вас знает, что означают купола?
Ответ:  определенное количество куполов над храмами  означает:     
            1-бог;
            2- проявление божественного и человеческого на Христе;
            3- как ипостаси, т.е. сущности Бога (отец, сын и святой дух);
            5- как Христос и  4  евангелиста;
     Купола ставили обычно на разном уровне, чтобы они не затеняли     друг друга.  
     Получалась красивая пирамидальная композиция.
     Каждый купол опирался на барабан.
     Своды и купола в храме поддерживают арки на мощных столбах или      
     колоннах.
  ? Ребята, а что такое   арка?
   Ответ:   арка – это 2 опоры и перекинутая между ними дуга.
     Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов.
     Один из древнейших храмов Древней Руси, например, Софийсекий собор в Киеве
     насчитывает более  40  внутренних опор.
          Демонстрация слайда.  (Софийский собор).
          Демонстрация слайда – (фасад храма)
     Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания  
     сводов.
     Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы – апсиды, в которых размещается
     алтарь.
     Количество апсид зависит от размера храма. Их может быть: 1, 3, 5.
     Вход в храм имеет красивое архитектурное оформление – портал.
     Нередко  храм  украшает арктурный пояс.
     Купола с крестами и апсиды - -самые характерные детали храма, отличающие его от других
     построек.
? Но каково же внутреннее устройство храма?
   Кто, ребята, из вас был в храме?
Вы сейчас мне и ребятам поможете выяснить, как располагаются и как называются внутренние помещения храма, совершить экскурсию по православному храму.
  Демонстрация слайда и макета плана храма.
   Из уроков ОБЖ вам всем хорошо известно, что православные храмы располагаются входом на запад, а алтарем на восток.
   Поднимемся на паперть и теперь заглянем внутрь храма. Это притвор.
В притворе во время богослужения находятся те, кому  за совершенные грехи запрещается вход в храм, а также те, кто только собирается принять крещение. Притвор от церкви отделяется глухой стеной с дверью.
    Пройдем дальше. Это внутреннее пространство церкви. Оно делится на  2  части. В самой просторной, той что ближе к западному входу,
Во время богослужения находятся верующие.
    В восточной части храма расположено святилище – алтарь.
В древние времена он был отделен невысокой преградой, установленной иконами.
    В глубине алтаря стоит главная святыня храма – престол. Это
Четырехугольный каменный стол, символизирующий «Гроб Господень»
     В северной части алтаря есть еще одно помещение – жертвенник, по названию каменного стола, стоящего посредине.
     Во время главного православного богослужения – литургии на  нем готовят для причащения священные дары – хлеб и вино.
     В южной части алтаря находится особое помещение – диаконник, где перед началом службы священник и его помощник , диакон, облачаются в священные одежды – ризы. Здесь же ризы и хранятся, отсюда второе название –ризница.
    По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собой космос, где купола и своды – символизируют небо, а стены и столбы- землю.
     Первоначально церкви на Руси строили из дерева.
?    Ребята, как вы думаете,почему?
   Ответ: На Руси очень много леса.
     Но потом поняли, что деревянные постройки недолговечны. Они могут сгореть. И они действительно сгорали,  удивительные архитектурные сооружения превращались в угольки.
     И тогда решили строить церкви из камня. Такая постройка намного дороже, но жизнь ее длиннее. До нашего времени дошли древнерусские храмы, построенные еще в  12  веке. Все первые храмы были белые. Белый камень оказался очень подходящим материалом: морозостойкий,
прочный и долговечный. До сих пор стены Московского Кремля надежно покоятся на фундаменте из белого камня.
Позже, начиная с 15  века, научившись у итальянцев, русские зодчие стали возводить постройки из кирпича, но параллельно использовали белый камень, что позволило им придать храмам особую нарядность.
Они умело сочетали красный цвет кирпича и белый камень, вырезали из белого камня топором  украшения для фасадов.
    Из-за холодных суровых зим на Руси строили церкви двух типов: 
Зимние – отапливаемые, небольшие по размеру. И летние, более просторные  без печки.5. А сейчас , ребята, мы познакомимся с древними храмовыми постройками  12  века  и постройкой  более позднего периода- 17  века.  Вэтом нам помогут  ребята которые занимались поисковой работой и подготовили дя вас  сообщения.
     1.Одна из древнейших построек – это Дмитриевский собор.
        Демонстрация слайда.
        Выступление докладчика.
     2.А сейчас вы видите маленькую церковь, расположенную не на холме, а на берегу реки.
        Демонстрация слайда.
        Выступление докладчика.
    ?   Кого напоминают эти  2  церкви?
   Ответ: богатыря и девушку
   3. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами Успенский собор Московского Кремля. Онем вам сейчас расскажут  .
6.Подведение итогов урока: фронтальный опрос.
Что нового о храмовой архитектуре вы узнали?
Оценка работы класса на уроке.
  8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  подготовить сообщения о храмах, построенных на Руси в 16 -18 веках.
     Внимание на экран.  Демонстрация слайдов.
Перед вами красивейшее деревянное сооружение-  Преображенская церковь. Постройка  18 века.
     А это Архангельский собор. 16 век.
     Ребята! А эта  церковь вам знакома? Как она называется? Где она находится?
ОТВЕТ:    Это храм – Покрова на рву или Собор Василия Блаженного.       
     Почему он так называется? Чем он отличается от других храмов?  (возможны  ответы)
     Ребята, вы можете подготовить к следующему уроку сообщение об одном из показанных храмах.