ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Ежегодно тысячи нарядных первоклашек приходят в школу. Глаза их горят надеждой, ведь мама сказала, что они идут учиться. Какова же боль разочарования в сердцах детей и родителей, когда от учителей приходится слышать о том, что у ребёнка не получается писать.
«Он у вас путает буквы!» « У него некрасивый почерк! Я вам хорошую оценку не могу поставить!»- часто слышат родители таких детей от учителя. И вот уже первая двойка, слёзы, обида. Постепенно радость ожидания сменяется разочарованием. А впереди ещё 11 лет ученья. Сколько придётся выслушать обвинения в неумении писать грамотно.А ведь трудится такой ребёнок не меньше, а порой и больше, чем его одноклассники.
Так почему же один ребёнок пишет красиво, ровно выводит буковки, а у другого они прыгают, будто кузнечики. Один прописывает все буковки в слове, а другой, пропускает буквы порой и целые слоги, переставляет их местами.
Очень часто в основе нарушений письма лежит недостаточная сформированность фонетико-фонематических процессов. Разумеется, умение слышать и различать звуки , это один из важных критериев, влияющих на успешное формирование навыка письма.
Однако, проработав в должности школьного логопеда 16 лет, много раз сталкивалась с тем, что ребёнок уже и звуко-буквенный анализ выполняет без ошибок и складывает слово из звуков, а проблема не уходит – читает и пишет с ошибками. В чем причина, что делать с такими детьми? Начала искать ответ в литературе. И наткнулась на очень неожиданные исследования. Современная техника позволяет проследить за движением глаз читающего. Оказывается, ребёнок-дислексик не может последовательно переводить взгляд с буквы на букву, движения его зрачков хаотичны, он с трудом может зафиксировать взгляд.
В работе с такими детьми обязательно нужно использовать задания для развития зрительных ориентировок. Это и так называемые корректурные пробы, когда ребёнок должен вычеркнуть все буквы «о» или «р» и т.д.
Для профилактики оптической дисграфии и дислексии у первоклассников, которые ещё не умеют читать, использую карточки с разноцветными точками, ребёнок должен последовательно выбрать все точки одного цвета, либо перечислить подряд все точки. (Синяя, красная, синяя, черная, черная и т.д.) Причем, начинаю работу с карточек, где точки более крупные, можно сказать кружочки. Постепенно кружочки уменьшаются, доходят до размера букв и чуть меньше. При желании, точки можно заменить любыми геометрическими фигурами, например, вот такими:




Полезны в работе с такими детьми будут и буквенные таблицы Шульте, разного рода лабиринты. Числовые и буквенные пирамиды. Очень интересны и полезны для детей графические диктанты. Они учат ребёнка не только фиксировать взгляд, но и следить за движениями кончика карандаша.
Позже перехожу к заданиям типа найти сходные буквы, найти одинаковые буквы среди букв, написанных разным шрифтом, предлагаю детям зашумленные изображения букв.
Хорошо способствуют развитию зрительных дифференцировок срисовывания серии изображений полуовалов и линий.

С учениками 2 класса на занятиях по коррекции нарушений письма и чтения полезно выполнять задания на чтение и записывание буквенных сочетаний:
Асточ,чосат, саточ, тосач и т.д.
лодчу,лудчо, длучо, чудол …
мукат, такум, тамук, умкат …
Такие задания заставляют ребёнка внимательно читать каждую букву, а это в свою очередь способствует формированию зрительных образов букв.
Любят дети составлять слова из рассыпанных букв, из слогов.
Полезно также выполнять упражнения на чтение и списывание рукописного текста и исправление в нем ошибок.
Одним их важных условий в достижении устойчивого положительного эффекта при выполнении таких упражнений является желание ребёнка. Чтобы достичь положительной мотивации у детей, необходимо проводить занятия в игровой форме, в форме соревнования, в добродушной атмосфере.
К сожалению, полного преодоления дефектов чтения и письма достичь удаётся не всегда. Нельзя забывать, что чаще всего причина таких нарушений обусловлена органическим поражением центральной нервной системы. Нужно научиться не обижать таких детей и помнить, что каждый ребёнок по-своему талантлив. Ведь когда-то и Агату Кристи родители забрали из школы, потому, что она не могла освоить навыки письма. Говорят, что число дисграфических ошибок в её рукописях оставалось значительным всегда. Однако, это не помешало ей войти в историю мировой литературы.