Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе «Сад. Огород»

Организационный момент. Психологический настрой на занятие.
- Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Они пришли, чтобы посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами учимся. Давайте их поприветствуем.
Логопед и дети:
Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться нам, не мешай учиться нам!
- Становитесь в кружок. Для занятия нам понадобится бодрость духа, дружеское взаимоотношение и, конечно, отличное настроение.
Психогимнастика.
Настроение упало?
Дело валится из рук.
Но еще не все пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоем,
С облегчением вздохнем!
Настроение поднимем,
И от пыли отряхнем.
Разводят руки в стороны.
Бросают руки вниз.
Грозят указательным пальцем.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.

- Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки.
- Вот теперь с хорошим настроением мы можем пройти на свои места и садиться на стульчики.
- Ребята, сегодня я для вас приготовила сюрприз. Но для этого, чтобы узнать, что здесь находится, вам нужно отгадать загадки. Готовы?
- Тогда слушайте:
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один –
Кислый очень, очень. (Лимон)

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
- Ребята, так что у меня здесь лежит? (Две корзины: одна с овощами, вторая с фруктами.)

2. Закрепление пройденного материала.
- Посмотрите, так что лежит в этой корзине?
- Ребята, а какие вы еще знаете овощи?
- Как вы думаете, где я взяла так много овощей? (ответы детей)
Посмотрите на картинку.
- Выращивают овощи не только в огородах, но и на полях. Огород – это небольшой огражденный участок земли, где есть грядки и парники. (Слайд 2)Чаще всего он находится около дома, а поле – находится за селом. На каждом поле растет обычно что-нибудь одно: или картофель, или капуста, или еще что–либо. Поле, на котором растет картофель,(3) - это картофельное поле.
- А как называется поле, на котором растет капуста? (Капустное) (4)
- Свекла? Свекольное (5)
- Морковь? Морковное.(6)
- Кабачок? Кабачковое. (7)
- Горох? Гороховое (8)
- Молодцы. А что в этой корзине? (Фрукты). Назовите их. Фрукты раздаются детям. Ребята, какие вы еще знаете фрукты?
- Хорошо, а где я собрала фрукты? (Ответы детей).
- Посмотрите на картинку. На чем вырастают фрукты? (На деревьях)
Садом называют огражденную территорию с плодовыми деревьями.(9) Дерево, на котором выросли фрукты, - это фруктовое дерево. - Дерево, на котором выросли ананасы, называют ананасовым (10). А как называется дерево, на котором выросли лимоны(11) (мандарины 12, абрикосы 13, яблоки 14)?
- Ребята, вы уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня? Сегодня мы закрепим знания об овощах и фруктах.
- Молодцы! А что обязательно нужно сделать с фруктами и овощами перед приготовлением, или перед тем как есть? (15)
- А зачем нужно есть фрукты и овощи? (В них содержатся витамины, которые помогают быть здоровыми). (16)

3. Дидактическая игра «Что из чего?»
- Давайте попробуем сказать, какой сок мы можем получить из фруктов? (17)
- Денис, что это за фрукт? Какой мы получим из него сок? (Сок из яблока – яблочный, из банана - , из абрикоса –. ,из апельсина - ,из винограда - виноградный ).
- Вы знаете, что сок можно делать из овощей.(18)
- Посмотрите, какой это овощ? Какой сок мы из него получим? (сок из моркови – морковный, а из помидора – томатный.) (19, 20)

4. Развитие слухового внимания. Игра «Хлопни раз, топни два»
Логопед дает инструкцию: если услышите название фрукта, то хлопните в ладоши, если название овоща – топните ногами.

5. Развитие мыслительных операций. Дидактические игры «Четвертый лишний» (21)
- Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите, овощи и фрукты перепутались. Давайте выберем лишний предмет.

6. Дидактическая игра «Один - много»
Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов (22)

7. Дидактическая игра «Назови ласково» (игра с мячом). Образование уменьшительно – ласкательной формы существительного.
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови ласково». Я вам называю большой овощ или фрукт, а вы мне маленький.

8. Дидактическая игра «Подбери признак»
- Ребята, у вас на столах лежат овощи и фрукты. Посмотрите на них и назовите признаки.
Лимон (какой?) – кислый, желтый, маленький, круглый, твердый, ароматный;
Морковь (какая?) - оранжевая, длинная, гладкая, вкусная, полезная;
Яблоко (какое?) – круглое, сочное, спелое, красное, свежее.

9. Пальчиковая гимнастика «Апельсин».
Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками.
Мы делили апельсин.
Изображают апельсин
пальчики в кулаке.

Много нас,
Руки согнуты в локтях, шевелят
пальцами.

А он – один.
Пальцы сжаты в кулачки,
кроме указательного.

Эта долька для ежа!
Эта долька для чижа!
Эта долька для утят!
Эта долька для котят!
Эта долька для бобра!
А для волка кожура!
Загибают по одному пальчику
на обеих руках, начиная с
мизинцев.


Он сердит на нас –
Беда!
Сжимают и разжимают
пальцы на обеих руках.

Разбегайтесь кто куда
Пальцы разжаты, напряжены
и расставлены в стороны.


10. Развитие графомоторных навыков.
- Овощи положите в ящик, фрукты соберите в корзину. Провидите линии дорожки.

11. Драматизация
- Ребята, мы с вами знаем много стихотворений об овощах и фруктах. Расскажем их нашим гостям? (уход детей за ширму, одевание масок) .
Я – морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Я – толстый красный помидор,
Люблю детишек давних пор.
Я – витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!
А я - сочная капуста,
Витаминами горжусь.
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
Яблоко - чудесный фрукт
Я расту и там и тут
Полосатое, цветное
Свежее и наливное.
Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай:
Полюбите меня, дети!
Я полезней всех на свете.
Я - заморский гость, банан,
Переплыл я океан.
Меня солнце попросило
Передать свою вам силу.
Вместе: Ешьте овощи и фрукты, будете здоровы!
12. Итог занятия.
- Что мы сегодня с вами повторили?
- В какие игры играли?
- За то, что вы так хорошо играли, я подготовила вам угощение. Занятие окончено.









Цели занятия:
Коррекционно – образовательные:
– Уточнение словарного запаса по теме «Сад-огород».
– Совершенствовать грамматический строй речи: формировать навык образования и употребления уменьшительно-ласкательных форм существительных, согласования прилагательных с существительными.
- Обучать ответам на вопросы полным предложением.
– Формировать навык образования относительных прилагательных;
Коррекционно – развивающие:
- развивать тонкую и общую моторику, чувство ритма, координации речи с движениями;
– формирование фонематического слуха;
– автоматизация произнесения поставленных звуков в словах;
– формирование памяти и мышления.
Коррекционно-воспитательная:
–воспитание интереса к окружающему миру.
Оборудование: муляжи овощей и фруктов, предметные картинки сада, огорода, овощей и фруктов, проектор, компьютер, мяч, маски овощей и фруктов.









МБДОУ
Бакалинский детский сад «Сказка»





Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
в старшей группе
«Сад. Огород»







Разработала учитель – логопед:
Ахметханова Эльмира Нуровна

2015год